itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русские инокини и возрождение традиций женского монашества в Сербии

0
734
Время на чтение 5 минут

Это может показаться невероятным, но в Сербской православной церкви в Сербии есть только один монастырь, посвященный святому Савве и его отцу Стефану Немане. Монастырь был основан последним сербским деспотом Стефаном Штиляновичем в 1520 году, в юго-западной части Фрушка Горы, недалеко от города Дивош. Тогда Кувеждинский монастырь был чрезвычайно богат. У него была сокровищница, в которой хранились все ценности, в частности, потир из чистого серебра, позолоченный внутри, с надписью старорусской вязью - дар Русского Царя Иоанна Грозного.

Во время Османского владычества монастырь Кувеждин был ограблен, и братство было рассеяно, так что монашество было восстановлено в первой половине XVII века из монахов монастыря Сланцы (Шумадия).

Новая церковь была построена в 1816 году, а иконостас для нового храма был написан Павлом Симичем между 1847-58. В первые десятилетия 19-го века были построены большие монастырские корпуса с элементами классической архитектуры. Они окружили монастырь с четырёх сторон, создав прямоугольную основу монастыря. Монастырь был великолепным, он имел большие земли и скиты, Петковицу и Дившу, в нескольких километрах от Кувеждина. Сегодняшняя церковь, возрождённая из пепла, расположена на фундаменте сожжённой церкви и идентична той, что была построена в 1816 году. Реставрация стала возможна благодаря наличию сохранившихся старых фотографий.

Весной 1944 года усташи взорвали церковь и хозяйственные постройки. Под руинами церкви сохранился иконостас. Одна из монахинь этого монастыря, Елена, вернулась в монастырь и стала спасать иконы, которые она прятала в монастырской часовне, но, по Промыслу Божию, она расплатилась за этот подвиг своей жизнью. Усташи обнаружили, что она ищет иконы на пепелище церкви, застрелили её и завалили тело инокини найденными ею св.образами. Архивы Кувеждина погибли, так же, как и большая часть библиотеки, часть сокровищницы с церковными сосудами и книгами. (Это было уже второе разорение монастыря хорватскими клеронацистами. Первая попытка уничтожить монастырь произошла в 1942 году, когда монастырь был сожжен, а 60 монахов были изгнаны).

В таком плачевном состоянии и пребывал монастырь вплоть до 1997 года.

После реставрации монастырь стал мужским и в настоящее время имеет восемь монахов и семь послушников.

Возрождение Кувеждинского монастыря началась в 1997 году, когда Сремская Епархия начала собственными силами восстанавливать три крыла монастырских корпусов, возведенных в конце 18-го - начале 19 века. Работали поэтапно, поскольку не хватало денег. Жилые корпуса и хозяйственные постройки уже давно завершены, и т.о. были созданы условия для жизни монастырского братства.

В результате революций 1917 года, превративших Россию в новую Хазарию, в эмиграцию были вытолкнуты гигантские массы русского народа (только в первой волне эмиграции было около двух миллионов человек). По предложению епископа Нишского Досифея (Васича) и епископа Николая (Велимировича), министр религии Королевства Югославии в мае 1920 года ввёл указ, согласно которому 250 русских священников были приняты в штат Сербской православной церкви.

В Сербии до конца Первой мировой войны не было женского монашества, поскольку оно было уничтожено турками в течение давнего правления над сербскими землями. Очагом возрождения обновлённого сербского женского монашества после Первой мировой войны в Королевстве СХС стал крупный русский женский Леснинский монастырь (сегодня это территория Польши). Некогда это был римско-католический монастырь, который решением Русского Синода в 1884 году превратился в православный женский монастырь.

Игуменья этого монастыря была набожной, образованной и способной монахиней Екатериной (в мiру - графиня Евгения Борисовна Ефимовская). В Леснинском монастыре насчитывалось 500 монахинь, 3 священника, 700 детей сирот, которые были на попечении, 100 трудников на различных послушаниях. В монастыре было несколько школ: церковно-приходская, средняя, гимназия; училища: церковно-преподавательское, сельскохозяйственное, медицинское.

Помимо Собора с 3 приделами было ещё 6 храмов, больница, операционная, аптека, библиотека, дом престарелых, несколько мастерских: вышивка, иконография, шитьё, свечная. А также пруд, мельница, сад. Кроме того, монахини лечили бесплатно тысячи людей: как православных, так и всех остальных. Вокруг Леснинского монастыря воздвигались дома, школы, больницы.

Когда пожар Первой мировой войны подошёл к стенам монастыря, по приказанию военных властей насельницы монастыря и все подопечные были эвакуированы в Петроград. Так была приостановлена на время та колоссальная работа, которую вела эта обитель.

Вообще, во время Первой мировой и Гражданской войн монастырь пережил несколько спешных эвакуаций: сначала в Петербург в 1915, затем в Бессарабию в 1917, оттуда - в Сербию в 1920: на барже по Дунаю в Белград, а затем в Хопово.

Большая часть сестер и дети приюта отправились в Понетаевский монастырь в Нижнем Новгороде, а меньшая часть (около 140 человек) во главе с игумениями поехала в Петроград. Там сестры поселились на Леснинском подворье, в Новодевичьем Воскресенком монастыре и в Свято-Иоанновском. В столице сестры оставались до середины августа 1917 года, когда, по приглашению архиепископа Кишинёвского Анастасия (Александр Алексеевич Грибановский, 1873-1965, с 1935 - Митрополит РПЦЗ), обе игумении и 70 сестер уехали в Жабкинский монастырь в Бессарабии.

Но в 1920 году Бессарабия оказалась в руках румынов, и новые власти пытались заставить сестёр принять румынское подданство и вести богослужения на румынском языке и, возможно, по новому стилю.

Игумении Екатерина и Нина приняли решение искать для монастыря новое пристанище и поехали в Сербию просить помощи у принца-регента Александра I Карагеоргиевича (1888-1934), покровителя белой русской эмиграции в Королевстве СХС. Принц-регент дал согласие на приём всех сестер и духовенства Леснинского монастыря, а Епископ Нишский Досифей позаботился о том, чтобы для перевозки монахинь по Дунаю была предоставлена баржа. По прибытию в Сербию сестры вначале поселились в монастыре Кувеждин, а через несколько месяцев перебрались в Хопово. Монастыри на склонах Фрушской Горы, в 15 километрах от Сремских Карловцев, где в 1920-1930-е годы располагалась резиденция Архиерейского Синода Русской Православной Церкви За границей.

В Сербии сестры хотя и не могли поддерживать свои традиции широкой благотворительности, но смогли сделать свой монастырь центром духовной и культурной жизни русской эмиграции. В Хопово сестры сохранили традицию призрения и православного воспитания сирот, введённую игуменьей Екатериной ещё с самых первых дней существования обители в 1884 году. Именно на чужбине эта традиция стала особенно важной - в Хоповском приюте жили русские дети, потерявшие родителей или брошенные на произвол судьбы. За 20 лет существования в приюте было воспитано более 500 детей.

Однако, - ещё раз подчеркнём, - главное, что смогли с Божией помощью сделать русские изгнанницы - ещё раз подчеркнём - так это содействовать делу возрождения женского монашества Сербской Православной Церкви, когда традиции одного из самых ярких монастырей Русской Церкви были привиты Сербскому Православию.

Сейчас монастырь возрождается. А значит славные традиции экономической, культурной, а, главное, духовной, жизни послужат делу утверждения народа в Правде Божией.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Зоран Милошевич
Все статьи Зоран Милошевич
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 17:27
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40