Это может показаться невероятным, но в Сербской православной церкви в Сербии есть только один монастырь, посвященный святому Савве и его отцу Стефану Немане. Монастырь был основан последним сербским деспотом Стефаном Штиляновичем в 1520 году, в юго-западной части Фрушка Горы, недалеко от города Дивош. Тогда Кувеждинский монастырь был чрезвычайно богат. У него была сокровищница, в которой хранились все ценности, в частности, потир из чистого серебра, позолоченный внутри, с надписью старорусской вязью - дар Русского Царя Иоанна Грозного.
Во время Османского владычества монастырь Кувеждин был ограблен, и братство было рассеяно, так что монашество было восстановлено в первой половине XVII века из монахов монастыря Сланцы (Шумадия).
Новая церковь была построена в 1816 году, а иконостас для нового храма был написан Павлом Симичем между 1847-58. В первые десятилетия 19-го века были построены большие монастырские корпуса с элементами классической архитектуры. Они окружили монастырь с четырёх сторон, создав прямоугольную основу монастыря. Монастырь был великолепным, он имел большие земли и скиты, Петковицу и Дившу, в нескольких километрах от Кувеждина. Сегодняшняя церковь, возрождённая из пепла, расположена на фундаменте сожжённой церкви и идентична той, что была построена в 1816 году. Реставрация стала возможна благодаря наличию сохранившихся старых фотографий.
Весной 1944 года усташи взорвали церковь и хозяйственные постройки. Под руинами церкви сохранился иконостас. Одна из монахинь этого монастыря, Елена, вернулась в монастырь и стала спасать иконы, которые она прятала в монастырской часовне, но, по Промыслу Божию, она расплатилась за этот подвиг своей жизнью. Усташи обнаружили, что она ищет иконы на пепелище церкви, застрелили её и завалили тело инокини найденными ею св.образами. Архивы Кувеждина погибли, так же, как и большая часть библиотеки, часть сокровищницы с церковными сосудами и книгами. (Это было уже второе разорение монастыря хорватскими клеронацистами. Первая попытка уничтожить монастырь произошла в 1942 году, когда монастырь был сожжен, а 60 монахов были изгнаны).
В таком плачевном состоянии и пребывал монастырь вплоть до 1997 года.
После реставрации монастырь стал мужским и в настоящее время имеет восемь монахов и семь послушников.
Возрождение Кувеждинского монастыря началась в 1997 году, когда Сремская Епархия начала собственными силами восстанавливать три крыла монастырских корпусов, возведенных в конце 18-го - начале 19 века. Работали поэтапно, поскольку не хватало денег. Жилые корпуса и хозяйственные постройки уже давно завершены, и т.о. были созданы условия для жизни монастырского братства.
В результате революций 1917 года, превративших Россию в новую Хазарию, в эмиграцию были вытолкнуты гигантские массы русского народа (только в первой волне эмиграции было около двух миллионов человек). По предложению епископа Нишского Досифея (Васича) и епископа Николая (Велимировича), министр религии Королевства Югославии в мае 1920 года ввёл указ, согласно которому 250 русских священников были приняты в штат Сербской православной церкви.
В Сербии до конца Первой мировой войны не было женского монашества, поскольку оно было уничтожено турками в течение давнего правления над сербскими землями. Очагом возрождения обновлённого сербского женского монашества после Первой мировой войны в Королевстве СХС стал крупный русский женский Леснинский монастырь (сегодня это территория Польши). Некогда это был римско-католический монастырь, который решением Русского Синода в 1884 году превратился в православный женский монастырь.
Игуменья этого монастыря была набожной, образованной и способной монахиней Екатериной (в мiру - графиня Евгения Борисовна Ефимовская). В Леснинском монастыре насчитывалось 500 монахинь, 3 священника, 700 детей сирот, которые были на попечении, 100 трудников на различных послушаниях. В монастыре было несколько школ: церковно-приходская, средняя, гимназия; училища: церковно-преподавательское, сельскохозяйственное, медицинское.
Помимо Собора с 3 приделами было ещё 6 храмов, больница, операционная, аптека, библиотека, дом престарелых, несколько мастерских: вышивка, иконография, шитьё, свечная. А также пруд, мельница, сад. Кроме того, монахини лечили бесплатно тысячи людей: как православных, так и всех остальных. Вокруг Леснинского монастыря воздвигались дома, школы, больницы.
Когда пожар Первой мировой войны подошёл к стенам монастыря, по приказанию военных властей насельницы монастыря и все подопечные были эвакуированы в Петроград. Так была приостановлена на время та колоссальная работа, которую вела эта обитель.
Вообще, во время Первой мировой и Гражданской войн монастырь пережил несколько спешных эвакуаций: сначала в Петербург в 1915, затем в Бессарабию в 1917, оттуда - в Сербию в 1920: на барже по Дунаю в Белград, а затем в Хопово.
Большая часть сестер и дети приюта отправились в Понетаевский монастырь в Нижнем Новгороде, а меньшая часть (около 140 человек) во главе с игумениями поехала в Петроград. Там сестры поселились на Леснинском подворье, в Новодевичьем Воскресенком монастыре и в Свято-Иоанновском. В столице сестры оставались до середины августа 1917 года, когда, по приглашению архиепископа Кишинёвского Анастасия (Александр Алексеевич Грибановский, 1873-1965, с 1935 - Митрополит РПЦЗ), обе игумении и 70 сестер уехали в Жабкинский монастырь в Бессарабии.
Но в 1920 году Бессарабия оказалась в руках румынов, и новые власти пытались заставить сестёр принять румынское подданство и вести богослужения на румынском языке и, возможно, по новому стилю.
Игумении Екатерина и Нина приняли решение искать для монастыря новое пристанище и поехали в Сербию просить помощи у принца-регента Александра I Карагеоргиевича (1888-1934), покровителя белой русской эмиграции в Королевстве СХС. Принц-регент дал согласие на приём всех сестер и духовенства Леснинского монастыря, а Епископ Нишский Досифей позаботился о том, чтобы для перевозки монахинь по Дунаю была предоставлена баржа. По прибытию в Сербию сестры вначале поселились в монастыре Кувеждин, а через несколько месяцев перебрались в Хопово. Монастыри на склонах Фрушской Горы, в 15 километрах от Сремских Карловцев, где в 1920-1930-е годы располагалась резиденция Архиерейского Синода Русской Православной Церкви За границей.
В Сербии сестры хотя и не могли поддерживать свои традиции широкой благотворительности, но смогли сделать свой монастырь центром духовной и культурной жизни русской эмиграции. В Хопово сестры сохранили традицию призрения и православного воспитания сирот, введённую игуменьей Екатериной ещё с самых первых дней существования обители в 1884 году. Именно на чужбине эта традиция стала особенно важной - в Хоповском приюте жили русские дети, потерявшие родителей или брошенные на произвол судьбы. За 20 лет существования в приюте было воспитано более 500 детей.
Однако, - ещё раз подчеркнём, - главное, что смогли с Божией помощью сделать русские изгнанницы - ещё раз подчеркнём - так это содействовать делу возрождения женского монашества Сербской Православной Церкви, когда традиции одного из самых ярких монастырей Русской Церкви были привиты Сербскому Православию.
Сейчас монастырь возрождается. А значит славные традиции экономической, культурной, а, главное, духовной, жизни послужат делу утверждения народа в Правде Божией.