На юбилейных торжествах Рогожского

Игумен Кирилл (Сахаров) 
0
20.10.2021 620

17 октября на Рогожском в Духовном Центре Русской Православной Старообрядческой Церкви прошли юбилейные торжества, посвящённые 250-летию основания Рогожского. Позвонил в Митрополию, просил передать владыке Корнилию поздравления с престольным праздником Покровского кафедрального собора и с этим юбилеем. Сотрудник Митрополии в ответ: «Мы Вас приглашаем». Вспомнил, как во время поездки в Мстёру секретарь митрополита озвучивал ему программу мероприятий на следующий день. У владыки невольно вырвалось: «А когда же мне отдыхать?» То же самое подумал и я, а потом сказал, что не получал письменного приглашения с программой мероприятий – в надежде, что может быть всё как-то забудется и рассосётся. Каково же было моё удивление, когда не прошло и часа, как на электронной почте нашего храма появляется приглашение за подписью митрополита Корнилия. Ничего не поделаешь, надо ехать – в конце концов, такие юбилеи бывают раз в полвека – до следующего, естественно, не доживу. Конечно, что-то узнаю нового, побывав на юбилее, хотя почти за полвека соприкосновения с Рогожским, казалось бы, уже всё знаешь, изучил вдоль и поперёк. Отношение ко мне в целом благожелательное, хотя в СМИ иной раз встречаются ярлыки, типа «агент», «соглядатай» и т. п.

Приезжаю заранее, зайдя, как всегда, в Никольскую церковь РПЦ поклониться чтимым иконам Троеручицы и свт. Николы. Митрополит пришёл ранее озвученного времени, все выдвинулись на территорию, ближе к воротам на открытие фотовыставки (она продолжилась в Доме причта). На фотографиях преимущественно Крестные ходы, групповые и индивидуальные снимки старообрядческих деятелей. Большинство из них были крупного формата. Пояснения к фотографиям в основном давал новый настоятель собора о. Алексей Михеев. На улице особенно запомнилась фотография участников поездки в с. Шувое Московской области на юбилей (70-летие) о. Петра Михеева: архиепископа Флавиана, о. Василия Королёва и др. О. Пётр 9 лет провёл в заключении, преследовался при жизни. Однажды он спрятался в стоге сена, где с помощью вил его пытались там обнаружить, но безуспешно. К сожалению, на следующий год после юбилея он скончался. Фотография о. Виктора Жельцова (в чтецы его рукополагал епископ Геронтий, причисленный в РПСЦ к лику святых) с Евангелием, украшенным драгоценными камнями. Фото отпевания трагически погибшего о. Евгения Бобкова (октябрь 1985 г.; я присутствовал на этом отпевании). Возглавлял его местоблюститель архиепископского престола епископ Анастасий. Масса народу. Заметная струйка внешних, не старообрядцев. Многочисленная родня. Больше всего запомнилось чтение будущим отцом Сергием Бобковым заупокойного Апостола и его утешение девочке – другу семьи. Поразило отсутствие надрывности, безысходности, придавленности произошедшей трагедией, хотя была заметна некоторая растерянность у владыки и духовенства. Доминировало то, что мы называем «радостотворная печаль». Помню ещё, как удивительно легко я проник в кабинет владыки Питирима и предложил ему опубликовать в «Журнале Московской Патриархии» фотографию с отпевания отца Евгения. На фотографии отпевания можно увидеть диакона Александра – будущего митрополита Алимпия - и знаменитого рогожского уставщика, «человека-легенду» Валентина Александровича Лукина (в день, когда исполнилось 50 лет его служения на крылосе, неожиданно для всех он стал читать 50 псалом – именно с чтения его полвека назад началось его служение). О. Евгений был ярким полемистом. Примечательная деталь: никогда до принятия сана, в любых обстоятельствах, он не брился. Был примером ревностного совершения богослужений. В быту он был очень непритязательным, зимой и летом ходил в одних туфлях. Никогда не критиковал церковное руководство и не любил, когда это делали другие. Однажды в Клинцах некий пожилой человек в очередной раз стал критиковать архиепископа. Отец Евгений с помощником молча взяли его за руки и ноги и аккуратно вынесли из помещения – остынь, мол, старец.
Первый раз я увидел отца Евгения в середине 70-х, когда, будучи студентом светского ВУЗа, побывал на всенощной в Покровском соборе на Рогожском. Отец Евгений, тогда диакон, читал на службе эксапсалмы (шестопсалмие). Прошло несколько десятилетий, сотни раз я слышал чтение эксапсалмов, но то чтение было неповторимым, оно глубоко врезалось мне в память. Как сейчас вижу его немного сутулую фигуру, возвышающуюся на амвоне, со спускающимися до поясницы волосами. Огромный собор, море мерцающих лампад, абсолютная тишина. Доверительно и проникновенно проходила беседа с Творцом неба и земли. Было обострённое чувство близости Бога. Слыша об этом необычайно одарённом человеке, я, будучи насельником Данилова монастыря, вскоре после его открытия, написал ему письмо, где выразил робкое желание пообщаться с ним. И что вы думаете? – через короткое время отец Евгений с сыном приезжает в Данилов. Я провел экскурсию, и вот уже в полной мере наслаждаюсь общением с этим удивительным человеком. Нужно отметить, что во время своих общений отец Евгений обращал внимание на трагедию раскола, свидетельствовал о духовном богатстве древнего благочестия.

Упомяну ещё о нескольких увиденных на фотовыставке персоналиях. О. Прокопий, настоятель собора в 70-е годы. Отчётливо помню, как на праздник Воздвижения его, человека почтенного возраста, воздвигавшего крест, два крепких старика с помощью полотенец, протянутых под мышками, поддерживали за руки. Как его, идущего по храму, вдруг заклинивало и с большим трудом застывшего на месте священнослужителя подвигали идти дальше. Поистине потрясающий пример нахождения на боевом посту до конца!

На нескольких фотографиях можно было увидеть о. Георгия Устинова. Это был эрудированный и начитанный человек, очень обаятельный в общении. Помню его и в качестве протодиакона, и в качестве священника – настоятеля собора и секретаря Митрополии. Лично с ним я познакомился, когда уже открылся Данилов монастырь. Это было тяжёлое для него время – он был в состоянии запрещения. Знакомство произошло на проходной в мастерских Патриархии у Тихвинской церкви на ВДНХ. Я туда специально ездил, чтобы с ним поговорить. О. Георгий оказался очень интересным доброжелательным человеком. Заинтересовался вариантом перехода на работу в Данилов монастырь. При моём содействии был принят туда, стал начальником отдела кадров (вспомнилось сталинское – «кадры решают всё»). Много раз мы с ним беседовали на разные темы, в который раз я выслушивал его версию о произошедшем с ним. К сожалению, о. Георгий так и умер в состоянии запрещения. Вечная ему память!

В Покровском кафедральном соборе была группа, которая, по его словам, его донимала. «Никонианщину разводишь», - говорили, когда крест на усопшем из елея он делал четырёхконечный, а они были за восьмиконечный. Или настаивали крестить в ледяной воде, а он ставил купель у батареи – комнатная температура. Или требовали крестить не в одной купели, а он приводил пример про расслабленного.
«Меня запретили за «ковы архиерею», навесили ярлык стукача; но без общения, контактов невозможно, а они, если что не так – обвинение. Сейчас без общения нельзя. Это в Молдавии, в селе…» - говорил он.

И ещё: «Существование Белокриницкой иерархии предохраняет Православную Церковь от соединения с католиками, а существование безпоповцев предохраняет нас от соединения с Православной Церковью».

Хотел бы ещё кратко сказать о двух настоятелях Покровского собора, изображённых на фотографиях. О. Александр Берестнёв (в схиме Амфилохий). С детских лет сей благочестивый муж был устремлён к служению Церкви Христовой. В нём была особенная стать, он обладал замечательным голосом, был очень внимателен к людям. О. Леонид Гусев был человеком детской простоты и сострадательного сердца. Щепетилен во всём, что касается богослужения и канонического порядка. За всё переживал – для него не было понятия «моя хата с краю». Всё, что касалось достоинства Церкви и несло угрозу для благочестия, вызывало в нём неподдельную тревогу. Из протодиаконов этого времени вспоминаю о. Фёдора. Это был усердный служитель алтаря Господня. Запомнились его слова: «Очень важно сохранить этот оазис в чистоте» (речь шла о Рогожском).

На церковной территории фоторяд замыкала пронзительная фотография человека с запоминающимися фамилией и именем – многолетнего сотрудника Митрополии Ромила Ивановича Хрусталёва. Это был глубоковоцерковлённый, высококультурный, интеллигентный и очень тактичный человек. Запомнился его рассказ об архиепископах послевоенного времени (они тоже присутствовали на фотографиях).

Архиепископ Флавиан (Слесарев) был Предстоятелем Старообрядческой Церкви 8 лет – с 1952 по 1960 годы. Мы с ним земляки – 43 года (1901 – 1944) он прослужил в Успенской церкви пос. Городище Луганской области. Об этом напоминает мраморная доска с его силуэтом при входе на территорию этого храма. До избрания архиепископом 6 лет он возглавлял Донскую и Кавказскую епархию. Очень любил порядок при богослужении. Своеобразной неповторимой погласицей читал Евангелие. Был очень грамотным и начитанным – в дореволюционной старообрядческой периодике можно встретить немало его проповедей и статей. В общей сложности у него за плечами почти 60 лет священнослужения. Страдал от болей в ногах. Будучи ещё мальчиком, Ромил Иванович после службы стягивал у него с ног меховые сапоги, а он говорил: «Ромильчик, мне бы сейчас продать ноги на что-нибудь холодное». Владыка Флавиан произносил на службах краткие, но ёмкие проповеди. Очень любил гостей – их было очень много, особенно из Городища и юга. За полгода до смерти по причине болезни он слёг. Вообще, при архиепископе Флавиане церковная жизнь активизировалась – стали чаще совершаться рукоположения. Он поощрял возврат к традиционной русской одежде – косовороткам и сарафанам. Очень любил церковное пение – при нём на Рогожском была организована школа церковного пения. На Рожество и Пасху он непременно приглашал певцов к себе в резиденцию.

Преемник Флавиана Иосиф (Моржаков) произносил более пространные проповеди, тщательно готовился к ним. После службы его ожидала большая масса народа – всем он старался уделить внимание. Говорил ещё: «Если возникнут какие-то вопросы, не стесняйтесь, звоните мне». Просил только приглашать его по телефону по гражданскому имени и отчеству – «Иван Михайлович». Такое было время…

После смерти Иосифа в 1970 году архиепископом избрали иеродиакона Никодима (Латышева). Он был твёрдым в вере, как говорится, «не поступался принципами», не поддавался на давление властей. Отношения с Советом по делам религии были напряжёнными. По причине болезни и с той целью, чтобы вдали от Москвы сохранить большую свободу в последние годы Никодим проживал в доме племянницы в Молдавии, приезжая в Москву в основном на Пасху и Пасхальную неделю. По принципу – «подальше от царей - голова целей». Конечно, такая ситуация не могла не отразиться на состоянии церковной жизни.

Потрясающим молитвенником и аскетом был преемник Никодима – Алимпий (Гусев). Неопустительно вычитывал длинное иноческое правило со множеством земных и поясных поклонов. В редкие минуты отдыха любил кормить синичек. Чаще всего читал поучения Никона Чёрной горы на церковно-славянском языке. Очень переживал за состояние церковных дел. Истово совершал богослужения, а внешними делами тяготился. На время его предстоятельства пришлись торжества по случаю 1000-летия Крещения Руси. Во время этих торжеств он был возведён в сан митрополита.

На одной из фотографий был изображён нынешний Томский епископ Григорий с четырьмя протопопами в «шапках» (митрах) – единственное фото на выставке, где старообрядческие священнослужители улыбаются. Запомнилась фотография первого послевоенного Крестного хода (1946 г.) на праздник святых Жен-мироносиц (тогда он прошёл с заходом на кладбище). Можно было также увидеть среди участников Крестных ходов детей, в том числе, будущих священнослужителей (о. Алексея Михеева, например).

После небольшого фуршета в зале, где проходят Советы Митрополии, с общим обзором истории Рогожского выступила известная исследовательница старообрядчества Е. Юхименко. Собравшихся приветствовали представитель властей господин Терентьев и видный безпоповский деятель М. Пашинин, автор книги «Москва старообрядческая» В. Козлов, а также старообрядческий священник из Новгорода о. Александр Панкратов (он выступал по видеосвязи). Предложили выступить и мне. В большом конференц-зале, в основном, выступал хор студентов Духовного Училища (на трапезе они продолжили петь). Особенно запомнились в их исполнении духовный стих «Был у Христа Младенца сад» и баллада о трёх сыновьях. Продолжились поздравления (после каждого поздравления все собравшиеся пели «многая лета»). Я примостился поближе к президиуму, за столом, примыкающим к нему (туда меня сажали и раньше). Оказавшись в «мясном окружении блюд» я принялся было за салат, тщательно выковыривая из него вкрапления из колбасы. Как и в прошлые разы не выдержал, и, улучив момент, стянул из архиерейского блюда кусок рыбы (потом митрополит мне уже сам её передавал). На столах было только красное домашнее вино. Особенно понравились фрукты – виноград, яблоки и мандарины, а также пирожки с рыбой и капустой (несколько их штук я по обыкновению, по окончании трапезы прихватил через помощника).


В целом юбилейные торжества (они продолжались ровно 5 часов, с 16 до 21 часа) прошли на достойном уровне и надолго останутся в благодарной памяти их участников.

Епископ Геронтий

Архиепископ Флавиан

Архиепископ Иосиф

Архиепископ Никодим

Митрополит Алимпий

О. Евгений Бобков

О. Георгий Устинов

Ромил Иванович Хрусталев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игумен Кирилл (Сахаров)
О культурном наследии старообрядчества
В Москве прошёл круглый стол «Культурное наследие московского старообрядчества. Опыт изучения, сохранения, возрождения и популяризации»
24.11.2021
1418 шагов по дорогам войны
Об уникальной экспозиции мемориального музейного комплекса «Дорога памяти» в Парке «Патриот»
19.11.2021
На Ваганьковском кладбище
В год его 250-летия. Часть 2
18.11.2021
«Идеальный тип русского человека»
В Москве отметили очередную годовщину памяти Вячеслава Михайловича Клыкова
28.10.2021
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Пост телесный для пользы душевной
Новый комментарий от Сант
28.11.2021 08:42
И всё же QR-коды проталкивают
Новый комментарий от Советский недобиток
28.11.2021 08:26
Что такое идеология?
Новый комментарий от Георгий Н.
28.11.2021 08:11
Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева
Новый комментарий от Сергей Швецов
28.11.2021 07:12