itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Прости-прощай

Предсмертная просьба: расскажи на весь мир

0
952
Время на чтение 5 минут

Написать этот очерк побудили меня «Осколки времени», две книги, выпущенные сотрудниками Тотемского музея в 2017 и 2019 годах. Сотрудники его Алексей Новоселов, Наталия Коренева и Валентина Притчина среди множества очерковых материалов о жителях Тотемского района воссоздали документальный портрет Елены Васильевны Дилакторской, яркой представительницы русской интеллигенции первой половины 20-го века. Интеллигенции, которая, служа своему государству, от него же и пострадала. Вынесла всё, что может вынести нравственная душа…

***

Довоенные годы прошлого века. Двадцатые… Вслед за ними - тридцатые… Кто в Тотьме в ту пору не знал Елену Васильевну Дилакторскую! Энергичная, смелая, знавшая языки: английский, немецкий, французский и итальянский, преподававшая музыку и вокал. Исполнявшая на «браво и бис» романсы и оперетты и, само собой, народные песни, - такую звезду было нельзя не запомнить.

Вот и мама моя Любовь Геннадиевна, всегда ее почитала не только, как педагога, но и как величественную певицу. Знала Любовь Геннадиевна и мужа ее Леонида Николаевича Дилакторского, потому как он тоже в той же Мариинской гимназии вел уроки. У всех гимназисток, как педагог, он был по-крупному популярен. Да и внешне Леонид Николаевич выглядел колоритно, особенно когда надевал на себя мундир, на котором сверкали ордена Святого Станислава, Святой Анны, Святого Владимира и ряда других наград, высоко прославляющих труд педагога.

Помнила Любовь Геннадиевна и старшую дочь Дилакторских, живую, взрывную, стремительную Наташу. С ней она вместе училась в Мариинской гимназии. Вместе внимала урокам Наташиной мамы. И конечно, хотела бы, как Елена Васильевна, петь, петь и петь. Но талант дан не каждому. Потому и переняла Любовь Геннадиевна от Дилакторской одну только песню «Ямщик, не гони лошадей». И пела ее, когда подступала к сердцу печаль-разлука.

Кстати сама Наташа, повзрослев, стала профессиональным прозаиком, поэтом и публицистом. Ее работы высоко оценивала Марина Цветаева. Работая в Детском издательстве Ленинграда, Наташа знакомится с Сергеем Михалковым, Самуилом Маршаком, Корнеем Чуковским и Юрием Германом. Сама она выпустила несколько книг о детях и для детей.

Под редакцией Наталии Леонидовны была издана книга «Смешные рассказы» Михаила Зощенко. Она же редактировала к изданию книгу Анны Ахматовой «Поэма без героя».

Однако не у всех жизнь в семье складывалась в те годы так гладко. Незавидной была судьба Леонида Николаевича. Советская власть требовала от него отступления, а то и отказа от сложившихся принципов, где на первом месте была у педагога вера в духовную жизнь и саму Россию. Не было у учителя тех позиций, с каких бы он возносил Советскую власть. Неумение приладиться к новым порядкам и стало главной причиной, по какой его не только отстранили от преподавательской деятельности, но и посадили в тюрьму. Из заключения под нажимом общественности города его все же выпустили. Но преподавать дальше не разрешили. Это была для Леонида Николаевича настоящая катастрофа, и он, не выдержав, умер.

Елене Васильевне тоже пришлось уйти из женской гимназии. Стала зарабатывать на текущую жизнь преподаванием в Лесном техникуме. Но и здесь над ее головой сгустились угрюмые тучи. В 1937 году ее арестовали. За что? Как ни странно, за разговоры. Была Елена Васильевна очень, очень общительной. На любое событие в городе и стране могла откликнуться собственным мнением, не заботясь о том, что кого-то мнение ее может и возмутить. Что крамольного было в ее разговорах? Разве ее высказывание о том, что раньше (надо думать не при Советах) жизнь была без всяких там карточек, свободной и сытой, отмечали народные праздники, колядовали и пели песни не по указке тех, кто правит страной, а от великой русской души, которая загуляла. Этого было достаточно, чтоб посмотреть на Елену Васильевну, как на недруга государства. В постановлении тройки НКВД читаем:

«Является участником контрреволюционной группы, систематически занималась контрреволюционной агитацией и распространением клеветнических измышлений в отношении политики партии и советского правительства и в отношении его вождей».

Судьба Елены Васильевны определилась поселением ее сначала в Тотемскую тюрьму, а потом и в концлагерь, строивший переправу через реку. Именно там, на Волге, под Рыбинском, на отдельном участке энкеведешного Волголага и прошел остаток существования Дилакторской. Единственное письмо, дошедшее до нас от Елены Васильевны, пришло к нам из довоенной поры. Было оно сохранено сотрудниками Тотемского музея. Письмо обращалось к старшей дочери Наталии Леонидовне Дилакторской. Было оно прощальным.

«Дорогая моя любимая сиротинка, растрёпа моя талантливая, как мне не хочется, как мне тяжело умирать. Умирать и никогда не видеть, не ласкать тебя, не обнять мою любимую… Вот умираю и нечего тебе завещать, ты хорошая у меня и жаль, что тебя никто не понимает. За тюремные годы мало о тебе знаю, но думаю, что ты не изменилась. Думаю, что не спишь, не ешь, потому что нет времени, думаю, что такая же непричесанная, с модной сумочкой в руках, без гроша в кармане. Эх, много я за последнее время думаю обо всех вас… думаю, что тебе без меня будет хуже всех. Очень тяжело писать! Ведь в последний раз! В последний! А там – ничего. Была жизнь, и нет.

Ну, будь счастлива, насколько это для тебя возможно. Будь такая, как была. Другой-то все равно быть не можешь, да и не надо. Других много, а такая одна на весь свет. Хоть много интересного я могла бы рассказать тебе… ты поняла бы меня и может быть рассказала бы всему миру. Не судьба. Прости и прощай. Мама».

Читаю Елену Васильевну и вижу ее, не живую, а, как живую. Одновременно гляжу еще на одну святую - Любовь Геннадьевну, нашу маму. А вместе с ней гляжу и на нас, двух братиков и сестричку, оставшихся без отца, чья дорога пала на Кара-Кум, где были сторожевые вышки, конвойные и овчарки. Как и все советские дети, мы верили в справедливость. Потому и терпели суровое время, беря пример с нашей мамы. Ах, как пела она, славя мужество и страдание.

Как грустно, туманно кругом

Тосклив, безотраден мой путь,

А прошлое кажется сном,

Томит наболевшую грудь.

Ямщик, не гони лошадей,

Мне некуда больше спешить,

Мне некого больше любить,

Ямщик, не гони лошадей…

Пела, кажется, для себя, чтоб уменьшить свое лихо-горе. В то же время пела она и для нас, двум сынкам своим и дочурке, чтобы мы в этой жизни не потерялись.

Спасибо, Елена Васильевна, что Вы подарили нам душу песни… Подарили маме моей и всем нам…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Багров
Память возвращается как птица…
О дружбе с Николаем Рубцовым (3.01.1956 - 19.01.1971)
04.01.2024
Опора – в своем народе…
К 90-летию великого русского писателя Василия Ивановича Белова
28.09.2022
Незабываемые встречи
К девятому дню кончины автора
09.07.2022
Забытое
Воспоминания
08.04.2022
В земле и на земле
Воспоминания
01.11.2021
Все статьи Сергей Багров
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40