В мае, когда начинает распускаться лесное разнотравье, так чудесно сверкающим свежим утром входить в него и день за днем следовать за развертывающимся сюжетом. Вот еще нет травы, а сквозь бурую подстилку прошлогодних листьев пробиваются первоцветы - медуница и крошечные лесные фиалки. Затем головки сон-травы, словно пушистые, желторотые цыплята, разбегаются между берез. Недели две спустя, уже среди нежной новой травы - анемоны, купавки и ландыши! И новые листочки березок, и посвежевшая хвоя сосен...
И всегда к долгожданной цветной радости примешивалась грусть о скоротечности и хрупкости этой нежной красоты. Я старалась отогнать ее - ведь еще не вся цветная дорожка лета пройдена, впереди еще будут ромашки и колокольчики, а там и хоровод садовых роскошных букетов. Да, но вот с яблонь уже облетают лепестки, и этот желтый пушистик - последний в этом году!.. И с жалостью и угрызениями совести выбрасывала из вазочки их увядшие тельца - трава полевая, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (Мф. 6:30).
Но вдруг, будто солнечный луч упал на головку подснежника, мысль: он не умирает, потому что он бессмертен! Как я могла забыть, что все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3)! И подснежник, и фиалка, и все цветы, травы, деревья - все, что живет и, как нам кажется, умирает, - не умирает, но живет в Боге. Жизнь жительствует! Как ветка из почки выпускает листок, так бессмертная Фиалка - изящное произведение Художника - из своей вечности выпускает в каждую весну фиалку, которая несет нам весть о вечной жизни. Вот она - в траве или сорванная, в вазочке - несомненная и всерадостная весть о Воскресении и бессмертии. Что ж сожалеть и печалиться, когда она завянет здесь? Ведь когда на березе распускаются новые свежие листочки, мы, радуясь им, разве сожалеем и печалимся о желтых, опавших листьях прошлых лет?
Как дерево содержит в себе листья, которые появляются каждой весной взамен облетевших осенью, так Бог содержит в Себе сотворенную Им жизнь, и в Нем ничего не умирает. Ежегодное увядание природы не должно печалить, пышное природы увяданье, и даже холодная серая поздняя осень - не напоминание о безнадежной смертности всего сущего, а всего лишь пауза между вдохом и выдохом. Круговорот времен года как непрерывное дыхание жизни, имеющей бессмертный корень в Вечности, в Боге.
Ни одно растение, ни одно животное не расторгает эту связь и не может расторгнуть, и всякое дыхание да славит Господа (Пс.150:6).
У евангелистов Матфея (6:28) и Луки (12:27) есть эпизод, в котором Господь обращает внимание учеников на полевые цветы: Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Эти слова вызывали у меня недоумение: ну как это можно сравнивать: пусть даже очень красивый цветок, но ведь он и впрямь такой хрупкий и недолговечный, и царские одежды - золотое и шелковое шитье, парча, драгоценные камни! Но вот ведь что: где эти роскошные облачения не только Соломона, но даже и совсем недавно живших и живущих ныне сильных мира сего? Истлели... А полевые лилии - изящные создания Бессмертного Художника, семя которых в вечности - бессмертны и неизменно в назначенное время распускаются в своем пленительном и свежем облике.
Человеку дана свобода выбора: пребывать в живительной связи с Богом или разорвать ее. Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие (Втор. 30:19), и во все время своей земной жизни холодок этого выбора не перестает касаться нашего сердца. Господи, даруй всегда помнить о Тебе, о своем корне, своей Небесной родине, где хранится подлинный образ нашей души - неувядаемый цветок в саду Отца. Не попусти соблазниться тлением, чтобы этот холодок не превратился в осенний пронизывающий ветер, который оторвет душу от родимой ветви...
И об одежде что заботитесь? (Мф.6:25) - Господь уготовал душе человеческой в Царстве Своем одеяние не из виссона и парчи, не жемчугами и камнями расшитую, но одеяние благодати и света, нетленное и немеркнущее.