Императорская Фамилияи «Порт-Артурская» икона Богородицы

0
614
Время на чтение 7 минут

«Порт-Артурская» икона Пресвятой Богородицы особенно почиталась людьми, молившимися о русской государственности и о Государе Императоре:

«Взирая на этот образ, на эти два сломанных меча, попираемые ногами Торжествующей Небесной Царицы, мы веруем и просим всех союзников веровать, что близок тот Божий день, когда меч измены и меч инородческого мятежа, висящие над Русью, оба переломятся и падут к подножию Церкви нашей, а корона царская, под защитою Архистратигов, снова возсияет лучами Божией Славы под радугою Государственного спасения нашего от кровавого потопа.


Не напрасно создана Богом великая Россия! Промысл Божий собрал и соорудил Отечество наше, и Промысл же Божий, врачующий немощное и восполняющий оскудевающее, поспешит сокрушить меч измены и меч мятежа и восторжествует над силами зла Своею Вечною Славою».


Русские люди очень любят дальневосточный образ «Торжество Пресвятой Богородицы», названный «Порт-Артурским». Он тесно связан уже не только с морскими крепостями Порт-Артуром, Владивостоком, но и с Санкт-Петербургом, Москвой, многими городами и весями России, многочисленными монашескими обителями и храмами, где почитается эта икона.

В июле 2019 года во Владивостоке на скромные пожертвования, присланные со всей России, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» издал небольшую книгу о Порт-Артурской иконе Богородицы. Это издание имеет ценность, так как в истории святыни еще много неизвестных страниц. Например, нам известно из дореволюционных владивостокских газет, что в 1908 году икона еще находилась в Успенском соборе города, но, когда и куда потом она исчезла - неизвестно. Знаем, что обретенная в 1998 году в Иерусалиме большая икона, принесенная во Владивосток - список с оригинала, созданный в 1904 году, самый ближайший и точный из имеющихся ныне. Но каково его происхождение и история в ХХ веке - это, по-прежнему, вопрос. И таких вопросов довольно много...

Одна из интересных тем в истории иконы - ее связь с Императорской Фамилией. Например, в дореволюционных газетах есть упоминание о том, что после завершения Русско-японской войны Государь якобы сделал тысячерублевый вклад для бедной церкви в селе Бричан, где проживал моряк-севастополец, которому было явление Божией Матери. Императрицы Александра Федоровна и Мария Федоровна следили за перемещениями иконы в ходе Русско-японской войны и интересовались событиями, связанными с ней. Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты связи Императорской Фамилии и царского окружения с этой святыней.

С началом Русско-японской войны члены Императорской Фамилии очень активно проявили себя в социальной и благотворительной сфере. Известна активная координирующая и организационная работа по сбору средств, по созданию госпиталей, санитарных летучих отрядов, медицинских поездов, плавучих госпиталей на речных баржах, по изготовлению теплых и необходимых вещей для фронта - императрицами Марией Федоровной, Александрой Федоровной и великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Столь же внимательно Царская семья относилась и к духовным нуждам воинов и общества в ходе войны. Потому вдовствующая императрица Мария Федоровна трепетно восприняла известия о появлении удивительной иконы «Торжество Пресвятой Богородицы», написанной в Киеве для Порт-Артура в дни Великого поста 1904 года. На Пасху того года икона прибыла в Санкт-Петербург и через несколько дней высшими представителями нашего флота была передана в Аничков дворец - императрице Марии Федоровне в ее резиденцию. Матерью Государя икона была торжественно передана новому командующему флотом адмиралу Н.И. Скрыдлову, который поездом отправлялся в Порт-Артур. Но из-за прекращения железнодорожного сообщения с этой крепостью, икона надолго стала святыней Владивостока.

Архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский) после первой Божественной литургии, отслуженной при этой святой иконе в кафедральном соборе Владивостока, 6 августа 1904 года сообщает собравшимся: «Главную заботу по отправке ея (святой иконы) изволила принять на себя Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Феодоровна».

Адмирал Н.И. Скрыдлов очень дорожил иконой - царским благословением - и опасался как бы с ней что не произошло. По этой причине не решался совершить рискованные шаги по отправке образа в Порт-Артур, опасаясь, что икона погибнет или попадет в плен язычникам, а ответственность и даже позор за утрату царского благословения лягут на него. Малейшие перемещения иконы согласовывались им с канцелярией Императрицы. Время шло, положение осажденного Порт-Артура ухудшалось, Россия терпела поражения в море, а икона оставалась во Владивостоке, и Поручение Богородицы - доставить ее в Порт-Артур - не выполнялось.

Так, флотоводец не смог выполнить Поручение Богородицы и приказ Императрицы-матери доставить икону в Порт-Артур. Причина неудачи всем была очевидна - недостаточная духовность и маловерие.

В итоге, ни сильные мира сего, ни адмиралы, ни морские офицеры, а скромный и уже физически больной ветеран Турецкой войны Николай Николаевич Федоров стал избранником Царицы Небесной для выполнения этой миссии (о его избранничестве свидетельствовал святой праведный Иоанн Кронштадтский). Федоров был человеком из слуг Государя - делопроизводителем Государевой охоты. Он заручился согласием на поездку сначала от Государыни Императрицы Александры Федоровны, затем от Государя Императора Николая Александровича. Государь разрешил Федорову отправиться во Владивосток, поручил снабдить деньгами и письмом к Главнокомандующему флотом, через которое адмиралу Скрыдлову сообщали, что чиновник Федоров прибывает во Владивосток не самочинно, но с ведома Царя.

На месте, во Владивостоке, Николай Николаевич, изучив все возможности плавания в Порт-Артур, предложил адмиралу план, по которому намеревался добраться с иконой до крепости на проходящих суднах - через Шанхай и Чифу. Адмиралу Скрыдлову опять пришлось выходить на связь по телеграфу с вдовствующей Императрицей Марией Федоровной. Он получил ответ: «Ея Величество Государыня Императрица Мария Федоровна изволила изъявить свое согласие, предоставляя Вашему Превосходительству решение вопроса в зависимости от возможности успеха». На основании такого ответа адмирал мог отказаться выдать икону, поскольку риск попадания святыни в японский плен был, но решающее слово сказал Владивостокский архиерей Преосвященнейший Евсевий, который благословил Николая Николаевича в путь и лично переговорил с адмиралом Скрыдловым.

Как известно, через несколько недель Федоров с иконой благополучно добрался в Чифу и пребывал в нескольких часах плавания от Порт-Артура. Казалось, что вот-вот его миссия будет успешно выполнена. Но погодные условия задержали его лодку со святыней на несколько часов, и в эти считанные часы морская крепость Порт-Артур была сдана...

Позже Н.Н. Федоров делал сообщения Императрицам Александре Федоровне и Марии Федоровне о своем путешествии, и о том, что «икона не захотела идти в Порт-Артур». Ему пришлось писать и отчеты для Святейшего Синода об иконе «Торжество Пресвятой Богородицы», доказывая, что это чудотворный образ, в чем он убедился сам.

Показательно, что после выхода сотен публикаций об иконе в 1904-1905 годах, на фоне растущего почитания ее в народе, Синод не дозволял не только снимать копии с образа красками, но и делать фотографии для массового распространения. Так намеревался поступить издатель журнала «Русский Паломник» П.П. Сойкин, который считал достаточным для публикации фотокопии положительного отзыва об иконе киево-печерских старцев и авторитета Императрицы Марии Федоровны, которая лично занималась отправкой иконы на Дальний Восток. Но Синод был непреклонен, не хотел признавать образ «Торжество Пресвятой Богородицы» иконой и запрещал делать даже фотокопии с нее.

В литературе можно найти несколько причин запрета, указываемых Синодом. Но главная и скрытая причина неприятия иконы приоткроется лишь в феврале 1917 года, когда после так называемого «отречения» Государя из залов Синода поспешно будет вынесено кресло Императора и отслужены благодарственные молебны.
Для Синода эта икона была неприемлема своей верхней частью, где Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил стоят по обе стороны величественной богатой короны, поддерживаемой небесными силами и осеняемой радугами. В одной из статей «Владивостокских епархиальных ведомостей» за 1908 год упоминается еще одна деталь в иконографии Порт-Артурской иконы, на которую в современности не обращают внимания. Это то, что Архистратиг Михаил держит в левой руке штандарт с Двуглавым орлом и короной над ним - то есть с государственным гербом императорской России. Данную деталь особенно хорошо видно на маленькой аналойной Порт-Артурской иконе 1904 года, которую написал сам автор оригинала киевский иконописец Павел Штронда (хранится в Ростове-на-Дону).

Потому эта икона особенно почиталась еще и людьми, молившимися о русской государственности и о Государе Императоре. Автор статьи 1908 года во «Владивостокских епархиальных ведомостях» излагает своего рода молитву русского государственника и человека, переживающего за все потрясения, происходящие в то время в России, к Божией Матери перед Порт-Артурским образом. Внешняя японская угроза уже позади, но очевидная угроза внутренняя - измены и мятежа. В статье владивостокского церковного издания, написанной после революции 1905 года, «октябрьского манифеста» и всех испытаний для русской государственности, неизвестный автор произносит глубокие, полные веры слова молитвы. Приведем их в завершение нашего очерка:

«Взирая на этот образ, на эти два сломанных меча, попираемые ногами Торжествующей Небесной Царицы, мы веруем и просим всех союзников веровать, что близок тот Божий день, когда меч измены и меч инородческого мятежа, висящие над Русью, оба переломятся и падут к подножию Церкви нашей, а корона царская, под защитою Архистратигов, снова возсияет лучами Божией Славы под радугою Государственного спасения нашего от кровавого потопа. Не напрасно создана Богом великая Россия! Промысл Божий собрал и соорудил Отечество наше, и Промысл же Божий, врачующий немощное и восполняющий оскудевающее, поспешит сокрушить меч измены и меч мятежа и восторжествует над силами зла Своею Вечною Славою.
Правда Его - Правда во век, и Закон Его - Истина».

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Впервые опубликовано в газете "Русь Державная"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислава Романова
Божественный свет с таежных дальневосточных сопок
К 30-летию восстановления Рождество-Богородицкого женского монастыря близ села Линевичи в южном Приморье и 25-летию игуменства настоятельницы обители матушки Варвары (Волгиной)
13.01.2024
Кому нужен «левый поворот» в советское прошлое?
Здравомыслящей части русского народа он не нужен
03.01.2024
Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)
Глава VI. Служение архиепископа Вениамина в Чувашии (1973 – 1976 годы)
16.11.2023
Жива Русь Православная! И будет жить во веки веков!
Поздравление с 85-летием митрополита Вениамина (Пушкаря)
07.11.2023
Все статьи Владислава Романова
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51