Православная Церковь – единственный институт, который сегодня может объединить людей

0
1257
Время на чтение 12 минут

Беседа с секретарём Союза писателей России, главным редактором газеты «Русь Державная» А.Н. Печерским

– Андрей Николаевич, мы прекрасно помним время 1990-х годов, когда из перестроечного сумбура вышли патриотические силы и они могли бы лидировать. Это было время возрождения храмов, возрождения православных и патриотических СМИ, среди которых и созданная Вами православная народная газета «Русь Державная». Время великих культурных деятелей И.Р. Шафаревича и В.М. Клыкова, Г.В. Свиридова и Э.Ф. Володина, многие из них были связаны с газетой «Русь державная». Прошла четверть века. Что изменилось ныне в обществе?

– Изменения произошли и в лучшую, и в худшую сторону. Начнём с худшего. В то время, о котором Вы говорите, произошёл взрыв духовного самосознания нашего народа, когда стали открываться храмы, когда привезли со Святой Земли Вячеслав Клыков с Александром Крутовым неугасимую лампаду от Гроба Господня. Установили памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию работы В. Клыкова на площади Ногина, как она тогда называлась. Я запомнил освящение этого памятника, которое состоялось при горячем участии покойного патриарха Алексия II. Он произнёс много замечательных слов, но одна фраза мне врезалась в память: «Необходимо, чтобы во главе всех процессов в России стояла духовность». Это очень благое пожелание, и оно было на пике того состояния ожиданий православных людей и идущих к православию.

К сожалению, нельзя сказать, что это пожелание сбылось. Оно отчасти сбывается, но того, о чём мечтал покойный патриарх Алексий II, в полной мере не произошло, не без участия противодействующих сил – и в то время, и сейчас.

Возьмём маленький эпизод, когда архимандрит Тихон Шевкунов, ныне митрополит Псковский и Порховский попросил нас с Вячеславом Клыковым прийти и помолиться у стен древней обители – Сретенского монастыря, в котором засела секта Кочеткова. После молебна вскоре каким-то чудом Божиим эти ребята убрались оттуда. С ними давно надо было разобраться, но только сейчас, по прошествии 25 лет, собираются что-то предпринять против Георгия Кочеткова. А они 25 лет воду мутят и люди идут к ним.

Люди вообще идут куда угодно, только позови. Поэтому сейчас нет такого радостного состояния духа, что мы всё успеем, всё сделаем. А вспомните, сколько создавалось православных общественных организаций. Во многих из них я участвовал и помогал становлению: «Россия православная», «Союз православных граждан», «Союз Архангела Михаила», который возглавляет Герой Советского Союза Александр Солуянов. Многие из этих организаций мечтали объединиться и сдвинуть эту нашу инертность. К сожалению, этого не происхоит. В.Клыков, создавая «Союз русского народа», тоже надеялся на это. Я тогда ещё ему говорил, может не стоит затевать такое грандиозное дело, малыми делами надо добиваться успеха.

И всё же, хочется вспомнить и Прохоровское поле, когда к 50-летию Победы был воздвигнут монумент опять же по проекту Вячеслава Михайловича. Незабываема наша поездка туда, когда там присутствовали три президента, в том числе В.В. Путин. Освящал монумент патриарх Алексий II.

Очень многое в общественном сознании сделали люди, которые занимались культурой. Мне очень дорог Русский духовный театр «Глас», знаю его создателей более тридцати лет. И что же? Им до сих пор не могут выделить своё помещение.

А становление кинофестиваля «Золотой Витязь» моего друга Николая Бурляева. Как трудно это было и как это хорошо пошло – и по всей России, и по ближнему и дальнему Зарубежью. Недавно Николай прислал мне ролик – его беседу о том, что творится в кинематографе сегодня и какие фильмы выходят на экраны. Это убийство нашей национальной культуры и нашей духовности. Но кто об этом знает?

Куда из этого деваться православному и даже не православному человеку?..

И всё же ростки доброго есть. Недавно я побывал по приглашению владыки Феофана в Казани. Освещали Казанский храм на месте, где явилась Казанская икона Божией Матери. И потом мне показали православную классическую гимназию. Я таких школ не видел нигде в мире! Конечно, этот проект хорошо профинансировало правительство Татарстана. Русские и татары не только уживаются друг с другом, но и активно взаимодействуют. В этой школе детей учат по учебникам русской классической гимназии. Оказывается, они издаются, но в простую школу не попадают. В Москве разве что в элитной православной гимназии учат по таким книгам, но сколько на это надо затратить денег.

Не всё так плохо. К примеру, как приятно видеть, когда Юрий Шишков привозит из Брянской области чудотворную икону Локотскую «Умиление». Она несколько раз была и у нас в редакции. Это чудо, когда у тебя на глазах стекает миро по иконе и другие иконы тоже начинают мироточить. Но многие люди не знают и не хотят знать об этих чудесах.

Как сделать, чтобы люди задумались: для чего мы живём?

Так называемая пандемия, как мне кажется, ещё больше открыла: кто с Богом, а кто нет. Я заметил, что упала посещаемость храмов не только потому, что в них якобы опасно ходить, а просто оказалось, что для людей их физическое состояние значит намного больше, чем духовное. Один монах в Псковской епархии как-то сказал: «Да, все мы в Бога верим, только Богу не доверяем». И чуть что, мы не в храм бежим, а к разным докторам.

– Четверть века уже выходит газета «Русь Державная». Единственная – православная народная. Что удалось сделать посредством газеты за этот срок, когда страна едва выживает экономически, образование и медицина бьются в тисках реформ?

– Иначе как Промыслом Божиим это назвать нельзя. Откуда у меня, журналиста-международника, который работал в газете «Правда» возникла идея создать православную народную газету? Само название пришло в молитве. Я не Бог весть какой молитвенник, но, когда я укладывал спать своего младенца сына, молился и думал над названием газеты. И вдруг услышал, как дочь на кухне читала урок, заданный в школе, строки Ивана Никитина: «Это ты, моя Русь державная, моя родина православная»! Слова «Русь державная» прямо в сердце ударили! Поехал я к своему духовнику архимандриту Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву лавру, и он благословил это название.

Свёрстан и напечатан первый номер был в недрах редакции газеты «Правда». Отец Геннадий Сандаков освятил типографию и на станке №13 вышел первый номер газеты. Помню, как красная река прямо полилась со станка. К сожалению, отец Геннадий был потом убит при невыясненных обстоятельствах.

В первые годы мы получали изумлённые письма читателей. Люди видели узнаваемые храмы Кремля и двуглавые орлы на башнях. Молитва Державной Божией Матери была отпечатана уже, наверное, миллион раз.

Было и противодействие, в одной газете появилась заметка, мол, что люди придумали – двуглавые орлы на башнях Кремля.

А мне однажды приснился сон – орлы на башнях. Художник Борис Журавский, который оформлял первую страницу газеты, сейчас уже иеромонах Спиридон, служит во Владимирской епархии, в глухой деревушке, молится и спасает этим людей.

Протоиерей Николай Булгаков когда-то был сотрудником «Руси державной». А как ему удалось построить храм? Приехал он на остров Залита со своим духовником о. Валерианом Кречетовым. Они причащали там старца Николая Гурьянова. Отец Николай Булгаков обратился к старцу: «Батюшка, хочу построить храм во имя Державной иконы Божией Матери, только денег у меня нет». А тот ему в ответ: «Как, денег нет?» И дал ему 30 рублей. А теперь вы можете съездить и увидеть около города Жуковский, какой огромный собор он построил. На 30 рублей. Вот, что значит благословение старца.

Мы переживаем интересное время, но как бы нам не сорваться в пропасть в очередной раз. Больше всего меня это беспокоит. Настроения в обществе нельзя назвать радостными. У многих людей просто не хватает средств для выживания. Даже в церкви люди не всегда находят понимание своих проблем, потому что многие батюшки или заняты, или равнодушны к переживаниям тех, кто приходит в храм. Возможно, это исключение, но оно есть. И люди это чувствуют.

Мы много раз рассуждали на заседаниях нашего державного клуба о том, что мы должны не подвигать людей к каким-то решительным поступкам, а помочь им найти своё место на земле, помочь разобраться в каких-то проблемах. И газета в этом им помогает. Даже неверующий человек, взяв в руки газету, сразу хоть что-то для себя поймёт, увидит православную систему координат, в которую можно уложить любую проблему, хоть свою личную или своих близких, хоть проблему своего города и страны.

– В последние годы в газете постоянно выходят Ваши публикации о поездках на Святую гору Афон.

– В нашем Пантелеймонове монастыре на Афоне, где к нам дружеское и братское отношение, я не раз беседовал с иеромонахами и старцами. Они тоже говорят, что от каждого из нас зависит то, что в итоге будет с нашим обществом и государством.

Как-то я спросил одного очень уважаемого иеромонаха после визита нашего президента на Афон, почему вы назвали его государем. Он ответил очень просто: «В православном словаре нет слова президент. Мы не имели в виду функцию, которую у нас выполнял царь до революции, но назвали, потому что так хотели назвать».

– Просто у православных людей всего мира надежда на Россию как на Святую Русь, следовательно, надежда и на того, кто во главе государства.

– Да. Часто мы публикуем беседы с известным афонским старцем Николаем Генераловым. Он говорит о многих процессах, которые и у нас в обществе происходят, и в мире. неоднократно я был у известнейшего старца Гавриила Корейского, много важного почерпнул от него.

Газета делает что может, но возможности наши ограничены. Чудо уже то, что мы 26-й год существуем при малой материальной поддержке.

Бывают и радостные моменты. Как-то из Франции приехал один человек и привёз пожертвование от русской княгини, которая всегда выписывала нашу газету.

– Редакция газеты не раз организовывала мероприятия, связанные с почитанием царственных мучеников. Давайте и об этом напомним читателям.

– Хотелось бы вспомнить два незабываемых Крестных хода, которые редакция газеты «Русь державная» организовала и провела от села Коломенское в Москве до станции Дно на Псковщине, где произошло отрешение от престола императора Николая II. Мы не представляли, что нас ждёт, когда шли на станцию Дно. А в итоге по предложению кинодокументалиста Виктора Рыжко на станцию был привезён и установлен там четырёхметровый крест. После его установки замироточили две Державные иконы – редакционная и подаренная нам о. Николаем Булгаковым (потом я эту икону вручил в Коломенском патриарху Алексию II). А с портрета императора Николая II слёзы из глаз полились. Это видели сотни людей. Этот Крестный ход был на 90-летие обретения иконы Державной. А на столетие обретения иконы мы ездили и шли с Вами вместе.

– Сколько людей на станции Дно пришло тогда на молебен к строящемуся храму в ту холодную, промозглую пору в середине марта 2017 года! Я видела, как люди плакали.

– Николай – человек, который много лет помогает газете, даже не сказал нам, что он начинает строить на станции Дно храм во имя царственных мучеников. На освящении закладки храма присутствовал правящий архиерей владыка Евсевий и губернатор области Андрей Турчак.

Редакционная икона впервые замироточила в день прославления царской семьи. В следующий раз – когда мы собирались проводить Крестный ход на 90-летие явления иконы Державной Божией Матери. А позже мы однажды увидели обильное мироточение из области сердца Богородицы. Посмотрели календарь – никакого праздника нет. В этот день Союз писателей проводил заседание в Зале Церковных соборов и вдруг митрополит Кирилл встаёт и срочно покидает зал заседания. Оказывается, скончался патриарх Алексий, а он очень почитал Державную икону и каждый раз 15 марта присутствовал на Литургии в Коломенском.

Божия Матерь откликается на наши дела. И нам надо только радоваться, что мы ещё живы.

– Сегодня молодёжь плохо представляет советское время, их дезинформируют, что и при царе, и при Советах была тюрьма народов. Что Вы, как журналист-международник можете сказать о том времени?

– Моё детство, юность, зрелость пришлись на советскую эпоху, и я свидетельствую, что это было замечательное время. Если человек хотел, он мог добиться любой профессии, достичь любого положения в обществе. Была и партноменклатура. Работая в «Правде», с этими людьми я тесно соприкасался и видел, кто чего стоит. Но большинство людей, которые руководили страной в партийных органах, были люди совести, люди дела и ответственности. Говорить о том, что они ходили в храм и молились было бы примитивизмом. Но маршал Жуков возил с собой икону по всем фронтам, многие были крещены. Мой духовник отец Кирилл Павлов в своей статье «Я шёл с Евангелием и не боялся» рассказывал, почему мы выиграли войну. Никогда не забуду его рассказ, как он зашёл в один храм, будучи на фронте, и услышал проповедь священника. Все люди рыдали. Разве можно сегодня представить себе, чтобы все люди рыдали, слушая проповедь?!

Всё было: и перегибы социалистического строительства, и БАМ, и Иркутская и Братская ГЭС. Мне посчастливилось родиться в семье известного журналиста и писателя Николая Печерского, который делал репортажи о строительстве этих электростанций. У нас дома бывали друзья отца Александр Твардовский, Валентин Распутин, работавший тогда в местной комсомольской газете. Отец мой даже невесту сосватал Валентину Григорьевичу и наши семьи много лет поддерживали дружбу. А позже Василий Белов и Валентин Распутин уже стали авторами «Руси Державной». Василий Белов как-то принёс материал в газету: «Я был на Валааме и написал очерк, делай с ним, что хочешь». Я убрал из него партийные пристрастия и получился прекрасный очерк.

– В прошлом году отмечалось 30-летие вывода советских войск из Афганистана. Вы бывали там во время Афганской войны в качестве военкора. Что запомнилось Вам?

– Я застал период сразу же после вывода войск. У меня была возможность разговаривать с простыми афганцами. Особенно мне запомнилась встреча со студентами Кабульского университета. Они все были в восторге от Советского Союза, и они любили русский народ.

Были и опасные моменты. Как-то телекорреспондент Александр Шкирандо ехал со своим оператором, и на светофоре к ним подошёл обкуренный афганец и наставил на него дуло пистолета. Если бы Александр не знал афганского языка, всё могло бы кончиться плохо.

Мне показывали дворец Амина и в подробностях рассказывали, как его брали наши ребята из спецназа.

Я уверен, и это может подтвердить Герой Советского Союза А. Солуянов, что решение по Афганистану было несомненно правильным, и если бы Советский Союз не ввёл войска, неизвестно, какой бы мир у нас в этом регионе был.

Я бы порекомендовал молодёжи узнавать хотя бы по советским фильмам о теплоте и доброте советского времени. Никита Михалков сейчас многое делает для прояснения той или иной ситуации в обществе. А пересмотрите его фильм «Я шагаю по Москве» – и ощутите теплоту той эпохи.

Нет нам времени унывать. То, что происходит на планете – это одно, а то, что происходит в России – это другое. Мы верим, что наше общество придёт ко времени, когда мы будем жить по Божьим законам. «Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе». Не будем забывать это пророчество преподобного Серафима Саровского.

– Мы с Вами состоим в Союзе писателей России. Вы ощущаете себя частью Союза писателей К. Симонова и А. Твардовского, С. Михалкова и Л. Соболева?..

– К созданию нашей газеты имеет непосредственное отношение учёный и публицист, общественный деятель Эдуард Володин. В начале 1990-х они вместе с Сергеем Лыкошиным очень много сделали для Союза писателей и для сохранения национального культурного пространства в нашей стране. Я их ежедневно поминаю в своих молитвах. Благодаря Валерию Николаевичу Ганичеву, который пригласил меня в Союз писателей России, я по-иному увидел нашу страну, людей.

В одной из наших обстоятельных бесед с Валентином Распутиным он метко сказал: «Говорят, что церковь у нас отделена от государства. Но ведь я и ты – церковь, а нас от государства никто не отделял».

Писатель Владимир Крупин приобщил меня к Великорецкому крестному ходу. Он, будучи сам вятским, по сути возродил этот Крестный ход, которому уже более 600 лет. И в нынешнем году, несмотря на карантины, люди провели Великорецкий крестный ход.

И сегодня в Союзе состоят скромные люди, которые трудятся, пишут и продолжают традиции нашей классической литературы, открывают читателю красоту Божьего мира. Русский писатель сегодня – это патриот и подвижник.

– Возможно, что болезнь века сего – окаменелое сердце – происходит от того, что народ выпадает не только из православного пространства русской литературы, но из культурного пространства в целом?

– В ряде либеральных СМИ мы видим, как светские люди отваживаются критиковать деятельность руководства Церкви. Я считаю, что для православного человека это должно быть просто за скобками. Вспоминаю, как сказал один архиерей: «Когда я был мирянином, у меня было одно мировоззрение, когда стал священником, было уже другое мировоззрение, а когда стал иерархом – это уже третье мировоззрение». Иерархам достаётся так тяжело, что нам даже представить невозможно. И находятся обыватели, которые с лёгкостью их судят. А у меня, например, до сих стоит перед глазами, как владыка Феофан выносит из разрушенной школы в Беслане окровавленного ребёнка. Что ещё сюда добавить?!

А вспомним 1993 год. Положение на грани гражданской войны. Патриарх Алексий II служит молебен о спасении Отечества. Два священника Артемий Владимиров и Александр Шаргунов выступили тогда в нашей газете с осуждением стрельбы по Белому дому.

Православная Церковь – единственный институт, который может сегодня объединить людей. Надо оставить кухонные разговоры о Церкви! Будем вместе созидать нашу Русь Державную, страну нашу православную!

Беседу вела Ирина Ушакова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Николаевич Печерский
«Такие люди рождаются раз в сто лет»
Светлой памяти В.М.Клыкова (19.10.1939 — 2.06.2006)
12.10.2024
Зерно православия вложено в душу русскую
Беседа с митрополитом Липецким и Задонским Арсением, главой Липецкой митрополии
23.02.2024
Если мы не покаемся, Господь не дарует нам мир!
Заветы старца Гавриила Карейского
29.11.2022
Все статьи Андрей Николаевич Печерский
Ирина Владимировна Ушакова
Все статьи Ирина Владимировна Ушакова
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
18.11.2024 18:33
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34