Из материалов Международной научно-практической конференции на тему: «Актуальные проблемы российского конституционализма», прошедшей 10 декабря 2018 года в музейно-выставочном комплексе «Моя страна. Моя история» (Ставрополь).
В последние годы все очевиднее становится то обстоятельство, что ключевые проблемы современного общества возникают в связи с девальвацией духовно-нравственных ценностей. Общеизвестно, что духовно-нравственная деградация порождает всевозможные социальные пороки и становится питательной средой для действия различных душепагубных человеческих страстей, которые активизируют процессы распада в различных сферах общества. Коррупция, алкоголизм, наркомания, кризис семейных ценностей, молодежная агрессия, аборты, разводы, разобщенность, нетерпимость. Ни одну из этих проблем решить невозможно без идейного возрождения страны на основе непреходящих духовных ценностей.
Духовные основы конституционного права составляет ряд принципов: идеологическое многообразие, светский характер государства, защита культурных ценностей [1]. Все это, само по себе, не является препятствием для духовного возрождения общества. Однако утверждение приоритета прав человека высшей ценностью не достаточно, для того, чтобы должным образом провести кардинальную мобилизацию общества для выхода из сырьевого тупика отечественной экономики, социального расслоения, процесса атомизации общества в политике, морали, культуре. Сегодня совершенно необходимо встать на путь державного строительства и идейного возрождения на основе духовных ценностей, воспринятых при закладке государственного фундамента 1000 лет назад, что должно найти отражение в Конституции РФ.
Россия своей политикой показала миру готовность защищать духовно-нравственные ценности, став особняком в процессе морального разложения – самобытным островком традиционных нравственных понятий и ценностей на фоне легализации однополых браков, эвтаназии, легких наркотиков, ювенальной юстиции и многого другого.
Государство должно разработать гибкую правовую систему утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей в форме поправок к федеральным законам, принятия соответствующих концепций и стратегий, федеральных программ, адресной институциональной поддержки.
Абсолютно недопустимо насаждение тех или иных ценностей насильственно с помощью государственного принуждения. Нельзя обязывать школы, вузы, органы власти вести пропаганду нравственности, так как природа духовно-нравственных ценностей заключается в самопроизвольном ограничении внутренней, а, затем, естественно, и внешней свободы человека. Метод убеждения следует применять также крайне осторожно, чтобы не вызвать отторжения и неприятия государственного вмешательства в частную жизнь. Поэтому государство должно действовать опосредованно, через поддержку социальных институтов, несущих обществу традиционную духовную культуру.
Необходимо признать, что без духовно-нравственного возрождения Российское государство обречено. Для российского государства духовно-нравственные ценности сыграли государствообразующую роль, повлияли кардинальным образом на историческую судьбу России, отечественную правовую и политическую культуру.
Многие русские мыслители с мировым именем доказывали невозможность строить внешнюю и внутреннюю политику исключительно на прагматизме и открыли особую миссию России – быть хранилищем абсолютных нравственных ценностей, заложенных в основу мироздания.
При этом факт сосуществования в России представителей различных национальностей и этносов не является барьером на пути определения основных духовно-нравственных ценностей. Основные нравственные ценности: любовь к Творцу, к ближнему, к Родине, милосердие, правда, совесть, ответственность, мир, красота, благочестие, трудолюбие, достоинство являются понятными каждому человеку, и определяют качество духовно-культурного измерения жизни общества. Эти ценности интуитивно понятны, но за массированным потоком пропаганды материализма перестали играть смысложизнеопределяющую роль. Тысячи лет люди понимали, что все материальные ценности - комфорт, здоровье, благополучие, достаток, сытость только средство для достижения высших ценностей. Но современный человек склонен принимать их достижение за главное в жизни. Экономическая система общества потребления поглотила культуру и нравственную идею. Поэтому крайне важным в современных условиях видится не только экономическая или политическая стабильность и безопасность, но и духовно-нравственное развитие нашего народа.
Для развития законодательства о культуре важно определить обеспечение духовно-нравственной безопасности и защиту духовно-нравственных прав человека в качестве приоритетной задачи государства. Право культурного самовыражения не превыше общественной морали и нравственности, религиозных чувств, традиционных ценностей, патриотизма, интересов национальной безопасности.
Значение и роль традиционных духовно-нравственных ценностей особо отмечается в «Стратегии национальной безопасности РФ» [2] (Указ Президента РФ №683 от 31.12.2015г.), при этом подчеркивается, что «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».
Подобные положения содержатся в "Концепции внешней политики Российской Федерации" [3] (Указ Президентом РФ № 640 от 30.11.2016): «Подлинное объединение усилий международного сообщества влечет за собой необходимость формирования ценностных основ совместных действий с опорой на общий духовно-нравственный потенциал основных мировых религий, а также на такие принципы и понятия, как стремление к миру и справедливости, достоинство, свобода, ответственность, честность, милосердие и трудолюбие».
Аналогичные понятия и определения мы находим также в «Основах государственной культурной политики» [4].
Необходимо признать ключевую роль духовно-нравственной безопасности страны в обеспечении всеобщей национальной безопасности. Под духовно-нравственной безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от угроз в духовно-нравственной сфере общественной жизни, обеспечиваемое государственной культурной политикой и общественно-политической деятельностью традиционных конфессий, иных общественных объединений.
С целью защиты духовно-нравственной безопасности давно назрела необходимость принятия Федерального закона «О духовно-нравственной безопасности», определение понятия «общественная нравственность», под которой следует понимать совокупность традиционных ценностей, духовных и моральных представлений народов России о благе общества, семьи и человека, милосердии, сострадании, уважении к ближним, терпимости, правде и справедливости. В законе возможно закрепить принцип недопустимости нарушения общественной нравственности со стороны отдельных граждан, государственных органов, должностных лиц и общественных объединений; описать механизмы защиты нравственности, духовных ценностей, формы духовно-нравственного воспитания, общественного контроля над деятельностью СМИ.
Духовно-культурная жизнь современного общества – это сложное, многоплановое и многофакторное явление, которое включает в себя многообразие отношений между гражданином, разными объединениями людей (религиозными, творческими и др.), институтами государственной и муниципальной власти, также являющимися субъектами правовых отношений, возникающих по поводу духовных и культурных ценностей. Поэтому важен взвешенный и продуманный подход к реализации правового регулирования в этой сфере с учетом мнения всех заинтересованных сторон на основе открытого общественного диалога и социального согласия.
Павленко Николай Юрьевич, магистр теологии, преподаватель Регентской школы Ставропольской духовной семинарии
Примечания:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- Стратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г.).
- Концепция внешней политики РФ (Указ Президентом РФ № 640 от 30.11.2016 г.).
- Основы государственной культурной политики (Указ Президента РФ N 808 от 24.12.2014 г.).