Поистине, непостижим человек. Подобен артезианскому источнику, неустанно льющему из земных недр чистейшие струи.
Почти тридцать лет знаю я ветлужского резчика по дереву Валерия Воронина, автора мастерски исполненных миниатюрных скульптур и сюжетных панно. На одном из них - деликатного, настольного формата - выстроились три старинных храма Ветлуги: Троицкий, Екатерининская церковь, Воскресенский собор. Не перечислительно, а как бы духовно скрепляющих ориентиры славного в прошлом селения, которому императрица Екатерина II пожаловала статус Города.
Да и кто в сегодняшней Ветлуге не знает "мастера на все руки" Валерия Воронина, искусного реставратора старинной мебели, которая ещё водится в таких же старинных деревянных домах. Но не только ради тонкой работы приглашают к себе безотказного мастера, а - кому упавший забор залатать, скосить заполонившую сад траву, наладить обветшавший огородный инвентарь, просто помочь одиноким и старым людям.
Казалось бы, небогата внешними событиями биография Валерия: после восьмилетки - училище, армия, работа... Но уже в 70-е прослеживается, будто чётко намеченная судьбой, - "линия жизни". Да, училище, но знаменитое Хохломское в городе Семёнове. Корни мастерства, которому там обучают, восходят к древним, народным промыслам Северной Руси. Деревянная заготовка должна была превратиться в диск изысканной тарелки, в чашу, шкатулку... А когда наносились на них чёрно-золотые завитки узоров, казалось, изделие начинало звучать.
Было и ещё одно художественное училище в биографии Воронина - Нижегородское. Знаменательно, что темой своей дипломной работы Валерий избрал - оформление магазина Народных Промыслов на улице Покровка (тогда - Свердловская) В Нижнем Новгороде (тогда - городе Горьком).
И вот - юбилейная выставка к 65-летию художника в Ветлужском Краеведческом музее. Я ожидала увидеть резные скульптуры, рельефные образы панорам, а открыла - незаурядного художника-монументалиста. Автор свободно чувствует себя - и в легендарных мифах античности, и в залах, где звучат космические Фуги Баха, и наедине - лицом к лицу - с исповедниками христианской веры в Поветлужье...
Планетарный мир для художника - словно гигантская художественная галерея, уместившаяся в его душе.
Кто из европейских живописцев в самые разные эпохи не прельщался древнегреческим сюжетом "Похищение Европы": Рембрандт, Гвидо Рени, Гойя, Тициан, Тьеполо, русский художник Валентин Серов, написавший "Похищение Европы" в 1910 году. На спине мощного быка, в которого превратился Зевс, сидит его юная избранница, дочь финикийского царя, приглянувшаяся властелину богов и им похищенная.
По-своему, не цитатно, воплощает древний сюжет Валерий Воронин. Словно непроницаемой, таинственной вуалью, скрыты лицо и фигура девушки. Нет и намёка на чувственную притягательность вековой сущности сюжета. Для меня, зрителя, картина звучит современно: нынешнюю Европу (не девушку, но материк) "похищают" толпы африканских мигрантов. На наших глазах происходит этногенез - процесс переселения народов. И оправданна ярость Быка, и убедительны волны Времени, живописную огласовку которых невозможно передать словами...
Как и понять, откуда, из каких глубин мировой генетической памяти, вынырнул и запечатлен на полотне Воронина древнерусский Единорог, побеждающий Льва. "Индрик-зверь" - именовали Единорога русские "Азбуковники". Считался он символом русской души, силы и свободы. И хоть утверждала легенда, что покорился Единорог символу Тьмы - Льву, но уже при Иване III, в ХV столетии, на чеканных монетах вытеснил Единорог зловещего Льва. Стал покровителем Руси, вошёл в дома - изображениями на прялках, изразцах, пряничных досках, и вот - на картине ветлужского художника, изобразившего единоборство сил Света и Тьмы.
Центр притяжения на выставке - картина "Памяти о расстрелянных в 1918 году".
Знаю, что Валерий часто посещает ветлужское кладбище. Он же, по моей просьбе, прикрепил к памятному Кресту, установленному на так называемом "рву", доску с надписью: «Здесь погребены невинные жертвы красного террора, расстрелянные в 1918 году».
На картине - их обобщённый образ: несколько крестьян - стар и млад, в ряд - под ружейными прицелами. Ещё живые, призрачно тёплые. А по краям картины - в другом измерении, на бездушном, геометрически разлинованном фоне, одинаково безличностны - целящиеся в них красноармейцы. Голубовато-прозрачные. Нелюди.
Когда определил композицию, - говорит художник, - чувствовал, что не хватает в ней чего-то главного. И когда в центре написал иконный образ Божией Матери, понял, что картина завершена.
- Образ Богоматери Державной? - спрашиваю.
- Нет, о такой и не слыхивал.
"Не слыхивал", а написал.
В том же, 18-м году, неизвестная дотоле икона была найдена в подмосковном селе Коломенское, под лестницей белокаменного Вознесенского собора. А "навела " на неё девочка, следуя повторяющемуся из ночи в ночь сновидению, указующему путь к иконе. Нашли, расчистили от пыли доску, и обнаружился на ней образ сидящей на Господском троне коронованной Матери Божией. В одной руке - скипетр, в другой - держава, символический знак духовной власти. Тогда и поняли, что Господь передал попечительство о заблудшем народе русском Своей Державной Матери.
На пророческой картине Воронина написан только Лик Богоматери. Скорбен и грозен. Современен, ибо кто знает, какую ещё чашу испытаний предстоит испить русскому государству.
Интуиция диктуется мистическим началом, заложенным в человеке, связуя его земное бытие с небесным о нём Промыслом. Не оттого ли в сонных видениях являются Валерию фантасмагории, и некоторые из них остаются запечатленными на холсте.
"Праведники в ладье". Среди бушующего огненно-крылатого океана движется ладья - "ЛОДЬЯ", как называют её северяне. В ней - стоящие фигуры людей монашеского облика. Над ними - провалы грозного, чёрного неба. А вдоль бортов ковчега - сопровождают его неземные птицы - херувимы, оберегающие от злых сил.
Смотрящие странную картину, может быть, увидят в ней отголоски борений Света и Тьмы в собственной душе. Хотя, "надиктованная" художнику, она сложнее наших восприятий. "А душу можно ль рассказать..." - знал М.Ю. Лермонтов.
В местечке Сикопохья, что ютится в сакральной земле Карелия, куда Валерий приезжал помочь друзьям строить жилище, "встретился" он с Ильёй Ефимовичем Репиным, укрывавшемся когда-то от советской власти в финском селении Куоккала. В эфемерном "свидании" договорились два художника писать портреты друг друга. Валерий написал. На фоне местного пейзажа, из прозрачного диска Земли проступает узнаваемое лицо Ильи Ефимовича. Планетарная известность имени Репина поддержана и столь же прозрачным диском змемного спутника - Луны.
Кто знает, не был ли сон Валерия - благословением маститого мастера на дальнейшие труды не претендующего на известность художника...
И уж совершенное диво, открытие - живописные иллюстрации Валерия Воронина к любимым сказкам многих поколений детей - "Золотому ключику" и "Айболиту".
Главное действующее лицо сказки о Буратино в картине - борода Карабаса Барабаса. Композиционно организующий центр. Вокруг неё суетятся, её расчёсывают великанским гребнем известные персонажи. Марионетки в руках всевластного Хозяина. Акцент вымышленного художником сюжета - извечная тема: власть и народ. На втором плане, решённом как сценическое пространство, - силуэты Буратино, Лисы Алисы с Котом Базилио. Там идёт сценическое действо, напоминая о известных событиях сказки в книге, в фильме.
Что скрыто в многоплановости картины? Какие идеи соавтора-художника прячутся "за кадром"? Их ещё предстоит рассмотреть, угадать... Замысел воплощён не в публицистической манере, но погружает зрителя в атмосферу сказочного мира, котиорый, оказывается, можно открыть по-новому.
... Завершится период Выставки. Вернутся к своему "папе Карло", в скромный дом-мастерскую, картины. Повернутся лицом к стене в ожидании следующего юбилея... А должны бы стать доступными для всеобщего обозрения в несуществующем ныне "Выставочном зале"
И не только картины Валерия Павловича Воронина. Есть ещё уникальные мастера живописи в Ветлуге и районе: Николай Могучев, Николай и Людмила Коптеловы, талантливые выпускники Ветлужской Художественной школы...
Когда-то замечательный сибирской поэт Леонид Мартынов, побывав в Коломенском, писал:
"Много див ты хранишь, подмосковная даль снеговая.
На черту горизонта, конечно, нельзя наступить..."
Подмосковная ли, ветлужская ли "даль", - хранят в себе духовные сокровища России. И должны они стать достоянием всенародным.
А о Выставочном зале в Ветлуге ещё предстоит продолжение непростого разговора. На разных уровнях собеседников.