В общественный оборот понятие «новое рыночное мышление» было введено усилиями Горбачёва и либерал-перестройщиков в 80-ые и 90-ые годы прошлого столетия. Тогда эта новинка преподносилось сознанию перестраиваемого обывателя, как необходимая и обязательная составная часть широкого и радостного вхождения в европейское счастье. Какова же на деле роль «нового рыночного мышления» в перестроечное и пост-перестроечное время в России и сколько в нем оказалось местного либерал-лукавства и бездоказательных утверждений западных фейков? В ту пору это рыночное мышление проявляло себя буквально во всех сферах жизни, причём с большим либеральным азартом.
Активисты «нового мышления» бросились торговать буквально всем и наяву и в интернете: жилым фондом, предприятиями, вооружением армии, разного уровня должностями, культурой, образованием, историей страны, детьми, молодёжью, стариками и их наградами; наукой, научными достижениями и учёными; обещаниями, фантазиями и откровенной ложью. Махровым цветом расцвела и родная сестра «рыночного мышления» – реклама. Этому можно приводить множество примеров. Остановлюсь только на нескольких из них.
Начиная с варягов-руссов и заканчивая текущими фактами в отношениях с Прибалтикой, Польшей и Украиной, с историей нашей страны расправлялись тогда, как с перьями курицы, приговорённой наглецами для нагиц и стейков. Чего стоят последние отрыжки либерализованных молодчиков в адрес Бессмертного полка и наших ветеранов, участников разгрома фашистов и их подголосков всех западных мастей. В Интернете распустилась спецпублика, строящая свои позиции и умозаключения исключительно на рекламе, сильных эмоциях, обмане, западных фейках и полном отсутствие контакта с логикой. Вот частный пример: отзыв на мою статью «Родина казаков - не украинские степи, а водные просторы Руси» ( РНЛ).
Отзыв несёт на себе явный отпечаток рекламной техники подачи материала:
«Анатолий 18.06.2020.
Здравствуйте, прочитал Вашу статью о родине казаков, и не могу согласиться ни с одним из Ваших аргументов, кроме одного: родина казаков действительно не украинские степи, они пришли туда из другой земли. Родина казаков - предгорья Кавказа. Издревле там жил славянский народ православной христианской веры, который назывался пятигоры черкассы (не путайте с черкесами, черкесы - адыги, не славяне), а ещё его звали касоги и зихи. В 13 веке оттуда ушла первая группа, около 2000 воинов, ушла на Днепр, основала поселение Черкассы и положила начало запорожским казакам. В середине 16 века большая группа черкасс под натиском адыгов при поддержке турок - османов была вынуждена переселиться на Дон, основала Черкасский и другие городки и положила начало донским казакам. Оставшиеся черкассы были ассимилированы адыгами, приняли их язык и веру и стали называться черкесами.»
Не буду пересказывать и анализировать свою статью, её можно найти на «Русской народной линии», я там ссылаюсь на документальные исторические источники и делаю выводы, логически связанные с ними. Но в приведённом отзыве Анатолия нет ни одной ссылки ни на одно документированное историческое свидетельство. Эта особенность его повествования для него самого, похоже, ни о чём не говорит, а для других глаз и умов это говорит о многом.
Такая подача материала, как у него, весьма характерна для нового мышления, оно непринуждённо обходиться с историческими документами, и не соглашается с ними подчас только потому, что сегодня не хочется или вообще лень. Анатолий, видимо, в принципе противник аргументов, потому как своих аргументов он не приводит, а, согласно новой англосаксонской моде, предпочитает голенькие утверждения. Есть основания спросить Анатолия: «А о славянском народе «черкассы» ему было откровение с небес? Может быть он может строго доказать, что слова «черкассы, касоги и зихи» чисто славянские слова?
Топонимика вокруг поселения Черкассы хранит до сих пор следы присутствия там и печенегов, и половцев, и татаро-монгол, например, поселения: Кагарлык, Ирдынь, Ахтырка. Если уважать логику, то название поселения «Черкассы» само по себе не может быть доказательством того, что казаки произошли от черкассов, а не от печенегов или татаро-монгол, или даже варягов-руссов.
Вот известный в России, на Украине и северном Кавказе почётный казах Назарбаев высказал публично своё частное мнение, что казаки произошли от казахов. И ваши голословные утверждения, Анатолий, не выглядят солидней, чем утверждение Назарбаева. Назарбаев, как ни как, весьма уважаемый и авторитетный человек не только в казахских степях. Он был не только президентом Казахстана, но был и членом ни одной Международной организации.
Ваши с Ним взгляды на историю русского казачества исключают друг друга, ибо черкассы-пятигорцы, они же – касоги и зихи, не могут оказаться казахами, а казахи – черкассами, касогами и зихами. Казахи никогда не были славянами. Они принадлежат к этнической группе тюрков (можно об этом узнать и в российских академических справочниках, и в зарубежных). Ваши же черкассы, касоги и зихи – славяне по вашему утверждению. В лучшем случае правым из вас двоих может быть только один, а в худшем для вас – никто.
Но если вы, Анатолий, не считаете нужным доказывать состоятельность своей позиции, то на какой свой авторитет вы рассчитываете, чтобы победить в споре за правоту Назарбаева? Может быть, в своё время вы были предводителем пятигорцев-черкассов? Или в крайнем случае, четверогорцев- касогов и тригорцев-зихов? Или, может быть, вас сильно завлекло в свои сети современное мышление и позёрство новых рыночных кумиров- американцев, чёрных, цветных и белых? Штатовский авторитет основан, как ни как, на авторитете размаха их рынка и оружия, а ваш-то авторитет– на чём?
Великий русский князь Святослав и его дружина по характерным чертам их облика и по роду своей деятельности с 10-го века занимались и вели образ жизни, соответствующий образу жизни и деятельности русских казаков (аргументация этому приведена в моей статье). Днепровские казаки всегда себя считали русскими или русьскими и всегда говорили на русском языке, и их всегда понимали русские люди. Исторических свидетельств тому, что они хоть когда-то говорили на черкасском наречии после 10 века, нет. Столь же слабы и ваши утверждения относительно донских казаков. Основная печальная особенность вашего повествования в том, что вы или не владеет логикой, или согласно новому западно-рыночному мышлению логикой пренебрегает. Единственно чем я могу вас ободрить, так это тем, что в Интернете нередко встречаются люди, которые вообще ничего не могут выразить в своих словах кроме обрывков эмоций и цитат из заученных речёвок и реклам.
К большому сожалению, интернетная псевдожизнь и псевдомышление всё больше проникает на другие общественные уровни взаимодействия людей, в том числе и на уровень общения людей в общественных местах, в домах проживания, на улицах и в официальных учреждениях.
У моих знакомых на лестнице недавно появился самоуверенный человек средних лет новой рыночной формации. Его кроме собственной интересов и личной выгоды ни что не волнует. Он – подлинный носитель нового рыночного мышления. Он нанял гастарбайтеров ремонтировать свою квартиру. Ремонт идёт уже около 4 месяцев. Никаких предупреждений и извинений перед соседями за обилие всяческих звуков на повышенных децибелах, издаваемых его квартирой, и за постоянную строительную грязь на лестнице и в лифте ни разу он себе не позволил. Старания его трудяг выразились также и в том, что был приведёт в негодность лестничный домофон. Человека с рыночным мышлением дважды в течении месяца жильцы просили исправить домофон. Он дважды отвечал им гордым равнодушием. Добрым отношениям с жильцами он предпочёл малую сумму за ремонт домофона, ничтожную по сравнению с суммой, затрачиваемой им на ремонт квартиры. И в этом, как в зеркале, - всё то же рыночное мышление.
И только после официальной жалобы жильцов в высшие инстанции, он предпочёл реальному суду быструю починку домофона. Домофон был отремонтирован за час.
Рыночное мышление азартно и упрямо себя проявляет также и на дорогах страны. Предлагаю 2 задания на дом: 1.Найти три примера проявления рыночного мышления на дорогах, 2. Как и в чём в дорожной аварии микроавтобуса в Крыму 31 июля 2020 года проявило себя рыночное мышление?
Проще всего человека рыночного мышления и сознания можно разглядеть в метро. Там их встречается не менее трёх видов. Лакмус для них – пожилой человек. Когда в вагон метро входит пожилой человек, первая разновидность рыночного мышления и сознания закрывает глаза и делает вид, что спит. Вторая разновидность в тех же условиях смотрит на пожилого человека, как истукан, не моргая, и даже не поведёт ни глазом, ни плечом, ни рукой, реагируя на то, что ими замечен человек много старше их. Третья разновидность будет вести себя обычным образом и заметит пожилого гражданина, но она при этом напрочь не будет понимать, почему она должна уступать место старику.
Подведём промежуточный итог пандемии рыночного мышления для развития человеческих отношений в стране.
Рыночному мышлению не нужна логика, так же как - и нравственность. Но если нет логики в мышлении, то, строго говоря, нет или скоро не будет и самого мышления. Наука не может видеть себя вне логики. И самое бытие жизни не может позволить науке жить без логики. В противном случае наука очень многого не поймёт, а, следовательно, не поймёт и человечество.
Без нравственности не будет жить не только наука, но и общество в целом, а без логики оно будет неуклонно саморазрушаться. Главный критерий человеческого мышления: это понимание, что – нравственно, а что безнравственно, что – умно, а что - глупо.
Рыночное мышление в большинстве его проявлений надо признать явлением нравственно ущербным, базирующимся преимущественно на эмоциях и фейках, как и остром желании выгоды и быстрого успеха. Ярким примером рыночного мышления является мышление многих американцев. Особенно это хорошо видно в том, как ведут себя американцы относительно других народов в Азии, на Украине, в Европе, в Латинской Америке, а в последнее время и в самих Штатах. Их мышлению не нужны факты, ему достаточно личных желаний, эмоций и расхожих фейков. Рыночное мышление заложено ими в Интернет, которое в конечном счёте Интернет и разрушит. Для создания умной части Интернета американцы покупают умы в консервативных странах: в Китае, Индии, России. Разрушительную же часть в Интернете и у себя в Штатах они делают сами. В итоге их рыночное мышление может оказаться с рогами, которые американцем и покажет. Видимой частью чего является американская политика на Среднем Востоке, на Украине, в Европе и по отношению к России. Имеющие глаза да увидят и неглупый ум да сделает трезвые выводы на будущее.
Задача перестройки и её современных последователей сознательно или бессознательно сводится к тому, чтобы привести всё достояние и все достижения российской истории, русского языка, культуры и науки в состояния полной аннигиляции. Представители рыночного мышления, прежде всего, являются разрушителями. Они не столько умеют думать и решать задачи, сколько умеют убеждать самих себя и близь расположенных попугаев в том, что способны действительно думать и победоносно решать серьёзные задачи, в том числе и победоносно воевать.
В условиях пандемийного распространения рыночного мышления, просочившегося почти во все слои общества, остро необходимы средства профилактики, контроля и лечения недуга «рыночного мышления». По-русски эта острая необходимость издавна называлась «взяться за ум». В качестве взятия за ум и прививки от «рыночного мышления» в школах надо ввести преподавание логики, как обязательного предмета, начиная с пятого класса. Терапевтический эффект воздействия логики на молодые умы будет больше, если вместе с её введением одновременно отменить обязательность изучения английского языка. При этом заметно меньшая часть молодёжи будет уезжать на Запад и там оседать в осадок.
Как обязательный предмет «логику» следует ввести во все курсы повышения квалификации для всех технических и гуманитарных специальностей взрослых россиян.
Необходимо также разработать свою российскую идеологию исторических, культурных и экономических ценностей и их приоритетов в общественном пространстве страны.