С днем рождения, дорогой батюшка!

Открытое поздравление с 70-летием протоиерея Николая Соколова

14.06.2020 1085

13 июня 2020 года протоиерею Николаю СОКОЛОВУ, декану миссионерского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятелю московского храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, духовнику нашей Олимпийской сборной, исполнилось 70 лет. В течение последних 17-ти лет я имею счастье общаться с этим замечательным пастырем, мудрым, внимательным, милосердным. К своему поздравительному письму я решила приложить отрывки из интервью с отцом Николаем, который рассказывает об иконе Спасителя, Евангелии Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, о своем участии в пяти Олимпиадах и о многом другом.

***

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Николай!

Сердечно поздравляю Вас с днем рождения! Желаю Вам помощи Божией во всем, что Вы делаете, во что вкладываете свои силы, душу и время, и, конечно, желаю Вам, Вашей любимой супруге матушке Светлане, всем Вашим родным и близким здоровья и счастья. Простите меня за то, что не смогла записать поздравление для видеофильма о Вас. Но в этот торжественный день вместе со всеми хочу сказать Вам: «Многая и благая лета!»

Мы познакомились с Вами на греческом острове Родос осенью 2003 года, где вместе оказались на первом Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций», в котором Вы и позже не раз принимали участие. Самый первый форум я освещала как корреспондент газеты «Московская правда» и запомнила Вас, когда мы, уставшие, летели в самолете из солнечной Греции в ноябрьскую холодную Москву. Помню, как Вы заботливо подложили подушечку под голову свернувшейся калачиком журналистки. Этого больше никто не сделал, все проходили мимо.

Позже такую «подушечку» любви и заботы Вы подложил и под мою измученную, раскалывающуюся от проблем голову. Никогда не забуду, как в начале февраля 2013 года я пришла в храм Святителя Николая в Толмачах к чудотворной Владимирской иконе Божией Матери. Я долго молилась перед ней. Вдруг появились Вы, и я сказала Вам о сгоревшем накануне моего дня рождения доме, о тяжко больном брате-диабетике, у постели которого я была в Харькове во время пожара. Олег Юрьевич и Евгения Львовна Атьковы первыми откликнулись на мою беду и помогли положить брата в одну из лучших больниц Москвы, оплатив первый этап его лечения. Но что делать дальше, где жить, я не знала и просила Вашего совета и благословения на то, чтобы обратиться к своим работодателям за помощью.

Я успела лишь в двух словах рассказать Вам о болезни брата и пожаре, как вдруг Вы прервали меня на полуслове и куда-то ушли. Вернувшись, протянули мне конверт, в котором я обнаружила почти две мои зарплаты. Это было самое первое ощутимое пожертвование, на которое я совершенно не рассчитывала – просила лишь совета, как мне жить дальше, что делать. Я была поражена Вашей отзывчивостью. Вашему примеру последовали многие добрые люди. Более трех моих окладов пожертвовали мне работодатели, внесли свою лепту и коллеги. Но большая часть пожертвований пришла от совершенно незнакомых мне людей. С некоторыми я позже познакомилась и подружилась. Но первым человеком, доказавшим, что вера без дел мертва, были Вы, дорогой отец Николай. После Вашего самого первого пожертвования я поняла, что я не одна.

О помощи по молитвам у Владимирской иконы Божией Матери я слышала не раз. Вот и мне Царица Небесная помогла – через Вас и тогдашнего клирика храма Николы в Толмачах иерея Алексия Лымарева, который опубликовал на сайте храма просьбу о помощи мне (https://hramvtolmachah.ru/index.php/my-nuzhny-drug-drugu-spisok/163-akhundova), за что еще раз сердечно благодарю вас обоих. В Вашем лице я выражаю благодарность всем добрым людям, из которых состоит мое «ОБЛАКО ЛЮБВИ» (http://www.pravoslavie.ru/put/62975.htm). Правда, оно быстро улетело, и мы с дочерью до сих пор не имеем своего жилья, т.к. большая часть собранных средств ушла на лечение брата, другие его нужды, а также на оплату моего общежития. Но не хочу портить Ваше праздничное настроение. Слава Богу за все – за скорби и радости!

 

Как много хорошего посылает нам Господь! Мы много раз общались с Вами на различных форумах, симпозиумах и конференциях в Москве, на Рождественских чтениях в Кремлевском дворце, на Святой Земле, в Дармштадте и, конечно, в вашем родном храме. Я приходила сюда не только помолиться, но и попросить Вашего совета в самые черные свои дни. Спасибо Вам и за материальную помощь, и за неизменно доброе отношение, и за мудрые советы! Я очень люблю ваш потрясающий хор, ваши праздники. Я люблю бывать в вашем храме, куда приводила свою дочь Марию, дорогих мне Ларису Ивановну и ее мужа Николая Ивановича, приютивших меня после пожара.

Последние годы на Троицу всегда была в вашем храме, так как только в эти дни и только здесь можно было помолиться у подлинной иконы Андрея Рублева (увы, в этом году не получилось). У этой иконы однажды мы молились с моей сестрой Еленой, приехавшей из Белгорода. Причастие с ней на Троицу в вашем храме – одно из самых счастливых воспоминаний. В тот день мы вместе с сестрой молились и у Владимирской иконы Божией Матери, и у иконы Николая Чудотворца.

Бывая в вашем храме, всегда ставлю свечку и молюсь и у другой своей любимой иконы – Спасителя. Она находится в Никольском приделе, и возле нее всегда горит лампадка. Кажется, что огромные глаза Иисуса Христа смотрят прямо в твою душу…

Историю этой иконы Вы рассказали в 2014 году в Германии. По милости Божией мы с Вами оказались в Дармштадте на торжествах, посвящённых 150-летию со дня рождения преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой – основательницы первой в России обители милосердия. Воспринимая поездку как дар Божий, я все же спрашивала и себя, и Вас, и других: «Как мы оказались в Германии?» Вы напомнили слова Господа: «Не вы Меня избрали, Я вас избрал» и добавили: «Видимо, молитвами матушки Елисаветы мы оказались здесь, чтобы почтить её память, вспомнить о ней, сказать то доброе, хорошее, светлое, что есть в душе, поблагодарить Бога за ту радость общения, которую она нам сегодня даёт». На конференции в Дармштадте Вы подарили игумении Марфо-Мариинской обители Елисавете (Поздняковой) образ Спасителя, который сидящие в зале тут же начали фотографировать. Вот Ваш рассказ об этой иконе.

Об образе Спасителя и Евангелии Великой Матушки

«В год 100-летия со дня основания обители однажды, проходя из храма в Третьяковскую галерею, я увидел в углу то ли икону, то ли портрет. Повернул к себе и увидел, что это икона Спасителя. Откуда она в галерее? На мой вопрос сотрудник музея сказал: «Разве это шедевр? Это какой-то примитивизм. Написана неправильно, пропорции не соблюдены, громадные глаза, не соответствующие плечи, руки – это всё не то». Я говорю: «Дайте мне посмотреть её поближе». К своему счастью, я увидел надпись: «Сей образ написан игуменом Германом (Гомзиным), настоятелем Зосимовой пустыни». В своё время он был духовником Великой княгини и сестер Марфо-Мариинской обители. Он лично написал этот образ, чтобы подарить его в день открытия Марфо-Мариинской обители матушке Елисавете. Удивительным образом я почувствовал, что наш храм Николы в Толмачах, который находится в пяти минутах ходьбы от обители, безусловно, имеет какую-то духовную связь с ней, ведь в нашем храме 28 лет служил великий старец отец Алексий Зосимовский (в миру Фёдор Алексеевич Соловьёв). 30 ноября 1898 года в Зосимовой пустыни он был пострижен во иеромонаха его духовником игуменом Германом. В 1906 году переехал в отдельную избушку-келью. К иеромонаху Алексию в пустынь на исповедь часто приезжала матушка Елисавета, и он давал многие утешения великокняжеской семье и молился за неё до конца своей жизни. Архиерейским Собором РПЦ 2000 года он был прославлен в лике преподобных с установлением общецерковного празднования. А Великая княгиня была прославлена Русской Православной Церковью 31 марта 1992 года. Вот такая удивительная связь.

На мой вопрос, как можно сохранить этот образ, мне сказали: «Он у нас в галерее на нулевом хранении. Поэтому мы не можем передать его так просто». Но так как наш храм является храмом-музеем, договорились, что мы немножко реставрируем этот образ и обеспечим его хранение. Те, кто знает историю этого образа, молятся возле него не только Господу, но и матушке Елисавете, вспоминают её труды и открытие Марфо-Мариинской обители милосердия.

Владыка Марк и отец Николай в Дармштадте, всенощная

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк и руководитель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества Анна Витальевна Громова, пригласившая нас на торжества в Дармштадте, сказали о том, что любая дата в жизни святых людей не случайна. 150-летие со дня рождения Елисаветы Феодоровны совпало с 33-летием со дня ее прославления в лике святых Русской Православной Церковью Зарубежом. Это произошло 1 ноября 1981 года. В 2014 году юбилей преподобномученицы Елисаветы совпал и с 700-летием преподобного Сергия Радонежского – небесного покровителя Великого князя Сергея Александровича, её супруга. И это не случайное совпадение. Известна их особая любовь к преподобному Сергию. Именно 18 июля, в день памяти игумена всея Руси, закончилась земная жизнь Великой княгини Елисаветы Фёдоровны, сброшенной в шахту под Алапаевском. Как всё связано! И сегодня в Дармштадте, где она родилась и возрастала и где она впервые услышала о Православии, её молитвами Православие укрепляется. Моя семья и те люди, которые были связаны с ней, очень много дали мне в жизни.

Когда я пришёл в мир, прошло 84 года со дня рождения преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Впервые я услышал о ней в 6-7 лет. Мой благочестивый дедушка, профессор Пестов, известный духовный московский писатель, имел обычай всегда молиться. У него в кабинете был столик с книгами и иконами. И я увидел совсем маленькое чёрное Евангелие на русском языке, в переплёте. Я открыл его и прочел: «Елисавета» и дату «1891 год». Это год перехода Великой княгини в Православие. Оказалось, что Евангелие принадлежало Елисавете Феодоровне и попало в наш дом через монахиню Магдалину (бывшую сестру Марфо-Мариинской обители Елену Михайловну Пашкевич), которая была лично знакома с матушкой. Это Евангелие ей передала в 1918 году сама Великая княгиня в последний день своего пребывания в обители – перед отправкой в ссылку в Екатеринбург. (Позже инокиня Магдалина ухаживала за духовником Марфо-Мариинской обители о. Сергием (Митрофаном) Сребрянским, когда он был в ссылке в селе Владычнем Калининской области.) Я слишком мал был в то время, чтобы понять, какие великие исторические события были связаны с именем Елисаветы Феодоровны. Шли годы. И одной из моих воспитательниц стала матушка Магдалина, которая пришла в наш дом и много рассказывала мне о Елисавете Феодоровне, о трудах Марфо-Мариинской обители. Она и сама, будучи монахиней, трудилась, не покладая рук, помогая бедным, нищим, убогим всем, чем могла. Вела нищенский образ жизни, бомж в таком понимании: ни места, ни прописки, ничего. Я ей говорил: «Матушка, как же так?» Её арестовывали, ссылали, а она вновь приходила. Она говорила, что Господь велел не радоваться, а сострадать людям и этим спасаться. И вот так она жила. Не случайно она дала нам это Евангелие. Когда Великая княгиня Елисавета Феодоровна была канонизирована, мы её узнали как великую святую».

«Наши спортсмены научились благодарить Бога»

Отец Николай, благодарю Вас и за интересное интервью, которое Вы дали мне в 2014 году по окончании XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II впервые Вы стали духовником нашей сборной на Олимпиаде в Афинах в 2004 году. Из пяти Олимпиад, по Вашим словам, наиболее яркой стала Олимпиада в Сочи, потому что мы стали победителями. Накануне игр Вы сказали, что физический и духовный подъем наших спортсменов позволяет надеяться на то, что они войдут в первую пятерку. Россия заняла первое место. Уверена: одной из причин триумфальной победы российского спорта в Олимпиаде было то, что наши спортсмены через Вас просили благословения у Бога. Вот Ваш рассказ о том, как Вы стали духовником нашей Олимпийской сборной и как участвовали в Олимпиадах.

«В 1980 году, будучи референтом Патриарха Пимена, я как представитель Московской патриархии принимал участие в организации молельной комнаты в Олимпийской деревне, без чего игры в СССР не состоялись бы. Атеистическое советское правительство было убеждено, что у нас все спортсмены атеисты. Но для зарубежных спортсменов – христиан, иудеев и мусульман – нужно было предоставить помещения для молитвы. А уже в Афинах я стал духовником Олимпийской сборной. Духовно окормлял наши команды и во время игр в Турине, Ванкувере и Пекине. В Москве перед началом этих Олимпийских игр были отслужены молебны.

Сочинскую Олимпиаду лично благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который торжественно отслужил молебен перед началом доброго дела для православных команд из России, Украины и Белоруссии. Каждого пришедшего на молебен спортсмена он благословил иконой Спаса Нерукотворного. Патриарх побывал на спортивных объектах и в духовных центрах, встречался с представителями руководства, со спортсменами, волонтерами.

По милости Божьей открытие Олимпийских игр проходило при прекрасной погоде: и утром, и вечером было солнце, хотя накануне шли дожди. Первая неделя Олимпиады прошла в великолепных условиях. И люди вокруг светились, были настроены по-доброму, даже полицейские. Очень слаженно поработала вся команда, которая участвовала в подготовке и проведении игр, начиная от первых лиц государства и до волонтеров.

На других играх я не видел, чтобы спортсмены заказывали благодарственные молебны Господу за то, что Он дал им возможность получить награды и сохранить здоровье. Они молились о своих ближних и поминали с благодарностью своих наставников, спортсменов, тренеров. Самое отрадное, что спортсмены вообще изменились в духовном отношении.

Если на первых играх люди обходили стороной часовню, а на священника смотрели искоса, с осторожностью, то в Сочи все было очень открыто и душевно. Многие спортсмены и представители руководства меня узнавали по прошлым играм, воспринимали как старого хорошего знакомого. Со многими был откровенный разговор.

В двух часовнях, расположенных в деревнях Горная и Прибрежная, для православных мы служили литургии совместно с клириками Екатеринодарской и Кубанской епархии (Сочинское благочиние, Кубанская митрополия). На протяжении всех игр часовни в Олимпийской деревне были открыты с 8 утра до позднего вечера. Моим послушанием было налаживание духовной жизни в Олимпийской деревне. Посещали богослужения в основном волонтеры, врачи, медики, охранники. Спортсмены, когда у них была возможность, могли побеседовать с батюшкой, взять благословение, написать записки, помолиться. Многие перед выходом на спортивные состязания крестились. А некоторые даже причащались во время литургии.

Согласно Олимпийской хартии у представителей всех конфессий должно быть молитвенное помещение. В Сочи в Олимпийской деревне каждая конфессия имела возможность проводить свои богослужения. Отдельные помещения с хорошей отделкой были у христиан (православных, католиков, протестантов), буддистов, иудеев и мусульман, причем у мусульман было два помещения (для мужчин и женщин). В течение и Олимпийских, и Паралимпийских игр у всех конфессий были свои представители, которые духовно окормляли спортсменов. Во всех религиозных центрах совершались богослужения.

К сожалению, мне не удалось побывать на соревнованиях в Сочи в качестве зрителя, потому что я дежурил там, где это было необходимо. Некоторые священники жили в общежитии в Олимпийской деревне, а мне до нее ехать почти час. Соревнования смотрел по телевизору, так как Россия была принимающей стороной, и мы делали все возможное, чтобы было хорошо всем.

На Олимпийских играх в Канаде, Италии и других странах мне довелось наблюдать соревнования на стадионах, на лыжных трассах, следить за борьбой конькобежцев. Иногда приходилось отпевать спортсменов, журналистов или других участников игр, которые погибали от сердечных приступов, несчастных случаев.

Наиболее трагичным было открытие игр в Пекине, когда началась война между Грузией и Осетией, и первой моей службой стала панихида по погибшим воинам. Только представьте – Олимпиада началась со всеобщей панихиды, в которой приняли участие и Олимпийский комитет, и все наши представители, включая президента. А в Сочи первые службы были радостными, хотя и начались события на Украине... Чувствуете, какие параллели? Начинаются Олимпийские игры, и тут же происходит какой-нибудь конфликт. Это очень знаково. Одним из условий Олимпийских игр в древности было прекращение всех войн. Вот если бы сейчас, когда люди собираются на эти игры, по всему земному шару воцарялся мир! Хотя бы несколько дней без войны. Какая была бы радость!»

Дорогой отец Николай, к сожалению, сегодня во всем мире обстановка далеко не мирная, вследствие чего я не смогла лично поздравить Вас с 70-летием и со всеми прошедшими праздниками, так как Третьяковская галерея закрыта, и в храм не пройти. Но мы верим, что по милости Божией скоро он откроется, и я смогу еще раз поблагодарить Вас и матушку Светлану за Вашу помощь и то добро, что Вы для меня делали и делаете! Многая и благая лета!

Испрашиваю Ваших святых молитв

Ирина АХУНДОВА

Фото автора и из открытых источников

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ирина Ахундова
Юрий Шрамко об Аляухово как Промысле Божием
О Царе-мученике Николае II, строительстве Царского храма, крестных ходах и молитвах о возрождении Страстного монастыря
14.09.2020
С днем рождения, дорогой батюшка!
Открытое поздравление с 70-летием протоиерея Николая Соколова
14.06.2020
«Кузнечики» Спиридона
О чудесной помощи святого в пастушьей шапочке
24.12.2019
«Пантанасса» значит «Всецарица»
О срочной помощи онкобольному Мише Плохотнюку
24.12.2019
Все статьи Ирина Ахундова
Последние комментарии
«Человечество втягивается в "светлое цифровое будущее"»
Новый комментарий от Андрей Козлов
03.12.2020 12:07
Коммунисты сохранили в народе способность верить
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 11:57
Добровольный мученик и гордец
Новый комментарий от Андрей Козлов
02.12.2020 11:33
«Избавиться от затёртых шаблонов не получилось»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 07:47
Вечная память
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 05:04