24 января на воскресной службе читалось Евангелие от Матфея (11:27-30). Публикуем проповедь, произнесенную в Свято-Никольском храме Киева на тему одного из прочитанных стихов: «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
Дорогие братья и сестры! Множество людей из нас влачат жалкое бремя, которое только Христос может снять с нас. Самое тяжелое бремя – это бремя греха. Если бы человек пытался в одиночку его нести, то оно бы просто раздавило его. Поэтому: «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6).
Именно Христос снимает бремя нашей вины, именно Он дает покой нашей мятущейся душе. Почему же Он призывает нас возложить все заботы на Него? Да потому, что мы дороги Ему.
Он был искушаем во всем, но не совершил греха – поэтому Он имеет власть так сказать. Вот почему Он «исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146:4). И чем глубже мы осознаем свою слабость и беспомощность, тем скорее найдем в Нем поддержку. Чем тяжелее наше бремя, тем блаженнее будет покой, когда мы обратимся к Тому, Кто носит все бремена.
Вспомните евангельский рассказ о званых на пир (Лк. 14:13-24). Мы все призваны на Божий пир. Он должен был начаться здесь, на земле, если бы человек не изменил Богу. Теперь же скорбеть о себе, об обществе, о своем сиротстве в мире может каждый, но только верующий в Бога может силой этого чувства обратиться ко Христу, зная, что Богом он любим, что Бог воплотился, стал Человеком для того, чтобы нас спасти – жизнью, учением, смертью и, конечно, Своим Воскресением; при этом Он не говорит о том, чтобы мы были «как можно лучше», но говорит о чем-то совершенно ином.
Святой Иоанн Златоуст говорит: «…если вы хотите узнать, что такое человек, не поднимайте глаз к престолам царей и вельмож, но вознеситесь взором к Престолу Божию, и вы увидите Человека, сидящего во славе… Единственный Человек, Который полностью, совершенно Человек, это Господь Иисус Христос, потому что в Нем полнота Божества обитала телесно, потому что сама Его телесность пронизана Божеством, потому что Он Бого-Человек, и это – наше призвание».
Наш приход ко Христу должен начаться с духовного голода, с тоски, с искания или с чуда Встречи. В каждом человеке есть такая глубина, такой простор, которые могут быть заполнены только божественным присутствием. В эту глубину, в эту бездонность мы можем бросать все, что земля может дать: и знание, и красоту, и живые чувства – но, вместе с этим, душа наша никогда не бывает до конца удовлетворена – остается голод, тоска и желание. Но это самое драгоценное состояние, какое у нас может быть, ибо только от этого чувства может родиться настоящее, серьезное подвижническое искание того, без чего жить нельзя. Такой голод вызывает в душе человека сознание, что чем угодно можно поступиться для того, чтобы найти Того, Кого ищет душа, Единственного Того, Кто может заполнить, исполнить, преобразить душу, тело и все наше существо. Не случайно Спаситель говорит: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6), и: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).
Многие люди сегодня, стремясь достичь благополучия в этом мире, стенают под грузом забот. Они избрали служение миру, приняли все связанные с этим трудности, подчинились его правилам. Здесь, опять же, к месту вспомнить притчу о Званых на Пир. В начале этой притчи нам даны три образа, которые применимы к каждому из нас в этом падшем мире, который мы выбрали своей родиной, тогда как наша подлинная родина – Царство Небесное.
Так, первый из званых говорит посланному от Хозяина: я приобрел себе участок земли и мне надо его осмотреть. Что это значит в духовном освещении? Это то, что я выбрал землю и хочу ее освоить. Ведь она – моя, поэтому хочу до конца ею обладать. Человек не замечает, что стараясь удержать землю, сделать ее «своей», сам делается ее рабом, ведь то, что владеет нашим сердцем, то вторгается в крепость нашей души, ибо «Где сокровище наше, там и сердце наше будет» (Мф. 6:19). Так этот человек сам делается рабом этой земли, отныне ей принадлежа. Он не может от нее оторваться, всецело погружаясь в нее, как бы корнями врастая в этот земной прах, чтобы больше уже не взирать ввысь. И, в конечном итоге, мы этой земле принадлежим так, что костями ложимся в нее, так и не успев взглянуть на небо; нас в нее погребают, наше тело в ней растворяется, и то, что, как мы думали, НАШЕ – теперь уже НАМИ ОБЛАДАЕТ. Мы так и не успели на пир Божий, на пир Веры, на радость Встречи, поскольку поспешили лишь освоить землю, которая в результате нас и поглотила…
Второй человек из этой притчи говорит посланному от Хозяина: я купил пять пар волов – мне надо их испытать. Ряд Отцов Древней Церкви указывали на то, что эти пять пар волов символизируют наши пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Но эти пять чувств применимы только к земной жизни, поскольку небо ими не уловишь. Даже любовь земная не охватывается этими пятью чувствами – что же тогда говорить о Божественной любви или о вечности?
И вот человек этот как бы пускается в торг с Богом: он указывает Творцу на эти пять наших чувств и, соответственно, приобретает на них «нечто», но только земное. А «сеющий в плоть, от плоти пожнет тление…» (Гал. 6:8).
Третий из званых говорит, что он женился. У него радость через край, а если так – как же он может вместить еще и чью-то чужую радость? Привязанность и любовь по эту сторону от вечности, в зависимости от того, как мы к ней отнесемся, может снова стать преградой – ведь она меня крепко держит на земле и мне некуда уйти («Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37)). Вечность – это потом, когда-нибудь, на досуге или в глубокой старости («Ибо не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий» Мф. 25:13)), а вот теперь надо заполнить время этой своей радостью, своим счастьем, своим восторгом близости с родным теперь человеком!
И мы тоже, как и этот человек, не идем на пир Божий, ибо боимся, как бы от нас не ушла временная радость, утонув в Вечности.
Вот так, дорогие братья и сестры, один держится за землю, другой – за «волов», третий – за свою временную радость… Кто же придет на зов Христа: «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»? Ведь Он советует, что искать следует прежде всего Царства Божьего и Его праведности и обещает, что все потребное для земной жизни приложится нам. Ведь суета ослепляет, и человек уже не думает о будущем.
«Возьмите иго Мое на себя» - еще говорит Христос. Иго – это ярмо, которое является орудием, и которое надевают на животное, чтобы оно могло работать хозяину. Мы должны взять на себя Его иго, чтобы стать Его соработниками. Иго – это Его Закон, великий закон любви, открытый вначале в Эдеме в единой Заповеди послушания и исполнения Его воли; затем провозглашенный с Синая (Десятисловием), и, наконец, запечатанный в сердцах Новым Заветом.
И если мы добровольно отказываемся от этого «ига» Христова – то рано или поздно нас достигает душевная боль, которая является лишь сигнальным огнем, которым Промысл оградил края зияющих бездн и топких болот, чтобы сохранить человека в его путях. Но душа не терпит пустоты, и этой пустоты не заполнят никакие материальные фантазии, ибо бессмертную душу может насытить только Сам Творец.
«Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные…» Когда мы читаем Евангелие, особенно призыв Христа о несении Его ига, то, честно признаемся себе, что только эти заветы чистоты, молитвы, любви и слагают всю красоту жизни, а там, где они попираются – и потому что они действительно попираются, - жизнь становится скучной прозой, если не сказать хуже – делается адом и дьявольским водевилем, жизнь перестает быть радостью, вдохновением, жизнь перестает быть жизнью. Вне горнего воздуха идеалов Христа, вне безбрежных синих далей Нагорной проповеди, вне Его призыва научиться Его кротости – мы всегда будем задыхаться в душном погребе мещанства и материализма.
Высочайшие струны нашего духа вибрируют от призыва к соработничеству с Ним, и в этом внутреннем «созвучии» - новое доказательство подлинности и достоверности Его слов!
«Научитесь от Меня, - говорит Христос, - ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». И мы должны пройти эту школу Христа, чтобы научиться у Него кротости и смирению.
Причиной всякого беспокойства в нас является себялюбие. «Наука» же Христова предполагает освобождение от помыслов, греховных привычек и устоявшихся стереотипов в жизни большинства, приобретенных в школе князя тьмы. Человек должен быть свободен от всего, что противоречит воле Божьей.
Христос – это ось мира. Он также ось нашей души. Если ось не на месте – то мы переживаем шатание, сомнение и растерянность. Наоборот, находя Христа, мы находим себя, находим твердый якорь, который надежно пришвартует нас к берегам Вечности.
Будем же, дорогие братья и сестры, спешить на этот призыв с надеждой на радостное соработничество в согласии с Его волей, ибо «воля Божия есть освящение наше» (1Фесс. 4:3). Аминь.