За чертой горизонта

Мир Валерия Воронина

0
765
Время на чтение 6 минут

Поистине, непостижим человек. Подобен артезианскому источнику, неустанно льющему из земных недр чистейшие струи.

Почти тридцать лет знаю я ветлужского резчика по дереву Валерия Воронина, автора мастерски исполненных миниатюрных скульптур и сюжетных панно. На одном из них - деликатного, настольного формата - выстроились три старинных храма Ветлуги: Троицкий, Екатерининская церковь, Воскресенский собор. Не перечислительно, а как бы духовно скрепляющих ориентиры славного в прошлом селения, которому императрица Екатерина II пожаловала статус Города.

Да и кто в сегодняшней Ветлуге не знает "мастера на все руки" Валерия Воронина, искусного реставратора старинной мебели, которая ещё водится в таких же старинных деревянных домах. Но не только ради тонкой работы приглашают к себе безотказного мастера, а - кому упавший забор залатать, скосить заполонившую сад траву, наладить обветшавший огородный инвентарь, просто помочь одиноким и старым людям.

Казалось бы, небогата внешними событиями биография Валерия: после восьмилетки - училище, армия, работа... Но уже в 70-е прослеживается, будто чётко намеченная судьбой, - "линия жизни". Да, училище, но знаменитое Хохломское в городе Семёнове. Корни мастерства, которому там обучают, восходят к древним, народным промыслам Северной Руси. Деревянная заготовка должна была превратиться в диск изысканной тарелки, в чашу, шкатулку... А когда наносились на них чёрно-золотые завитки узоров, казалось, изделие начинало звучать.

Было и ещё одно художественное училище в биографии Воронина - Нижегородское. Знаменательно, что темой своей дипломной работы Валерий избрал - оформление магазина Народных Промыслов на улице Покровка (тогда - Свердловская) В Нижнем Новгороде (тогда - городе Горьком).

И вот - юбилейная выставка к 65-летию художника в Ветлужском Краеведческом музее. Я ожидала увидеть резные скульптуры, рельефные образы панорам, а открыла - незаурядного художника-монументалиста. Автор свободно чувствует себя - и в легендарных мифах античности, и в залах, где звучат космические Фуги Баха, и наедине - лицом к лицу - с исповедниками христианской веры в Поветлужье...

Планетарный мир для художника - словно гигантская художественная галерея, уместившаяся в его душе.

Кто из европейских живописцев в самые разные эпохи не прельщался древнегреческим сюжетом "Похищение Европы": Рембрандт, Гвидо Рени, Гойя, Тициан, Тьеполо, русский художник Валентин Серов, написавший "Похищение Европы" в 1910 году. На спине мощного быка, в которого превратился Зевс, сидит его юная избранница, дочь финикийского царя, приглянувшаяся властелину богов и им похищенная.

По-своему, не цитатно, воплощает древний сюжет Валерий Воронин. Словно непроницаемой, таинственной вуалью, скрыты лицо и фигура девушки. Нет и намёка на чувственную притягательность вековой сущности сюжета. Для меня, зрителя, картина звучит современно: нынешнюю Европу (не девушку, но материк) "похищают" толпы африканских мигрантов. На наших глазах происходит этногенез - процесс переселения народов. И оправданна ярость Быка, и убедительны волны Времени, живописную огласовку которых невозможно передать словами...

Как и понять, откуда, из каких глубин мировой генетической памяти, вынырнул и запечатлен на полотне Воронина древнерусский Единорог, побеждающий Льва. "Индрик-зверь" - именовали Единорога русские "Азбуковники". Считался он символом русской души, силы и свободы. И хоть утверждала легенда, что покорился Единорог символу Тьмы - Льву, но уже при Иване III, в ХV столетии, на чеканных монетах вытеснил Единорог зловещего Льва. Стал покровителем Руси, вошёл в дома - изображениями на прялках, изразцах, пряничных досках, и вот - на картине ветлужского художника, изобразившего единоборство сил Света и Тьмы.

Центр притяжения на выставке - картина "Памяти о расстрелянных в 1918 году".

Знаю, что Валерий часто посещает ветлужское кладбище. Он же, по моей просьбе, прикрепил к памятному Кресту, установленному на так называемом "рву", доску с надписью: «Здесь погребены невинные жертвы красного террора, расстрелянные в 1918 году».

На картине - их обобщённый образ: несколько крестьян - стар и млад, в ряд - под ружейными прицелами. Ещё живые, призрачно тёплые. А по краям картины - в другом измерении, на бездушном, геометрически разлинованном фоне, одинаково безличностны - целящиеся в них красноармейцы. Голубовато-прозрачные. Нелюди.

Когда определил композицию, - говорит художник, - чувствовал, что не хватает в ней чего-то главного. И когда в центре написал иконный образ Божией Матери, понял, что картина завершена.

- Образ Богоматери Державной? - спрашиваю.

- Нет, о такой и не слыхивал.

"Не слыхивал", а написал.

В том же, 18-м году, неизвестная дотоле икона была найдена в подмосковном селе Коломенское, под лестницей белокаменного Вознесенского собора. А "навела " на неё девочка, следуя повторяющемуся из ночи в ночь сновидению, указующему путь к иконе. Нашли, расчистили от пыли доску, и обнаружился на ней образ сидящей на Господском троне коронованной Матери Божией. В одной руке - скипетр, в другой - держава, символический знак духовной власти. Тогда и поняли, что Господь передал попечительство о заблудшем народе русском Своей Державной Матери.

На пророческой картине Воронина написан только Лик Богоматери. Скорбен и грозен. Современен, ибо кто знает, какую ещё чашу испытаний предстоит испить русскому государству.

Интуиция диктуется мистическим началом, заложенным в человеке, связуя его земное бытие с небесным о нём Промыслом. Не оттого ли в сонных видениях являются Валерию фантасмагории, и некоторые из них остаются запечатленными на холсте.

"Праведники в ладье". Среди бушующего огненно-крылатого океана движется ладья - "ЛОДЬЯ", как называют её северяне. В ней - стоящие фигуры людей монашеского облика. Над ними - провалы грозного, чёрного неба. А вдоль бортов ковчега - сопровождают его неземные птицы - херувимы, оберегающие от злых сил.

Смотрящие странную картину, может быть, увидят в ней отголоски борений Света и Тьмы в собственной душе. Хотя, "надиктованная" художнику, она сложнее наших восприятий. "А душу можно ль рассказать..." - знал М.Ю. Лермонтов.

В местечке Сикопохья, что ютится в сакральной земле Карелия, куда Валерий приезжал помочь друзьям строить жилище, "встретился" он с Ильёй Ефимовичем Репиным, укрывавшемся когда-то от советской власти в финском селении Куоккала. В эфемерном "свидании" договорились два художника писать портреты друг друга. Валерий написал. На фоне местного пейзажа, из прозрачного диска Земли проступает узнаваемое лицо Ильи Ефимовича. Планетарная известность имени Репина поддержана и столь же прозрачным диском змемного спутника - Луны.

Кто знает, не был ли сон Валерия - благословением маститого мастера на дальнейшие труды не претендующего на известность художника...

И уж совершенное диво, открытие - живописные иллюстрации Валерия Воронина к любимым сказкам многих поколений детей - "Золотому ключику" и "Айболиту".

Главное действующее лицо сказки о Буратино в картине - борода Карабаса Барабаса. Композиционно организующий центр. Вокруг неё суетятся, её расчёсывают великанским гребнем известные персонажи. Марионетки в руках всевластного Хозяина. Акцент вымышленного художником сюжета - извечная тема: власть и народ. На втором плане, решённом как сценическое пространство, - силуэты Буратино, Лисы Алисы с Котом Базилио. Там идёт сценическое действо, напоминая о известных событиях сказки в книге, в фильме.

Что скрыто в многоплановости картины? Какие идеи соавтора-художника прячутся "за кадром"? Их ещё предстоит рассмотреть, угадать... Замысел воплощён не в публицистической манере, но погружает зрителя в атмосферу сказочного мира, котиорый, оказывается, можно открыть по-новому.

... Завершится период Выставки. Вернутся к своему "папе Карло", в скромный дом-мастерскую, картины. Повернутся лицом к стене в ожидании следующего юбилея... А должны бы стать доступными для всеобщего обозрения в несуществующем ныне "Выставочном зале"

И не только картины Валерия Павловича Воронина. Есть ещё уникальные мастера живописи в Ветлуге и районе: Николай Могучев, Николай и Людмила Коптеловы, талантливые выпускники Ветлужской Художественной школы...

Когда-то замечательный сибирской поэт Леонид Мартынов, побывав в Коломенском, писал:

"Много див ты хранишь, подмосковная даль снеговая.

На черту горизонта, конечно, нельзя наступить..."

Подмосковная ли, ветлужская ли "даль", - хранят в себе духовные сокровища России. И должны они стать достоянием всенародным.

А о Выставочном зале в Ветлуге ещё предстоит продолжение непростого разговора. На разных уровнях собеседников.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алина Чадаева
Покаяние
К 117-ой годовщине со дня рождения убиенного Царевича Алексея Николаевича
11.08.2021
«Применение летального оружия разрешено»
О западной пропаганде вседозволенности и откровенного сатанизма
28.03.2021
Необъятная по-христиански русская душа Курбатова
Светлой памяти Валентина Яковлевича Курбатова
09.03.2021
Планета в маске
О причинах и последствиях пандемии ковид-19
02.01.2021
Все статьи Алина Чадаева
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11