«И боль-печаль на душе не проходит…»

К сороковинам ухода из земной жизни Юрия Васильевича Бондарева

Пишут, что к 40-му дню после кончины «душа окончательно покидает пределы земной жизни и, по словам свт. Феофана Затворника, "получает от Господа особое некое место по своему устроению, где и пребывает до окончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасательном"» [1]. «Отшедшие живы, – пишет святитель Феофан, – только другой жизнью живут сознательно, пребывают в общении между собою по тамошним условиям и порядкам, и на нас посматривают, и к нам приходят, слышат наши молитвы о них, и о нас молятся, и делают нам внушения», и – «…с отошедшими бывает в сорок дней по их смерти нечто особенное» [2].

Потому так важно и нужно вспоминать о них в «сороковины», молиться за их души, навеки покидающие родную землю, нас…

Позвольте же и мне вспомнить об усопшем – последнем классике Русской, советской литературы; верном воине и гражданине, истинном патриоте единого и единственного, дарованного нам, Отечества; ревнителе, поборнике справедливости, долга, ответственности; неложном носителе и хранителе чести, совести, веры, надежды и любви.

Не стану перечислять всех его рассказов, повестей, романов, сценариев; всех его должностей, заслуженных наград и званий. Есть немало публикаций, в том числе и книг о нем. А его произведения переведены «более чем на 70 языков мира. С 1958 по 1980 год за рубежом опубликовано 130 его произведений. В Советском Союзе и России вышли в свет четыре собрания сочинений писателя» [3].

Большая, состоявшаяся жизнь! 96 лет! Но все-таки «боль-печаль на душе не проходит…» Осиротели мы. И как жаль, что не дожил ветеран № 1, Юрий Васильевич Бондарев, до 75-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне! И покидает землю его Душа всего за 2 дня до Великого Юбилея! Юбилея, искалеченного коронавирусом. Но не только им...

О «путях-дорогах фронтовых» Ю.В. Бондарева, о его борьбе за страну и человека в ней последних лет – мое скромное слово признательности, земной поклон.

* * *

Летом 1941 года комсомолец Юрий Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Старшеклассников «успели вернуть в Москву за несколько дней до боев, последним эшелоном. Потом была эвакуация в Казахстан». «В легких парусиновых туфлях, в белых расклешенных брюках с надраенной морской бляхой на ремне вышел он на колхозную работу в невыносимо душную степь. Каково давалось ему, столичному школьнику, скирдовать, накладывать сено на арбу, с беспощадной по отношению к самому себе правдой поведано писателем в рассказе "Быки". Вместе с летом 1941 года закончились и его сельхозработы. Бондарев стал забойщиком и откатчиком на одной из шахт "Мартукуголь" в Актюбинской области. Как известно, шахта того времени – прежде всего ручной труд, кайло и лопата.

В августе 1942 года юношу призвали в армию и направили во 2-е Бердичевское пехотное училище, эвакуированное в город Актюбинск» [3; здесь и далее курсив, п/ж. мои – Л.В.]

В октябре 1942 года сержант Бондарев уже – в военно-формировочном лагере под Тамбовом, затем – в составе 2-й гвардейской армии генерала Малиновского – на Сталинградском фронте. В боях под поселком Котельниковским (ныне Котельниково, 190 км. от Сталинграда). Задача: «не пустить танки и моторизованную пехоту Манштейна к Сталинграду, не дать прорвать кольцо вокруг полчищ Паулюса… Здесь сержант Бондарев примет здесь свой первый и страшный бой в качестве командира расчета 82-миллиметрового миномета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.

Впоследствии Юрий Васильевич писал:

"...Я помню, как тогда мы гнали немцев, как в канун нового 43-го года штурмом освобождали Котельниково. Запомнились пакгаузы у вокзала, знакомый наводчик, с ужасом сообщивший мне, что у его противотанкового орудия разбило прицел. А потом очередной налет "юнкерсов". У этих пакгаузов меня ранило, и не одного..."

Раненый Юрий пролежал несколько часов на 30-градусном морозе в ожидании санитаров. Обмороженного, его отвезли в медсанбат, оттуда в полевой госпиталь для тяжелораненых в Старую Рачейку, станцию в Куйбышевской области» [3].

Ранение, контузия, обморожение…

Вспоминая о том, что послужило толчком к написанию романа «Горячий снег», Ю.В. Бондарев сказал: «Много лет назад в Австрии проходила международная дискуссия писателей. После многочисленных вопросов о советской литературе ко мне подошли два немца средних лет. Из разговора выяснилось: оба они бывшие танкисты из армейской группы "Гот", оба воевали на том же участке фронта на реке Мышкове, где в декабре 1942-го был и я. Тогда танковые дивизии Манштейна пытались прорваться, пробить коридор к окруженной нашими фронтами более чем трехсоттысячной группировке Паулюса в районе Сталинграда. Два немца эти были настроены сейчас дружелюбно… Вот эта неожиданная встреча недавних врагов и послужила внезапным, что ли, возбуждающим импульсом – я вспомнил многое, что за протяженностью лет уже забывалось: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбежки, запах гари и горелой брони…» [3].

И нам – навсегда! – это потрясающее: «Всё, что могу, всё, что могу…»

После лечения в госпитале, с апреля 1943 года – Куйбышев, батальон выздоравливающих, маршевая рота. Далее– командир орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й Киевско-Житомирской стрелковой дивизии Воронежского фронта (20 октября 1943 года переименован в 1-й Украинский фронт). Курск, Сумы

За уничтожение в районе села Боромля Сумской области (13-17 августа 1943) из боевых порядков пехоты трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки и 20 солдат и офицеров противника был награждён медалью «За отвагу».

За подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский награждён второй медалью «За отвагу». 21 июня 1944 года командир 297-го артиллерийского полка 121-й стрелковой дивизии отдал приказ, в котором, в частности, значилось: от имени Президиума Верховного Совета СССР наградить медалью «За отвагу» гвардии старшего сержанта Юрия Бондарева за то, что он 30 марта 1944 года отбил контратаку противника. В приказе писалось: «Противник, намереваясь вернуть Каменец-Подольский, перешел в контратаку при поддержке танков. Товарищ Бондарев встретил немецкие танки и пехоту огнем своей пушки с открытой огневой позиции. Один танк был подбит, пехота рассеяна. Контратака противника была отбита» [4, с укр.]

Участие в форсировании Днепра, освобождении Киева, Житомира… «Под Житомиром, когда попали в неожиданное окружение, он был снова ранен и поступил в конце ноября 1943 года в госпиталь поселка Загальцы Киевской области» [3].

Из госпиталя Юрий Бондарев вышел в январе 1944-го. Западная Украина, Карпаты; Польша – Жешув, Санок; Чехословакия…

В октябре 1944-го направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии. В декабре 1945 года в связи с ранениями признан ограниченно годным к службе и демобилизован.

Свои медали «За отвагу» и «За оборону Сталинграда» Юрий Васильевич ценил выше всех своих наград. Он – Герой Социалистического Труда, награжденный двумя орденами Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта»; медалью «За победу над Германией», орденом «Большая Звезда Дружбы народов» (Германия), орденом Почёта (Приднестровье), золотой медалью А.А. Фадеева, золотой медалью имени А.П. Довженко, многими наградами иностранных государств… Орден «Дружбы народов» из рук Б.Н. Ельцина в 1994-м году Ю.В. Бондарев принять отказался.

Лауреат Ленинской премии (1972), двух Государственных премий СССР (1977, 1983), Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в области литературы и искусства (2014), Ю.В. Бондарев в 2015 году удостоен Патриаршей литературной премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За значительный вклад в развитие русской литературы».

* * *

Мною выделены некоторые слова, предложения. Осмеливаюсь подчеркнуть: на Украине Юрий Васильевич Бондарев воевал, был ранен, за сражения на Украине был награжден дорогими ему медалями. Чрезвычайно ценивший дружбу народов, испытанную в боях, принять орден из рук разрушителя Советского Союза отказался, в телеграмме ему заметив: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны». Великой страны!

Ещё на ХIХ партконференции 29 июня 1988 года Писатель выступил «против гибельного курса пресловутих горбачевских реформ», сказав: «Можно ли сравнить нашу перестройку с самолетом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка? При всей дискуссионности, спорах о демократии, о расширении гласности, разгребании мусорных ям мы непобедимы только в единственном варианте, когда есть согласие в нравственной цели перестройки, то есть перестройка – ради материального блага и духовного объединения всех. Только согласие построит посадочную площадку в пункте назначения. Только согласие.» [5].

А оно как раз и было разрушено. Невыносимо, но, поистине, оказалось, что «Наша свобода – это свобода плевка в своё прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное, чистое» [6].

23 июля 1991 года в газете «Советская Россия» было опубликовано «Слово к народу» Среди 12-ти подписавших обращение – Юрий Бондарев, Геннадий Зюганов, Александр Проханов, Валентин Распутин.

И сегодня с удушающим комом в горле читаю «Слово» – уникальный документ, которому, надеюсь, История, грядущие – лучшие! – поколения дадут справедливую оценку, склоняя головы перед честью и мужеством авторов.

Прочитайте его, доступно! Даю лишь начало:

«Дорогие россияне! Граждане СССР! Соотечественники!

Случилось огромное небывалое горе. Родина, страна наша, государство великое, данное нам в сбережение историей, природой, славными предками, гибнет, ломается, погружается во тьму и небытие. И эта погибель происходит при нашем молчании, попустительстве и согласии. Неужели окаменели наши сердца и души и нет ни в ком из нас мощи, отваги, любви к Отечеству, что двигала нашими дедами и отцами, положившими жизнь за Родину на полях брани и в мрачных застенках, великих трудах и борениях сложившими из молитв, тягот и откровений державу, для коих Родина, государство были высшими святынями жизни?

Что с нами сделалось, братья? Почему лукавые и велеречивые властители, умные и хитрые отступники, жадные и богатые стяжатели, издеваясь над нами, глумясь над нашими верованиями, пользуясь нашей наивностью, захватили власть, растаскивают богатства, отнимают у народа дома, заводы и земли, режут на части страну, ссорят нас и морочат, отлучают от прошлого, отстраняют от будущего – обрекают на жалкое прозябание в рабстве и подчинении у всесильных соседей? Как случилось, что мы на своих оглушающих митингах, в своем раздражении и нетерпении, истосковавшись по переменам, желая для страны процветания, допустили к власти не любящих эту страну, раболепствующих перед заморскими покровителями, там, за морем, ищущих совета и благословения?

…Обращаемся к вам со словами предельной ответственности, обращаемся к представителям всех профессий и сословий, всех идеологий и верований, всех партий и движений, для коих различия наши – ничто перед общей бедой и болью, перед общей любовью к Родине, которую видим единой, неделимой, сплотившей братские народы в могучее государство, без которого нет нам бытия под солнцем…» [7].

19 августа, «путч», начало распада Великой Страны… Тотчас! – «21 августа писатели-демократы с Евгением Евтушенко во главе свергли руководство СП СССР, выведя из него авторов "Слова к народу" Юрия Бондарева и Валентина Распутина». Но! – несмотря на «оборону на баррикадах… писатели держались бодро: Ю. Бондарев сказал, что не жалеет о своей подписи под "Словом к народу", а В. Белов заявил, что готов подписаться под ним хоть сейчас" (Распутин В. Г. Боль наша и вера.). Это событие в прессе потом назвали "мини-путч" Е. Евтушенко» [8].

Травля писателей-патриотов не сломила их, не заставила отказаться от своих убеждений.

Лютый 1993-ий… Ю.В. Бондарев не скрывал: «Я не был отдаленным наблюдателем событий сентября-октября 1993 года, был среди защитников Дома Советов, говорил с ними, слушая их, запоминал их лица… Ощущал стволы снайперов, нацеленные в людей, тех, что были рядом со мной»; «Я просто обязан был высказаться в литературе. Особенно мучительно было то, что, в отличие от Великой Отечественной, "черный октябрь" столкнул с обеих сторон вроде бы своих соотечественников, сограждан. И боль-печаль на душе не проходит…»

Он создаст роман «Бермудский треугольник» (1999), – «первое произведение в творчестве писателя, где в центре событий уже не фронтовики, не представители поколения победителей, а дети и внуки солдат Победы. Юрий Бондарев – первый из современных прозаиков, который описал трагический 1993 год» [3].

* * *

«Русские и украинцы одного корня», – сказал Юрий Васильевич Бондарев. Не согласиться с этим могут, по-моему, очень ограниченные, злые, не любящие своей – ни России, ни Украины – люди.

Накануне 90-летнего юбилея, в марте 2014 года, Писатель поделился своими мислями, воспоминаниями, отвечая на вопросы кореспондента:

« – Что думаете о последних событиях на Украине?

– Все происходящее очень серьезно и чрезвычайно волнует меня. Украина – неотъемлемая часть России. Этот исторический факт раздражал недругов на протяжении столетий, и сегодня экспансия на Восток вновь переходит в открытую фазу. Несмотря на уверения западных сил о желательном мирном разрешении конфликта, ситуация усугубляется. Появляются жертвы, за которые никто не спешит оправдаться, – значит, эскалация насилия неизбежна.

Ничего нового и непрозрачного в истории нет – подлинные желания проявляются в поступках, действиях, их невозможно прикрыть вежливыми улыбками, которые освоили иные политики.

– Какова, по-Вашему, перспектива развития конфликта?

– Не могу быть пророком, но скажу так:

Янукович самоустранился – не велика потеря. Должно быть, он и Библию не читал, а она обязывает правителей не прикидываться миротворцами, принимать самые решительные меры против зла. Отказ от насилия не имеет ничего общего с христианскими добродетелями: человек имеет право на непротивление злу, но геополитические вопросы рано или поздно решаются оружием. Сейчас идет проверка моральной твердости и дееспособности нашей страны – России важно занять четкую нравственно-политическую позицию и проводить ее в жизнь без мягкотелости и уступок. Нужно научиться обходиться без глаголов будущего времени: переговорим, встретимся, объяснимся... Безответственный либерализм приводит не к победам, а к краху. Жизнь строится на твердых "да" и "нет"» [9].

И как же больно читать, увы, справедливые строки! –

« – К сожалению, суверенизация затмила умы многим политикам. Действительно, в ряде бывших братских республик возобладали националистические настроения. Одним махом перерубили деловые и культурные связи. Лучше стало? Отнюдь. Сейчас вот вновь наметились интеграционные процессы в экономике, а дальше, надеюсь, найдутся решения проблем и в других сферах. Сужу по собственному опыту. Я был мальчишкой, когда моего отца направили работать в Ташкент. Помню узбекские кишлаки, хлопковые поля, дехкан. А разве забудешь восточный базар? Это что-то неописуемое! Жили скромно, но дружно. Так же было и в Казахстане, где мы сообща поднимали целинные земли.

…Что касается проблем с Украиной. Русские и украинцы одного корня. Какие могут быть меж нами разногласия? Веками жили в дружбе. И вдруг возник спор – считать ли русский язык наравне с мовой государственным? Половина-то населения Украины – русские.

Теперь вот "западэнцам" захотелось в Евросоюз, а значит и в НАТО. Это неминуемо приведёт к размещению военных баз потенциальных противников под Смоленском и Курском.

…Во время войны мне не раз доводилось сталкиваться с бандеровцами.

Помню, перед Карпатами наша артиллерийская колонна продвигалась по глубокому логу. С обеих сторон – горы, заросшие лесом, а над головами – бездонная небесная синь. Красота! И вдруг из-за деревьев – шквальный огонь. Застонали первые раненые. Мы развернули орудия и ударили по сопкам фугасными и осколочными снарядами. Сравняли всё с землёй. После я послал туда своих бойцов – прочесать местность. Никого в живых не нашли... А ещё одна стычка с самостийцами произошла у Каменец-Подольского. Немецкие части выходили тогда из окружения. Наша батарея выдвинулась из города к реке. Поджидали, когда подойдут танки. Вижу, от ближайших домов спускаются трое хлопцев в чёрных куртках. Подошли ближе. Поздоровались. Обыкновенные ребята. Но что-то в выражении их глаз насторожило меня, – вроде чего-то высматривали. Постояли и ушли. А спустя полчаса батарея подверглась обстрелу из прибрежных кустов. Оказалось, там засели бандеровцы. Ну, конечно, открыли ответный огонь. Затем пошли в наступление наши танки...»

« – Ненависть и злоба – плохие советчики. Война разделяет людей. В конце концов побеждает разум. Ничто так не сближает народы, как культура. Высший идеал – сама жизнь. Вся русская классика пронизана мыслями о любви и добре. Откуда эти ростки? Прежде всего от воспитания в семье. Часто вспоминаю своих покойных родителей. Они делали всё, чтобы мы росли честными и совестливыми. Отец учил мужественности и стойкости, с мамой связаны сердечность и нежность. Так было и в других семьях. Тем и славилась Россия. Мы воевали с мыслью, что за нами стояла Родина. К сожалению, нравственность сильно пошатнулась. Ныне приоритет отдаётся не духу, а низменным страстишкам. Увы, оказывается, весь народ можно обмануть разглагольствованиями о свободе и демократии.

Не верю в случайности, стараюсь избегать плохих слов. Бывает, скажешь что-то сгоряча, а слово как бы повиснет в воздухе, от него уже не отмахнёшься... Уныние – великий грех. Нам не хватает оптимизма» [10].

«Мир бурлит, – скажет здесь же Юрий Васильевич. – Россия сталкивается с новыми вызовами. Как никогда, нужно быть сплочёнными и ставить перед собой высокие цели...»

Не только Россия, в не меньшей степени и Украина, и весь мир. Теперь вот совершенно очевидно – и в связи с коронавирусной пандемией…

* * *

Завершая, хочу вспомнить мудрые слова Юрия Васильевича. Помню: один из встреченных мною в жизни людей очень не любил слова «порядочность». Плохо он кончил…

По Бондареву быть порядочным – «Это значит – уметь быть сдержанным, уметь слушать собеседника (великое достоинство в общении людей), не переступать границы гнева, а именно – уметь владеть собой, не опоздать прийти на зов о помощи в чужой беде, уметь быть благодарным...»

На одной из встреч с читателями Писатель сказал: «Всякому разумному человеку дано думать, что жизнь его не праздный случайный подарок, а несет в себе великий земной смысл – воспитать собственную душу в борьбе за свободное существование, за очеловечивание человека во имя всемирной справедливости, выше которой ничего нет» [11].

И ещё немного, по сути, – афоризмов:

«Ведь человек рождается для любви, а не для ненависти!» (Батальоны просят огня, 1957); «Нельзя жить без надежды, друг, нельзя...» (Батальоны просят огня); «Без веры в дело умирать страшно» (Батальоны просят огня); «Держать всегда надо себя, в руках держать» (Батальоны просят огня); «Всякое предательство – это духовная смерть» (Горячий снег, 1970); «Слабенькие люди утверждаются насилием, когда чувствуют себя богами, когда разрушают…» (Горячий снег); «Мне ненавистно утверждение личности жестокостью, но я за насилие над злом и в этом вижу смысл добра» (Горячий снег); «Человек – такая же тайна, как мироздание. А это было известно две тысячи лет назад. Об этом думали и до нас. Я уверен, что если бы люди завтра открыли все законы мира, а значит, и человеческой души, то движение истории прекратилось бы» (Берег, 1975); «Что значит взять боль другого? Это сумасшествие, это трудно понять разумом. Но, может быть, в этом и есть самое человеческое, самое главное, что живёт где-то в нас? Вина перед чужой болью?» (Берег);  «Без ответственности перед прошлым настоящее – лживый рай» (Берег); «Чем я занимаюсь? Род занятий? Хорошо, постараюсь ответить. Я с утра до вечера и ночью ищу фразу, нужную фразу и часто не нахожу… Но я хочу, больше всего в жизни хочу, чтобы люди смеялись, грустили, плакали над моим словом» (Берег).

Из любимого романа: «Вся жизнь – бесконечный выбор. … Все совершается после выбора: любовь, война, убийство. В последние годы я часто думаю, что управляет нашим выбором при жизни? Но кто знает, есть ли выбор после смерти? Ад? Рай? Сон? Что там будет за краем?» (Выбор, 1981); «Что касается дураков, то надо вырабатывать в себе дуракоустойчивость. Или, пожалуй, считаться с ними ввиду их численного превосходства» (Выбор); «Страшно не умереть. Страшно умирать. Можно оставить след, но можно и наследить, хуже всего – пустое место. Стра-ашно это – пу-устое место!» (Выбор).

Юрий Васильевич Бондарев – талантливейший Писатель, честнейший Полпред Великой Страны, Эпохи – оставил глубокий след в сердцах его поколения и – надеюсь – будущих!

«Наше поколение – те, что остались в живых, – вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, непреходящую веру в будущее, в молодость, в надежду. Но мы стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру, наша совесть стала вторым сердцем. Ведь эта совесть была оплачена кровью, обжигающей душу ненавистью ко всему черному, жестокому, античеловеческому. И вместе с тем четыре года войны мы сохраняли в себе тепло солнца, естественный цвет молодой травы, улыбку любимой женщины, мягкий блеск фонарей в теплых сумерках и вечерний снегопад...

Война уже стала историей. Но так ли это?» (Мое поколение).

Надо думать, надо бороться. В том числе, с «манией предательства», что «стала сейчас как эпидемия гриппа» (Искушение, 1992). Пострашнее, наверное…

Низко кланяюсь Вам, дорогой Юрий Васильевич! Добрая, светлая, вечная Память!

Да будет живо Ваше слово, выстраданное, искреннее, человечное! Ведь –

«Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания» [12].

5 апреля - 2 мая 2020, Одесса.

Примечания

  1. Что символизируют собой сороковины? // https://religion.wikireading.ru/92520
  2. Молитва за умерших // https://religion.wikireading.ru/10567
  3.  Бондарев Юрий Васильевич (1924-2020) http://www.biograph.ru/index.php/whoiswho/4/144-bondarev
  4.  Бондарев_Юрій_Васильович // https://uk.wikipedia.org/wiki/Бондарев_Юрій_Васильович
  5.  Пророческое выступление Ю. Бондарева на ХIХ партконференции 29 июня 1988 года против гибельного курса пресловутих горбачевских реформ. // http://rusrand.ru/spring/jurij-bondarev-zhizn-stroitsja-na-tverdyh-da-i-net
  6.  Бондарев Юрий Васильевич // https://biblioclub.ru/index.php?page=author_red&id=55436
  7.  Слово к народу. // http://sovross.ru/articles/505/8235/comments/3
  8.  Чернов Виктор. Валентин Распутин. Русский гений. // https://biography.wikireading.ru/56672
  9.  Жизнь строится на твердых «Да» и «Нет» // // http://rusrand.ru/spring/jurij-bondarev-zhizn-stroitsja-na-tverdyh-da-i-net
  10.  Юрий Бондарев: «Уныние – великий грех. Нам не хватает оптимизма» // Ibid
  11.  Бондарев Юрий Васильевич (1924-1988) // http://www.yuribondarev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=884
  12. Псалтирь. Пс. 93:17
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Людмила Владимирова:
«Говорить людям правду – подчас суровую…»
К 115-летию Михаила Шолохова
22.05.2020
«Вставай, страна огромная...»
Стихи к 75-летию Великой Победы
07.05.2020
«И боль-печаль на душе не проходит…»
К сороковинам ухода из земной жизни Юрия Васильевича Бондарева
06.05.2020
Все статьи автора
"75-летие Великой Победы"
Не ожидал
Зачем митрополит Тихон включился в хор антисталинистов?
28.05.2020
Какую функцию Познер выполняет
в медиа-пространстве РФ
27.05.2020
«День Победы - святой праздник для миллионов людей»
Началась подготовка к Параду Победы; своё согласие на участие уже дали главы Казахстана, Молдавии, Абхазии, Южной Осетии, премьер Японии колеблется
27.05.2020
«Так воспитывается современная русофобия»
В России возмущены выходом на Украине компьютерной игры «Strategic mind: blitzkrieg», где Гитлер побеждает Советский Союз
27.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Безмолвие, затвор и молитва вместо публичных проповедей
Новый комментарий от рБ Борис
2020-05-28 22:30
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-28 22:21
Не ожидал
Новый комментарий от С. Шараков
2020-05-28 21:11
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от романтик
2020-05-28 18:32
Цусимский бой в историческом интерьере
Новый комментарий от Hyuga
2020-05-28 16:52
Никита Михалков без мата смотрелся бы убедительнее
Новый комментарий от электрик
2020-05-28 16:16
Восстание Игнатьева свидетельствует о слабости режима
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-28 14:39