Он умел заглядывать за горизонт
К 110-летию конструктора Н.Д.Кузнецова
110 лет назад, 23 июня 1911 года, родился конструктор авиадвигателей, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик АН СССР и РАН Николай Дмитриевич Кузнецов.
Появился на свет он в Актюбинске в семье рабочего-котельщика, учился в школе крестьянской молодёжи, работал трактористом в колхозе, учился на вечернем отделении авиатехникума в Москве, днём работал слесарем-сборщиком на авиамоторном заводе. В 1933 г. поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского, в 1941-м защитил кандидатскую диссертацию. Ушёл добровольцем на фронт, но был отозван для работы в авиамоторном ОКБ В.Я.Климова. С 1946 г. – главный конструктор ОКБ моторного завода в Уфе, с 1949 г. главный (с 1956 г. генеральный) конструктор ОКБ завода в Куйбышеве (Самаре), где и прошла основная часть его творческой жизни.
Его до сих пор не превзойдённый по мощности турбовинтовой НК-12, созданный в начале 1950-х годов, установлен на стратегическом бомбардировщике Ту-95, на рекордсмене по грузоподъёмности Ан-22 и на крупнейшем в своё время пассажирском самолёте Ту-114. Его турбореактивными двигателями были оснащены пассажирские самолёты Ил-62 и Ту-154, первый советский аэробус Ил-86 и первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. Его рекордные по мощности, созданные ещё в 1977 году двигатели НК-32 поднимают в воздух самый большой в мире сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь»). Двигатель этот настолько уникален, что Россия отказалась продавать его Китаю – случай тоже уникальный в современных российско-китайских отношениях, когда РФ готова продавать восточному «стратегическому партнёру» всё и вся, и по дешёвке. Сегодня вся стратегическая авиация России – это двигатели марки «НК».
Кроме авиационных двигателей, в ОКБ Н.Д.Кузнецова была создана целая серия двигателей для газоперекачивающих станций, а ещё в 1960-х – мощнейшие ракетные двигатели НК-33 на безопасном кислородно-керосиновом топливе для советской лунной программы. Удивительна их судьба. После смерти С.П. Королёва программа была свёрнута, преемник Королёва от двигателей отказался и несколько десятков готовых НК-33 более 40 лет пролежали не законсервированными на открытом воздухе. Их по дешёвке купили американцы, не сумевшие создать ничего подобного, и в апреле 2013 г. успешно использовали при запуске транспортной ракетно-космической системы «Антарес-Сигнус».
При разработке своих конструкций Николай Дмитриевич первостепенное внимание уделял их надёжности. И, действительно, аварий в авиации из-за отказа двигателей Кузнецова практически не было, а надёжность НК-33 была просто фантастической – 0,9994, т.е. 6 отказов на 10 тыс. запусков. Не зря последние 15 лет жизни он возглавлял научный Совет по надёжности АН СССР (РАН).
По воспоминаниям сотрудников, «Н.Д.Кузнецов необыкновенно быстро схватывал суть проблемы, вопроса, всегда логично и убедительно доказывал свою точку зрения. Николай Дмитриевич проявлял удивительное внимание к людям: всегда выслушивал любого человека, был доступен. Поучительно, как Николай Дмитриевич начинал любое крупное дело. Он всегда глубоко и всесторонне изучал проблему, разбирался, что сделано, в том числе за рубежом, продумывал, намечал планы реализации, последствия. Широкая эрудиция, технические знания, жизненный опыт позволяли ему находить оптимальные решения. Восхищает мудрость Н.Д.Кузнецова. Его решения были подчас неожиданны и не сразу понимались. Поэтому иногда только по прошествии некоторого времени становилось ясно, что Николай Дмитриевич был прав. Он умел заглядывать «за горизонт». Поэтому многие его разработки живут долгие годы, а первый его турбовинтовой двигатель серийно выпускается более 60 лет».
Скончался Николай Дмитриевич в 1995 году, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы. Его именем названа одна из улиц Самары, в этом же городе ему установлен и памятник.