Школа № 155, что находится в Кировском районе Перми на улице Сысольской, 11 а, не совсем обычное учебное заведение, да и разместилась она с 1998-го года в двухэтажном здании бывшего детского сада, перепланированного для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по инициативе Ю.П.Трутнева. Учеников не так уж много - 259 человек, и обучаются они с первого по девятый классы. Тридцать три учителя - по числу богатырей из сказки А.С.Пушкина - увлечённо работают здесь, а всего в штате сорок восемь человек.
В подобной школе мне довелось побывать впервые, и что же сразу привлекло внимание? Прежде всего - доступная среда обучения, которая ощутима уже при входе. В фойе - кнопка вызова, тактильные таблички для слабовидящих детей и пандус, поручни для тех, у кого нарушен опорно-двигательный аппарат. В уютной учительской оборудован методический уголок, здесь же осуществляется дистанционное обучение с детьми-колясочниками. Помимо этого, учителя занимаются с ними дома, однако, и эти дети не оторваны от коллектива: один-два раза в неделю колясочники приезжают в школу, где с ними работают психолог, логопед, дефектолог.
В небольших светлых классах ежедневно идут уроки чтения, математики, биологии, английского языка и других предметов. Есть и компьютерный класс, где охотно занимаются ученики.
Особое значение в школе отводится урокам труда, чтобы дети как можно раньше приобрели необходимые навыки для будущей профессии. Здесь шесть учителей-трудовиков, и каждому хватает работы. Молодой специалист Марина Николаевна Татаурова учит девочек искусству кройки и шитья, изготовлению поделок из самых разных материалов. На её недавнем открытом уроке девочки сами сделали из ткани красивых ангелочков, предварительно узнав, кто это такие и почему у каждого человека есть свой Ангел-хранитель. Брат Марины Николаевны, Иван Николаевич, приобщает мальчиков к навыкам столярного дела. В нынешнем учебном году в школе работают пять молодых специалистов, их наставляют опытные мастера, такие как Ия Сергеевна Данилина, учитель начальных классов.
Опытный ответственный педагог, Ия Сергеевна открывает у детей способности к обучению, горизонты их возможностей. После занятий с ней некоторые дети успешно обучаются в общеобразовательных школах. Учитель высшей категории, дефектолог Марина Николаевна Шумилова занимается конкурсным движением учителей, развитием их профессиональных навыков, участием в городских, краевых и всероссийских конкурсах.
Примечательно, что в школе есть свой учительский хор, выступающий на всех значимых мероприятиях. Хор в составе пятнадцати человек, возглавляемый композитором и музыкантом Ольгой Перепёлкиной, занял первое место по городу в конкурсе "Родина. Мужество. Честь" был записан на радио России.
Педагоги школы № 155 постоянно творят добрые чудеса. Однажды к логопеду Елене Ивановне Завёрткиной в первый класс пришёл мальчик, который не мог говорить, и благодаря совместным усилиям с педагогами мальчик сейчас с удовольствием общается и даже говорит комплименты. Талантливый учитель-дефектолог Галина Юрьевна Житлова ровно, спокойно и уверенно обучает любого ученика с ориентиром на успех в освоении столь сложного предмета как математика. В небольшом зале для занятий лечебной физической культурой дети укрепляют здоровье с опытными учителями ЛФК. В кабинете директора выставлены кубки - награды за спортивные соревнования по плаванию, лыжам, дартсу. Уроки здесь длятся, как и в обычных школах, по сорок пять минут, а в перерывах в столовой для детей организованы вкусные и полезные бесплатные завтраки и обеды.
С 2012-го года школу возглавляет опытный педагог Светлана Анатольевна Строганова. Конечно, она читала повесть Леонида Пантелеева "Республика Шкид", хорошо знакома с педагогическими системами А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, но при этом постоянно работает над созданием собственного имиджа школы. Директор требовательна к себе и другим, но справедлива. Порой в школу попадают трудные дети, и каждый ученик успешно проходит здесь все этапы собственной "республики". Во всех начинаниях Светлану Анатольевну поддерживают заместитель по учебно-воспитательной работе Наталья Валерьевна Калабина и заместитель по воспитательной работе Наталья Григорьевна Волгутова. Наталье Григорьевне в работе активно помогает постоянно избираемый Совет школы во главе с президентом - девятиклассницей Дарьей Тукачевой.
Школа является участником городского проекта по организации профессиональных проб для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнок может попробовать себя в профессии парикмахера, швеи, автослесаря и в других. Участие в краевом конкурсе «Лучший по профессии» обучающиеся доказывают, что прошли профпробы и могут стать профессионалами.
В дни праздников в школе много мероприятий с народными традициями, активное участие в которых принимают родители и дети, одетые в сарафаны, кокошники, платья. Практикуются народные промыслы, разного рода конкурсы рукоделий, совместные чаепития. В конце ноября - начале декабря в организации районного праздника «Семья вместе, так и душа на месте» в рамках декадника инвалида школе активно помогает депутат Пермской городской думы Олег Владимирович Шлыков.
Актовый зал радует постоянными фотовыставками, лучшие снимки размещены в Интернете и на сайте школы. Регулярно выпускается газета "Школьный вестник", её печатный вариант разносят юнкоры, газета постоянно хранится в библиотеке.
План школьных мероприятий поражает своей насыщенностью, среди них профилактика ДТП, рейды с инструктором и учителем, проверка светоотражающих значков на куртках и портфелях детей, забота о певчих обитателях двора - "Покорми птиц зимой". Детям понравился районный конкурс чтецов "Речецветик", на котором они нередко занимают призовые места. Школа вправе гордиться своими учениками.
Школа дорожит и своими выпускниками: Александра Цыганова ныне работает и учится в университете в Чехии, Анастасия Кадочникова поступила и учится в университет им. Баумана в Москве, программист Андрей Паньков закончил с отличием ПГНИУ.
Думается, что главное в школе № 155 - атмосфера теплоты и сердечности, созданная директором и всем коллективом. К каждому ребёнку здесь найден свой индивидуальный подход, что помогает детям развивать способности, увидеть горизонты своих возможностей и максимально приблизиться к ним. Светлые воспоминания о школе они сохраняют на всю вою взрослую жизнь.
Галина Чудинова, член Пермской краевой общественной организации СП России