50 лет назад, 25 июня 1971 года, скончался один из «отцов» отечественной космонавтики, создатель уникальных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) для ракетно-космической техники, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий Алексей Михайлович Исаев.
Родился он в 1908 году в Петербурге в семье известного учёного-правоведа, в 1931-м окончил Московский горный институт, работал в проектных организациях, на строительстве Магнитки, Запорожстали, Днепрогэса, перепробовал много профессий, однако ни одной не был удовлетворён (как он сам говорил: «Чувствую, не моё то дело»). В поисках цели жизни и любимого дела он обратился к авиации и в 1934 г. поступил в КБ авиаконструктора В.Ф. Болховитинова, где и нашёл своё призвание, создав вместе с А.Я. Березняком первый в стране самолёт с ракетным двигателем БИ-1.
В 1944 г. Александра Михайловича назначили главным конструктором КБ (ныне КБ ХимМаш им. А.М.Исаева в г. Королёве). Здесь были созданы его знаменитые ЖРД для зенитных ракетных комплексов, ракет подводных лодок, авиационных ракет, крылатых ракет, разгонных блоков и тормозных двигательных установок пилотируемых космических кораблей, корректирующих двигателей космических аппаратов и межпланетных станций и мн. др.
А.М. Исаев был генератором большого числа принципиально новых идей, а его КБ внесло фундаментальный научный и практический вклад в решение как общих проблем проектирования ЖРД (что было особенно важно в период становления отечественного двигателестроения), так и специфических задач для каждого из перечисленных направлений.
Лидер по натуре, Алексей Михайлович не только формулировал основополагающие положения, но и щедро передавал накопленный опыт другим. По его инициативе было создано ОКБ С.Косберга, появление тематики по ЖРД в ОКБ С.Туманского и С.Изотова, он передал конструкторскую документацию по ряду новых разработок в ОКБ В. Глушко. Такой альтруизм был редкостью среди конкурирующих Главных конструкторов.
Великий конструктор, он был ярчайшей личностью, наделенной истинно светлыми человеческими качествами, снискавшими ему глубокое уважение и любовь сотрудников, а также многих, кому посчастливилось общаться с ним. Сам он шутил: «В наше время роль главного конструктора заключается в том, чтобы не мешать работать другим». Вместе с С.П. Королёвы он стал прообразом Главного конструктора в фильме «Укрощение огня».
Один из его сотрудников вспоминал: «Как обычно всё происходило? Собирал Алексей Михайлович сподвижников у себя в кабинете и говорил: “Есть идея. Не идея даже, а так – сон в летнюю ночь. Отдаю её вам на освистание”. Выкладывал идею, возникали первые вопросы, сомнения. Потом начиналось “освистание”: шум, крики – каждый отстаивал свою точку зрения. А он сидел где-нибудь на подоконнике, а чаще, оседлав верхом стул, слушал, встревал, “подливал масла в огонь”. И в конце говорил: “Рискнем, бога нет!” – одна из характерных его поговорок. И рисковали, и получалось, и сделали много – так много, что невозможно обо всем рассказать».
Успехи не вскружили ему голову. От предложения баллотироваться на звание академика, Исаев решительно отказался. Он считал себя конструктором, и звание инженера ставил ничуть не ниже звания академика.
Умер Алексей Михайлович внезапно, не дожив до 63-х, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Его именем названа улица в г. Королёве и кратер на Луне, на которую ракеты с исаевскими двигателями доставляли наши «луноходы».