Снова в больнице

0
754
Время на чтение 6 минут

 

«Как грыжа?! У Вас уже была операция по ее удалению!» - воскликнул благочинный Данилова монастыря, услышав, что я госпитализирован в больницу. «Есть ли опасность рецидивов?» - спрашивал я оперировавшего меня врача в 1994-95 годах. «Нет, все, забудьте. Прочные нити все удержат». И вот рецидив. Поистине, нет ничего на земле постоянного и надежного - все зыбко.

В отличие от середины девяностых, когда я делал подобную операцию (она вообще была первой в моей жизни), сейчас я тянуть не стал. А смысл? Все равно операция неизбежна, есть опасность защемления. Нет смысла и делать ее сначала с правой стороны, потом с левой. И не надо искушать анестезиолога своей мнительностью, чтобы он не назначил тебе общий наркоз вместо более щадящего спинального, при котором отключается только часть тела. В случае рецидива общий наркоз неизбежен, тем более что стали ставить защитные сетки (после них рецидив составляет не более одного процента.) Кстати, нынешний наркоз не тот, что был в середине девяностых – тогда он не только отключал нервную систему, но еще и сильно расслаблял мышцы во всем организме. После этого надо было делать специальные упражнения, долго приходить в себя, восстанавливаться. Сейчас же буквально после перевода в палату ты можешь уже встать и пройтись. Конечно же, все это желательно подробно объяснять больному, ведь его воображение рисует страшные картины процесса операции, трудностей восстановительного процесса. Предварительное разложение всего по полочкам очень помогает ему справиться с психологическими трудностями.

 …Отдельная небольшая палата. Прекрасный вид из окна. Справа виднеется деревянный храм. Телевизор: новости, программа из мира животных и урывками сериал о Магомаеве.

Неожиданности: в смежной комнате - женщины, общий туалет (изнутри он не закрывался, нужно было постоянно передвигать таблички «занято»-«свободно»). Одна из женщин сильно кашляет. Беспокоит мысль, а вдруг заразишься, и это помешает операции. Другая после операции стонет и плачет. Психологический момент: во время трехдневного обследования постоянно думаешь: скорее бы операция, а как только ее назначили, сразу возникло напряжение, стал отсчитывать часы, остававшиеся до нее. Пораньше лег, но после двенадцати начались какие-то стуки, грохот. Сон как рукой сняло, пришлось принимать снотворное. Утром, кроме утренних молитв, прочитал все, что можно было найти в молитвослове о болящих. Спрашиваю медсестру: «Во сколько выезд в операционную?» Она: «Станет известно в начале девятого после врачебного обхода». Прилег – вдруг без десяти восемь врывается медсестра: «Как? Вы еще лежите! Срочно готовьтесь – Вас будут оперировать первым». Примерно то же нервно произносит мужчина средних лет, с грохотом завезший каталку в прихожую палаты. Я вскакиваю, влетаю в санузел. Крики в дверь: «Вам помочь? Надо быстрее!» Мужчина громко объясняет: «Раздевайтесь до «в чем мать родила», одевайте распашонку». Насчет присутствия крестика на теле во время операции мнения медиков разделились примерно поровну. Недолго думая, в последний момент резной деревянный крестик я завернул за плечо. На всякий случай нарисовал восьмиконечный крест на правой ладони - «как у коптов». «Последний путь» - знакомые передвижения каталажки с «бездыханным» телом по длинному коридору больницы с постоянными постукиваниями по плитке. Долгое ожидание лифта в холодном предбаннике, лежа только под простыней. Спуск «в преисподняя земли» - на второй этаж в операционный блок. Минут двадцать ждем и здесь. Для сотрудников все привычно, буднично – поток, конвейер, а для тебя - «частный суд», решение твоей судьбы. Ассоциация с моргом, в котором изредка происходят ЧП, когда вдруг оживает очевидный мертвец, приводя в шок заматеревших в монотонности сотрудников. Операционный стол оказался неожиданно узким, подумалось: а как же на нем помещаются более крупные люди? Болезненная постановка катетера в правую руку (с ним пришлось служить Литургию через день). Анестезиолог с кислородной маской: «Подышите, чувствуете шум в голове?» Полагая, что это только прелюдия, жду, как было в девяностые, трубку в трахею. Но сразу проваливаюсь и через три часа операции и два часа пребывания в реабилитационной палате чувствую удары по щекам: «Александр Сергеевич, просыпайтесь!» Открываю глаза - вижу медсестру и рядом с ней священника больничного храма. Узнаю от него, что уже половина второго. Надо же, как долго, оказывается, все было! В 16 часов пришел врач, который сказал, что вставать и есть уже можно. Один из врачей спрашивал: «Вам что-нибудь снилось во время действия анестезии? (знакомый священник рассказал, что во время сложной операции видел Жену в белом, которая, взяв за руку, вывела его на тропу). У меня, как и во время предыдущих операций, только черная полоса. Зато в ночь после операции очень яркая картина: как будто я взволновано выступаю на важном совещании в Казани, говорю об опасности сепаратизма в самом центре России, угрозе ее развала. Запомнились легкие саркастические улыбки членов руководства республики...

Еще одно рассуждение: нужны ли сиделки у одра болящих? Безусловно, да. В идеале никакая, даже супер современная больница с очень компетентным персоналом, не сможет покрыть на сто процентов все проблемы и трудности пациентов после операции. Ты один в палате - упала таблетка на пол, распахнулась коридорная дверь, громко тикает будильник, не приходит на четвертый сигнал медсестра. Все это создает определенные трудности, отягощающие положение больного.

Уже на следующий день в субботу вечером сослужу в больничном храме. Священник заметно нервничает, ектеньи и возгласы дает произносить по минимуму. Умоляет не трезвонить по «Ныне отпущаеши», чтобы не привлекать излишнее внимание. После службы звонит мне: «Я так и знал, что это случится!» Оказывается, что позвонил староста храма, к которому приписан больничный храм (до этого почти четверть века опекала больницу и созидала здесь храм наша община). Староста посетовал, что я, мол, нарушаю этикет, надо было звонить настоятелю и все с ним согласовывать. Я крепко задумался - вот три варианта: звонить новому настоятелю, чтобы согласовать мое сослужение на Литургии, ограничиться только причащением или ехать служить в свой храм. Позвонил духовнику - он советует ехать в свой храм. Пришлось ехать в центр Москвы через день после операции (она была в четырех местах), чтобы служить Литургию, а потом еще проводить ежегодное Приходское собрание. Порываюсь сообщить о произошедшем благочинному, но духовник умеряет мой пыл: только молитва.

Для меня одной из главных трудностей пребывания в больнице было то, что несмотря неоднократные просьбы закрывать общую дверь в палату и на мои усилия самому ее закрывать, она в основном оставалась открытой. Перекличка медсестер в коридоре, смех студентов-медиков неподалеку от двери, шарканье ног и разговоры пациентов – все это постоянно будоражило, мешало расслабиться и отключиться. Очевидно, что эта проблема может быть решена только с помощью установки доводчиков на дверях.

Несмотря на все трудности, недельное пребывание в больнице было очень плодотворным. Наряду со множеством материалов с интернета прочитал избранное у о. Андрея Ткачева («Богу не с кем поговорить!»). Запомнилось: «Я и грешу потому, что грехи исходят от меня так же естественно, как исходит смрад от разлагающегося трупа. Но худшее падение - это полюбить свое падение, согласиться с ним и придумать ему оправдание». «Европейцы умудрились нарушить все заповеди, не нарушая при этом приличий. Этим-то они и привлекательны миру. Называя аборт прерыванием беременности, воровство - восстановлением справедливости, а разврат – уступкой требованиям организма, они стали центром притяжения для всех, кто ненавидит Бога, полюбит личину приличий».

Еще больше запомнилось из «Духовной азбуки» по творениям святителя Иоанна Златоуста «Человек ли ты?»: «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным»; «Лучше остаться больным, нежели для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы: доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит он бессмертной душе»; «Кто, однажды освободившись от зла, не сделается благоразумнее, тот подвергнется наказаниям, которые гораздо тягостнее прежних»; «Устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов, как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать; хотя бы и бесчисленное множество волков нас окружало, но мы их преодолеем и победим. Если же будем волками – будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря (Он пасет не волков, а овец); Он оставит и удалится от тебя, потому что ты не дашь открыться Его силе»; «Кто строго взыскивает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог»; «Как туда, где грязь, бегут, свиньи, так и туда, где развратные песни, собираются бесы».

На обратном пути попали в двух с половиной часовой затор. С одной стороны досадно, а с другой была возможность дочитать «Жизнеописание воспитанника Даниловских новомучеников архимандрита Даниила (Сарычева) и его рассказы о чудесах и подвижниках ХХ-го века».

        P.S. Вечером узнал, что день моей выписки из больницы был последним, когда допускались посетители в нее.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
О значимости Священного Предания
Беседа с прихожанами
02.12.2024
О пьяном угаре
Как бес пьянства уродует людей
29.11.2024
Как совместить углублённую духовную жизнь с загруженностью под завязку?
На Дне Ангела митрополита Воскресенского Григория
28.11.2024
С урологами на дружеской ноге
О нелёгкой операции и её последствиях
27.11.2024
«Мы были накануне победы»
На Царском вечере, посвящённом Первой Мировой войне
26.11.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
07.12.2024 14:41
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
07.12.2024 11:48
«Заморозка» конфликта на Украине гибельна для России
Новый комментарий от Мирянин
07.12.2024 10:51
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от Владимир Николаев
07.12.2024 09:59