Русская народная республика лемков

К столетию первой республики русинов в Карпатах

Бывший СССР  Русинский вопрос 
0
2342
Время на чтение 17 минут

Столетие назад в Карпатах возникла первая русская республика русинов. И это повод вспомнить о лемках - самой неизвестной части русского народа.

Ровно столетие назад вся Евразия пылала в огне. 11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война, но различные локальные войны продолжались. Помимо русской гражданской войны после распада Австро-Венгрии начались этнические и социальные конфликты на ее обломках. В ходе этих войн возникали и исчезали эфемерные территориально-политические образования. И в декабре 1918 года на короткий момент возникла Русская республика лемков, о которой не помнят даже самые упертые педанты среди историков. Но кто такие лемки и почему свою республику они объявили Русской?

Лемки, это - субэтническая группа русин, ранее проживавшая в своей исторической области Лемковина (Лемковщина), раскинувшейся на склонах горной системы Низких (Лемковских) Бескид и частично на отдельных участках Западных и Средних Бескид. Этническая территория лемков широким клином отделяла поляков на севере от словаков на юге. Ныне эта территории Польши и Словакии. Этническая территория лемков составляла примерно 3500 км2. На этой территории в 1939 году проживало около 200 тыс. человек в 300 селах. Дальше на юг Лемковина занимала большую часть Пряшевщины - приблизительно 3 тыс. км2. В Чехословакии к 1939 году проживало 100-140 тыс. лемков.

Но с 1945-47 гг. подавляющее большинство лемков живет за пределами Лемковины, в основном в Польше и на Украине. До XIX века жители этноним «лемки» еще не существовал, горцы Бескид называли себя русинами, или руснаками. Лемками прозвали руснаков соседи за употребление в речи частицы «лем» в значении «только», «лишь». Например, руснаки говорили: «Я маю лем одну корову». «Узаконил» слово «лемки» видный ученый-этнограф, униатский священник и поэт Иосиф Левицкий, когда в 1831 году в предисловии к «Грамматике языка русинского» он так и назвал русин, употреблявших частицу «лем». Образованный руснак Михаил Грында в 1854 году выпустил книгу «О Лемках и других народах российских по роду и племени». В дальнейшем понятие «лемки» стали широко применять этнографы, и лишь затем сами лемки. В единственном числе имя звучит как «лемко» и «лемкыня». Соответственно, земля лемков получила название Лемковина, или, на польский манер, Лемковщиной.

Лемковина была заселены славянами с глубокой древности. Примерно с VI века местные славяне входили в состав племенного союза белых хорват. С X столетия Лемковина была частью Киевской Руси, а с XIV века большая часть ее оказалась под властью Польши, южная часть - под Венгрией. Горы, неудобные для земледелия, были еще мало заселены. Произошла определенная денационализация русин, проживавших в долинах. Так, ополячилось русское население между рекой Сян (притока Вислы) и ее притока Вислок. Однако западные русины - руснаки, утратив часть своей этнической территории, колонизировали горные районы.

С XV-XVI веков северные склоны восточных Карпат стали заселяться влахами, романоязычными горными пастухами. Собственно, влахов было очень мало, но зато они управлялись на основе «валашского права». Жившие на этом праве овцеводы были лично свободными, что сделало популярным влашский образ жизни. Это было особенно впечатлительно на фоне резкого усиления крепостничества. В результате многие русины с долин начали расселяться в горах, занимаясь скотоводством. К концу XVII века в Бескидских горах возникло более чем полторы сотни поселений, сначала небольших, из нескольких дворов, которые в течение следующих столетий постоянно разрастались, переходя все больше на земледелие. Влахи были ассимилированы, хотя и оставили русинам многие животноводческие термины в языке, а также многие элементы культуры влахов в музыке, одежде и народном искусстве. Постепенно русины проникали дальше на запад, вплоть до рек Попрад и Дунаец, дойдя до города Новы-Сонч, заняв территории, которые не входили в состав Киевской Руси. В силу оторванности от жителей равнин, и от других восточнославянских групп, руснаки, как называли их соседи, создали уникальную духовную и материальную культуру, отличались характерным говором и особенностями хозяйственной жизни. К характерным особенностям речи лемков относится постоянное ударение на предпоследнем слоге, как в польском языке и восточнословацком наречии. Это объединяет их с жителями западной и центральной Пряшевщины и отличает от всех остальных восточных славян, которым свойственно подвижное ударение.

Постепенно оформилась лемковская территория, которая сохранилась до окончания Второй мировой войны. Единству Лемковины не препятствовало даже то обстоятельство, что она была разделена границами на северную часть, которая до 1772 года была под властью Польши, в 1772 по 1918 год - в составе Австрийской монархии, и южную часть, которая входила в состав Венгрии, а с 1918 года - Чехословакии.

Жили руснаки в своих горах весьма замкнуто, сведя до минимума контакты с иноверцами, да и своими же соплеменниками в долинах. Руснаки считались с XVII века униатами, но в целом сохранили православную византийскую литургию. И в отличие от большинства районов Галиции здесь почти не было сел со смешанным населением и редки были смешанные браки. Это способствовало тому, что живя в иноязычном окружении, руснаки вообще сохранились как этническая группа со своим языком, религией, бытом и культурой.

Социальные конфликты в горах носили своеобразный характер в виде разбоя («Збойництва»). В XVII веке особенно прославился лемковский збойник Андрей Савка.

В 1772 году большинство лемков стали подданными австрийского императора из Дома Габсбургов, что, впрочем, на них особо не отразилось. Лишь во второй половине XIX века, когда начинается Русское Возрождение в Галиции, лемки начинают интересоваться политикой и задаваться вопросом: кто мы такие? Вероятно, именно благодаря тому, что расположена Лемковина была достаточно далеко от основного массива восточнославянского населения Галиции, лемки оказались почти невосприимчивы к идеологии украинства. По всей Лемковине открывались читальни Общества имени Качковского, в городах Новый Сонч (ныне Новы-Сонч), Сянок и Горлицы (ныне Горлице, все в Польше) действовали русские бурсы. Среди русин в 1903 году началось движение возвращение в православие или, по крайней мере, за отмену латинских обрядных заимствований в униатском богослужении. Лидером движения за возвращение в православие был священник Максим Сандович (1886-1914).

Видя торжество «москвофильства» на Лемковине, австрийские власти в 1902 году бросили сюда украинофильское общество «Просвита», которое срочно начали открывать свои клубы и читальни. Сочетая кнут и пряник, украиноствующие добились в своей пропаганде незначительных результатов. В 1912 году среди лемков действовали 109 читален русофильского «Общества имени Качковского, и только 22 - украинофильской «Просвиты». Впрочем, украинофилы могли рассчитывать на будущую поддержку молодого поколения, поскольку с одобрения австрийских властей на Лемковине ими было открыто 185 украинских школ и 32 польские. Русских школ не было вообще. Впрочем, больше половины лемковских сел (свыше 170) вообще не имели школ. К 1914 году, в отличие от Галиции и отчасти Буковины, Лемковина сохраняла общерусское сознание.

Правда, все больше проявлялись черты, которые отделяли Лемковину от основной Галиции. Как пишет современный автор Дронов, «учитывая то, что русофилы в Восточной Галиции со временем остались в меньшинстве, лемки, по-прежнему осознававшие себя частью Руси в самом расширенном смысле, оказались в условиях, близких к изоляции. Это еще более способствовало кристаллизации собственной идентичности, отличной от восточных галичан»[1].

Статьи на лемковском наречии начали появляться в печати еще с конца ХІХ века. Лемковская интеллигенция использовала в литературных целях русский язык, с большими или меньшими вкраплениями диалектной речи («язычие»). Даже украинофилы вынуждены были вести свою пропаганду на язычии, поскольку их искусственную мову мало кто бы понял. С 1911 г. начала выходить первая чисто лемковская газета «Лемко», издававшаяся на диалекте и отстаивавшая как региональные лемковские, так и общерусские установки.

Безземелье и нищета приводили многих лемков к эмиграции. В США, Канаде и Аргентине осели десятки тысяч лемков (точное число вряд ли станет известно, поскольку австрийские подданные не учитывались по национальностям). В начале XX века практически каждая лемковская семья имела родича за океаном.

С началом Первой мировой войны активисты русского движения среди лемков подверглись репрессиям. Был расстрелян православный священник Михаил Сандович, более трех тысяч образованных лемков (практически вся лемковская интеллигенция) были брошены в лагерь Талергоф. Осенью 1914 года русская заняла почти всю Лемковину, но уже в мае 1915 года, после прорыва германских и австро-венгерских войск у Горлицы русские оставили отроги Бескидских гор. Вместе с отступающей русской армией ушли тысячи лемков. Вернувшиеся австрийские власти начали дикие расправы с теми, кто еще не был в Талергофе и не ушел в Россию.

Между тем осенью 1918 года распалась Австро-Венгрия, на ее обломках возникли новые государства, а также возродилась Польша. Немедленно земли прежней Габсбургской монархии стали ареной новых войн и этнических чисток. Раскол среди русин сыграл роковую роль в судьбе восточного славянства.

Политическое движение лемков с самого начала было ориентировано на Россию и на объединение с угорскими (закарпатскими) русинами. В ноябре 1918 года, после бегства австро-венгерской администрации, села лемков стали совершенно независимыми территориальными образованиями. 5 декабря 1918 года на съезде в городе Флоринка примерно 500 делегатов, избранных от 130 лемковских сел западной части Лемковины, приняли решение образовать автономную Русскую Народную республику лемков. Поскольку она охватывала только западную часть Лемковины, то вошла в историю как Западно-Лемковская Русская республика. Делегаты постановили, что единственным разумным и полезным для русинского народа западных Карпат является объединение пространств от Сяноке до Попрада в единой Русской республике. После дискуссий большинством голосов принято присоединение «республики» к России. Если (учтем исторический фон конца 1918 года) немедленное присоединение к России будет невозможным, как вариант рассматривалось присоединение к Чехословакии. Премьер-мини стром Чехословакии был известный русофил Карел Крамарж, поддерживавший Белое движение в России, русских эмигрантов в Чехословакии и русское движение русин. Зато единогласно на сходе отвергли предложение присоединится к Польше. Также лемки высказались против объединения с Западно-украинской Народной республикой.

Законодательная власть республики называлась Русская Рада. Ее председателем был адвокат Ярослав Фиофилович Качмарчик, (1885-1944), один из немногих уцелевших лемковских русофилов. Исполнительную власть представлял Начальный Совет во главе с униатским (греко-католическим) священником М. Юрчакевичем. Из других лидеров республики можно назвать такие имена, как священник Димитрий Васильевич Хиляк, узник Терезина и Талергофа, ставший министром внутренних дел, и старик-крестьянин Николай Громосяк, также бывший узник Талергофа, затем обвиняемый во Втором Венском процессе и приговоренный к смертной казни, ставший министром сельского хозяйства. Столицей республики стал город Гладишев (ныне - Гладушев). На правительственных бумагах ставилась круглая печать и штамп с надписью «Русская народная Республика».

Первыми шагами руководства Русской народной республики лемков было создание ополчения (национальной гвардии) и организация школ с русским языком обучения. В церковной жизни предлагалось приблизить греко-католическую литургию к православию. Во внешней политике руководство республики стремилось к административному объединению русинов по обе стороны Карпатского хребта, созданию единого государственного образования Карпатская Русь и к ее последующему вхождению в состав Большой России. Как запасной вариант, в случае невозможности присоединения к России рассматривалось возможность присоединения Карпатской Руси к Чехословакии в качестве автономной области. Представители лемков отправились в Прагу с целью прозондировать возможность вхождения Лемковины в состав Чехословакии и установили контакты с Русской Народной Радой в восточно-словацком Прешове. Лидер Прешовской Рады русофил А. Бескид вместе с представителем лемков Д. Собиным 12 марта 1919 года направил чехословацкому правительству меморандум, в котором констатировалась «угроза самому существованию русского народа Лемковины в условиях польских зверств». В меморандуме выражалась просьба присоединить «северо-карпатскую часть русской ветви» вместе с угро-русинами южных склонов Карпат к Чехословакии, где будет обеспечена их «свобода и автономная независимость». Однако эти, и другие меморандумы и послания остались незамеченными сильными мира сего. Никем не признанная Русская Народная республика лемков просуществовала до 12 марта 1920 года, когда была ликвидирована польскими войсками. По прошествии более чем года руководители республики Качмарчик, Хиляк и Громосяк предстали перед судом в Новом Санче по обвинению в государственной измене, что грозило всем троим смертной казнью. 10 июня 1921 г. состоялся суд. Подсудимые держали себя смело и виновными не признали. Бывший министр сельского хозяйства Громосяк на вопрос «Не хотели ли вы отторжения Лемковщины от Польши?» ответил: «Отторжения? А с каких пор она была присоединена? Я не знаю!». Все трое были оправданы судом присяжных. Но надежды лемков на сочувствие западных демократий не оправдались. Галиция, а вместе с ней и Лемковщина как ее часть, по решению Антанты была отдана во владение Польше.

Осенью того же 1918 года возникла еще одна республика лемков - т.н. «республика Команча», объединившая 30 лемковских сел во главе с Пантелеймонов Шпилькой, который, кстати, не был лемком. Она просуществовала с ноября 1918 до января 1919. Республика успела объявить о присоединении к Западно-Украинской республики (ЗУНР) и начать украинизацию. На этом история Команчи закончилась, поскольку она была занята польскими войсками. Шпилька, как это всегда было свойственно украинским политиканам в трудный час, бежал за границу.

Между 1920 и 1939 годами среди лемков Польши происходили интересные процессы. Украинское направление немного усилилось, но русская этническая идентичность преобладала. Общая численность лемков в межвоенной Польше по официальным данным составляла к 1931 году около 130 тысяч человек, проживавших в 180 преимущественно лемковских деревнях и в нескольких десятках смешанных лемковско-польских сел. Впрочем, к данным переписи 1931 года следует относиться с осторожностью, поскольку власти всячески стремились завысить численность поляков. Но вообще официальная Варшава стремилась использовать лемков для ослабления украинского движения. Десятки лет поляки творчески выращивали украинство с целью подрыва России и русского движения в Галиции, но теперь, когда Польша стала независимой, включив в свой состав Галицию, украинство стало ненужным. Но украинского джинна обратно загнать в бутылку оказалось невозможно, украинство, найдя новых хозяев в Германии, теперь обернулось против создателей.

В условиях начавшейся террористической деятельности ОУН* (организации украинских националистов. Запрещена в РФ - ред. РНЛ) власти Польши решили поддержать лемков, раз уж те не поддаются ни украинизации, ни полонизации, и при этом оторваны от основной массы русских. С этой целью лемки первый раз в истории стали получать некоторую поддержку со стороны властей. Так, Варшава не стала возражать, когда священники Лемковины создали отдельную Лемковскую иерархию, отелившись от украинизированной униатской церкви Галиции. Впрочем, главной причиной этой церковной реорганизации было стремление предотвратить массовый переход лемков в православие. Возвращение в православие действительно приняло среди лемков массовый характер. С 1923 по 1929 гг. число вернувшихся в православие составляло около 30 000 человек, а к 1933 г. цифра эта увеличилась до 60 000 человек[2]. Процесс был остановлен польскими правительственными запретами и прямыми гонениями.

В 1933 году на общелемковском съезде в Сяноке был основан Лемко-Союз - политическая организация, которая была призвана защищать непосредственно лемковские интересы. Главным печатным органом Лемко-Союза была газета «Лемко», продолжавшая традиции одноименного довоенного издания и ряд других изданий (разумеется, абсолютно лояльные властям).

Украинские деятели, как всегда, пытались расколоть движение лемков, создав для ведения культурно-просветительной (а также пропагандистской) работы Лемковскую комиссию при «Просвите». Украинские деятели издавали газету «Наш Лемко» и серию пропагандистских брошюр «Библиотека Лемковщины». Иногда, правда, есть толк даже от украинских политиканов. Так, в Саноке в 1930 году был создан музей «Лемковщина». В 1934 году в качестве альтернативы навязывавшемуся лемкам украинскому языку впервые был кодифицирован лемковский литературный язык, нашедший активное применение в прессе и образовании. Лемковский язык стал преподаваться в школах (впрочем, программа лемковских школ была выдержана в польском патриотическом духе).

Но уже в 1938 году местные школы превращены в двуязычные лемко-польские, в которых обучение велось фактически только на польском языке. Польские власти всерьез надеялись ополячить лемков. Не случайно некий Александр Бартощук написал целое «исследование» под названием «Забытые поляки», в котором пытался доказать, что лемки, это - поляки, которые почему-то забыли свой язык, религию и самосознание.

В сентябре 1939 года Польша была разгромлена Германией, и польская Лемковина оккупирована немцами. Оккупационные власти, опасаясь русофильства лемков, немедленно привлекли к управлению украинцев. Были открыты украинские школы, в городе Крыница открыта украинская учительская семинария. Но главным для украинцев была не «культурная работа», а репрессии против неугодных их хозяевам. Не случайно с горечью писал лемковский писатель Лемкин, «как во время Первой, так и в ходе Второй мировой войны украинские националисты сыграли на Лемковине роль Каина...»[3]. Среди жертв нацистских преследований был известный русинский общественный деятель, глава Лемко-Союза О. Гнатышак, погибший в Освенциме. Однако на Лемковине в период оккупации действовала еще одна сила - польская Армия Крайова, которая, не торопясь вступить в борьбу с немцами, приступили к расправами над лемками, причем не разделяя ни русофилов, ни укранствующих. В ответ украинская полиция, в которой служили и лемки, проводила не менее жестокие расправы над польским населением.

Лемковина была окончательно освобождена Советской армией зимой 1945 года. Но парадоксальным образом это стало концом Лемковины. Первоначально лемки встречали русскую армию с воодушевлением. Не менее 25 тысяч лемков вступили в ряды Советской армии и треть из погибла в боях[4]. Но дипломаты уже решили судьбу Лемковины. Она должна была оставаться в составе Польши, лемки официально объявлены украинцами и подлежали отправке на Советскую Украину.

Еще 9 сентября 1944 было заключено соглашение об обмене населением между правительством УССР и Польским комитетом национального освобождения. На основании этого уже в том же 1944 году начат вывоз восточнославянского населения из Подляшья и Холмщины и одновременное выселение поляков из Литвы и Западной Украины. Но окончательное определение границы между Польшей и СССР на основании соглашения от 16 августа 1945 года означало отказ Большой России от лемков и оставление их на милость Польши. Многие лемки действительно выехали в СССР (первая группа численностью в 4 тысячи человек выехала еще до войны, в 1940 году). К концу 1946 года свою Родину оставили примерно 70 % лемков, которые переехали в СССР.

Однако далеко не все лемки, упрямые и консервативные горцы, желали оставить свои дома, свою родину. Поскольку их и советская власть, и поляки объявили украинцами, то многие лемки примкнули к формированиям Украинской Повстанческой армии УПА* (запрещена на территории РФ. - ред. РНЛ). Один из печальных курьезов бандеровщины заключался в том, что значительную, если не большую часть формирований УПА* в Закерзонье составляли те, кто веками отстаивал свою русскую идентичность.

28 марта 1947 года от рук бандеровцев погиб генерал Кароль Сверчевский, замминистра обороны Польши. Уже на следующий день, 29 марта 1947 года на заседании политбюро ЦК Польской Рабочей Партии, было принято решение об «оперативном переселении украинцев и смешанных семей на возвращенные территории в рамках репрессивной акции против украинского населения». При этом все коренное восточнославянское население юго-восточных областей Польши, включая лемков, трактовалось польскими властями как априори украинское[5].

В ходе операции «Висла», начатой польскими силовыми структурами 28 апреля 1947 года и продолжавшейся до 12 августа, все остававшееся на Лемковине русинское население было насильственно депортировано в Силезию и Поморье, полностью «очищенные» к тому времени от коренного немецкого населения. Депортация лемков осуществлялась польскими армейскими и специально созданными для этой цели милицейскими подразделениями, личный состав которых насчитывал около 20.000 человек. Всего в ходе операции было выселено примерно 150 000 человек, из которых 60 000 были лемками.

Депортация была организована по-военному четко. Ночью польские армейские подразделения окружали село, предназначенное для выселения. Жителям давалось несколько часов на сборы, в ходе которых они должны были погрузить на подводы предметы первой необходимости, включая продукты питания. Позднее из переселенцев формировалась колонна, которая под охраной польских солдат следовала до ближайшего сборного пункта. На сборных пунктах сотрудники польских спецслужб составляли подробные списки депортируемых и проводили фильтрацию переселенцев, выявляя среди них подозреваемых в связях с УПА* (запрещена на территории РФ. - ред. РНЛ). После фильтрации основную массу переселенцев вместе с их скотом грузили в товарные вагоны и отправляли на запад Польши. Те переселенцы, которые не прошли фильтрацию и подозревались в связях с украинским националистическим подпольем, подвергались аресту и отправлялись в концлагерь в г. Явожно в южной Польше. Примечательно, что польский концлагерь в Явожно располагался в бараках, ранее относившихся к печально известному концлагерю Аушвиц. В целом около 4 тыс. депортируемых были арестованы польскими спецслужбами и брошены в концлагерь в Явожно. Многие из заключенных этого концлагеря подверглись пыткам и физическим издевательствам; значительная часть из них погибла.

В Силезии и Поморье русины-лемки были расселены властями таким образом, чтобы как можно быстрее ассимилировать лемков в польско-язычном окружении. Большинство лемков было переселено в воеводства Вроцлавское (10 412 человек), Зелена-Гурское (7 819 человек), Опольское (1 984 человек), Познанское (1 312 человек) и Кошалинское (1 016 человек). Первоначально переселенцев было разрешено размещать лишь на расстоянии не менее 50 км от сухопутной границы и 30 км от морских границ и столиц воеводств. Чтобы не создавать компактные группы лемковского населения, в одном селе обычно размещали лишь несколько семей. Количество лемков в отдельных населенных пунктах не должно было превышать 10% от общей численности их населения. Так, 178 семей (928 человек) из исторического села Флоринки, (бывшей столицы Русской Народной республики лемков), были расселены в 30 населенных пунктах, расположенных на территории 6 уездов![6] В секретной инструкции польского правительства прямо говорилось о том, что главной целью депортации является полная ассимиляция переселенцев в польском окружении. Примечательно, что в целях более эффективной ассимиляции инструкция предусматривала изоляцию русинской интеллигенции от основной массы переселенцев[7].

Сама Лемковщина была вновь заселена пришлым польским населением. Правда, всех поляков для расселения в горных селах не хватало. Не случайно целый район в 1,5 км2, где ранее было свыше 70 сел, оставался незаселенным вплоть до 1956 года[8]. Только с 1957 года лемки получили право возращения на родные земли, но это было обставлено такими трудностями, что смогли вернуться не более 10 % выселенных. Лемковина как уникальная этнокультурная территориальная общность перестала существовать[9]. Многие лемковские семьи, раскинутые по всей Польше, полонизировались. Одновременно лемки, оказавшиеся на Украине, почти полностью утратили собственную специфику и украинизировались.

Падение социалистической системы в Польше несколько облегчили положение лемков. В 1989 г. была зарегистрирована самостоятельная лемковская организация - Общество лемков (Стоваришыня Лемків). Общество сразу же развернуло активную деятельность на культурной ниве. В Крынице началось издание газеты (позднее журнала) «Бесіда». Члены Общества лемков считают себя частью русинского народа, не идентичного украинскому. Как и в межвоенное время, после 1989 г. украинофилы создали параллельные организации для лемков. Наиболее крупной лемковской украинофильской организацией является Объединение лемков, филиал Объединения украинцев Польши[10].

Как видим, лемки, утратив землю и немалую часть «крови» (учитывая большое количество украинизированых и ополяченных, ставших отрезанным ломтем для лемков как этнической группы), все же переживают определенный период возрождения. Русофильство и принадлежность к «миру Руси» оказало и оказывает существенное влияние на национальную идентификацию русинов-лемков Польши[11]. Будем надеяться, что эти гордые и твердые люди, осколок Святой Руси, сохранятся в этом мире и вернут себе свою землю. История же Русской народной республики лемков может считаться первой из народных республик в землях Малой Руси, которые выступили за общерусское единство.



[1] http://xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai/index.php/history/52-articles/4134-2012-01-30-09-44-24

[2] Баран В., Даниленко В. Україна в умовах системної кризи (1946-1980 рр.). -Т. 13. К. 1996.

[3] Лемкин И.Ф. История Лемковины. Юнкерс, Нью-Йорк, 1969. С. 180-181

[4] Там же, с. 193

[5] Шевченко К. В. Как у русин-лемков ампутировали Родину. //Русский Сборник, Исследования по истории России. Т. VIII, с. 269.

[6] Русин А. «Подкарпатская Русь. История одного сепаратизма. Братья лемки и операция «Висла». URL: http://rusiny.info/article/157/

[7] Шевченко К. В. Как у русин-лемков ампутировали Родину. //Русский Сборник, Исследования по истории России. Т. VIII, с. 269-271.

[8] Суляк С. Г. Русины: уроки трагической истории. //Русин, № 3-4, 2008, с. 26.

[9] Дуцъ-Файфер О. Лемкы в Польщы // Тривалість регіональних культур. Русини і українці на їхній карпатській батьківщині та за кордоном. Упор. П.Р. Маґочий. Нью-Йорк. 1993. С. 83-84.

[10] Дронов М. Лемки и Лемковщина. Страницы истории и культуры самой западной Руси // Вестник Юго-Западной Руси. 2006. No 1, с. 102

[11] Г.Ю. Миронов Исторический аспект влияния русофильства и украинофильства на самосознание русинов-лемков. //Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки» 5 (4), 291

* - запрещенные в РФ организации

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Лебедев
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Победа здравого смысла
Что России ждать от нового президента Словакии?
08.04.2024
К юбилею победы над Финляндией
30.11.1939 – 13.03.1940 - советско-финляндская война
12.03.2024
Макрон не прочь начать новую «Крымскую войну»
Что стоит за последними воинственными заявлениями президента Франции?
08.03.2024
Китайский эгоцентризм не позволяет предлагать миру ничего, кроме подчинения
Си Цзиньпин заявил о создании в Поднебесной новой формы цивилизации человечества
01.03.2024
Все статьи Сергей Лебедев
Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
Русинский вопрос
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
«Необандеровские романтики легко меняют идеологически перчатки»
Бандеровщина, как любой нацизм, – идеология ущербных людей, остро ощущающих невостребованность, но относящих свои проблемы на счёт «враждебного», «не понявшего» их «величия» общества
23.01.2024
Карпатские русины в поисках идентичности
Борьба карпато-русского и украинского движения в Подкарпатской Руси в 1920-е годы
23.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29