В преддверии Великой Отечественной войны у нас в стране была создана сильная авиационная промышленность, способная производить цельнометаллические самолёты, которые позволили нам завоевать господство в небе. И в этом немалая заслуга учёного-металлурга, металловеда Ивана Ивановича Сидорина. Его вклад в Победу будет отражён в экспозиции нового музея «Битва за оружие Великой Победы», входящего в мемориальный комплекс музея-заповедника «Прохоровское поле», которую мы долго и кропотливо готовили, собирая документы и экспонаты по всей стране.
Как известно, с возникновением авиации весь мир летал на деревянных самолетах. В самом начале ХХ века только одна немецкая фирма «Юнкерс» строила самолёты из металла, а точнее из алюминиевого сплава дуралюминий (дюралюминий).
Заслуга русского учёного-металлурга, металловеда Ивана Ивановича Сидорина в том, что на заре Советской власти он предложил отказаться от «помощи» немецкой фирмы «Юнкерс» по строительству металлических самолётов в России. По сути, эта фирма, вопреки договору с Советским правительством о налаживании цельнометаллического самолётостроения в нашей стране, занималась у нас только сборкой привезённых из Германии деталей. Молодой инженер Сидорин предложил в Кремле, куда его вызвали как председателя Комиссии по проверке концессии фирмы «Юнкерс», самим научиться строить цельнометаллические самолёты. А для этого нужен был особый металл, который мог бы обеспечить цельнометаллическое самолётостроение. Свой металл.
Наталья Кирилловна Сидорина, внучка легендарного ученого Сидорина Ивана Ивановича, трепетно хранит память о своем дедушке. Она передала в музей-заповедник «Прохоровское поле» бесценные экспонаты, одним из которых является образец кольчугалюминия. Это отечественный вариант дуралюминия. Получен в 1922 году в посёлке Кольчугино во Владимирской области на небольшом меднообрабатывающем заводе под руководством учёного-металлурга, металловеда Ивана Ивановича Сидорина, соратника и друга Андрея Николаевича Туполева.
Они вместе учились в Императорском Московском Техническом училище у «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Ныне это МГТУ им. Н.Э. Баумана. А там ещё в царской России был Воздухоплавательный кружок. И смельчаки из этого кружка летали на крыльях планериста Отто Лилиенталя, выпрыгивая из окон Училища. Эти крылья немецкий планерист подарил русскому учёному Жуковскому при личной встрече в Германии. Ученик Жуковского Андрей Туполев построил свой первый планер и лично испытал его, перелетев через Яузу, в присутствии друзей. Первый самолёт он собирался сделать деревянным.
Но тут уже при Советской власти его друг и единомышленник Иван Сидорин предложил попробовать только что созданный им металл кольчугалюминий. Для начала построили аэросани с деталями из этого металла. Устраивали опытные пробеги аэросаней во Владимирскую область. А потом построили и первый самолёт с деталями из кольчугалюминия АНТ-1. Это была «птичка-невеличка». Так ласково называли этот аэроплан. Его на руках пронесли из первого здания Центрального-аэродинамического института (ЦАГИ) до Кадетского плаца в соседнем районе Лефортово.
И вот 21 октября 1923 года первый металлический самолёт из кольчугалюминия АНТ-1 поднялся в воздух. А затем через несколько месяцев 26 мая 1924 года с Ходынского аэродрома поднялся в воздух уже цельнометаллический АНТ-2. Немецкая монополия на металлическое самолетостроение была подорвана. И кольчугалюминий стали называть крылатым металлом.
На самолёте АНТ-3, обшитом гофрированными листами кольчугалюминия под названием «Волна ЦАГИ», облетели за три дня столицы Европы. Фирма «Юнкерс» подала иск в Международный суд в Гааге, доказывая, что у неё похитили патент. Но суд признал, что «Волна ЦАГИ» – это оригинальный материал. В 1937 году на самолёте АНТ-25 из кольчугалюминия Валерий Чкалов совершил легендарный перелёт через Северный полюс в Америку.
Так в нашей стране постепенно создавался мощный Воздушный Флот из металла. Хотя полностью от дерева по предложению Сидорина не отказались. И в годы Великой Отечественной войны, когда ряд заводов по производству металла оказался на оккупированных территориях, некоторые самолёты строили с деталями из дерева. Вместе с тем, надо отметить, что в ряде случаев наш металл превосходил зарубежный. Например, созданная Сидориным в предвоенные годы сталь «хромансиль». Превосходство этой стали признали американцы уже во время Корейской войны в 50-е годы. Да и отечественный вариант дуралюминия кольчугалюминий показал себя в годы Великой Отечественной войны с самой лучшей стороны. Наши самолёты во время боя даже с большим количеством пробоин не разваливались, а дотягивали до аэродрома в отличие от вражеских. Металл оказался упругим и прочным на растягивающие перегрузки, по свидетельству боевых лётчиков. В кратчайшие сроки удалось решить и вопрос бронирования, чем занимались ученики Сидорина Сергей Кишкин и Николай Скляров по МВТУ им. Н.Э. Баумана, которых он пригласил на работу в созданный им Всесоюзный институт авиационных материалов.
Кроме того, учёный-металлург Сидорин в годы Великой Отечественный войны участвовал в создании авиамоторных двигателей. Будучи главным металлургом Московского 45 авиамоторного завода (ныне «Салют») он наладил производство самого мощного в мире дизельного мотора АЧ-30Б для бомбардировщика дальнего радиуса действия Ер-2, на котором бомбили Берлин.
Иван Иванович Сидорин по праву считается основателем школы Отечественного авиационного материаловедения, благодаря которой в предвоенные годы была создана мощная авиация.
Занимаясь педагогической деятельностью, профессор Сидорин основал в 1929 году первую в мире кафедру Металловедения в МВТУ им. Н.Э. Баумана и выпустил в 1930 году первый в мире учебник «Металловедение». С течением времени эта кафедра переросла в кафедру Материаловедения и создала под руководством Ивана Ивановича Сидорина учебник «Материаловедение», отмеченный Государственной премией СССР. А рукопись первого в мире учебника «Металловедение», подаренная нашему музею внучкой автора Натальей Кирилловной Сидориной, хранится в его стенах.
К 75-летию Победы основанный Иван Ивановичем Сидориным Всероссийский Институт авиационных материалов переиздал книгу «Крылатый металл. Русский прорыв», написанную его внучкой известным поэтом и писательницей Натальей Сидориной.
Портрет русского учёного дан на фоне сложной противоречивой и вместе с тем героической эпохи. Эту книгу в память об Иване Ивановиче Сидорине ВИАМ благотворительно рассылает в школы, институты, библиотеки и музеи по всей стране.
В музее-заповеднике «Прохоровское поле» среди личных вещей Иван Ивановича хранится дорогая его сердцу мебель. Деревянный диванчик семейный дореволюционный. Он был особенно мил Ивану Ивановичу как память о родителях. Вместе с тем, выдающийся учёный имел склонность к разумному аскетизму. Не любил ничего лишнего. Он говорил, что и самолёт не терпит ничего лишнего. Работал за большим письменным столом, который называл своим закадычным другом. На нём стояла печатная машинка для связи со всем миром, включая зарубежные страны. Бережно хранил рушник с маками, подаренный ему любимой женщиной Верой, которая ждала его в годы войны. Ему казалось, что красные цветы по всей стране вбирают в себя кровь, пролитую за нашу землю. Такие же маки он сажал и в своём саду в подмосковном Пушкино, где жил до конца своих дней. Внукам прививал любовь к музыке и поэзии. Более того, говорил, что и наука поэтична, поскольку нацелена на поиск гармонии. Только то, что гармонично и естественно, приносит благодатные плоды. Главное иметь духовную силу. Он был верующим православным человеком. Поэтому в партию так и не вступил, также как Туполев. Свою глубокую веру он пронёс сквозь тюремное заточение и работу в «шарашках» при НКВД. Ко всем людям относился с большой добротой и мягкостью. Надеялся, что противоестественное противостояние красных и белых закончится примирением во благо Родины.
С грустью вспоминал о встрече в 1935 году в Америке двух выдающихся авиаконструкторов: Андрея Туполева, возглавлявшего советскую делегацию учёных, и эмигранта Игоря Сикорского, основавшего с помощью прославленного пианиста Сергея Рахманинова авиационную фирму. Разговор с создателем в дореволюционной России первой в мире тяжёлой бомбардировочной авиации эскадр «Илья Муромец» Игорем Сикорским получился, к сожалению, кратким. А русским эмигрантам, работающим в цехе завода, вообще запретили разговаривать со своими бывшими соотечественниками. Даже встреча на пароходе с Гербертом Уэллсом получилась куда более радостной. Великий английский писатель признал, что его книга «Россия во мгле» уже устарела и пообещал написать новую. Однако своё слово не сдержал. «А ещё джентльмен», – говорил Иван Иванович с некоторой долей разочарования и соглашался со своей внучкой Наташей, которая утверждала, что Россия для тех, кто её любит.
Из поэмы Натальи Сидориной «Крылатый лес», опубликованной в её сборнике стихотворений и поэм «Мироколица»:
Над Россией лес летает,
оторвавшись от корней.
И пилот не замечает
той же участи своей.
Всё взметнулось: люди, поле...
Это тянет небосвод.
Два часа, пока не боле,
продолжается полёт.
– Глянь: гроба поднялись в небо,
и несёт их ураган… –
Это в свисте, визге НЭПА
пролетел аэроплан.
Тяжело подняться в небо,
Оторвавшись от земли.
А в стране нехватка хлеба
и война гремит вдали.
КРАСНЫЕ МАКИ
Красные маки. Белый рушник.
Маки остались. Стебель поник.
Красные маки в сердце цветут,
Если нас помнят, любят и ждут.
– Красные маки на белом снегу
В сердце своём я всегда берегу, –
Он говорил на последней войне...
Маки цветут на яву и во сне,
Словно вобрали пролитую кровь.
Будут цвести и сегодня, и вновь.
Поэт-лётчик Григорий Калюжный, которого называют русским Экзюпери, предельно лаконично выразил саму суть жизненного подвига выдающегося учёного:
+++
Иван Иванович Сидорин,
Учёный, русский инженер,
В Стране Советской Божий воин,
Звезды Господней Кавалер.
Бог осенил его чело.
Его душа преград не знала.
Он Русь поставил на крыло
Из легкокрылого металла.
Маслова Татьяна Васильевна, главный хранитель музея-заповедника «Прохоровское поле»
1. Музей-заповедник «Прохоровское поле»
2. Музей «Битва за оружие Великой Победы»
3. Комментарий
2. ПЕРВЫЙ ИЗ ПЛЕЯДЫ ВЕЛИКИХ
1. Бастион Святой Памяти