itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Владыка Амвросий и интеллигенция

Впечатления очевидца

0
423
Время на чтение 5 минут

Владыка Амвросий (Щуров) был яркой и очень сильной личностью. Но многие его духовные и человеческие качества открывались не сразу. Издали человеку неподготовленному он мог показаться слишком помпезным и церемонным. Впрочем, для человека духовно опытного и развитого тут не могло быть никаких сомнений: архиепископ Амвросий своим благолепием и глубоким молитвенным настроем сразу создавал атмосферу мира и любви Божией.

Гораздо лучше это можно было прочувствовать при личном общении. В середине девяностых годов мне довелось несколько раз обстоятельно пообщаться с Владыкой в связи с образованием и деятельностью Собрания любителей православной книги. Заседания Собрания проходили в библиотеке № 18 Централизованной библиотечной системы г. Иваново. В них принимали участие многие священники, клирики и миряне нашего областного центра. Тогда это было новым и нужным делом. Ведь было много людей, которые очень тянулись к Богу и Церкви, но чувствовали себя на новом пути еще неуверенно. На заседаниях обсуждались темы о христианском вероучении, о Церкви, о жизни во Христе. После целого ряда собраний в гостеприимной библиотеке в Пустошь Боре появилось предложение о встрече их постоянных участников с Владыкой Амвросием.

Тогда я – как постоянный участник данных заседаний – и отправился в маленький уютный домик на улице Колотилова, где тогда каким-то образом помещалось все Епархиальное управление, и находился личный кабинет Владыки. Мы виделись с Владыкой несколько раз, а однажды разговаривали довольно долго. Я заранее принес вопросы участников будущей встречи с ним, и мы говорили об этом и о многом другом.

Много позже я понял, что самому Владыке куда ближе простые прихожане, нежели профессора, заслуженные артисты или золотые перья журналистики. Но и с интеллигенцией архиепископ Амвросий умел вести диалог очень мирно, уважительно и душеполезно. Так что и впервые познакомившиеся с ним преподаватели, врачи, предприниматели, чиновники зачастую бывали прямо-таки покорены ровной интонацией голоса Владыки, его умением дать им именно то, что для них было так необходимо и драгоценно.

И на самой встрече в библиотеке Владыка говорил негромко, неспешно и очень доверительно. Все вопросы участников собраний он осветил точно и исчерпывающе. Люди слушали правящего архиерея, затаив дыхание. Многое из сказанного Владыкой для них было настоящим открытием. Казалось, что слушатели готовы были приходить к Владыке вновь и вновь.

В конце 1990-х годов в г. Иваново открылись сразу два новых учебных заведения – Ивановский православный богословский институт в 1998 году и Духовное училище (ныне – Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская православная духовная семинария) в 1999 году. Владыка Амвросий сделал очень много для становления этих очень разных учебных заведений, причем, как и всегда – без суеты и шума. Но веско и убедительно.

Приведу в этой связи один очень показательный случай. Архиепископ Амвросий, как правящий архиерей, пригласил к себе в Епархиальное управление для беседы преподавателей и учащихся только что созданного Ивановского православного богословского института. Это представлялось вполне естественным делом – ведь по канонам Церкви учить вере должен именно епископ. И если существует такой институт, то его преподаватели должны, по меньшей мере, получить предварительное наставление от правящего архиерея. По стечению обстоятельств в назначенный день смогли прибыть на встречу только два человека – иеромонах Иоанн (Руденко), ныне епископ Воркутинский и Усинский Иоанн, и я. Если мне не изменяет память, Владыка Амвросий беседовал с нами более часа. Он говорил о том, что наше дело надо вести очень благоговейно, усердно, с уважением традиций и канонов Церкви. И еще – «не быть немоляками». Здесь Владыка очень остроумно напомнил о давно исчезнувшей секте «немоляков», которые считали «внешнюю» молитву к Богу совершенно необязательной для спасения. После встречи я записал наставления Владыки в виде двенадцати тезисов и отдал отцу Иоанну в дополнение к его собственным впечатлениям. Было устроено общее собрание преподавателей и учащихся Богословского института, и иеромонах Иоанн довел до сведения собравшихся наставления нашего Архипастыря.

Большое терпение проявил Владыка Амвросий и в общении с членами оргкомитета по проведению в г. Иваново Царских дней, посвященных памяти Государя-мученика Николая II. Они проходили неоднократно, начиная с 2001 г. Надо признать, что это доброе дело сталкивалось с немалыми трудностями. Лично у меня были серьезные разногласия с членами оргкомитета, и после первых Царских дней я вышел из его состава. В этой связи вместе с некоторыми участниками этого начинания я несколько раз был у Владыки. Обсуждение подготовки Царских дней подчас шло в напряженной атмосфере. Несколько раз другие члены оргкомитета прямо при архиепископе Амвросии в резкой форме высказывали возражения в мой адрес. Владыка неизменно сохранял мирный дух и явно стремился уврачевать раздоры. Это производило очень благоприятное впечатление и, думаю, помогало всем участникам этого начинания не сосредоточиваться на своих амбициях, а заботиться о благе Церкви.

Не раз мне приходилось присутствовать и на многих мероприятиях, проходивших в Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии. В них участвовало немало высокопоставленных лиц, иностранных гостей, были также другие архиереи, постоянно принимали участие священники нашей епархии. Всегда в центре всего был Владыка Амвросий. И не потому, что он был старше остальных (бывали и другие участники в почтенных летах), и даже не потому, что он был правящим архиереем. Просто все участники понимали – именно Владыка Амвросий своей духовной мудростью, безупречным стилем поведения и авторитетом становится здесь ключевой фигурой. Причем, важно было не только решение поставленных вопросов. Просто находиться рядом с Владыкой было само по себе благом. Я, например, старался оставаться на этих мероприятиях до самого их завершения. Сидя за общей трапезе, я не всегда и слушал ведущиеся за столом разговоры: достаточно было только находиться недалеко от Владыки. И после завершения мероприятия я всегда в таких случаях ощущал бодрость и прилив сил.

Владыка Амвросий смог установить добрые и очень доверительные отношения с руководителями и многими преподавателями Ивановского государственного университета. И первый ректор ИвГУ, Владимир Николаевич Латышев, и нынешний ректор, Владимир Николаевич Егоров, очень ценили возможность побеседовать с архиепископом Амвросием. Очень хорошие контакты были у Владыки и с ректором Ивановского архитектурно-строительного университета (теперь – он президент Ивановского государственного политехнического университета) Сергеем Викторовичем Федосовым.

Конечно, приведенные мною факты – это лишь капля в море того, что можно и нужно было бы засвидетельствовать об огромном духовном труде почившего недавно Владыки Амвросия на Ивановской земле. Можно надеяться, что это будет сделано. Пока же хотелось бы заключить эти небольшие заметки отрывком из написанной мною рецензии на одну из книг Алексея Александровича Федотова по церковной истории Ивановской епархии, вышедшей еще в 2002 г., при жизни нашего Владыки: «Уже сейчас очевидно, что очень хорошо знающий епархию, людей своего края, имевший опыт служения в “глубинке” и в кафедральном соборе, ревностный пастырь и молитвенник отец Амвросий как нельзя лучше подходил для архиерейского служения на нашей труднейшей во многих отношениях кафедре. Четверть века (в итоге – почти тридцать лет – С.У.) постоянного управления Ивановской епархией архиепископом Амвросием – большое благо для всех нас, ивановцев, в том числе и для неправославных и неверующих. Ибо все лично общавшиеся с владыкой Амвросием, как правило, выносят из этого общения чувство глубокого уважения и – что существенно – понимания общественной значимости и благотворности Православной Церкви для нашей Родины».

Усманов Сергей Михайлович, доктор исторических наук, профессор Ивановского государственного университета

Из книги: «Я возжелал заповедей Твоих. Памяти архиепископа Амвросия (Щурова)». М., 2017

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Сергей Усманов
Владыка Амвросий и интеллигенция
Впечатления очевидца
10.11.2021
Все статьи Сергей Усманов
Последние комментарии
Так каковы конечные цели спецоперации?
Новый комментарий от Калужанин
06.07.2022 13:17
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Наблюдатель
06.07.2022 13:13
За что мы воюем?
Новый комментарий от Константин В.
06.07.2022 13:07
Так победим!
Новый комментарий от Марфа Зотова
06.07.2022 12:29
«Не умеем мы жить для себя»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.07.2022 12:07
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
06.07.2022 11:12
Кого американцы называют «полезными
Новый комментарий от наталья чистякова
06.07.2022 10:59