Свет монахам – ангелы, а свет мирянам - монахи
Все чаще звучат предложения канонизировать известную старицу Сепфору (Шнякину). Все больше паломников приезжает за помощью на ее могилку в монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь, что в селе Клыково Козельского района Калужской губернии. Все больше людей рассказывают о своих встречах с матушкой во сне, во время молитвы или даже на операционном столе.
Матушка родилась 19 марта 1896 года в селе Глухово Гавриловского уезда Тамбовской губернии в большой семье Николая и Матроны Сенякиных. При крещении девочку назвали Дарьей. Из 13 детей Сенякиных выжили только трое: Дарья и два ее брата – Василий и Павел. Василий пал на поле сражения в Первую мировую войну, а Павел был убит при раскулачивании в 30-е годы.
В детстве и ранней юности Дарья часто посещала местный храм Покрова Пресвятой Богородицы, при котором жили монахини. Они научили девочку Иисусовой молитве и вниманию к своему внутреннему устроению. Уже тогда Дарья хранила чистоту души. В то время, как молодежь ходила по селу петь под гармошку, она не участвовала в их забавах, считая их пустым времяпрепровождением.
Когда умер отец матушки Сепфоры, кормилец семьи, мать не имела средств, чтобы определить Дарью в монастырь, куда ее душа стремилась с детства. Пришлось девушке подумать о замужестве, и в 1916 году двадцатилетняя Дарья выходит замуж за односельчанина Дмитрия Шнякина. Вынужденное замужество было актом проявления любви и послушания по отношению к матери, ибо страстных чувств к своему мужу она не питала. В замужестве Дарья родила четверых детей: сына, умершего во младенчестве и трех дочерей: Александру, Параскеву и Лидию. Молодая семья жила под одной крышей со свекром и свекровью. После рождения очередного ребенка они поощряли ее паломничеством. Для Дарьи это был желанный подарок, о котором она с радостью вспоминала. Оставив земные заботы: уход за детьми, коровой, большим хозяйством - она вместе с паломниками шла на встречу с Небесным. В то время ей удалось посетить Саров и Дивеево, Киевские святыни.
В 1933 году семью Шнякиных раскулачили: их избу разобрали, свекра и свекровь сослали на Соловки, Дарью с детьми выбросили на улицу. Незадолго до этого муж Дмитрий уехал на заработки в городок Болохово, что в 30 км от Тулы, и стал работать на шахте. Дарья переехала к нему, и там они жили до Великой Отечественной войны, когда муж ушел на фронт, а Дарья с детьми вновь переехала на Тамбовщину. В 1950 году муж умер, и семья поселилась в городке Киреевск, расположенном в 40 км от Тулы.
Однажды во время молитвы Дарье было видение: ангелы совершали над ней обряд монашеского пострижения. Приехав в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, она на исповеди рассказала об этом чудном видении. Здесь же 20 октября 1967 года наместник Лавры игумен Герасим совершил постриг матушки Дарьи в мантию с наречением имени «Досифея». Семидесятилетняя матушка Досифея надолго поселилась в Сергиевом Посаде у старшей дочери Александры. В то время к ней за советом и утешением приходили не только миряне, но даже монахи из обители. Она умела утешить скорбящего, но могла и обличить, назвав человеку грехи, которые тот не смел и выговорить.
После смерти дочери Александры в 1984 году матушка снова вернулась на жительство в Киреевск. В декабре 1989 года митрополит Тульский и Белёвский Серапион постриг монахиню Досифею в схиму с именем «Сепфора», что в переводе с древнееврейского означает «птичка». Матушка очень желала жить и умереть в монастыре, о чем усердно молилась Матери Божией, и Пресвятая Богородица явилась ей во сне и сказала: «Не переживай, ты не умрешь в миру. Ты умрешь в Клыкове, в монастыре». Матушка тогда не знала, где находится Клыково, и всех, кто к ней приезжал, она обычно спрашивала, не из Клыкова ли приехали.
Село Клыково расположено рядом со знаменитой Свято-Введенской Оптиной Пустынью. Когда в 1923 году храмы Оптиной Пустыни были опечатаны и многие священники арестованы, часть братии поселилась в селе Клыково. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. Но в 1937 году и этот храм закрыли, и только весной 1991 года он был возвращен Церкви. К тому времени церковь представляла собой грустное зрелище: не было ни крыши, ни пола, ни окон; даже внутри выросли деревья. В ней местный колхоз сначала разместил ремонтную мастерскую, а позже долгие годы хранил азотные удобрения.
Архиепископ Калужский и Боровский Климент благословил устроить в селе Клыково Архиерейское подворье силами братии, пришедшей из Оптиной Пустыни. Первые 8 трудников, приехавшие сюда из Оптиной в 1993 году, жили впроголодь. Службы посещали 5-8 старушек. Постепенно с Божией помощью на частные пожертвования к 1999 году храм в честь Спаса Нерукотворного был полностью восстановлен, начала формироваться монашеская община. 17 июля 2001 года было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни.
Матушка Сепфора очень любила Оптину Пустынь, в которой всегда пребывало Божье благословение. В 1988 году старица посетила прославленную обитель. Она ходила среди развалин и приговаривала: «Благодать! Сколько же здесь Благодати!» В период восстановления Оптиной Пустыни духовник монастыря схиигумен Илий (Ноздрин) благословил восстанавливавшим Клыково монахам духовно окормляться у схимонахини Сепфоры. Братия разыскали матушку и стали обращаться к ней за духовными наставлениями. Они прозвали ее «матерью монахов» и «небесной птичкой», и первым жилым помещением, выстроенным трудниками-монахами, был деревянный домик для матушки Сепфоры.
В Рождественский сочельник 1996 года схимница Сепфора переехала из Киреевска в Клыково, куда ее доставил будущий настоятель обители – игумен Михаил (Семенов), который является оптинским воспитанником. С этого времени и до самой смерти матушка подвизалась в монастыре в честь Образа Спаса Нерукотворного Пустыни. С водворением старицы в Клыково закипела жизнь на стройке. С того дня такой нужды, как прежде, монахи уже не знали: по ее молитвам на восстановление храма стали притекать средства.
Старица выходила из своей кельи только в храм, в котором было жутко холодно, и часто куски кирпича падали со сводов храма на молящихся. Столетняя схимонахиня стояла и молилась, одетая в легкое пальто и безрукавку поверх него. На Литургии не садилась совсем. Позволяла себе присесть только во время всенощной на кафизмах, иногда постукивала себя палочкой по ногам, приговаривая: «Стойте! Стойте!». Матушка вела строгую постническую жизнь. За три дня до Причастия вкушала только просфоры и пила воду, а после Причастия уединялась и молилась, никого не принимая. В Клыкове ее навещали оптинские иноки, монахини и послушницы из Казанского Амвросиевского женского монастыря, расположенного близ селения Шамордино; приезжали к ней за помощью и духовным исцелением страждущие со всей России.
Главным служением схимонахини Сепфоры было старчество, которое является высшим проявлением пастырской мудрости. Господь наградил ее великими духовными дарами. Она духом постигла многие тайны аскетического делания. «Матушка была необыкновенно высокой духовной жизни, - вспоминает игумен Михаил, - вела ангельский образ жизни. Она молилась так, что для меня было явно: слепая старица видит ангельский мир так же ясно, как вот мы с вами друг друга. Господь ее одарил всем, что мог человек получить из духовных даров». За великую любовь к Богу и долготерпение схимонахине Сепфоре были открыты тайные дела и мысли людей. Духовным наследием старицы являются ее наставления, живой голос, записанный на магнитофонную ленту.
Непоколебимая подвижница перешла в вечность 13 мая 1997 года в почтенном возрасте - 102 года. Чин погребения схимонахини Сепфоры совершил отец Илий (Ноздрин), оптинский и всероссийский пастырь. Матушку похоронили на братском кладбище близ алтаря Никольского придела храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя.
После ее кончины стали совершаться чудеса. Например, на фотографии матушки Сепфоры, стоявшей в келье, проступили капли миро. Существует множество свидетельств благодатной помощи на ее могиле.
НАСТАВЛЕНИЯ МАТУШКИ СЕПФОРЫ
На вопрос: «Какая главная добродетель?» - старица отвечала: «Предать всего себя Богу». Как тут не вспомнить слова нашего современника философа А.Ф. Лосева: «Вера в Бога – это теория, а доверие Богу – практика». Один послушник спросил ее: «Как жить, матушка? Такое время – кругом одни искушения!» «Вставай с постели, - ответила она, - и подходи к Господу: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». И проси всё – куда тебе и что. А то враг поведет. Выйдешь за порог – там семь дорог, а тебе одна нужна….И молчи… И молитву держи: «Господи, сокровище моё! Ты – мое счастье…Ты мой покой… Предаюсь воле Твоей!»
Молодую монахиню наставляла: «Полюби Псалтирь, она такая сладкая, из нее и служба вся составлена». Самой главной молитвой старица Сепфора считала Иисусову молитву и советовала читать ее везде: в дороге, в общественном месте, во время работы, ибо обращение к Богу оградит человека от всякого зла в любой жизненной ситуации.
Вспоминает схимонахиня Анастасия: «Матушка очень не любила, когда порицали кого-то. Она запрещала мне: «Никогда не смей говорить о ком плохо. Каждый человек стоит перед Богом. Господь знает, как управить его жизнь. И кто мы такие, чтобы осуждать!»
Своих духовных чад схимонахиня Сепфора поучала: «Надо часто обращаться к святым. Если в доме есть пять икон, надо знать тропарь, житие святого, иначе это не иконы, а выставка картин… Надо знать Священное Писание, уметь думать, размышлять над ним». Не уставала повторять чадам своим: «Молись и трудись и на Бога положись». Она всегда старалась обратить внимание приходивших к ней людей на необходимость контролировать свои чувства. Она часто говорила: «У нас язык – дракон. Мы все время болтаем лишнее. Сердце – лев. Оно вечно гневается, рычит. Ноги – зайцы: то от послушания бегают, то от хороших дел. Руки – грабли: всё хотим себе загрести. А глаза – ястребы: всё мы видеть желаем, любопытство не дает нам покоя».
Когда к ней приходили женщины и начинали жаловаться на жизнь, матушка Сепфора предостерегала: «Будет тебе корыто». То есть, если ты недовольна тем, что имеешь, не умеешь ценить и благодарить Бога за это, а только все время хочешь иметь все больше и больше, получишь, как старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С.Пушкина, – разбитое корыто. Так она учила людей ценить жизнь и то, что они имеют.
Подвижница завещала каждому молиться о своих родителях. Матушка Сепфора говорила, что нельзя кричать на детей, ругать их. Детей надо воспитывать с любовью и мягко наставлять их на правильный путь. Дитя – воск сырой, из которого можно слепить, что хочешь. А если дети совершают какие-то проступки, не слушаются родителей, то матери надо молить Бога, чтоб Господь помиловал и наставил их на добрый путь. Женщина же часто занята собой, и это одна из причин болезней века.
ПРОРОЧЕСТВА СТАРИЦЫ
Старица Сепфора поражала своей прозорливостью. Она ясно видела судьбу каждого приходившего к ней человека.
Настоятель обители, схиигумен Михаил (Семенов) вспоминает о его личном общении со старицей: «Когда у нас в монастыре не было телефона, это было очень неудобно: никакой связи с внешним миром. И получилось так, что я уже договорился провести кабель телефонный, мне уже и кабель дали, и трактор дали; а председатель взял и запретил! И вот я пришел к матушке в угнетенном состоянии, стал ей жаловаться на эти трудности. А матушка мне и говорит: «Не переживай, скоро у тебя будет такой «наладонник», ты еще по нему не только звонить будешь, но и телевизор смотреть!» Естественно в 1996 году, как можно было это себе представить, если еще и компьютеров никто из нас никогда не видел. Они были в диковину, и тогда они были такими, что ими дрова можно было рубить. Но матушка уже тогда знала и понимала, что будут планшеты и смартфоны».
Старица говорила, что Клыково станет городом и будет называться Спасск. Духовным сердцем Спасска станет святая обитель – Спаса Нерукотворного Пустынь. Также ее пророчества касались и глобальных событий в мире. «Каждое слово Апокалипсиса должно непременно исполниться. Только непоколебимая вера может спасти человечество», - говорила она. Перед концом света будут закрывать города и в Иерусалим нельзя будет съездить. Матушка говорила, что если в России будет православный Царь, то страна, единственная в мире, не примет печать антихриста. Однако приход Царя возможен только в том случае, если православные составят большинство населения страны и будут усердно молиться.
Она, например, говорила, что могут наступить тяжелые времена, в любой момент могут снова придти к власти коммунисты, если люди перестанут молиться и если Церковь «остынет», перестанет занимать свое лидирующее место в обществе, станет формальной. Тогда начнут на христиан писать доносы и их уничтожать. Но это будет ненадолго: вернется прежняя власть и сметет коммунистов. Матушка всегда уточняла, что какие-то пророчества могут и не сбыться. Всё зависит от того, будут ли люди с молитвой обращаться к Богу.
И по сей день происходят чудеса у могилы старицы Сепфоры. Она помогает всем, кто обращается к ней с просьбой. Мужской монастырь «Спаса Нерукотворного Пустынь» с любовью принимает сотни паломников, трудников и страждущих со всей Русской земли. Люди едут и к матушке Сепфоре, местночтимой святой, и к чудотворной иконе Божией Матери «Помощница в родах», перед которой также происходят чудеса. В обители хранится архив с документами и адресами лиц, которые засвидетельствовали происшедшие с ними исцеления и чудеса по молитвам к матушке Сепфоре.
Матушка Сепфора! Молись о России и о нас, грешных!