Москва готовилась к проведению двадцать третьего Всемирного Русского Народного Собора.
Накануне открытия Собора прошли заседания секций, и на них приехавшие из многих регионов России писатели, ученые, музыканты, педагоги делились одним горем: вымирает русская нация.
Были исторические экскурсы, были эмоциональные выступления, были конкретные картины вымирания сел, деревень, малых городов, но билось одно желание выйти из тупика национальной разрухи и поднять на высоту былое величие русского человека. Искались и предлагались многие пути, а он всего лишь один - надо русское дело делать. Каждому, кому дорога Отчизна, кому не безразличен завтрашний день России. И начинать надо с возрождения традиций, родного языка, национальной культуры, настоящей школы. Нет у нас больше права глумиться над достоинством русского человека.
И в это время, то ли так совпало, то ли жизнь сама отвечала на поставленный Собором вопрос, в Подмосковье с концертной программой "Лучшее и новое" выступал Государственный Волжский русский народный хор.
Я смотрел их программу в Зеленограде и ловил себя на мысли, сколько же счастливых людей сейчас находится в зрительном зале. От музыки, голосов, танцев у людей, не преувеличиваю, вырастали крылья - хотелось жить, любить, трудиться, растить детей достойными этой нашей родной песенной культуры.
Я смотрел программу и благодарил каждого артиста хора, что он вселяет в меня, в соседа, в каждого, кто сейчас смотрит и слушает коллектив, не просто уверенность в завтрашнем дне - настоящую гордость, что я русский человек, способный на добрые дела.
Я слушал Волжский хор и радовался, какой богатый наш родной язык, какие наши голоса, наполненные чистыми сердцами.
Я видел искрометные танцы, где душа заливается чистейшими благодарственными слезами.
А главное вот в чем: волгари объединили всех зрителей в единую семью и наполнили гордостью.
На следующий день, участвуя уже непосредственно в работе Собора, поймал себя на мысли: вот бы сейчас перестать говорить, а пригласить Государственный Волжский русский народный хор, и всем бы стало понятно, как сберечь русскую общность. Сберечь слово, традицию, совесть, честь.
Любая программа известного коллектива требует не столько новизны, сколько преданности традициям. Мы, зрители, идем на выступление любимых артистов, заведомо ожидая, что вместе с любимыми номерами увидим, а вернее сказать - услышим то, чего объяснить не можем, а можем только почувствовать.
Вот и в этом гастрольном туре по Подмосковью постоянные слушатели Государственного Волжского русского народного хора, думаю, что и те, кто впервые пришел послушать волгарей, буквально "натолкнулись" на забытое целомудренное звучание женских голосов.
Достаточно услышать, как женская группа хора поет страдания. Будто из ни откуда начинается легкая грусть девушки. К ней прибавляются голоса подружек, и вот уже настоящая девичья судьба - один на один с тихим летним вечером - доверчиво, скорее - доверительно, впускает в свое сердце тех, кто прислушался не к страданиям, а к открытому признанию молодости.
Так пели всегда на Руси, особенно девушки, женщины. Вроде бы иногда и горечь звучала в мелодии, а достоинства никто не замарывал.
Именно на этом девичьем признании я вспомнил, сидя в зрительном зале, как однажды Александра Ильинична Стрельченко мне сказала, да даже не сказала, а напомнила, что русская женщина никогда при народно и наедине с собой не позволит вихляться. "Даже когда тяжело, - говорила певица, - она будет гордо держать головку. Она не ссутулится, не спрячет глаз своих - слезы будут катиться из глаз, а брови все равно гордыми останутся".
Как будто певицы Волжского хора тоже слышали наш тогдашний разговор с Александрой Ильиничной, потому они "страдали" завидно гордо, с еле заметным лукавством и уважением к себе и к тем, кто их сейчас слушает.
Эх, ловил я себя на мысли, вот бы сейчас показать это современным девочкам. Без всякой назидательности, без излишней нервозности, а оставить их один на один с волжскими женскими страданиями, с березкой-невестой, с забытыми колыбельными, сколько бы совестливых сердец встрепенулось.
Как добиться такого исполнения и звучания - тихого, покойного, необыкновенно женского и милого? Это может сказать только художественный руководитель Волжского хора Наталья Михайловна Кузнецова, не столько сказать, сколько поведением своим, образом жизни и мысли показать.
Не берусь подсчитывать, каков по времени ее творческий путь в хоре. Да и надо ли? Знаю только, и слышал от нее не раз, как бережет она имена своих предшественников, как лелеет "поставленные" ими номера, составляющие золотой фонд коллектива. Она мне никогда не говорила, но я всегда чувствовал - женщина, выросшая на Волге или в Приволжье, не посрамит своей гордости и доброты.
Такому состоянию души только позавидовать. От такой души только разума набраться. Что, собственно, и происходит, потому так сердечно и умно летят к людям девичьи страдания.
Именно на концерте волжан, вспомнил о том, как же правы были народный композитор Валентин Захаров и племянник Пятницкого Петр Казьмин, когда решили поберечь голоса своих хоровиков, а все они были от земли, и организовали отдельную группу - танцевальную.
На самом деле, я нисколько не преувеличиваю, говоря о певцах как о людях от земли. Образование минимальное, некоторые вообще безграмотные были. Дыхание им никто не ставил. Они не могли после песни с пляской войти в нужный режим.
Мне рассказывала знаменитая Валентина Ефремовна Клоднина, как однажды певучая воронежская крестьянка по фамилии Гражданенкова, привезенная Пятницким в Москву, запевала на сцене после песни с танцем.
- Начала и остановилась. Ня так, сказала она сначала нам, хористам, а потом зрителям. Начала еще раз и снова остановилась.
- Опять ня так. Да что же я за дура такая, - громко, на весь зал, произнесла.
На самом деле, у певцов своя задача, у танцоров своя, а, соединяясь вместе, выигрывала народная песня. Песня и мы, зрители, ради которых открывается занавес, и рождается - хотим мы этого или не хотим - единая общность. Попробуй разгадать, кто ты есть, если воедино сливается душа певца, танцора, музыканта и зрителя.
Именно такое единение, а одновременно с этим и благодарение царили на концертах Государственного Волжского русского народного хора в подмосковном гастрольном турне. Сколько радостного восхищения подарили зрителям танцоры славного коллектива.
Не хватит моего скромного таланта передать затаенность зрительских сердец, когда на сцене заигрывали необыкновенные на радость и восхищение "Пестравские заморочки". Все понимали, что сейчас мы стали свидетелями любви - чужой, искренней, лукавой, а будто своей, собственной.
Пошла "Потеха" - и не в зале мы вовсе, а на просторной вечерней поляне среди близких и знакомых, которых Боженька одарил главной своей заповедью: возлюби ближнего.
Вышли ребята на известную барыню, любимую веками народом, и ты понимаешь, что именно так должна "плясаться" эта русская жемчужина.
Добавлю еще, что только в Волжском хоре смогли танцем пропеть тридцать три народных песни о ямщиках. Именно столько их насчитал известный исследователь и актер Ираклий Андронников. И именно хор вместе с танцорами за несколько минут смогли нам не протанцевать, а именно пропеть эти горькие и веселые ямщицкие истории. Ничего подобного мне ни разу не приходилось видеть и слышать. Да и только ли мне?
Да, завидные танцоры в Волжском хоре, способные беречь полученное в наследство танцевальное богатство и обогатить его, а еще картины, только что созданные, своим искрометным талантом. Не случайно главным балетмейстером стал выходец из волжских танцоров, молодой и искренний Артур Муллагулов. Это про него мне соседка-зрительница прошептала, прижимая руки к груди:
- Воздушный парень.
И добавила:
- Наш, родной.
А родной Артур мне сказал однажды после исполнения "Прощания ямщика":
- Постановку сделал Анучин Валерий Иванович. Какое ему за это спасибо. Говорю не потому, что я её работаю, а потому что она из современного репертуара, но ощущение, что она из "золотого фонда".
Мне же в этот момент подумалось: не прервется нить поколений, а это значит русской песне и русскому танцу долго-долго жить, тем более в Волжском хоре есть кому дарить их народу.
Волжский хор создавался буквально в начале строительства Волжской ГЭС. Именно тогда Правительство страны дальнозорко решило: рядом с человеком, создающим гидроэлектростанцию, должна быть песня. И песня только родная, потому как на берега реки съезжались плотники, каменщики, ездовые с ближних и дальних сел и деревень. Из городов тоже, но ведь и городской человек корнями своими уходит в деревню, в песенную Русь.
Тогда же было принято решение пригласить к руководству хором Петра Милославова - человека талантливого и неординарного.
А в чем заключалась его особинка?
В музыке Петр Милославов знал все, но он был лучшим регентом церковных хоров. Скорее всего, нарекания в его адрес по этому поводу шли бесконечные, да только те, кто настоял на этом имени, сослужил и хору, и Поволжью, а в последствии всей огромной стране чудесную службу - в Самаре в короткое время появился коллектив, где зазвучала русская песня, похожая на молитву, а молитва полетела к людям как родная песня.
Именно Милославов, зная секреты церковного хора, его голоса, летящего под купол, к небесам, и соединил во вновь созданном коллективе народное пение и академическое, а еще заложил основу особого мужского песнопения, чем особенно отличаются волжане от своих друзей из Москвы, Воронежа, Омска, Архангельска.
Вот и в этот раз на концерте в подмосковном Зеленограде блистал искрометностью, неповторимостью и честной открытостью мужской состав хора.
Михаил Шахматов, Станислав Иванов, Александр Митрофанов, Владимир Поповичук вместе со своими певцами-друзьями буквально "в кулаке" держали зрителя - настолько правдиво и по-родственному звучали песни в их исполнении. Именно по-родственному, и каждый зритель, я просто уверен в этом, знал: это для него , и именно только для него, поют сейчас , волгари.
А уж в тех номерах, где певцы еще и танец играют, радости предела нет. Возьмите, к примеру, "Крутится, вертится шарф голубой". Создатели картинки всего-то и сделали, что вернули известной песне первоначальный смысл, а он буквально вырвал чирковское глухое исполнение и наполнил песню молодостью, силой, любовью. Создатели картинки всего-то и добавили в песне: убрали статичность и позволили певцам не только голосом, но и поведением своим рассказать нам о любви. И напомнили, что главные в ней, в песне, - кавалер и барышня. Милые понятия.
Буду не прав, если умолчу об оркестре Волжского хора под руководством Владимира Назарова. Да и говорить о нем не надо много - его надо слушать. Достаточно послушать солистку хора Людмилу Дюдяеву и станет понятным, как откуда-то издалека набегает особая руслановская нотка и не отпускает тебя ни на секунду.
…Я тихонечко прикрываю дверь, и стихает русская песня в исполнении Государственного Волжского русского народного хора имени Петра Милославова.
Как же так, ведь я и сотой части не рассказал вам о коллективе, который действительно настоящее достояние России, ведь я вам чуть-чуть передал свои и зрительские эмоции, которые царили в концертном зале в подмосковном Зеленограде.
Тогда мне так хотелось, чтобы в Москве на Всемирном Русском Народном Соборе, обсуждавшем больную тему сбережения народонаселения и русской культуры, вместе с речами и докладами зазвучал голос волгарей. Они на протяжении шестидесяти двух лет верой и правдой служат настоящей русской культуре, берегут ее и ее традиции, не изменяя ей в своей преданности и любви.
Объединенные руководителями хора во главе с директором Виталием Натаровым, артисты Государственного Волжского русского народного хора имени Милославова берегут великое государственное достояние для сегодняшней, а больше завтрашней России.