Новое христианство без Христа

 

Ниже мы публикуем статью выдающегося государственного деятеля, обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода, правоведа, историка Церкви, писателя, переводчика, Константина Петровича Победоносцева (1827–1907) (См.: Московский сборник / изд. К. П. Победоносцева.  Изд. 5-е, доп.  М. : Синодальная тип., 1901. 366 с.).

Публикацию, специально для Русской Народной Линии, подготовил профессор А.Д. Каплин.

 

+   +   +

 

Новое христианство без Христа

 

Замечательное явление нашего времени представляет несущееся отовсюду отрицание Церкви со всеми ее догматами и установлениями, соединенное с проповедью христианства без Христа. Никем не признанные учителя разных толков, объединяясь лишь в этом отрицании, проповедуют с ревностью, доходящей до фанатизма и до глумления над всяким возражением, туманное, не приведенное в систему, но повелительное применение к жизни начал, произвольно извлеченных и произвольно истолкованных из Евангелия; но, вместе с тем, отрицают Евангелие во всей его целости и отрицают вместе с Церковью главу Церкви – Иисуса Христа, Богочеловека. Они называют это свое христианство истинным, а то, которое от начала проповедовалось Церковью, – ложным.

В отрицании людям всего легче объединиться: их влечет к этому общий дух недовольства и смутного стремления к лучшему. Всякий, со-средоточась на своем я, всегда себялюбивом, самочинном, исключительном, отрешаясь в духе от мира своих собратий, приходит к отрицанию. Возмущаясь против неправды и зла в человеческих отношениях, забывает притом о своей неправде, ищет водворения правды в человечестве и забывает притом, что всякий человек раздвоен в себе – хочет, чего не делает, и делает, чего не хочет, и что жизнь человечества совершается тысячами и миллионами годов и впадает в вечность; что тем же ходом идет в человечестве прерывистая и мучительная эволюция правды, коей вечные законы, от века начертанные, от века нарушаются и подвергаются поруганию.

Хранительницей этих законов, говорят они, поставила себя Церковь: она не умела водворить их в действительности; здание ее обветшало, дело ее преисполнено мертвых формальностей, суеверий, обманов и злоупотреблений. Надо разрушить это здание и новый закон любви и правды объявить человечеству: разрушим Церковь. Самый легкий способ усовершения учреждений, по мнению новаторов, есть разрушение существующих. С этого начинают и неохристиане, но на место разрушенного учреждения не в силах они построить новое; ставя закон своего изобретения, ничего не хотят и не умеют создать для хранения и возможного в природе человеческой осуществления закона, как будто сам закон должен самостоятельно действовать и сам собою объединить человечество для новой жизни.

Прежде чем отрицать Церковь и ее верования, надобно знать ее. а для того, чтобы знать ее, мало изучить внешним образом догматы ее, учреждения и обычаи. Церковь есть живой организм, совокупность верующих душ; и для того, чтобы познать Церковь, надобно войти в душу народа, который составляет Церковь, надобно жить одной жизнью с народом, как с равными собратьями, не ставя себя выше народа, не относясь к нему с одним отрицанием, как к толпе невежественной и дикой.

Но к этому неспособны самочинные пророки неохристианства; и потому, когда они обличают пороки, и зло, и ложь в жизни церковной, в этих обличениях нет любви, а слышится только гордость самодовлеющей мысли и злоба раздражения; нет того пламенного стремления к исправлению и усовершению, той горячей надежды на победу любви и правды, что слышится в речах Христа, а обличения, исполненные гордого духа, приводят лишь к голому отрицанию.

Откуда все это? Невольно думается, что идеалом нынешнего века, конечным пунктом прогресса в человечестве становится теперь самодовлеющее я, стремящееся в человеческом образе возвыситься над человечеством и самому быть себе законом. Таковы, по-видимому, идеалы новейших философских учений, таковы герои излюбленных романов, драм и поэм в новейшей литературе. Идеальным представляется человек, кто сам себя ставит конечной целью своих действий и на других людей смотрит как на орудие для своего возвеличения. Быть самим собою, слушать только своей воли и своего хотения, ничего и никого не признавать над собою, сверх себя – таков идеал человека, стремящегося быть сверхчеловеком.

Под эту мысль, в сущности, чудовищно нелепую, иные подкладывают в основание другую мысль: всего этого должен достигнуть человек посреди общества для того, чтобы, овладев им, подчинить его себе для его же блага и водворить в нем царство любви и братства. Но такого основания никакая философия признать не может. Что исходит из эгоизма и на эгоизме основано, в том не может быть никаких зачатков любви и преданности, и тот, кто сознательно заключил себя в своем я, не может сбросить его с себя и освободиться. Правда, для деятельности, посвященной общественному благу, потребны не бездушные, равнодушные и безхарактерные люди, но лица с характером и совестью, и такое лицо всякий, желающий служить обществу, должен воспитать в себе.

Но и личность в нравственном смысле может образоваться и достигнуть развития не иначе, как чрез сношение человека с подобными себе: так только человек может выработать в себе достоинство. Но когда человек начинает с того, что, чуждаясь общества, посреди коего живет, подвергает его презрению, для того чтобы в отчуждении воспитать в себе свое гордое, причудливое я и затем присвоить себе миссию – разорить это общество вконец и на место его создать новое по своему плану; в этом нет никакой мудрости, а одно лишь безумие.

Тем не менее, в наши дни это безумие возводится в идеал, художественно изображаемый мыслителями и поэтами. а за ними, не рассуждая, увлекаемая талантом, стремится стадным движением толпа, восхищаясь героями и героинями идеализованного эгоизма. Один за другим появляются самозваные пророки безумной автономии мышления и действия, пророки социальной реформы, пророки анархии и злодейства, пророки новых верований, отрицающих религию. а когда берется за это художник мышления и слова, он привлекает к себе толпу поклонников. Многие увлечения, при внутренней несостоятельности учения доходящие нередко до энтузиазма, объясняются силою художественной его конструкции.

Когда идея – какая бы ни была – овладевает гениальным художником мышления и слова, он может приложить к ее развитию всю силу своего таланта и воздвигнуть на ней здание, поражающее красотою и стройностью логических выводов из мысли, в существе своем ложной. Но к распознанию этой основной лжи неспособна толпа, увлеченная своим восторгом. а творец-художник, увлекаясь и своим созданием, и восторгами своих поклонников, сам входит мало-помалу в роль пророка, призванного обновить человечество новою идеей и рассылать во все концы восторженных ее проповедников – учеников своих.

Наше время изобилует учениями, основанными на началах крайнего материализма, отрицающего духовную силу в жизни человечества. Разделяясь на множество отдельных систем и толков под разными названиями (позитивизм, натурализм, агностицизм, утилитаризм, крайний социализм, анархизм и прочие), эти учения, сложившись в научно-художественное построение, расплодившись в обширной литературе, приобрели себе множество восторженных поклонников, располагают безконечными средствами пропаганды посредством печатного и устного слова и мало-помалу овладевают умами возрастающего поколения.

Так создается почва для неверия, для легкомысленной критики на Церковь и легкомысленного от нее отчуждения.

Но отойдя от своей Церкви, в коей родились, люди не могут отрешиться от многих ощущений и впечатлений своего общества, порожденных и воспитанных веками христианского учения. Опыт показывает, что где засохли корни веры, там еще остаются корни суеверия, повсюду нередко смешанного с неглубоко сидящею верою. Остается какое-то ощущение духа в жизни, какой-то страх перед чертою, отделяющею дух от материи. Отсюда замечаемое повсюду в наш век, подобно тому, что происходило в век разложения римско-языческой культуры, искание какой-нибудь веры: с одной стороны, размножение суеверий, иногда диких и чудовищных, создающих себе особливый культ, с другой – стремление найти ответ на запросы духа в магометанстве и буддизме; и, наконец, стремление создать новую религию на рациональных началах, вложив в нее, по внушению фантазии, нравственные правила, взятые из Евангелия, – религию любви под названием очищенного христианства.

Отрицаясь от Церкви, разрушая всякую ограду церковной веры и церковного единения, апостолы этих учений хотят вместо Церкви создать какое-то, расплывающееся в любви, всемирное братство мнимых последователей Христа – без веры во Христа. Осудив Церковь,  не сумевшую в течение веков осуществить царство Божие на земле, сами они мечтают достигнуть этого своим учением, водворив любовь, общее довольство, равенство без порока и преступления: вот, проповедуют они, истинная цель нашего учения – осуществление на земле царства любви и мира.

Напрасная мечта, напрасная смута умов и сердец человеческих. Религия не может быть без веры, а это новое, мнимое христианство – в кого и во что верует и на чем, кроме бедного слова человеческого, утверждает и свои заповеди, и свое мечтательное чаяние царства любви и правды на земле? Это учение ходит по земле и не имеет того, чем живет  Церковь Христова, – стремления к небу. В Церкви это стремление – не праздно и не мечтательно, потому что имеет живую цель, живой образ Христа Спасителя – Богочеловека.

Вера не может держаться на одном учении, как бы ни было оно чисто и возвышенно; не может держаться и на одном собрании догматов. Могут они проповедовать жизнь, но жизни в них еще нет. Жизнь христианской Церкви – в лице Христа, Богочеловека, в коем вечно идеальное существо Божества воплотилось и явилось человеку. Он, явившись, овладел всею душою человека и явил ему Отца Небесного.  

Христианство без Христа быть не может, а завет Христа не в том состоит, чтобы водворить на земле царство от мира сего, царство всеобщего довольства, благополучия и мира: царство Его не от мира сего. В существе бытия по закону Его поставлена радость, но не счастье, не покой, не материальное благосостояние, а с радостью духа и со служением ближнему – жертва, ношение ига Христова, крест, блаженство нищих духом и плачущих, освобождение от греха и – жизнь вечная. Кто хочет изъять все это из христианства, тот уничтожает его в самом корне и льстивое мечтание гордой мысли воздвигает на место вечной правды Христовой.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. К.П. Победоносцев -- один из величайших умов Царской России последней трети 19 века и начала 20 века.

Он был воистину Божьим охранителем Царского Романовского самодержавия ! Он спас Россию после 1 марта 1881 года, когда революционеры растерзали Царя-Императора Александра-2 и либералы пытались устроить конституционную монархию на крови Императора .Он окормлял своего ученика, Царя-Императора Александра-3, и царствование последнего считается одно из самых лучших времен в романовском правлении Россией за всю ее историю. Он всеми силами пытался воздействовать на другого своего ученика, Императора Николая-2, тормозя как только можно спускание России в яму революций и переворотов. К.П. Победоносцев рисуется современниками как мистическая избранная историческая фигура по удержанию Царской России от революционной гибели. Я бы назвал его так --Охранитель. Александр Блок рисует Победоносцева как страшную мощную Сову, который распростер над Россией свои совиные крыла ! Именно Победоносцев распростер над Россией охранительные, защитные, мудрые совиные крылья, чтобы спасти ее от страшных бунтов и революций. Благодаря во многом именно Победоносцеву, Россия, почти 35 лет с 1881 по 1905 годов жила без революций ! И только после того, как либералам удалось сместить Победоносцева, на 78 году его жизни, с поста Обер-прокурора Св. Синода в 1905 году, в России стала активно набирать силу гибельная зараза революций ! Даже такие видные враги Победоносцева, либералы типа масона Витте, признавали ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ влияния Победоносцева на Царей Александра-3 и раннего Николая-2, и все отмечали его исключительные грамотность, образованность и прозорливость ! Витте так и писал в своих мемуарах о Победоносцеве : "Бесспорно, это был самый образованный государственный деятель, с которым мне пришлось сталкиваться !" Охранитель ушел в 1905 году, в 1907 году он тихо скончался. После этого , Россия постепенно поползла к революционной яме. Отпевал Победоносцева весь Святейший Синод Российской Православной Церкви во главе с первенствующим членом Синода митрополитом С-Петербургским Палладием. Его могила в Питере сохранилась. Прямо в центре города, возле бывшей гимназии, которую он построил лично на свои средства вместе с благоверной супругой. Его захоронение надо обязательно сохранить для потомков. В истории Государства Российского член Государственного Императорского Совета, Обер-прокурор Святейшего Синода, профессор права и учитель 2-ух Императоров России, Константин Петрович Победоносцев останется как величайший государственный деятель-патриот, самый образованный государственный и политический своего времени, самый ревностный охранитель Царского Романовского Самодержавия, который на целые 35 (!!!) лет затормозил падение Российской Империи под откос революционной пучины. Вечная ему память и слава !

Константин Победоносцев
Царская школа
Записка Обер-Прокурора Святейшего Синода
25.01.2011
Великая ложь нашего времени
Статья из "Московского Сборника"
25.10.2007
Все статьи Константин Победоносцев
Консервативная классика
Порок и добродетель
Часть 3. Ко дню памяти
13.01.2021
Порок и добродетель
Часть 2. Ко дню памяти
12.01.2021
Порок и добродетель
Часть 1. Ко дню памяти
11.01.2021
«А быть будет, как Бог даст...»
10 / 23 декабря - память свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1705-1754)
22.12.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Создаётся лево-консервативная коалиция
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
21.01.2021 07:53
Прививка: день второй
Новый комментарий от Коротков А. В.
21.01.2021 07:43
Бунт сделал Байдена сильным и опасным
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.01.2021 07:28
Две эпидемии: биологическая и информационная
Новый комментарий от Наблюдатель
21.01.2021 06:16
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от Коротков А. В.
20.01.2021 11:52
Прививка — жертва ради нашего народа и нашей страны
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.01.2021 11:49
Марсианский лохотрон Илона Маска
Новый комментарий от Тюменец
20.01.2021 11:48