Сколько может стоить России содержание монархии?

Александр Семиреченский 
0
23.06.2021 989

ЧАСТЬ 1. Расходы на монархию в европейских странах

«Мы не семья – мы фирма» (британский король Георг VI)

Одним из доводов против восстановления монархии является ошибочное мнение о том, что ее содержание обойдется государственному бюджету дороже, чем содержание президента и его аппарата. Анализ этого вопроса показывает, что в действительности расходы не вырастут. В зависимости от модели монархии, которую выберет Россия, расходы не изменятся, либо сократятся. Сначала мы сделаем обзор расходов на монархию в современных странах. Затем сопоставим данные с расходами на главу государства в республиканской России. В итоге мы сможем оценить расходы на монархию в будущей имперской России.

Источники содержания монархий. Содержание монархического института происходит из двух источников: государственного бюджета и управления королевской собственностью.

Часть государственного бюджета, которая предоставляется в личное распоряжение монарха для нужд его самого и его дома, именуется цивильным листом или королевской субсидией (souverein grant в Великобритании с 2012 г.). В состав цивильного листа входят личные расходы монарха, расходы на содержание двора, на поощрение наук и искусств, на благотворительность. Другие расходы могут быть, в зависимости от традиций страны, включены в цивильный лист либо производиться из особых ассигнований: расходы на августейших лиц (содержание двора супруги монарха, наследника, отрекшегося монарха, вдовствующей монархини), расходы на охрану и экстраординарные расходы (государственные визиты, путешествия, помощь от имени монарха при стихийных бедствиях и катастрофах).

Доходы от управления королевской собственностью (crown estate) изменчивы по размеру и разнообразны по содержанию: доходы от управления недвижимостью (жилье, земли), продажа сельскохозяйственной и промышленной, в т.ч. сувенирной продукции. Данные доходы могут быть сопоставимыми с цивильным листом либо значительно его превышать.

Расходы на европейские монархии в настоящее время. Среди европейских монархий Британская является самой финансово обеспеченной. В Великобритании суверенный грант составлял в 2015 г 42,8 млн., а доход от собственности короны 285,1 млн. фунтов. Дополнительные доходы: принца Уэльского Чарльза – 21,5 млн., ассигнования на содержание герцога Эдинбургского Филиппа 359 тыс. фунтов. Всего, по данным медиагруппы Republic, с учетом различных скрытых трат получается 334 млн. фунтов (возьмем для расчетов эти неофициальные данные). Иное соотношение в Швеции, где размер цивильного листа составляет 65 млн., тогда как на содержание дворцов ассигнуется около 60 млн. крон. Плюс доход от посещения публикой дворцов.

Теперь сравним затраты по нескольким странам в абсолютных цифрах и в отношении к размеру государственного бюджета.

Таблица 1. Расходы на содержание европейских монархий

в середине 2010-х гг.

Королевство

В национальной валюте, млн.

В рублях, млрд.

В отношении к доходам бюджета, %

Великобритания

337 (фунтов стерлингов)

26,837

0,043

Норвегия

460 (норвежских крон)

3,344

0,025

Швеция

125 (шведских крон)

0,846

0,005

Дания

74,9 (датских крон)

0,717

0,007

Нидерланды

41,2 (евро)

2,940

0,014

Бельгия

36,2 (евро)

2,584

0,017

Испания

7,8 (евро)

0,557

0,002

Люксембург

8,7 (евро)

0,621

0,034

Как видно, из таблицы 1, расходы на Британскую монархию выше на 1-2 порядка по сравнению с остальными. Однако расчет расходов в отношении к бюджету резко уменьшает эту разницу: превышение становится только двух- или трехкратным. Если бюджет страны невелик, то расходы на монархию становятся более заметными (Нидерланды, Бельгия, Люксембург). При этом в наименьший объем полномочий монарха выражается и в наименьших затратах (Испания). Характерно, что дворцы, резиденции, основанные испанской короной, являются собственностью государства. Они используются для проживания членов королевской семьи, но в остальное время открыты для посещения публикой.

Любопытные ограничения существуют в Нидерландах в связи, очевидно, со сравнительно небольшим размером государственного бюджета. Содержание от государства получают правящие король Виллем-Александр (5,5 млн. евро в год) с королевой Максимой (1,1 млн.), а также отрекшаяся от престола королева Беатрикс (1,5 млн.). Остальным членам династии выплаты от государства не полагаются.

Высокие затраты на монархию в Великобритании связаны, на наш взгляд, с необходимостью поддержки Британского содружества. Члены Виндзорского дома много путешествуют, поддерживая связи в своей пока дремлющей квазиимперии. Также интересен факт более высоких относительных затрат на люксембургскую монархию, великий герцог которой сохраняет наиболее широкие полномочия по сравнению с другими государями Европы. Это редкая в современной Европе дуалистическая монархия.

Разумеется, существование монархии приносит государству и доход, который включает в себя экономический подъем туризма, удорожание брендов компаний-поставщиков монаршего двора, а также выручку от меморабилий (памятной, сувенирной продукции). Например, по оценкам экспертов Консалтинговая компания Brand Finance, в 2016 г. общий вклад британской монархии в экономику страны составил 1,14 млрд. фунтов (около 90 млрд. руб.). Другими словами, доходы от монархии превысили неофициальные расходы на нее почти в 3,5 раз (официальные – в 26 раз!).

Таким образом, расходы на современные европейские монархии составляют незначительную часть государственного бюджета, при этом само их существование положительно сказывается на экономике стран.

Расходы на европейские монархии в ретроспективе. В настоящее время на фоне глобального экономического кризиса монархии сокращают свои расходы. Это характерно и для богатой британской и для стесненной в средствах испанской монархий. Если же мы посмотрим на статистику прошлого, то, например, во второй половине XIX века размеры цивильного листа, как правило, увеличивались, особенно значительно в Великобритании и Пруссии (таблица 2). Исключение составили Бавария и Саксония, в которых расходы на королевские семейства сокращались после вхождения в состав единого немецкого государства. При этом мы видим, что в условных денежных единицах на душу населения в этих двух королевствах расходы на монархию были в разы выше, чем в других европейских государствах.

Таблица 2. Изменение величины цивильного листа во второй половине XIX века и финансовая нагрузка на душу населения (на основе данных Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, 1903)

Страны

Кратность изменения размера цивильного листа с 1852 по 1901 гг., раз

Количество условных денежных единиц на душу населения на начало ХХ в.

Великобритания

+29,93

1

Австро-Венгрия

+2,34

1,21

Пруссия

+6,10

1,69

Бавария

–2,81

3,21

Италия

+4,10

1,34

Саксония

–4,09

3,31

Однако вторая половина девятнадцатого столетия была временем бурного промышленного развития и экономического развития. Бюджеты стран росли быстрее, чем размеры цивильного листа, поэтому затраты на монархию в отношении к текущему бюджету снижались (таблица 3).

Таблица 3. Размеры цивильного листа в конце и в середине XIX века

в отношении к текущему бюджету европейских монархий

Страны

Отношение к бюджету, %

Кратность уменьшения, раз

1852-59 гг.

1898—1901 гг.

Великобритания

0,5

0,3

1,67

Австро-Венгрия

2

0,6

3,33

Пруссия

2

0,6

3,33

Бавария

7

1,2

5,83

Италия

8

0,6

13,33

Саксония

10

2,5

4,0

В настоящее время тенденция снижения расходов на монархии продолжается. Подобные идеи, как показывают социологические опросы, находят поддержку у граждан. Например, в Бельгии обсуждается идея лишения денежного содержания сестры и брата правящего короля, в Дании – идея лишения государственного финансирования внуков монарха. При отречении от престола короля Бельгии Альберта II ежегодные выплаты ему были снижены с 1,4 до 0, 923 млн. евро. Финансовое самоограничение монарших семейств – актуальный тренд в условиях экономического кризиса. Возвращаясь к изречению короля Георга VI, отметим, что это похоже на поведение эффективных и социально ответственных менеджеров, сокращающих издержки фирмы и экономящих, в первую очередь, на себе.

Во второй части статьи мы сравним расходы на европейские монархии с расходами на президентскую власть в России.

ЧАСТЬ 2. Расходы на президентскую власть в России

«Республика в России будет вконец разорительна» (Императрица Всероссийская Екатерина II)

В первой части статьи мы выяснили, что затраты на содержание европейских монархий составляют незначительную часть бюджетов. Последние два столетия эти расходы снижаются, а в условиях экономического кризиса королевские семейства идут на добровольные финансовые ограничения.

Сопоставим теперь расходы на европейские монархии с расходами на президентскую власть в России. В нашей стране эти расходы складываются из трех частей: средств употребляемых на действующего Президента, затрат на президентские выборы, а также на обеспечение бывшего Президента и членов его семьи.

Расходы на действующего Президента. Расходы на действующего Президента в 2019 г. выразились в следующих суммах:

Функционирование Президента РФ

15,969 млрд. руб.

Администрация Президента РФ

9,649 млрд. руб.

Управление делами главы государства

5,003 млрд. руб.

Общая сумма составляет

30,621 млрд. руб.

При запланированной доходной части бюджета в 2019 г. в размере 16,969 трлн. руб. затраты на действующего Президента составляют 0,18%. Казалось бы немного, но если сравнить эту цифру с данными в табл. 1, то получается, что затраты на действующего Президента России выше или гораздо выше, чем затраты на любую из европейских монархий. В абсолютных цифрах мы тратим в 1,14 раз больше британцев, в 49,30 раз больше люксембуржцев и почти в 55 раз больше испанцев. В процентах к бюджету – в 4,19 раз больше британцев, в 5,29 раз больше люксембуржцев и в 90 раз больше испанцев. Таким образом, сильная президентская власть в России обходится в относительных цифрах в пять раз дороже сильной власти великого герцога в дуалистической монархии Люксембурга и до полусотни раз дороже власти монарха в собственно парламентских государствах. Очевидно, это связано с существенно большим объемом полномочий Президента России, который на практике превышает таковой у Государя Российской империи в период дуалистической монархии 1906—1917 гг.

Затраты на президентские выборы. Помимо этого каждые шесть лет в России проходят президентские выборы. Существуют следующие четыре законных источника средств избирательных фондов: а) бюджетные средства; б) собственные средства кандидата; в) средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (блоком); г) добровольные пожертвования физических и юридических лиц. На практике первый и последний источники являются наиболее значительными. В 2018 г. на финансирование президентских выборов, согласно постановления ЦИК, было запланировано 17,69 млрд. руб. Восемь кандидатов собрали пожертвований 1,61 млрд. руб. Приблизительные траты составили 19,3 млрд. руб. При шестилетнем сроке президентства это составляет около 0,536 млрд. руб. в год. Практически такая же сумма тратится на ежегодное содержание испанской монархии!

Затраты на бывших Президентов. Кроме того, согласно Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ Президенту России, прекратившему свои полномочия и членам его семьи гарантируется поддержка за счет средств федерального бюджета. Сюда входит оплата за содержание резиденции, расходы на помощников, охрану, медицинское обслуживание, поездки, пользование залами для официальных делегаций аэропортов, правительственную связь и пр. Помимо этого бывшим президентам выплачивается пенсия, которая, к примеру сказать, у Б.Н. Ельцина составляла 33,6 млн. руб. в год. Точный размер всех затрат на бывших президентов сложно установить, но он может достигать 200 млн. руб. в год, что составляет 40% расходов на испанскую монархию. Если в России президенты станут меняться чаще, то данные затраты могут достигнуть 600-800 млн. руб., (учитывая, что, например, во Франции живут трое бывших президентов, а в США четверо).

Итого на поддержание института президентства в России тратится не менее 31 млрд. руб. в год. Эта сумма ежегодно индексируется в соответствии с инфляцией, т.е. имеет тенденцию к росту. Президентская власть в России обходится государству дороже любой европейской монархии, и, по-видимому затраты на нее выше, чем на все эти монархии вместе взятые. Несомненно, это обусловлено той важной ролью, которую Президент играет в системе управления России, его фактически особым статусом с широкими имплицитными и скрытыми полномочиями.

В третьей части статьи мы выясним, каковы могут быть расходы на содержание монархии в России.

ЧАСТЬ 3. Возможные расходы на монархию в новой Российской империи

«Экономия – богатство бедных и мудрость богатых» (Александр Дюма-отец)

В первой части этого исследования мы выяснили, что затраты на содержание европейских монархий составляют незначительную часть бюджетов, и последние два столетия эти расходы снижаются. Во второй части работы мы установили, что расходы на институт президентства в России превышает расходы на европейские монархии в разы или десятки раз. Это связано с большим объемом властных полномочий Президента нашей страны.

Для определения возможных расходов на монархию в России необходимо решить три вопроса:

1. Будет ли Государю предоставлена собственность, способная приносить доход.

2. Каков будет объем полномочий Государя и, соответственно, затраты на их осуществление.

3. Каким членам Императорской фамилии будет предоставляться содержание.

Решение первого вопроса поможет оценить предположительный доход с собственности Короны, а двух остальных – определить размер цивильного листа.

Собственность Императорской фамилии. Собственность Государя, а затем и Августейшей фамилии, может быть образована двумя путями. Первый – полная либо частичная реституция удельных земель и имений, бывших в собственности Императорской фамилии до 1917 года. Напомним: доходы с этого имущества использовались, в т.ч. на финансовое обеспечение членов Императорской фамилии. На наш взгляд, это нежелательный путь по двум соображениям. Во-первых, в течение более чем столетия эти имущества переходили из рук в руки, и современных хозяев следует признать добросовестными приобретателями. Выкупать у них собственность окажется во многих случаях весьма затруднительно, изымать – пагубно для гражданского права. И то, и другое вредно для авторитета монархии. Во-вторых, по справедливости тут же встанет вопрос о реституции и другим дореволюционным собственникам. А это уже всероссийский конфликт. Во многих случаях даже невозможно окажется возвратить собственность давним хозяевам. Например, знаменитый Международный детский центр «Артек», располагается на территории сразу нескольких дореволюционных поместий и дач; у добропорядочного человека даже рука не поднимется на реституцию этих земель. Можно сказать, что бывшие собственники могут согласиться на компенсацию за утраченные имущества. Но ни желания, ни денег не хватит перепродать всю Россию! Таким образом, вопрос о реституции следует решить отрицательно. Пусть история собственности будущей монаршей семьи и пожелавших возвратиться потомков эмигрантов начнется с чистого листа и нового служения.

Второй путь образования собственности Императорской фамилии заключается в передаче ей отдельных исторических дворцов и резиденций нынешних президентов. Такой способ обладает своими недостатками. Во-первых, по соображениям морали, Государь поставляется Господом на служение, следовательно, государство ему предоставляет жилища для служения. Это право пользования, как со служебной квартирой. В противном случае получится, что государство делает Государю роскошные дары без служения. Это не по совести. Во-вторых, собственность порождает обязанность заботы о ней. Тогда либо в цивильный лист придется закладывать затраты на содержание и ремонт дворцов, либо следует предоставить Государю имения, доход с которых будет тратиться на эти же цели. В первом случае мы усложняем содержание имущества (средства можно прямо выделить из бюджета, не затрудняя Государя излишними хозяйственными заботами), во втором – мы опять фактически приходим к реституции уделов. Общий вывод: дворцов, имений и земель Государю не возвращать, обязанность служения и так даст право пользования необходимой для этого собственностью.

Объем полномочий Государя. Объем полномочий Государя будет зависеть от модели монархии, которая реализуется в России. Возможны четыре монархических проекта: парламентский, дуалистический, самодержавный, абсолютистский.

При парламентской монархии исполнительную власть возглавляет премьер-министр (канцлер), власть Государя ограничена представительскими и символическими функциями, благотворительностью. В этом случае расходы на монархию будут соотносимы с таковыми в большинстве монархий Европы и составят не менее 0,002-0,02% доходной части государственного бюджета, т.е. станут, оценочно в 50 раз меньше современных затрат на институт президентства. При этом, разумеется, вырастут расходы на функционирование премьер-министра, объем полномочий которого увеличится.

При дуалистической монархии Государю принадлежит реальная политическая власть: формирование правительства, роспуск парламента, абсолютное вето, ведение переговоров и пр. Подобная модель похожа на систему власти в России в период 1990-х гг., когда неявные конституционные и скрытые полномочия Президента еще не были реализованы в полной мере. В данном случае расход на монархию может составить, по примеру Люксембурга, 0,034% бюджета, т.е. в пять раз меньше современных трат.

При самодержавной монархии Государь также будет обладать реальной политической властью. При этом существующие ныне паллиативные элементы самодержавия, такие полумеры, станут настоящими, рабочими: Прямая линия с Президентом и различные Советы при Президенте превратятся в Земский Собор или Народную Думу, Администрация Президента и институт полномочных представителей – в Сенат и Царский Суд. При подобной модели требуются не нововведения, а усовершенствования сложившейся системы власти, поэтому финансирование монархии будет сопоставимо с нынешними расходами на институт президентства, т.е. 0,18% государственного бюджета.

При абсолютной монархии Государь обладает всей полнотой исполнительной, законодательной и судебной власти. Это похоже на монархию в России XVIII-XIX вв. В таком случае расходы на монархию могут достигнуть нескольких процентов бюджета. Вероятно, это будет 2%, как в Австро-Венгрии и Пруссии в середине позапрошлого столетия (табл. 3). Содержание современной абсолютной монархии в Саудовской Аравии стоит Саудовская Аравия 2 млрд. долл. (121,7 млрд. руб.). Таким образом, затраты на абсолютную монархию в России могут вырасти в 4-10 раз по сравнению с расходами на институт президентства. Сложно представить не только то, на что могли бы Государю действительно понадобиться такие суммы, но и чем такая монархия могла бы быть полезна России. Исторически именно абсолютные монархии впадали в разорительную роскошь и теряли в ней свое предназначение. Абсолютизм, как искажение монархии, является нежелательным будущим России.

Мы не будем сейчас вдаваться в анализ преимуществ и недостатков этих монархических проектов, но заметим, что, на наш взгляд, наиболее реализуемыми являются дуалистическая монархия с парламентом и самодержавная с профессионально-корпоративным народным представительством. Важно, что в случае самодержавной монархии народное представительство будет формироваться по профессионально-корпоративной принадлежности, что удешевит и сам его созыв, и исключит партийную борьбу. В результате государство продолжит тратить средства на обеспечение работы представительства (по статье расходов на обеспечение работы органов государственной власти), но сэкономит на федеральных выборах в парламент, т.к. созыв представителей логично будет финансировать за счет средств профессиональных корпораций и союзов. При этом расходы федерального бюджета на проведение выборов в Госдуму в 2016 году, по данным ЦИК РФ, составили более 14,7 млрд. руб., а расходы партий на выборы (учитывая расходы и федеральных, и местных фондов партий) – 5 млрд. руб. При общих расходах в размере около 20 млрд. руб. и пятилетнем сроке работы Государственной Думы мы получаем удельные расходы в размере 4 млрд. руб. в год (в 7 раз больше расходов на испанскую монархию). Это те средства, которые можно сэкономить при переходе от партийного к профессионально-корпоративному народному представительству. Четыре миллиарда рублей в год – сумма в государственном масштабе, кажется, не очень большая. Это стоимость строительства на выбор четырёх родильных домов на 120-140 коек, пяти школ на 600 учеников, семи районных поликлиник на 150 посещений в день, запуска одной ракеты-носителя «Союз 2.1». Немного… Но за один парламентский цикл – 20 роддомов или 25 школ, 35 поликлиник и 5 ракет.

В итоге во всех моделях, кроме абсолютистской, размер цивильного листа российской монархии будет меньшим по сравнению нынешними затратами на институт президентства.

Содержание членов Императорской фамилии. В дореволюционной России содержание убывало по степеням родства с Императором, но по прямым мужским линиям не было ограничено поколениями. В начале XX столетия на свет появлялись правнуки Императора-прародителя Николая I. Далее род должен был разрастись, что потребовало бы реформы денежного обеспечения его членов. Однако революция предотвратила и первое, и второе. Тем не менее, следует предусмотреть решение этого противоречия в дальнейшем. Мы предлагаем следующие принципы для назначения государственного содержания членам Императорской фамилии:

1. Содержание обязательно предоставляется правящей семье: Государю, Государыне, их родителям (если таковые не царствовали), вдовствующим Государыням, отрекшимся от престола Государям, Наследнику, прочим детям мужеского пола до совершеннолетия, женского пола – до замужества.

2. Содержание предоставляется совершеннолетним членам Фамилии, служащим правящей семье, т.е. выполняющим представительские функции. Это ограничит круг лиц детьми Императора.

3. Содержание предоставляется сыновьям членов Фамилии, служащим правящей семье, до совершеннолетия и поступления на службу государственную, а дочерям – до замужества. Это ограничит круг лиц внуками Императора.

4. Прочие члены Императорской фамилии получают содержание от родителей, а в дальнейшем – от государственной службы.

В результате количество лиц, получающих содержание, будет ограничено даже при богатых детьми семьях двумя-тремя десятками, и само содержание станет назначаться только тем, в ком действительно может помочь Государю в царском служении.

Монархия в России сэкономит средства бюджета. Разумный и честный человек должен прийти к заключению, что монархия не будет обременительной для России. Расходы на имущество останутся прежними, т.к. необходимые резиденции Императорской фамилии будут предоставлены из состава ныне имеющихся президентских резиденций и исторических дворцов. Можно с уверенностью сказать, что публика станет с еще большим интересом посещать тот дворец, в котором живет или останавливается Государь. Это приведет к росту доходов от туризма. Расходы на функционирование Императора в качестве главы государства также будут покрываться из нынешних аналогичных расходов. И, в зависимости от модели монархии, мы получим либо сопоставимые суммы (при самодержавной монархии), либо меньшие в разы (при дуалистической) и десятки раз (при парламентской). Расходы на содержание семьи Государя также вполне возможно провести по имеющимся статьям бюджета, если назначать содержание только тем лицам, которые действительно могут оказывать помощь в монаршем служении. Это ближайшие родственники Государя (дети, братья, дядья, племянники), которые будут выполнять представительские либо надзорно-контролирующие функции. На наш взгляд, сын Императора, с детства всем обеспеченный и образцово образованный и опытный, лучше сможет разобраться в непорядках какой-либо губернии, нежели нынешний президентский полномочный представитель. Общий размер цивильного листа российской монархии можно уложить в интервал от 500 млн. до 30 млрд. руб., в зависимости от объема полномочий, которые будут определены Государю.

Экономия, которую даст монархия России, будет и экономией на выборах, но не на демократии. Да, президентские выборы устранятся, ибо устранится борьба за высшую власть. Думские выборы останутся при парламентской и дуалистической монархиях, но существенно удешевятся при монархии самодержавной. Затраты на местные выборы, несомненно сохранятся во всех трех вариантах, поскольку это тот уровень управления, на котором демократия может быть эффективной.

В настоящее время мы видим то, как монархии самостоятельно ограничивают свои расходы и как российская республика продолжает расточительствовать. Будем надеяться, что не слишком суровые экономические бури, а воля Божья побудит нас выбрать более бережливую форму правления – монархию.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. И не будут!

Образно говоря, важнейшие трубопроводы пройдут под сиденьем трона)) Уверен, Государи не поменяют богатсв России задешево.

5. А уж сколько татаро-монголы во времена Ига с Руси выгребли!

Не стоит и рубля ковыряние в финансах прошлого. Пора бы подумать как сберечь в будущем. Как вместо газа в Северном потоке (продукта с низкой добавочной стоимостью) экспортировать, например, изделия из пластика (многие полимеры делаются все-таки из природного газа). Смотрите сами: Государи не сдавали Империю по-дешевке.

4. Спасибо, Вы умеете читать между строк.

С Вашей мыслью хорошо рифмуется высказывание Екатерины II (эпиграф ко второй части). Признаюсь, сам не ожидал, начиная статью, что содержание монархической формы правления дешевле республиканской.

3. Замечательный вопрос!

И для работы клерка необходим порядок. Наипаче для монаршего служения. Пока же русским монархистам нечего предложить общесту, нет монархического проекта. Одни стенания и чаяния: снидет Государь на Русь с облака на лазоревой колеснице... Эх!.. Там Господь помогает, где человек сам проливает пот. А Вы про клерков... Ну и ну!

2. р.Б.Алексий

Для того и отняли у России Хозяина,что бы правил бал Ротшильд!Сколько вывезли отсюда-туда,никогда никто не узнает вовек!Скорее всего сотни триллионов золотых рублей.Опустошили Русь,не зря только в 1936 году Новая Конституция введена.Это лишенцы стали полноценными людьми,а до этого собирали дань золотом в Торгсине."Торгсин получил свою печальную известность в голод 1932-33 годов, когда его использовали для изъятия ценностей у граждан за счёт продажи продуктов питания по завышенным ценам. Чистая выручка Торгсина за 5 лет работы составила примерно 270 - 283 млн золотых рублей."По подсчётам специалистов на руках подданных Российской Империи до 1917 года,находилось свыше 400 тонн золотых монет.А если приплюсовать сюда ювелирные украшения,ордена,церковную утварь.То выходит,что "нищая" Россия обладала такими богатствами,что голод тридцатых годов становится вполне объясним и понятен.Деньги,которые находились в Банках подданных так же были конфискованы.
Русский Иван / 25.06.2021 19:25

1.

А кто монархом будет решили уже? Как будто это просто клерка какого-то назначить...
Глеб / 24.06.2021 08:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Семиреченский
Все статьи Александр Семиреченский
Последние комментарии
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Константин В.
27.10.2021 00:23
Каждый третий – Стенька Разин, каждый пятый – Пугачёв!
Новый комментарий от Валерий
26.10.2021 19:05
Валдайская шкатулка: приглашение к идеологии
Новый комментарий от В.Р.
26.10.2021 17:26
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от С. Югов
26.10.2021 17:13
«Агата Кристи» против «Ельцин-центра»
Новый комментарий от Тюменец
26.10.2021 16:58