Дорогие братья и сестры!
Сегодня читалось Евангелие от Луки, 19 глава, где звучало повествование о мытаре Закхее. Мы постепенно приближаемся к вратам Великого поста. И читаем, что Христос уже был у ворот Иерихона, продвигаясь пешком из Галилеи. Иерихон – это сказочно красивый город, утопающий в изумрудной зелени пальм и роскошных садов. Здесь с давних времен жили по преимуществу священники, но можно было встретить и римских чиновников, и воинов, и пришельцев из разных стран света, а необходимость собирать пошлину сделала этот город пристанищем многих мытарей.
Начальник мытарей Закхей был иудеем, но соотечественники ненавидели его. Высокого положения и богатства он достиг благодаря службе, к которой евреи питали отвращение, и которая ассоциировалась в сознании его соплеменников с вымогательством и нечистоплотностью. Мытари – это собиратели налогов со своего же народа, чтобы содержать вражескую армию на своей территории. Понятно, что эти люди не были бедны, уворовывая из собранного для себя тоже. Их ненавидели за жадность и жестокость, поскольку они отнимали даже последнее у вдов, сирот и нищих.
Но Закхей не был таким закоренелым грешником, как это всем казалось. Внешняя приверженность мирским благам только скрывала сердце, легко восприимчивое к Божественному слову. Весть о Человеке, Который был добр и милосерден с отверженными, распространилась далеко вокруг. И вот, услышав переданные из уст в уста слова Учителя Израиля, он остро почувствовал всю гнусность и неправду своей жизни. Значит, покаяние возможно и для него тоже?!
Когда слух пронесся, что в город идет Иисус, Закхей страстно захотел хотя бы только взглянуть на Него. Толпа окружала Пришельца, но рост мытаря был таков, что создавал проблему для лицезрения Учителя. Тогда Закхей влезает на смоковницу, чтобы хоть как-то разглядеть этого Праведника.
Иисус обращается к нему по имени, – Он видит сердце этого несчастного человека, его душевные метания, безнадежность и отчаяние за выбранную для себя жизнь… Господь всегда смотрит в глубину нашего сердца, чтобы отыскать там хоть что-то достойное и благородное. Несмотря на ропот народа, даже посещает его дом.
Когда Закхей говорит, что пол-имения отдаст нищим, - то возникает вопрос: зачем тогда оставляет себе вторую половину его – ведь оно нажито неправдой и горем других людей? Ответ находим в ответе Закхея, где он, продолжая повествование, говорит, что воздаст вчетверо кого чем обидел. Так он определил для себя распорядиться второй частью имения.
***
Сегодня депутаты нашей Верховной Рады Украины, добравшись до столь желанной кормушки, стремятся урвать побольше. Об этом сегодня повествуют телеканалы, печать, СМИ. Их не беспокоит, что за все мы будем давать отчет перед Богом. Но грех стяжательства их как раз меньше всего заботит.
Применяя язык метафоры, можно сказать, что смоковница, на которую взобрался Закхей, это та лестница (у преп.Иоанна Лествичника «лествица»), через которую и мы приближаемся к двери настоящего Покаяния. Возможно, через такое страстное желание «видеть Иисуса» и мы приобретем сосредоточенную и умную молитву, а не рассеянную и бесполезную, которая у нас столь часто звучит в устах. А, как известно из православной святоотеческой мысли, с молитвы начинается всякое доброе дело…
Чему же научает нас этот евангельский сюжет? Согласно ряду Свв.Отцов, существует несколько ступеней в молитвенном делании. Как мы молимся, так и живем; и как живем – так молимся. Если жизнь наша «корява», то и не будет достойной молитвы. Как можно изобразить икону на покореженной, ущербной или гнилой доске? Никак. Если наша жизнь – это сплошная сделка со своей совестью, в узелках компромиссов и нечестивых решениях, обидах, нанесенных ближним и дальним, в скрытой подлости – то ни о какой чистой молитве речи идти не может!
Чаще всего мы молимся рассеянно и механически. Представьте себе такую картину: к нам на улице подходит человек, который хочет обратиться с какой-то личной просьбой. Начав говорить, этот человек вместо того, чтобы смотреть вам в лицо, начинает крутить головой и бегать по сторонам глазами. Его речь звучит несвязно, фрагментарно, обрывочно. Этот странный человек не стоит на месте, а при разговоре отходит в сторону, шатается как пьяный, рассматривает окружающие предметы, заводя беседу и о них тоже. Потом, будто вспомнив о вас, спохватившись, он пытается мучительно припомнить, на чем же он остановился в беседе с вами и продолжить свой монолог… Создается впечатление, что перед вами психически нездоровый человек. Он не может удержать логику направленной мысли, не может сконцентрироваться на своей речи, увлекаясь потоком внутренних бессвязных образов.
Именно так выглядит часто наша молитва. Бог же слышит не только сказанное вслух, Он еще видит то, о чем мы думаем. Закхей залез на дерево, но Богу не помешало увидеть желание его сердца, его отчаяние за проживаемую во грехе жизнь, за принесенные людям страдания, за многие обиды вдов и сирот.
Богу трудно расслышать те мысли в нашей голове, которые бессвязно скачут, а язык механически повторяет слова из молитвослова. Но даже несколько искренних слов, сказанных Богу с глубокой верой, наверняка услышаны будут.
Совсем недавно Христос, входя в Иерихон, подарил слепорожденному зрение. Теперь Он дарит Свое присутствие дому Закхея. Он говорит со властью те слова, которые обращены к страдающим всех времен – и к тем, кто страдает за грех, прежде всего: «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко».
Дорогие, братья и сестры!
Что же дает Христос человеку, обремененному страданием за неправду?
Прежде всего Он дает «слепым прозрение», то есть научает отличать страдание за ложь от страдания за правду. Он прощает вину и этим освобождает от величайшей кары за неправду, от муки совести, и этим вновь соединяет нас с источником жизни – Богом.
Наконец, Он извлекает причину страдания – стрелу греха из нашего сердца, освобождает от власти греха тех, кто томится в плену своих низменных вожделений. Он освобождает от страдания за нарушение правды, потому что дает свободу от порока, влекущего за собой тяжелые, мучительные последствия.
Есть страдания за нарушение правды, те, которые вытекают из несоответствия действительности нашим дурным желаниям. В этом случае – действительность хороша, но наши желания греховны. Скупец сохнет от жадности, алкоголик изнывает от отсутствия желанного хмельного напитка, мстительный человек не спит ночей, пока не сотворит месть, развратника сжигает нечистая страсть… Но все они, как и Закхей за сребролюбие, страдают. Писание свидетельствует : «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим. 2:7).
Эти страдания тяжелее, чем страдания за правду, поскольку вытекают из нарушения смысла жизни, законов правды, любви и чистоты. Их временный, относительный и отрицательный смысл состоит лишь в том, что они свидетельствуют об уклонении от истинного, вечного Смысла жизни и показывают, как не надо жить. Так некогда Христос предостерег противящегося Ему Савла: «Савл, Савл, трудно тебе идти против рожна!»
Такие страдания мы должны не терпеть, но устранять их, удалив их причину – грех. Если мы причинили кому-либо, например, ущерб нечестной сделкой, если хитрили в торговле, если смошенничали, хотя формально и не нарушив закон, мы должны исповедать этот грех и возместить убыток, насколько это в наших силах. Будет правильно, если мы возместим не только то, что взяли, но также и ту прибыль, которую этот человек, мудро используя свои деньги, мог получить с них за то время, пока они были в нашем распоряжении.
Спаситель сказал Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему». Благословение получил не только Закхей, но и весь дом его. Презираемая раввинами и простыми иудеями, эта семья была изгнана из синагог. Но теперь ей оказали великую честь во всем Иерихоне – изгнанные домашние собрались вокруг Божественного Учителя слушать слова жизни, обращенные к ним лично.
Будем же, дорогие братья и сестры, «очищать старую закваску» своей души, чтобы нам быть опресноками чистоты и справедливости в преддверии Великого Поста. Аминь.