Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи -
И за Ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.
(Афанасий Фет)
Синими снегами замело Святую Русь. И все в ней: златоглавые храмы, городские и деревенские дома, суровые иноки и румяные ребятишки, белые пушистые сугробы ожидают рождения Младенца Христа. Засияет на небе рождественская звезда и в морозном воздухе от Владивостока до Калининграда на колокольнях величественных древних соборов, и в монастырях, и в деревенских церквушках польется колокольный праздничный звон. Люди придут, чтобы поклониться Христу в храмах.
Бог воплотился на земле, вочеловечился. Христос родился в Вифлееме 2019 лет назад. И потому даже летоисчисление у нас - от этого события. Мы считаем 2019 год от Рождества Христова.
Преподобный Феодор Студит поясняет нам смысл Рождества:"Братия и отцы! Вот приблизилось явление Бога всему миру и день радости достиг дверей наших. Велика радость для мира: Сын Божий пришёл к нам не как в древнее время - в знамениях и прообразованиях, а самолично, через Рождение от Девы. Во всех родах родов нет ничего выше и спасительнее этого таинства, ничего предивнее из всех чудес, какие только сотворил Бог. Потому и Ангелы благовествуют, и небесная звезда указывает на земле Пренебесного Царя, и пастыри спешат увидеть благовещанное им спасение, и волхвы с царскими дарами поклоняются".
Главный праздник у православных христиан - Пасха, Светлое Воскресение Христово. Рождество - один из двунадесятых праздников. Но его всегда особенно чтили на Руси. По Промыслу Божию, самый большой из храмов России, Храм Христа Спасителя освятили в честь Рождества Христова. Именно на Рождество 1812/1813 года наша русская армия изгнала войска Наполеона из пределов Отечества.
Давайте вспомним накануне праздника историю этого храма.
Храм Христа Спасителя строился в благодарность Богу от русского народа за победу в Отечественной войне 1812 года. К проекту приступили ещё при Императоре Александре Первом, который и издал Высочайший манифест о создании храма. Об этом можно прочитать на сайте Храма Христа Спасителя:
"25 декабря (7 января) 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык"
По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
"В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...
... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!"(http://new.xxc.ru/about/istoriya_hrama/istoriya/).
Сначала проектировал архитектор Витберг. Но затем дело было поручено Константину Андреевичу Тону, создававшему церкви в традициях Руси и Византии. Проект был готов, и заложен храм уже после кончины Александра Первого, в царствование его младшего брата Императора Николая Павловича.
Собирали на главный храм России всем миром.
Много трудов и забот вложил в это святое дело митрополит Московский Филарет (Дроздов). В наше время мощи святителя Филарета почивают в раке в Храме Христа Спасителя.
Храм бережно хранил память воинов, участников войны 1812 года, за Веру, Царя и Отечество жизнь положивших. На стенах внутри были мраморные плиты с именами боевых офицеров и названиями частей, а также перечислением сражений. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.
Немногим более полувека украшал златоглавый красавец Москву. В 1917 году с приходом советской власти начались гонения на Церковь со стороны коммунистов. Последним ключарем храма стал священномученик Александр Хотовицкий. Не щадя своей жизни, постоянно рискуя, отец Александр заботился о сохранении главного храма страны:
"Новомученик российский Александр Хотовицкий родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской духовной семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре долго хранилась в сердцах православных жителей Волыни. Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию.
В августе 1917 года протоиерей Александр был переведен в Москву с назначением ключарем кафедрального храма Христа Спасителя. В Москве он вновь оказался под ближайшим началом свт. Тихона, с которым тесно сблизился еще в Америке.
Страстотерпец Александр участвовал в деяниях Поместного Собора 1917-1918 годов.
В трудные годы междоусобной войны новомученик Александр был одним из ближайших помощников святого Тихона по управлению Московской епархией. В 1918 году при храме Христа Спасителя под духовным окормлением его настоятеля протоиерея Николая Арсеньева и ключаря отца Александра было учреждено братство. В самом начале своей деятельности братство обратилось к православной пастве с воззванием, в составлении которого участвовал и отец Александр. В этом документе говорилось: "Русские люди! Храм Христа Спасителя - краса Москвы, гордость России, радость Православной Церкви, - обречен на медленное разрушение. Ему, этому славному памятнику великих подвигов русских богатырей, положивших душу свою за родную землю и святую веру православную, отказано в государственной поддержке. Русские люди! Ужели отдадите вы чудесный храм Спасителя на посмеяние? Ужели правду утверждают гонители Святой Церкви, будто русские люди уже не нуждаются в святынях - храмах, таинствах, богослужениях, будто все это пережитки и суеверия? Отзовитесь, богомольцы! Отзовитесь, все как один! Встаньте на страже своих святынь! Щедрые жертвы богатых да сплетутся в добром порыве с драгоценными грошиками верующей бедноты. Сердце России, Москва! Сбереги свою святыню, свой храм Спас златоглавый!" В ответ на этот призыв православные жители Москвы вступали в братство храма Христа Спасителя и приносили свою лепту на содержание величественного храма" (сайт Православие ру, православный календарь).
В 1931 году храм Христа Спасителя был взорван. Почему так поступили? Во- первых, коммунисты восставали против Богочеловека, Христа и храм им мешал. Во-вторых, у них была своя, коммунистическая религия. Коммунисты решили православный храм взорвать, а на его месте построить гигантский дворец съездов с огромной статуей Ленина, своего рода новую Вавилонскую башню.
Но тут вновь Бог разрушил планы строителей-атеистов. Как наказание Божие за взрывы храмов и отпадение от веры началась война. Металлические конструкции пошли на противотанковые ежи.
Поэт Н.В.Арнольд, как и многие москвичи, оплакивал собор:
"Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!
По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой!
С тобой умолкли отголоски
И с ними главных имена:
Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион
Не смог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон!
Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Богововуд -
Кто вам по храбрости был равен? -
Пускай подобных назовут!
Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов,
Маковский, Марков - это те,
Кто расписали образами
Храм в несказанной красоте.
Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.
Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что "шапка золота литого"
Легла на плаху под топор!
Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.
В годы правления Хрущева на месте Храма устроили бассейн.
Когда власть коммунистов пошатнулась, появилась возможность возрождать порушенные святыни Отечества.
5 декабря 1990 г. на Волхонке, близ того места, где стоял Храм, был торжественно установлен гранитный камень с высеченной надписью: "Закладной камень во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте". Организаторами общественного движения за воссоздание Храма были В.А. Солоухин, В.П. Мокроусов, В.Н. Крупин, Г.В. Свиридов, В.Г. Распутин.
30 сентября 1994 г.
Начата разборка конструкций бассейна "Москва". В ноябре начата заливка бетонного основания стилобатной части Храма, завершенная в декабре 1994 г.
7 января 1995 г.
На праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства Р.Ф. В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент воссоздаваемого Храма Христа Спасителя.
23 апреля 1995 г.
На Пасху состоялось первое Богослужение - торжественная Пасхальная Вечерня на "нулевой" отметке - на уровне пола возводимого Храма.
14 апреля 1996 г.
На Пасху Святейший Патриарх Алексий II в присутствии Президента России, руководителей Федерального и Московского Правительств совершил первое Богослужение под сводами Храма - Пасхальную Вечерню.
Вблизи от места снесенного храма создали большую деревянную церковь во имя Державной иконы Божией Матери. Там молились о возрождении святыни. И Бог услышал молитвы. Снова собирали на храм всем миром и народ в России, и русские эмигранты. В 1996 голу началось строительство нового храма, такого же, как дореволюционный. В 1999 году храм в основном был построен, а в 2000 году, как раз в юбилейный год Рождества Христова, освящен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым.
В настоящее время в Храме Христа Спасителя находятся прекрасные старинные и новые иконы: Спас Нерукотворный, Божией Матери "Взыскание Погибших". Есть две особо почитаемых Смоленских иконы. Вот так о них рассказывает ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев: "Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику - реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя - достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.
Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская - Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии". В Храме Христа Спасителя есть также частица Ризы Господней, частица Ризы Богоматери, частицы мощей святого Иоанна Предтечи, святителя Иоанна Златоуста и других святых. Стены и купол украшены замечательными фресками с изображением Рождества Христова, Евангельских событий, святых.
***
... В 19 веке в столице был возведен храм в благодарность Богу за победу над армией двунадесяти языков. Интересно, что и у нас, на Мурмане, в начале 20 века был построен, а в 1908 году освящен довольно большой храм Рождества Христова на реке Печенга. 15 тысяч рублей пожертвовал на северную церковь Государь Николай Второй. Идея постройки принадлежала настоятелю Трифонов Печенгского монастыря архимандриту Ионафану (Баранова). Связано это было с преданиями глубокой старины и также с праздником Рождества. На Рождество 1589/1590 года на обитель напали шведы, лютеране. Не желая нарушать монашеские обеты, иноки не оказали им сопротивления. Шведы упорно искали богатств, денег, но северный монастырь был очень беден, и они ничего не нашли. Тогда, разозлившись, захватчики убили 116 монахов вместе с игуменом Гурием, а потом сожгли монастырь. Уцелели только те иноки, которые были на рыбных промыслах. Шведы в страхе бежали с места преступления. По воле Божией, их гнал непонятный ужас. Уцелевшие иноки вернувшись, похоронили обугленные останки своих собратьев с молитвой. Царь Феодор Иоаннович, узнав о разорении монастыря, перевёл оставшихся без крова монахов под защиту Кольского острога и помог созданию новой, Кольско- Печенгский обители. В середине 18 века обитель была упразднена.
В 1883 году в связи с 300-летием кончины преподобного Трифона Печенгского, началась работа по возрождению монастыря на Печенге и в Луостари. Это дело было поручено Соловецкой обители, сначала - игумену Никандру, потом - игумену Ионафану.
В то время 116 убитых монахов ещё не были прославлены в лике святых. Их канонизировал только в 21 веке, в начале 2000 годов На месте трагедии служили по ним панихиды. Их почитали, как местночтимых усопших. Особенно чтил их подвиг отец Ионафан. Он часто служил панихиды и приложил все силы, чтобы вблизи захоронения монахов построить сначала красивую часовню, а затем и храм Рождества Христова. Отец Ионафана собирался создать храм не только в честь 116 мучеников, но и в память чудесного спасения Государя Александра Третьего и его семьи во время катастрофы в Борках. Так что и здесь есть сходство двух храмов. Столичный храм был освящен в день коронования царя, северный - как благодарность Богу за спасение Помазанника Божия.
Вот как рассказывает об истории храма Рождества Христова священник Сергий Поливцев в своей книге "Трифонов Печенгский монастырь": "В 1905 году был сделан фундамент новой деревянной церкви, при этом ранее построенная на месте могилы мучеников часовня обращена в алтарь храма. К 1908 голу церковь была срублена. Теперь могила 116 мучеников уже находилась в крипте храма под спудом.
Церковь Рождества Христова на Печенга была торжественно освящена 15 июля 1911 года в день 25 - летие с начала возобновления обители. На это торжество на пароходе "Ломоносов" прибыли в Печенга 7 священников марианских приходов и до 120 человек благочестивой публики, а на соловецком пароходе "Вера" - Преосвященный Трифон (Туркестанов) епископ Дмитровский, его брат князь Дмитрий Петрович Туркестанов, архимандрит Соловецкого монастыря Иоанникий".
В советское время часть храма уцелела. Это было бревенчатые здание, уже без куполов. Когда монастырь в 1996 году стали возрождать, то со временем это здание, преданное воинской частью, отремонтировали, поставили на крыше крест. Там совершались службы в одной половине здания, а в задней половине была совсем маленькая трапезная и кельи для двух - трёх монахов. Однако в 2008 году этот храм сгорел. За два года до пожара обитель возвела в двадцати метрах от старого храма небольшую деревянную постройку, предполагалось, что это будет трапезная для паломников. Но после пожара ее переоборудовали под маленький храм Рождества - поставили купол и крест. Там теперь и совершаются службы. За этим храмом в глубине двора на месте убиения иноков и рядом с местом сгоревшего храма расположена деревянная сень и на ней - доска с надписью о преподобномучениках, рядом древняя каменная плита, которая была ещё во время тех древних событий.
Вот такие два храма огромной России. Один в самом сердце державы, в Москве. Оба хранят память о западной агрессии. В благодарность Богу за отражение полчищ Наполеона построен Храм Христа Спасителя. В 19 веке на Россию напали французы, большая часть которых были католиками, а часть - безбожниками, детьми революции. Они достаточно грубо попирали московские святыни, вводили своих лошадей прямо в храмы Кремля, обдирали иконы. В 16 веке на Мурман ворвались лютеране, которые и у себя дома, и в других странах вели борьбу с иконами и монастырями, сожгли русский монастырь, убили русских монахов. Тем не менее Россия полностью изгнала на Рождество Наполеона и сохранила Православие. А монастырь на Печенге был возрожден дважды, он тоже является форпостом Православия на Севере.
Однако история повторяется. Нет, ни католики, ни лютеране не приходят теперь к нам с мечом. Не с мечом, а с деньгами приходят в Русскую Арктику посланцы из Ватикана и Финляндии. Поэтому сегодня в районе Северном Нагорном в Мурманске нет ни одного православного храма, зато построен католический каменный костел на 1000 мест и неподалёку на расстоянии примерно 500 метров строится каменная лютеранская кирха. Наша задача сегодня - сохранить и передать новым поколениям Православие, за которое проливали кровь наши русские предки. А это значит жертвовать своими силами, трудом, временем имуществом для строительства православных храмов. Было бы хорошо создать в Северном Нагорном православный храм в честь Рождества Христова с приделом во имя основателя Мурманска царя Николая. Есть возможность обратить внимание страны на положение Крайнего Севера. Величественный Казанский собор не так давно Россия построила на Кубе. Почему бы в Мурманску не помочь в строительстве Преображенского собора и в районе, где уже целых два каменных не православных храма (один строящийся) возвести хотя бы деревянный православный храм? Русские цари оказывали помощь в постройке храма Христа Спасителя. Храм Рождества на Печенге создан был на пожертвование царя Николая Второго. Почему бы не помочь Русскому Северу? Нашлись ведь средства для Кубы!
Будет ли возвращено городу историческое имя Романов-на-Мурмане? Будут ли здесь наши храмы? Надеюсь, что это исполнится с помощью Божией. Большинство мурманчан - люди русской национальности. Хочется думать, что они помнят о том, что они русские.
Рождество в Романове-на-Мурмане
Ранние, тихие сумерки -
Город Романов-на-Мурмане...
К вечеру синими вьюгами
Сопки и крыши укутаны,
В воздухе - изморозь, будто бы
Медлит с морозами лютыми
Днями холодными, трудными
Эта пора безрассудная.
Иней на всем. Безмятежные
Взоры сияют надеждою.
А на душе - ожидание:
Праздник ли, пост ли, страдание...
И Рождество отдалённое
Вновь обретут утомлённые
Люди. Здесь встретят Спасителя
В храмах, на море, в обители.
Галина Сиротинская, Мурманск