Александр Сергеевич Пушкин – настоящий христианский писатель. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать, например, его чудесные сказки.
С какой сказки начать? Да не все ли равно – все жемчужины!
«Сказка о рыбаке и рыбке» полна православной христианской символики.
1.Кого нужно больше слушаться – Бога или человека? Старик нарушает это правило, он слушается человека – и получается ерунда.
2.Кто глава семьи? Муж. А здесь, выходит, жена. Она верховодит во всем. И получается конфуз.
3.Братья Зеведеевы попросили Господа: позволь нам сесть в Царствии Небесном по правую сторону от Тебя и по левую. А Господь ответил: не знаете, чего просите.
Так и тут: старуха не знает, чего просит, ее просьбы греховные, материальные. А Евангелие учит: не заботьтесь о земном, заботьтесь о Небесном.
4. Старик и старуха жили вместе тридцать лет и три года – возраст Иисуса Христа.
Если бы старик, отпустив рыбку, ничего не просил, рыбка дала бы ему все: и новое корыто, и новый дом. А больше ничего и не нужно: дворянство не нужно, царицыно звание тоже не нужно, и уж тем более не нужно быть владычицей морей, так как это безумие.
5. Чудовищная материальность женщины, ее гордыня и сварливость.
Насколько смиреннее старик.
6. Сравним образ старухи с душой. Она, душа, желает и того, и другого, и третьего. И не может насытиться. Потому что материальными вещами насытиться нельзя, только еще больше себя распалишь. Что толку, если приобретешь весь мир, а душе своей повредишь, говорит Господь.
7. Греховное поведение людей вызывает гнев Божий: сначала море слегка играет, потом шумит, потом чернеет, потом бурлит. А вслед за этим разыгралась буря и все смела.
Так и с Россией – наши беды нарастают день ото дня, а мы сидим, сложа руки, как будто этого не замечаем.
Разбитое корыто – это символ нашей сегодняшней жизни.
Рыбка говорит:
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.
Тут бы попросить одного – Царствия Небесного. А старик стал просить земных вещей.
У сребролюбия нет предела: появился один миллион долларов, хочется два; появилось два, хочется четыре; и так без конца. А кончается все чем? Все тем же разбитым корытом. Однако сребролюбцы этого знать не хотят – гонка продолжается до самой смерти.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Мертвая царевна – это наша душа, а точнее, мы сами, так как каждый из нас мертвец.
Семь богатырей – это семь церковных Таинств.
Как Ева погибла, откусив от запретного плода, так и молодая царица умерла, отведав яблока, которое собака не давала ей кушать, так как оно было для нее запретное.
Мачеха – олицетворение диавола; она посылает своих слуг творить черные дела (так диавол посылает бесов творить зло).
Королевич Елисей – это Господь наш Иисус Христос. Сила его любви разбивает гроб, и царевна оживает.
«Сказка о попе и работнике его Балде»
Почему Пушкин выставил в таком невыгодном свете священника? Видимо, были на то причины. Наверно, уже тогда, в первой трети девятнадцатого века, священники были не на высоте.
Поп пошел «по базару поискать кое-какого товару». Это – не его дело заниматься «товаром», священник должен заниматься делами духовными. Не о земном радейте, а о Небесном, говорит Спаситель. Поп ищет работника, который ему нужен для хозяйства. Вот если бы он искал его для того, чтобы окрестить или призвать к покаянию, тогда другое дело. А хозяйство – это удел мирян.
В начале двадцатого века духовный уровень священства стало еще плачевнее. Александр Куприн пишет в одном из своих рассказов, что священник играл (вместе с другими людьми) в карты.
А. Пушкин подметил червоточину в священниках и гениально ее высмеял.
Балда. Это Иван-дурачок – главный герой русской народной сказки. Он везде выходит победителем. И здесь тоже. Он играючи расправляется с бесами. Значит, душа народа была еще здорова.
Поп прибегает к неправде, задав Балде невыполнимую задачу. А тот как будто и не видит этого, спокойно отправляется ее выполнять, и бесы трепещут при одном его виде.
Жена дает попу совет – это голос врага.
За свои грехи человек расплачивается – рано или поздно. Поп – тоже.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
«Сказка о золотом петушке»
Это сказка о том, как страсть губит человека. Человека может погубить и вражеский помысл. Враг видимый не так страшен, с ним легче справиться. А враг невидимый – очень опасен, с ним труднее бороться.
Шамаханская царица – это наша какая-то страсть. Чтобы погибнуть, достаточно одной страсти. Пьяницы, курильщики, наркоманы, прелюбодеи, воры, завистники в Царствие Небесное не войдут.
А кто такой золотой петушок? Это, скорее всего, наша совесть, а, может, Церковь.
А мудрец кто? Это, наверно, Господь наш Иисус Христос. Он спасает царство. Он просит у царя Дадона шамаханскую царицу, чтобы спасти его, а тот не хочет с ней расставаться, с ней жить очень хорошо, и поэтому он погибает.
Есть в сказке и еще один очень важный мотив, может, быть, самый главный: женщина губит человека. Старший сын царя Дадона выходит с войском и попадает в плен к шамаханской царице, затем – младший сын; из-за пустой, надменной красавицы они дерутся, и оба погибают. Мало того: их воины тоже начинают драться и все до единого погибают. Погибает и царь Дадон, увлекшись призрачной красотой шамаханской царицы.
Кто она такая, шамахзанская царица? Пушкин дает ей уничтожающую характеристику:
(Она) хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
То есть она элементарная блудница. А сколько людей погубила!
Сказака ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
«Добрым молодцам», а не кому-нибудь!
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Православная символика просматривается от начала сказки и до конца.
С самого Своего рождения Господь наш Иисус Христос был гоним; сын царя Салтана, князь Гвидон, тоже гоним с первого дня своей жизни. Там – бегство в Египет, здесь – плавание в бочке; там – возвращение обратно в Палестину, здесь – избавление из бочки.
Город на острове – это Небесный Иерусалим. Тут все чудесное: и белка, которая грызет золотые орешки, а внутри орехов – изумруд; тридцать три богатыря – это Небесное Ангельское Воинство.
А ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха – это мы, грешники. И если мы покаемся, как они, то обретем милость Божию.
Эта сказка о Промысле Божием. Какие бы козни ни строил враг рода человеческого, какие бы палки ни ставил в колеса, Господь Бог все равно устрояет все к лучшему. Другими словами, Он любое зло претворяет в добро.
Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой решили погубить молодую царицу с ребенком и кинули их в бочке в море. Но Господь их чудесным образом спасает. Они поселяются в большом городе «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты». И князь Гвидон стал там править.
Но на этом испытания не кончаются. Все те же ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой сказали царю Салтану, что есть на свете чудо:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
И это чудо он, царь, должен обязательно увидеть.
Господь устрояет так, что белочка появляется не где-нибудь, а у князя Гвидона, на его острове.
Новое испытание:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
И где же они появляются? Конечно, у князя Гвидона.
Мало этого, Бабариха – баба себе на уме - говорит:
За морем царевна есть,
Что не можно глас отвесть:
Днем свет Божий замевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво.
И что же? Эта царевна становится женой славного князя Гвидона. Все – по Промыслу Божиему - заканчивается самым наилучшим образом.
Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России