12 августа исполняется 50 лет со дня блаженной кончины митрополита Мануила, который в своем жизненном пути совместил два служения - святителя и старца. Это был исповедник, защитник православия, проведший в лагерях и ссылках почти 25 лет. К юбилею памяти Святителя вышла замечательная книга «Молитвой окрыленный», где раскрываются основные вехи пути митрополита Мануила.
Владыка Мануил родился в городе Луга Санкт-Петербургской губернии 1 мая (18 апреля по ст. стилю) 1884 года в большой дружной семье. Судьба трех его братьев сложилась героически и трагически. Старший брат, Георгий, будучи мичманом на броненосце, погиб 15 мая 1905 года вместе со всем экипажем. Другой брат, Николай, погиб в марте 1915 года на австрийском фронте. Третий брат, Андрей, был арестован вместе с митрополитом Мануилом по делу Спасского братства и погиб в 1942 году в ссылке.
С детства Мануил (в миру Виктор Лемешевский) обладал литературным талантом, который в будущем посвятил на служение церкви. Он составил каталог всех русских Архиереев, всю жизнь записывал жития подвижников благочестия: странников, юродивых, старцев и сам старался подражать их жизни.
Но это будет потом, а пока...
Несмотря на свою религиозность, Виктор не избежал пагубного увлечения спиритизмом. В результате, его одолела тяжелая тоска, и по совету друзей он посетил известную старицу Марию Васильевну Барсову. Она была больна и никого не принимала, но для Лемешевского сделала исключение, провидев в нем будущего старца - монаха, много пострадавшего за Христа и потрудившегося для церкви.
Именно она убедила будущего митрополита Мануила оставить занятия оккультизмом и впредь обращаться за советом к ее сомолитвеннице Марии Карель. Так две Марии наставили юного Виктора Лемешевского на духовный путь. Все сказанное ими ошеломило юношу, который видел себя юристом или писателем, но никак не монахом. С этого момента в нем происходит душевный перелом, он находит утешение в чтении духовной литературы, в монастырском богослужении, посещении Кронштадтского пастыря Иоанна, а после его смерти могилки дорогого батюшки.
В 1909 году внезапно заболел брат Павел, учившийся тогда в морском инженерном училище. Врачи опоздали с операцией, гнойный перетонит не давал надежду на выздоровление.
Виктор, захватив масло с могилы о.Иоанна Кронштадтского, приехал к постели умирающего брата и дал обещание, что если брат выздоровеет, он примет монашество. И, к удивлению всех, брат начал поправляться. В дальнейшем Павел служил на Балтийском флоте, умер в 1948 году в звании капитана 2-го ранга. А будущий святитель сдержал свое обещание, и в небольшую, тихую Николо-Столбенскую пустынь вступил новый послушник, Виктор Лемешевский.
Свое монашеское имя Мануил Виктор получил чудесным образом в откровении. Однако игумен Амвросий, чтобы новоначальный послушник не возгордился и не впал в прелесть отказался дать ему такое имя. Но потом решился предать все воле Божией и бросить жребий. Написали три имени: Николай, Варсонофий и Мануил и велели Виктору тянуть. И он вытянул имя Мануил. С этим именем он и принял монашеский постриг 15 июня 1911 года.
Потом были труды миссионера в Киргизской миссии в Семипалатинске, где он впервые столкнулся с еще одним чудом - обновлением Абалацкой иконы Божией Материи и с чудесными исцелениями, происходящими от этого образа.
Но спокойное время его служения было недолгим. Грянула революция, начались гонения на Церковь. Появилось обновленчество. Обновленцы захватили в Северной столице большинство храмов. Нужен был ревностный пастырь, способный повести за собой духовенство и народ и противостоять обновленческому расколу. Выбор патриарха Тихона пал на иеромонаха Мануила. 23 сентября 1923 года была совершена его архиерейская хиротония. Вручая посох новому епископу, патриарх напутствовал его коротким, но сильным словом: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя, но мужайся и верни мне епархию».
За четыре месяца пребывания митрополита Мануила в Петрограде ему удалось в корне изменить соотношение сил. Северная столица перестала быть оплотом обновленчества, большинство обновленческих приходов вернулось в лоно православия. За счет чего была достигнута эта победа? Епископ Мануил принес сюда, на берег Невы, дух подвижничества, дух Нило- Столобенской пустыни. Литургию он служил почти ежедневно, иногда сил хватало и на три службы: в одном храме-литургия, в другом-вечерня с акафистом, в третьем-утреня. И все это сопровождалось проповедью о вреде раскола, о верности Патриарху. А еще между службами было общение с сотнями и даже тысячами прихожан, приходившими со своими бедами и вопросами. Епископ Мануил делился с нуждающимися последним-деньгами и продуктами. Иногда ему не оставалось даже денег на трамвайный билет, и тогда он шел к месту служения пешком.
Советская власть, политика которой была направлена на ослабление Церкви, такого простить молодому епископу не могла. И начались долгие мытарства Владыки Мануила по лагерям, ссылкам, тюрьмам. Соловецкие лагеря, Мариинские, Канские, Потемские (места, где подвизался преподобный Серафим Саровский).
Но, видимо, и этого было мало. Враг желал оклеветать, опорочить митрополита Мануила, бросить тень на его исповедничество, обвинив его в сотрудничестве с НКВД. Хотя нелепость большую трудно было придумать-обвинить в этом человека, почти четверть века проведшего в лагерях и ссылках, церковного писателя и историка, прозорливого старца, имевшего многие благодатные дары. Абсурдноость этих обвинений хорошо разбирается в книге «Молитвой окрыленный», посвященной жизни и служению митрополита Мануила. Время, проведенное в заключении, чередовалось с недолгими периодами свободы, когда Владыка Мануил полностью отдавал себя служению своей пастве. В довоенное время он служил в Серпухове, в Кадашах. Как вспоминали современники, у Владыки Мануила не было внешнего лоска, поэтому его не любила интеллигенция, но простые сердцем люди чувствовали в нем настоящего Пастыря-молитвенника, сострадающего их бедам и нуждам.
14 февраля 1945 года после возвращения из ссылки Владыка Мануил был назначен на Чкаловскую(Оренбургскую)кафедру. Сам он мечтал о служении в Ленинграде или в Москве, для того, чтобы приносить больше пользы Церкви, избавить ее от излишней административности и казенщины. Но время было другое, требовалось иное служение, и митрополит Мануил смирился с волей Божией. Поначалу ему пришлось очень трудно, большинство храмов было закрыто. В епархии действовало всего пять молитвенных домов. В Никольском соборе служить можно было только в притворе, так как основную часть храма занимал архив. Но, благодаря самоотверженности Владыки Мануила ,жизнь стала постепенно налаживаться.
Настоящим утешением для Владыки была встреча с послушником Иоанном, будущим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Иоанн(Снычев) стал келейником митрополита Мануила и был посвящен им сначала в иподиакона, потом в дьякона, пострижен в монахи, потом стал иеромонахом. В своего послушника Владыка вложил все свое сердце, делился с ним своим бесценным опытом.
Незадолго до своего очередного ареста, вызванного усилением религиозности в Чкаловской епархии, митрополит Мануил услышал внутренний голос, который просил его поторопиться с награждением иеромонаха Иоанна, так как недолго Владыке оставаться на свободе. И он наградил молодого священника набедренником. А когда в ночь на 4 сентября 1948 года Владыку пришли арестовать, то он на прощание подарил своему келейнику часы и просил оправдать его доверие. Этот завет своего старца Иоанн(Снычев) исполнил всей своей жизнью.
Владыке Мануилу и его послушнику Иоанну довелось послужить вместе и на Куйбышевской кафедре, где митрополит Мануил провел последние годы своей жизни. Старый Владыка ревностно совершал богослужения, молился за свою паству, помогал страждущим, утешал, наставлял... Но сил порою не хватало, и присутствие рядом верного духовного сына и соратника, который разделял его труды и сам вырос в настоящего пастыря Церкви, было большой поддержкой для митрополита.
12 декабря 1965 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Иоанна(Снычева) в епископа Сызранского. А еще раньше было подано прошение митрополита Мануила об уходе на покой с правом служения в Покровском кафедральном соборе г.Куйбышева. Приближалось время перехода в вечность. Владыка Мануил все более слабел, ходил с трудом, редко совершал богослужение, его сердце не выдерживало духоты. Ноги, перенесшие тяжелые испытания, отказывали, а ведь было время когда келейник не успевал за старцем.
День Ангела 30 июня 1968 года стал для митрополита последним. Он в последний раз побывал в храме, причастился Святых Христовых Тайн. Служил вместе с епископом Иоанном, который поддерживал своего старца. А митрополит Мануил, обращаясь к своей пастве, сказал: »Берегите его, такого у вас больше не будет»
После своих именин святитель наложил на себя подвиг молчания. Посетителей он почти не принимал. Когда духовный сын спросил, почему Владыка ни с кем не хочет разговаривать, святитель ответил: «Готовлюсь к смерти». В этот же день врачи обнаружили у митрополита двухстороннее воспаление легких. Жить ему оставалось считанные дни.
12 августа 1968 года митрополит Мануил (Лемешевский) отошел в вечность. Закончил свой земной путь пастырь, молитвенник, исповедник веры. Прощание с почившим Владыкой стало настоящим торжеством православия. Со всей России, из разных городов, в которых проходило его служение, съехались его духовные чада, все, кто любил и почитал святителя. Когда гроб с телом митрополита стали обносить вокруг храма, со всех сторон посыпались живые цветы. Весь путь был в цветах...
Митрополита Мануила похоронили в притворе Покровского собора.
Однажды в Покровском соборе случился страшный пожар. Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила и остановился. Многие люди приходят к «дедушке» (так называли митрополита Мануила в последние годы жизни) на могилку и просят его помощи. Сейчас рядом с гробницей митрополита установили первый крест с могилы его духовного сына митрополита Иоанна (Снычева).
Митрополит Иоанн всегда с особым чувством служил заупокойную литургию и панихиду в день памяти Владыки Мануила. И многие неразрешимые вопросы чудесным образом разрешались.
Два Владыки-митрополит Мануил и его духовный сын митрополит Иоанн-при жизни были подвижниками и молитвенниками нашей Церкви. И сейчас, после своей кончины, они не оставляют своим заступничеством всех, прибегающих к их молитвенной помощи.
Протоиерей Алексий Яковчук, клирик Михайло-Архангельского храма г. Белебея, Нефтекамской епархии, Уфимской митрополии
1. Re: Два служения митрополита Мануила