Ум и свобода

Геннадий Колдасов 
0
27.07.2021 404

Сегодня эти два понятия занимают всё больше места в умах самых разных уровней развития и не только среди молодёжи. Перед каждым деятельным умом встаёт сразу ряд вопросов. Свобода – это продукт свободного ума, не обузданных эмоций и желаний или больше - продукт хитрой и корыстной политики и геополитики? Что больше привлекает молодёжь: развитие ума или увеличение числа личных степеней свобод. Молодой человек знает, что если нет учёбы и работы ума, то нет и каникул со свободным временем. Точно также, если нет усилий ума в понимании свободы, то нет и реальной свободы. Свобода вместе с эмоциями больше тянет к увеличению степеней развлечений, чем к дисциплине ума. Может ли свобода ума от задач и проблем жизни совершенствовать возможности и силу ума? Должна ли абсолютная свобода освободить людей и от самой свободы? Почему у Христа есть заповеди любви и блаженства и нет заповедей свободы? Ответ можно поискать у первоапостола Павла.

Исторически люди стали обращаться к возможностям ума для решения житейских задач не потому, что стали свободны от задач реалий жизни и естественного любопытства, а потому что многие проблемы жизни становились всё более животрепещущими и значимыми, в частности, проблемы защиты и обороны.

А вот совсем свежий пример из сегодняшней жизни - не в успехе решения общественных и технологических задач, а в торжестве либеральных ценностей. Свободная 18-летняя личность, не меняя ни числа, ни качества своих степеней свободы, наехала на своём авто на троих детей и «подарила» их жизни своим степеням свободы!? Или, может быть, принесла языческие жертвы рыночным богам? Мог ли в этом случае ум помочь этой 18-летней личности поступить умнее, культурнее, благороднее и порядочнее, но не рыночнее?

На поставленные вопросы может быть много ответов. И чем свободнее окажутся отвечающие, тем в большем изобилии ответов мы утонем. Смысловая глубина ответов и общественная польза от них на деле определяется не степенями свобод говорящего, а историческим опытом, проницательности и ума общественного института или личности, отвечающих на вопросы. Русская Православная Церковь посвятила изучению базовых российских общественных вопросов уже более 1000 лет.

Православная Церковь изучает и освящает базовую проблему российского общества, начиная с опыта далёких библейских и языческих времён, исходя из главной своей задачи стяжания православными христианами Царствия Небесного через Богообщение в таинстве покаяния и принятия Святых Даров. Перед каждым православным естественно в числе других встаёт вопрос: «Что в таинстве покаяния и принятия Святых Даров важнее: число степеней свобода православного или более дисциплинированный и проницательный его ум?»

Православным инструментом к решению этого вопроса в Православной Церкви являются: Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу, Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Канон к Ангелу-хранителю, Последование к Святому Причастию. Во всех этих канонах используется и понятие ума и понятия свобода в различных ракурсах. Понятие ума в них встречается 12 раз, а понятие свободы – 7 раз.

В покаянном каноне в песни 1 читаем «даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько». В песни 1 к свободе имеет отношение её концовка: «от сети диаволи избави ми и на путь покаяния настави мя». Там же в песни 5 читаем тоже не о самой свободе а её следствиях для незрелой души и тела: «Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, грехов ради порабощен еси…» А в песни 6 читаем: «Милостивый Владыко, свободи мя от работы сея вражия, и даждь ми разум творити волю Твою». И далее: «и даждь ми сердце творити заповеди Твоя, и даждь ми ум знати волю Твою, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его».

И в заключительной молитве покаянного канона: «возвыси мой ум к Тебе». И так, в каноне на 5 обращений к уму и разуму встретили одно прямое обращение к освобождению и два о порабощении человека сетью дьявола и грехами.

Канон молебный ко Пресвятой Богородице начинается тропарём, где есть такие слова: «Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны?» В песни 1 находим: «Избави нас от бед, Богородице чистая, вечное родши избавление, и мир, всяк ум преимущий» В заключительной молитве: «Вразуми и научи ми, Царице Небесная».

В каноне Ангелу-хранителю уже в 3-й строке читаем: «ум мой утверди во истинном пути…». И в песне 1 вскоре: «Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления». В песне 4: «от всяких ми бед свободи… молитвами, и от части шуия да отлучен буду молитвами твоими». В песне 6: «Всяких ми напастей свободи и от печалей спаси». И тут же вскоре: «Освети ум мой, блаже, и просвети ми, молюся ти, святый Ангеле, и мыслити ми полезная всегда настави мя». В песне 9: «Мыслити ми присно и творити, Господень Ангеле, благая и полезная даруй, яко сильна яви в немощи и непорочна».

В каноне Ангел-хранителю на 6 обращений к уму встретили 2 прямые просьбы к конкретному освобождению.

Последование ко Святому Причащению также содержит в песни 6: «Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби не осужденно к страшным Тайнам приступити.». И в песне 7: «Да избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби, трепетом и любовью со благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим бессмертным и Божественным Тайнам, пети Тебе сподоби: благословен еси, Господи, Боже отец наших.».

Какие может сделать выводы пытливый ум, ознакомясь с содержанием Покаянных канонов. 1. Имеет смысл, стремиться к конкретной свободе от: страстей, грехов, врагов, рыночных жертвоприношений, нужды и всякие скорби, а не к какой-то абстрактной свободе, растворённой в либеральной мечтательности и глупости.

2. Любовь – не свобода, а узы, может быть, сладкие, желанные, но узы. Мир так премудро, или, по крайней мере, умно сотворён, что нарушение одной как-то мировой константы на одну десятитысячную долю приведёт к гибели всего мира. Строго говоря, окружающий нас мир не свободен сам от себя, Он сам - в себе самом! Без ума и без сердца в этом не разберёшься.

3. Радует так же и то, что человеку совсем не обязательно умирать насовсем, человек в принципе может быть свободен от смерти, но - не через деньги, а через Бога! Деньги придумали рыночные люди, которые обычно дальше рынка плохо видят и мало, что понимают. О чём, в частности, красноречиво говорят многие, всё возрастающие числом, факты обманов, воровства, санкций и подлых претензий.

Но мир сотворил Бог и он отечески его надзирает, несмотря ни на какие нечестивые козни! Думайте с Богом!

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Геннадий Колдасов
Свобода и бескультурье
Цикл статей
31.08.2021
Трудовые отряды и детдомовцы
У России есть только одна стратегия защищённой жизни – объединение в единое целое с продуманной молодёжной политикой
03.08.2021
Об угловатостях нашей жизни
Что принесла первая четверть 2021 года
29.06.2021
Футбол в моей жизни
Послевоенная спортивная жизнь в городе на Неве
16.06.2021
Все статьи Геннадий Колдасов
Последние комментарии
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от elenoid
17.09.2021 22:07
Надежда на обязательную вакцинацию для всех
Новый комментарий от Геннадий С.
17.09.2021 21:06
Остановим ли мы прогрессирующую дебилизацию общества?
Новый комментарий от Алексей Юрьев
17.09.2021 17:32
Во свете открывается тьма
Новый комментарий от Игорь Бондарев
17.09.2021 16:00
«Хочу видеть Думу творческой, многоликой, одухотворённой»
Новый комментарий от Русский Сталинист
17.09.2021 14:10