Балалайка во фраке

К 160-летию со дня рождения В.В. Андреева (1861 – 1918)

Владимир Юдин 
Русская цивилизация 
0
03.02.2021 432

Смотрел я недавно по ТВ трансляцию Московского фестиваля юных талантливых музыкантов. В конкурсе приняли участие высокоодарённые дети из многих стран, в том числе из России. Исполнялись музыкальные сочинения разных композиторов и на самых разных инструментах.

Восхищению моему не было предела! Ещё бы, малолетние виртуозы ни в чём не уступали по качеству игры взрослым музыкантам, а порой и превосходили их. Да вот беда: не звучала на фестивале очаровательная русская балалайка. Да и многие ли знают имена знаменитых балалаечников? К сожалению, нередко замечаю этакое высокомерное отношение к «примитивной» балалайке: подумаешь, мол, всего-то три струны у этого «неблагородного» инструмента, что с них взять?..

Крайне редко вспоминают балалайку на радио и телевидении, в концертных залах филармоний. Не думаю, что широко популяризируют этот самобытный русский инструмент в музыкальных школах, училищах, в консерваториях.

Между тем, балалайка известна на Руси не одну сотню лет. В XYIII – XIX веках она, пожалуй, была самым распространённым народным инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни. Про неё складывали сказки. Само название «балалайка» происходит от старорусского «балакать», «балаболить» - говорить, так как её звучание похоже на распевный человеческий голос.

Но я хочу кратко рассказать не столько о балалайке, сколько о человеке, который привёл этот инструмент из крестьянской избы в престижные концертные залы. Человека этого звали Василий Васильевич Андреев, родившийся на тверской земле. Он был православным верующим, хорош собой, обаятелен, воспитан, эрудирован, необычайно одарён, несмотря на молодость, вхож в петербургский свет.

Память о выдающемся подвижнике русского народного музыкального искусства свято чтят на его малой родине в г. Бежецке, здесь знает каждый, кто такой Василий Васильевич Андреев – создатель первого оркестра русских народных инструментов, выдающийся музыкант – просветитель, реконструктор ряда русских народных инструментов, неутомимый пропагандист русского музыкального искусства. Многие покажут дом, в котором родился Андреев, он, слава Богу, сохранился. Недавно рядом с музеем появился и памятник знаменитому музыканту. В Бежецке регулярно проходят фестивали русской народной музыки.

Выросший в русской высокообразованной и состоятельной семье, и сам получивший прекрасное образование, Андреев с детства обнаружил необычайные музыкальные наклонности: к 14 годам самостоятельно выучился игре на нескольких «благородных» инструментах. И вдруг, летом 1883 г. (было ему тогда 22 года) увидел в руках деревенского виртуоза Антипа Васильева балалайку…

Балалайка так покорила и увлекла юного музыканта - самоучку, что он не только научился блестяще играть, но и занялся усовершенствованием этого инструмента.  В 1886 г. 25-летний Андреев создал концертную балалайку, на которой играют и по сию пору. По образному выражению музыкальных критиков того времени, Андреев «одел балалайку во фрак».

Поистине, Андреев вдохнул в балалайку вторую жизнь, активно совершенствовал её, обогащал новыми выразительными возможностями и репертуаром. Он и его ученики с блеском исполняли на балалайке не только народные песни и наигрыши, а также аранжировки классических произведений, музыку танцевального характера и др.

Выдающийся композитор и исполнитель Василий Андреев  настолько широко разнообразил приёмы и динамические возможности этого, с виду простого и незатейливого инструмента, что каждое его произведение совершенно оригинально и по-своему уникально, с легко запоминающимися мелодиями, нюансами и ритмом. Результатом творческих поисков  стала «Школа для балалайки» В.В. Андреева (Санкт-Петербург, 1894 г.).

Важно подчеркнуть, что Василий Васильевич не просто учил музыкантов технике исполнения на балалайке, но прививал им любовь к народной музыке, прекрасному народному творчеству.

Первые выступления балалаечника-аристократа в С.- Петербурге состоялись в 1886 году и имели триумфальный успех. А уже на следующий год Андреев демонстрировал своё великолепное мастерство в присутствии Александра III, который взял уникального музыканта под своё покровительство.

Надо сказать, император был большим поклонником и защитником русских национальных традиций – националистом, по современному (в те годы слово «русский» можно было произносить без стеснения и боязливой оглядки).

Вскоре у Андреева появились поклонники и ученики, из которых образовался кружок любителей игры на балалайке. Через несколько лет кружок превратился в оркестр. В его состав вошли и другие русские народные инструменты – домры и гусли, усовершенствованные по примеру балалайки.

Вскоре Великорусский оркестр, его основатель и дирижёр завоевали мировое признание. Обратим внимание: оркестр назывался не русским, а великорусским. Тогда великороссы, малороссы и белорусы были одним, неразделённым русским народом. После 1917-го года большевики разъединили их республиками, русскими стали называть одних великороссов, а в 1991-м либералы довершили дело – раскололи русских на отдельные государства…

Оркестру В.В. Андреева горячо рукоплескали во Франции, Германии, Великобритании, Америке и Канаде. Им восхищались писатель Л.Н. Толстой, композиторы П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, Ж. Массис, Р. Леонкавалло.

Послушав Андреевский оркестр, Пётр Ильич Чайковский восторженно воскликнул: «Что за чудо эти балалайки!» После гастролей в Англии Россия получила заказ на 40 тысяч инструментов. Русский оркестр захотел завести даже персидский шах!

Император Николай II во время одного из концертов оркестра собственноручно подарил Андрееву золотой портсигар, позднее, в марте 1914 года, присвоил оркестру звание «Императорский Великорусский оркестр», а Андрееву – звание «Солист Его Императорского Величества» (предтеча «Народного артиста СССР»).

Андреев говорил, что «Великорусский оркестр» является единственным национальным художественным созданием, ничего не позаимствовавшим с Запада, и представляет собой исключение, как дело, выросшее на русской почве, созданное русским народом и опирающееся на музыкальные инструменты русского народа».

На вопрос редакции «Петербургской газеты» (1898 г.) «Каким образом у вас зародилась мысль пропагандировать балалайку?» Василий Васильевич ответил: «Живя в своём имении в Тверской губернии, я, случайно услышав однажды балалайку, увлёкся ею. Когда я затем переехал в Петербург, мою игру услыхал профессор Н. Быстров, который и уговорил меня выступить в музыкальном обществе. Мне было тогда очень жутко, но блестящий успех, выпавший тогда на мою долю, ободрил меня. Игра понравилась, и балалайка стала с тех пор быстро распространяться в городе. Тогда я бросил всё и всецело посвятил себя балалайке…» (Материал взят с сайта города Бежецка).

По своим политическим взглядам Василий Васильевич, как и его высокий покровитель Александр III, был националистом, то есть истинно русским патриотом, почитал Бога и православные Святые заповеди.

В период антигосударственной вакханалии 1905-1907 гг. он одним из первых стал членом Русского Собрания, позже - членом Всероссийского Национального Клуба. Как вспоминал один из современников музыканта, «Андреев был влюблён в Россию, в русский народ, в русское искусство. <…> Но Андреев не был «квасным патриотом» и надутым поклонником стиля «а ля рюс». Его русский дух был органичным и естественным выражением его безоглядной влюблённости в Россию».

…Скончался В.В. Андреев 26 декабря 1918 года, похоронен в Александро-Невской лавре, а скульптурного памятника ему до сих пор нет на могиле. Русских националистов, как известно, не жаловали ни большевики, ни доморощенные либералы…

Но не будем сокрушаться! Ведь куда более величественным памятником ему стал сам оркестр – Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева, который пережил все революции и перестройки. Переживёт, надеюсь, и рыночную демократию. Вместе с ним – подобные оркестры в Москве, Новосибирске, Твери и других городах России. Вот только их совсем не пропагандируют. Ну, да не век же средства массовой пропаганды будут в руках одних русофобствующих либералов.

Поэт нашей эпохи Виссарион Саянов посвятил балалайке, а стало быть, и её великому популяризатору В.В. Андрееву трепетные стихи:

 

Три струны всего у балалайки,

Но широк её размах большой,

Взмах руки, и пролетают чайки

С набежавшей песенной волной.

Парень укорачивает струны,

Прижимает крепко их к ладам,

И плывёт напев простой и юный

По окрестным паркам и садам.

Слушаю его и молодею,

Прохожу по саду налегке,

Всё-то, видно, знает и умеет

Парень с балалайкою в руке.

Дай и мне к струне твоей певучей

Прикоснуться медленной рукой,

Может, прозвучит ещё получше

Песенка, придуманная мной…

(1949 г.)

 

Владимир Юдин,

г. Тверь

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Спасибо

Спасибо за память о В. В. Андрееве! Ради справедливости стоит отметить, что в советские годы его произведения и обработки народных песен были хорошо известны и входили в репертуар всех народных оркестров.

Константин В. / 04.02.2021 22:36
Владимир Юдин
Америка останется не оплаканной…
Памяти писателя (15.03.1924 – 29.03.2020)
02.04.2021
Мы идем по крестному пути…
Памяти писателя-фронтовика (15.03.1924 – 29.03.2020)
14.03.2021
«Я не первый, а единственный!»
К 125-летию со дня рождения Г.К. Жукова
04.03.2021
Балалайка во фраке
К 160-летию со дня рождения В.В. Андреева (1861 – 1918)
03.02.2021
Все статьи Владимир Юдин
Русская цивилизация
Нация – русская, а не «российская»
Владимир Путин на Совете 30 марта ни разу не сказал о «российской нации»
13.04.2021
Можно ли и как создать современную общенародную идеологию России?
Размышления учёного на актуальную тему
09.04.2021
«В поисках единства. Русский языковой союз».
Видеоконференция, посвящённая вопросу единства русского народа
05.04.2021
Я плачу русскими слезами, я верю русскою душой…
К 150-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Жуковского
31.03.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от Русский Сталинист
16.04.2021 03:10
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от В.Р.
15.04.2021 23:43
«Глубинное государство» есть и в Русской Церкви?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
15.04.2021 22:10
Синодик русского духовенства, скончавшегося в период коронавируса
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2021 20:25
Митрополит Ювеналий попросился на покой
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2021 19:52
«Грандиозная духовная трагедия»
Новый комментарий от р.Б. Алексий
15.04.2021 18:31
Она сохранила чистоту натуры русского человека
Новый комментарий от Валерий
15.04.2021 17:58