Наше несчастье в том, что мы находимся очень далеко от Бога и очень близко от Соединенных Штатов Америки.
Республику Куба называют «седьмым историческим чудом света». Так ли это? Познать ее значение, миссию этой небольшой по размерам страны в условиях глобализации и гибридной войны весьма актуально. Возможно сегодня спрогнозировать ее будущее в контексте планетарных координат: геоэкономики, геополитики, геоидеологии, а также трансгрессии; позиционировать ее как проект социальной, а не божественной справедливости. Куба с ее естественными отраслями экономики (туризмом, тропическим сельским хозяйством, добывающей промышленностью, здравоохранением и др.) - это и одновременно страна, имеющая традиции претворения в жизнь концепта социальной справедливости, реализовавшая на протяжении более чем шестидесяти лет идею справедливого распределения благ, многие социальные проблемы в области образования, здравоохранения (решив, например, проблему с поголовным рахитом), покончив с массовой проституцией, и занимающая 4-е место по индексу человеческого развития в Латинской Америке; это и государство, строящее свое хозяйство на использовании природных ресурсов и добившееся инноваций и успехов в области биофармацевтики, медицины. Опыт Кубы, находящейся вблизи от североамериканской империи - США, порвавшей вначале почти 400-летнюю колониальную зависимость от Испании, а затем и более чем полувековую полуколониальную зависимость от Северо-Американских Штатов Америки и как результат этого получившей от имперского соседа экономические санкции и блокаду, шестьдесят один год повторяющей лозунг «Родина или смерть», - интересен для многих стран мира, которые также находятся в условиях экономических санкций, полуколониальной зависимости и в силу этого экономической отсталости. Сама Куба – это и трансисторическая идея социальной справедливости. В этом контексте ее можно позиционировать как «седьмое историческое чудо света». Однако Куба – это более сложный организм, поэтому исследовать ее следует целостно, всесторонне, включая помимо социо-экономических, культурные, религиозные, мировоззренческие и в целом идеологические, включая религиозные факторы.
Теоретико-методологические, философско-хозяйственные, метафизические подходы к Кубе
Под геоэкономикой (англ. geoeconomy) и/или новой геополитикой (геополитической экономикой) в отличие от скопусовских трактовок [6, 7] автором понимается экономическая сила страны, посредством которой достигается основная цель и решаются задачи внешней политики, а также ее региональное и/или мировое могущество. Экономика позиционируется здесь сквозь призму человека как клеточки хозяйственной системы и среды его обитания – домостроительства спасения как в Священном Писании и Священном Предании. Учение же о домостроительстве спасения – это вечно зеленая тема. Геополитика (англ. geopolicy) – это и отношения с соседними странами по поводу контроля над ее территорией, это и концепт о закономерностях формирования и трансформации центров силы или сфер влияния государства и межгосударственных объединений, это и часть социально-географической науки - политической географии. Геоидеология (англ. geoideology) – новое понятие, которое необходимо ввести широко в научный оборот, как современные понятие, инструмент и концепт формирования мировоззрения (идеологии), обеспечивающего жизнедеятельность человека (на наноуровне) и человечества (на глобальном, планетарном, уровне) в гармонии с Творцом и природой. Причем с точки зрения метафизики, теории квантования, иерархии среди этих трех геопонятий именно геоидеология занимает главенствующую роль, поскольку сами идеи материализуются, осуществляются материальным миром через нематериальное, идеальное. В начале было Слово.
В контексте теории квантования, как в Ломоносовских естественных науках (физике), так и в общественных науках, невидимый мир – волна, идеальный мир – порождает материальный. Идея развития находится за пределами предмета ее приложения, поскольку душа – программа развития, имеющего духовную основу. Такова метафизика, философия, которые лежат в основе всех Ломоносовских наук и учений, областей знаний, в том числе философии хозяйства. Трансгрессия (это сложное слово: от греч. trans – через, сквозь и греч. gress – движение) – это понятие эпохи Постмодерна, т.н. неклассической философии, означающего переход через непроходимое, «выход за пределы». Само понятие метафизика, происходящее от греческих слов τὰ μετὰ τὰ φυσικά, означающих «то, что после физики», стало названием раздела современной философии, предметом которого является исследование "начала начал", т.е. первоначальной природы мира, природы, бытия. Современное широко употребляемое ныне в философии хозяйства слово метафизический выступает синонимом слов идеальный, сверхчувственный, ноуменальный, т.е. лежащий вне пределов феноменального.
Автором статьи использованы следующие способы исследования: междисциплинарный, социо-культурно-экономический меж- и трансдисциплинарный подходы; методы триалектики, целостный, философско-хозяйственный, метафизический, исторический и историко-экономический, моделирование.
Экономика и геоэкономика
Сама экономика Кубы и/или ее хозяйство - это совокупность людей (около 11 млн. человек) и среды обитания (площадь тропической территории 110860 квадратных километров, богатой тропической растительностью и некоторыми природными ископаемыми, например, никелем). Рефлексия экономики Кубы такова: мало человеческих и природных ресурсов.
Тип хозяйства Кубы, как и любой другой страны, специфика экономического функционирования определяются тремя главными факторами: менталитетом народа, экологией и геополитикой. Важна и морфология хозяйства. Что касается непосредственно типа кубинского хозяйства, то он характеризуется:
-во-первых, менталитетом кубинцев, когда ценностью являются социальная, а не божественная, справедливость, патриотизм, национальный суверенитет; самосознанием кубинского народа как его природным задатком, продуктом специфической ибероамериканской цивилизации (европейской, римо-католической прежде всего) со своим культурным кодом, который передается генетически в качестве предрасположенности;
-во-вторых, экологией - здесь как средой обитания с ее природными ресурсами, определенным методом эксплуатации почвы и др.;
- в-третьих, геополитикой прежде всего как отношениями с соседними странами.
Скрепой самосознания народа является исповедуемая им религия, идеология (мировоззрение), преобладавшая католическая в период испанской колонизации и вплоть до Кубинской революции 1959 г. вкупе с социалистической, атеистической, подкрепленная специфической хозяйственной этикой. Экология в отличие от менталитета как константы является лишь потенциалом, которым нужно умело пользоваться, чтобы не получить экологическую проблему как глобальную. Часто геополитика порождает войны, поскольку у отдельных сильных людей существует приобретенное свойство их поврежденной природности отбирать у более слабых людей блага, земли и другое. Так устроен социо-культурно-хозяйственный организм – «экономика» в контексте латинской, а не древне-греческой, этимологии, ставшая давно уже хрематистикой [3, 75], а ныне и гео«экономикой»=геохрематистикой=геодоразорительством.
Используя эти теоретико-методологические, философско-хозяйственные подходы к Кубе, можно смоделировать, во-первых, ее современное хозяйство и/или экономику. Эта модель в качестве главных принципов имеет социальную справедливость – продукт католицизма, национально-освободительной борьбы и кубинского социализма, национальный суверенитет, инновационность и традиционность, функционирование тех отраслей, которые органичны Республике Куба как «прекрасному месту» (coabana) в условиях современной геоэкономики с природными и природоподобными ресурсами: уникальный туризм, биофармацевтика, современная инновационная медицина, образование, отрасли добывающей промышленности (никелевая и другие), производство сахарного тростника и его производных, тропическое экологически чистое сельскохозяйственное производство и т.д. В ней достойное место занимает человек: так по данным ООН по индексу человеческого развития (ИЧР = 0,765) Куба занимает 67-е место в мире, 4-е место среди ибероамериканских стран.
Согласно новой Конституции РК 2018 г. [2] современная хозяйственная модель Кубы формируется как смешанная, она представляет собой социалистическую рыночную экономику, похожую в отдельных чертах на китайскую, основанную на государственной, кооперативной, частной, частной иностранной и смешанных формах собственности при дирижизме Коммунистической партии Кубы как «основной направляющей силы общества». На Кубе узаконены частная собственность, частная торговля, рынок.
При решенности многих гуманитарных и социальных проблем, главные экономические задачи не решены за 61 лет жизни относительно суверенной Кубы. Фидель Кастро констатировал, что решив многие социальные проблемы, он не смог накормить свой народ вдоволь, решить экономические задачи. В своей статье «Куба взяла под контроль потребление курицы, яиц, риса и сосисок». Денис Давыдов от 12 мая 2019 г. написал: «Потребление социально значимых продуктов на Кубе местные власти взяли под свой контроль. Речь идет, в том числе, о яйцах, курице, рисе и сосисках. Кубинцы будут получать курицу по 5 кг в одни руки» [11]. Министр внутренней торговли Бетси Диас объяснила, что целью данного мероприятия является обезпечение справедливого распределения продовольственных и гигиенических товаров.
Причиной данного решения новые власти Республика Куба объясняют «экономическими санкциями, которые против островного государства ввели западные страны» [11].
Эти важные продовольственные и другие хозяйственные проблемы предстоит решать новому руководству страны, ее Президенту Мигелю Диасу-Канель в новых геоэкономических, геополитических, геоидеологических условиях, когда с исторической сцены фактически уходит Paz Americana, набирает силу Paz Cinica и образуется «стратегический треугольник» Россия-Китай-США.
Однако по-прежнему РК находится в условиях экономических санкций, блокады со стороны США. Так Посол Евросоюза в Республике Куба Альберто Наварро заявил, что ЕС не намерен терпеть вмешательство США в экономические дела Кубы, Венесуэлы, Никарагуа, что непосредственно отражается на экономической эффективности внешнеэкономической деятельности стран ЕС. А. Наварро подчеркнул: «На Евросоюз приходится около трети всей внешней торговли Кубы — около 33−34%, в прошлом году двусторонний товарооборот достиг €2,6 млрд.» [1].
Геополитика. «Седьмое историческое чудо света»?
В глобализирующемся и одновременно деглобализирующемся мире, когда набирает силу новый полюс экономической власти, формируется Paz Cinica, выстраиваются новые взаимоотношения России, Китая, США в рамках «стратегического треугольника». Республика Куба интересна по-прежнему для социалистов, неомарксистов во всем мире, представителей левых идеологий, Ватикана и в геополитическом времени и пространстве с точки зрения реализации идеи социальной справедливости в контексте социального распределения благ. 2019 г. - год 60-летия Кубинской народно-демократической, антиимпериалистической, аграрной революции (01 января 1959 г.), результатом которой стало образование независимого от американского империализма, а чуть позже социалистического государства – Республики Куба. «Родина или смерть» - это лозунг кубинских революционеров, а ныне девиз страны, подтвержденный на VII съезде Коммунистической партии Кубы в 2016 г. [8] и в речах Президента РК Мигеля Диаса-Канель [5]. Есть еще один лозунг, дополняющий первый: «Социализм или смерть». О социалистическом характере Кубинской революции ее руководители, прежде всего Фидель Алехандро Кастро Рус (1926 или 1927 - 2016 гг.), объявили не сразу, лишь два года спустя, только в 1961 г., перед Карибским кризисом 1962 г., поставившим практически человечество на грань третьей мировой войны, ядерной войны. Фидель Кастро Рус заявил: «Они не могут нам простить того, что мы находимся у них под носом, и что мы совершили социалистическую революцию под носом у Соединённых Штатов!» [9]. Главной движущей идеологической силой на этапе Кубинской народно-демократической революции были патриотизм, чувство уважения национального достоинства, которое было попрано во времена многовекового испанского колониализма, свергнутого в 1898 г., и более полувековой полуколониальной зависимости от американского империализма, когда царили проституция и поголовный рахит, а также идеалы «апостола революции», национального героя и поэта Кубы Хосе Марти. Это Хосе Марти разработал концепт республики «со всеми и для блага всех» [4, 272-276], похожей на конфуцианский концепт сяокан - малого благоденствия и теорию Людвига Эрхарда всеобщего благосостояния. Это была еще не борьба за ценности социализма. К тому времени Куба обладала богатыми традициями национально-освободительной борьбы против испанского колониализма в XIX в., имела плеяду национальных героев, прежде всего Хосе Марти, который погиб в бою с испанцами в 1895 г. [4, 272].
В настоящее время таким героем для кубинцев и не только является Фидель Алехандро Кастро Рус. Во второй половине ХХ в. Ф. Кастро стал во главе первого на американском континенте социалистического государства (1959-2008 гг.), а также одним из лидеров организации «Движения неприсоединения», созданной в 1961 г. и объединяющей в своих рядах в настоящее время представителей 120 развивающихся государств, неприсоединившихся к военным блокам – это почти две трети стран-членов ООН. Два саммита организации «Движения неприсоединения» в 1979 г. и в 2006 г. проходили в Гаване. В сентябре 2006 г. на очередном саммите этой организации Председатель Госсовета и первый секретарь Компартии Кубы Ф. Кастро избирается и становится во главе ее. Тогда в Гаване Рауль Кастро Рус, исполнявший обязанности руководителя Кубы, в своем докладе обратился к представителям 118 неприсоединившихся стран с целью усиления и объединения борьбы против Paz Americana, против того однополярного мира, который исходил от США, от власти американского истеблишмента, проводившего североамерикано-центристскую политику в странах Латинской Америки и не только там.
В отношении североамериканского соседа у кубинцев, как впрочем, и других ибероамериканских народов Латинской Америки, сформировалось четкое мнение, они говорят: «Наше несчастье в том, что мы находимся очень далеко от Бога и очень близко от Соединенных Штатов Америки». Куба эту близость от США ощутила на себе будучи более полувека полуколонией США и уже около 60 лет находится в условиях экономической блокады, санкций, ресистенсии-сопротивления. Несмотря на экономическую блокаду, Куба восстановила дипломатические отношения с США в 2015 г.
Каково новое геополитическое место Республики Куба в контексте взаимоотношения России, Китая, США в рамках этого «стратегического треугольника»? Насколько силен голос Кубы с новыми лидерами в ООН, в рамках Движения неприсоединившихся стран, в Латинской Америке, в мире? Ответы находим в рамках философии хозяйства, развиваемой Научной школой Ю.М. Осипова. Трансгрессия Кубы такова, что она смогла пройти через испанские колониальные оковы и Paz Americana. Какой же выбор сделает Куба в рамках взаимоотношения «стратегического треугольника» России, Китая, США; новой большой игры на латиноамериканском континенте и в мире, нынешнего обострения ситуации в Венесуэле?
Пока вопросов много. Но есть и ответы. Поскольку США проводит политику экономической блокады и санкций, КНР в рамках своего мегапроекта «Один полюс один путь» и в силу собственных экономических возможностей может решить ряд экономических проблем Кубы, внешнеэкономическое сотрудничество Кубы и Китая должно выйти на новый уровень. Сотрудничество Кубы и России должно продолжаться и на политической, и экономической нишах.
Геоидеология. Куба как трансисторическая идея социальной, а не божественной справедливости
Что касается современной геоидеологии РК, то социалистическая Куба по-прежнему остается принадлежащей европейскому цивилизационному пласту по языку, по католической, а сейчас - точнее римо-католической вере, т.е. по своему культурному коду. Социалистическая идеология, во-первых, напластованная на католическую веру кубинцев; во-вторых, ставшая единственным, атеистическим мировоззрением для кубинских коммунистов; в-третьих, ставшая комплементарной с римо-католической верой, исходящей из Ватикана; главной целью провозглашает по-прежнему строительство социализма и реализацию справедливого распределения благ. Импортированное на коабану католичество с его концептом социального служения трансформировало Кубу в трансисторическую идею социальной справедливости, которая воплотилась в своеобразной кубинской идеологии. Такая постановка цели (строительство социализма ради реализации справедливого распределения земных благ) показывает тупиковость кубинской социо-культурно-экономической модели при нерешенности хозяйственных проблем.
Однако в течение почти полувека социалистическая Куба собирает в молодежный лагерь Хулио Антонио Мелья недалеко от Гаваны в рамках бригадистского движения тысячи молодых людей со всего мира, особенно из Европы, стран Латинской Америки, которые ищут справедливую модель мира-хозяйства для своей страны, мира. Молодые европейские и латиноамериканские социалисты на Кубе поют «Марсельезу», другие революционные песни, их интересует революционная и социалистическая история Республики Куба, реализация ею идеи социальной справедливости. Сильная идейно-духовная основа и идейно-смысловая база РК – это несомненный фактор привлекательности определенных социальных революционных слоев, а именно социалистов в эпоху глобализации и роста социального неравенства.
В настоящее время три латиноамериканские страны: Венесуэла, Куба и Никарагуа придерживаются реализации идеи социальной справедливости, что вызывает негативную реакцию в либеральном мире, у американского истеблишмента, США. В то же время Венесуэла, Куба и Никарагуа поддерживаются на дипломатическом, политическом, военном и экономическом уровнях со стороны России, Китая, некоторых стран ЕС, заинтересованных во внешнеэкономических отношениях с вышеназванными странами. 2 ноября 2018 г. в Москве состоялась встреча Президента РФ и Президента РК, на которой решались важные стратегические вопросы отношений России и Кубы [10].
Геэкономически, геополитически и геоидеологически мир-хозяйство находится в поиске нового концепта, модели мироустройства, гарантирующего в перспективе гармоническую жизнедеятельность человека и человечества. Опыт же Кубы интересует прежде всего социалистов разных стран, а не всего человечества, в контексте реализации идеи социальной справедливости как справедливого распределения благ, решения отдельных социальных задач.
Метафизика коабаны
Красивейший остров Куба с его индейским населением был открыт участниками экспедиции Христофора Колумба в 1494 г., а его завоевание, строительство городов, хозяйственная эксплуатация испанскими конкистадорами начались с 1511 г. Коренное население – индейцы-солнцепоклонники уничтожались, их земли захватывались, для работы на плантациях завозились рабы из Африки, исповедавшие вудуизм (кстати, поклонники и носители религии вуду есть на Кубе и в настоящее время). На Кубу как колонию Испании были импортированы все основные институты метрополии. Языческой (солнцепоклоннической) Кубе было импортировано и католичество, которое впоследствии определило культурный код кубинского народа, представляющего смешение всех рас, многих народов как смешение несмешиваемого; его ибероамериканскую, европейскую цивилизацию с испанским языком и католической религией. Кубинцы, не познавшие истинного христианства, от испанских конкистадоров принимают католичество, которое явилось существенной деформацией Христианства (Православия).
В результате этого кубинцы - католики стали жить в чувственном, а не в духовном мире. Кубинцы как хронически чувственные люди живут сегодняшним днем, по - своему понимают Бога и не чураются иных богов. Бог для них потусторонний, трансцендентный. Популярное на Кубе испанское слово «mañana», переводящееся на русский язык как завтра, для кубинца значит некое отдаленное будущее. Так в принципе ментально сформированы кубинцы. От этой их идеологической (религиозной) запрограммированности всецело зависит тот материальный мир, в котором они живут.
Исторический опыт человечества показывает, что цивилизация рождается как городская культура, каинистская цивилизация. Об этом написано в Священном Писании, указано в разговоре Авраама со своим племянником Лотом. А. Тойнби считает же, что цивилизация появляется после того, как родилась религия. Он назвал религию «куколкой цивилизации». Умирание цивилизации по Тойнби начинается с умирания господствующей в ней религии как формы идеологии, мировоззрения.
Сквозь призму метафизики Кубы определяются возможности, духовные основы развития Кубы, ее народа, имеющего душу, которая является программой развития; а также - тупики, заложенные в культурный код отдельного человека и народа в целом. Среда Кубы - это площадка борьбы разрушительного и созидательного, зла и добра.
Выводы:
В настоящее время, за исключением коронавирусного периода, жемчужина Антил - Куба - привлекает туристов со всего мира, где можно практически безопасно, полноценно отдохнуть, поправить свое здоровье, находясь в гармонии с природой. На языке науки это означает наращивание индекса человеческого развития – ИЧР и развитие «экономики счастья».
Достижения инновационной кубинской медицины и биофармацевтики, а также в сфере туризма уникальны. Биофармацевтика, туризм, медицина, производство сахарного тростника и его производных, тропическое экологически чистое уникальное сельское хозяйство, никелевая промышленность – драйверы кубинской экономики.
Сахарный тростник и его производные, тропические фрукты и плоды (например, кофе), табак, никель и другие природные ресурсы – экономическое богатство кубинцев наряду с туризмом. Это материальная основа для функционирования национального аграрно-индустриального хозяйства суверенной Кубы, нуждающейся во внешних рынках и производителях продукции обрабатывающей промышленности (машинах, оборудовании и т.д.), в том числе хай-тэковской.
Социалистическая Куба, восстановившая дипломатические отношения с США в 2015 г., помогает найти справедливую модель мира-хозяйства, сама же находится в поиске адекватной ей смешанной модели социалистического рыночного хозяйства, похожей на китайскую, при дирижизме Коммунистической партии Кубы.
Куба остается носителем и по сему примером реального воплощения идей социальной справедливости, патриотизма, человеческого достоинства, национального суверенитета в рамках ООН, Движения неприсоединившихся стран, особенно в рамках ибероамериканской цивилизации, отдельных стран в Латинской Америке. В целом она предстает низшей ступенью социального устроения, а не «седьмым историческим чудом света».
В рамках новых взаимоотношений России, Китая, США сквозь призму «стратегического треугольника» новые лидеры Кубы находят очередное геополитическое, геоэкономическое, геоидеологическое место своей суверенной страны в мире, находящейся около шестидесяти лет в условиях экономической блокады и санкций со стороны США.
Метафизика Кубы показывает ее минимальные возможности развития на разных уровнях (нано-, микро-) и тупики, связанные с культурным кодом народа.
Юдина Тамара Николаевна, доктор экономических наук, ФГБОУ «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», член-корр. РАЕН
Литература
- Евросоюз пригрозил США встречными мерами за санкции против Кубы//URL: https://news.mail.ru/politics/37064355/?frommail=1 – (дата обращения: 29.04.2019).
- Конституция Республики Куба. 2018.
- Юдина Т.Н. Конституирующие основы фундаментальной экономической науки: философско-хозяйственный взгляд// Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2016. №6. С.75 - 92.
- Юдина Т.Н. Революционно-демократические идеи Хосе Марти// Всемирная история экономической мысли в 6 т. Т.3. /МГУ им. М.В. Ломоносова; Гл. редкол.: Черковец В.Н. (гл. ред.) и др. – М.: Мысль, 1989. С. 272-276.
- Discurso del Presidente de Cuba Miguel Diaz-Canel en la ANC de Venezuela // URL: https://online-videos.ru/watch/Discurso-del-Presidente-de-Cuba-Miguel-Diaz-Canel-en-la-ANC-de-Venezuela/FEEIZgNGIjo - (дата обращения: 01.05.2019).
- Gyula Csurgai. The Increasing Importance of Geoeconomics in Power Rivalries in the Twenty-First Century// Geopolitics. 2018, 23:1, Р. 38-46. DOI: 10.1080/14650045.2017.1359547.
- Matthew Sparke. Geoeconomics, Globalisation and the Limits of Economic Strategy in Statecraft: A Response to Vihma// Geopolitics. 2018, 23:1. Р. 30-37. DOI: 10.1080/14650045.2017.1326482.
- Rosa Miriam Elizalde, Ismael Francisco. Cuba, Lineamientos del Partido y la Revolución, Partido Comunista de Cuba (PCC), Política, VII Congreso del PCC. URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2016/04/16/raul-castro-inaugura-en-la-habana-el-vii-congreso-del-partido-comunista-de-cuba/#.XMjJR9HWjUB – (дата обращения: 01.05.2019).
- URL:http://wordshow.ru/news/fidel_kastro_oni_ne_mogut_nam_prostit_togo_chto_my_nakhodimsja_u_nikh_pod_nosom/2010-04-05-3833 - дата обращения 27.03.2019.
- URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2018/11/02/se-reune-presidente-cubano-miguel-diaz-canel-con-vladimir-putin-video/#.XMjSp9HWjUA - дата обращения 01.05.2019.
- URL: https://rueconomics.ru/392101-kuba-vzyala-pod-kontrol-potreblenie-kuricy-yaic-risa-i-sosisok?utm_source=pulse_mail_ru&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.r-дата обращения 13.05.2019/
Полный текст статьи см.: Юдина Тамара Николаевна. Современная Куба в контексте геоэкономики, геополитики, геоидеологии и трансгрессии (метафизика коабаны) // Теоретическая экономика, издательство Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ярославский государственный технический университет" (Ярославль),2019, № 8 (56), С. 31-39.
1. Ответ на 1, охтенский охранитель: