Вечером в воскресенье 11 ноября оглушающий салют в Луганске и в Донецке ознаменовал начало нового этапа в жизни Народных Республик Донбасса.
В прошедших выборах важна не столько победа Леонида Пасечника в ЛНР и Дениса Пушилина в ДНР, особое значение имеет сам факт их проведения.
С одобрения России. При неистовом противодействии Украины. Вопреки бессчетным заявлениям покровителей украинского нацистского режима, то есть всего коллективного Запада о том, что они эти выборы не признают.
Оно и понятно. До сих пор в переговорной позиции России с «Нормандской четверкой» проведение выборов на Донбассе висело дамокловым мечом. Выборы планировались с 2015-го года. Именно тогда в 2015-м они были отложены по просьбе к Путину от европейских «партнеров». И на этом моменте стоит сделать отдельный акцент.
Отложены они были не по доброте душевной, а в обмен на определенные обязательства, которые взяли на себя Франция и Германия в отношении воздействия на Украину, с целью принудить ее к исполнению Минских соглашений.
Намечались выборы и в 2016-м и в 2017-м, и каждый раз откладывались, оставляя европейцам пространство для маневра. И в знак согласия России действовать по европейскому сценарию в урегулировании украинского кризиса.
После убийства главы ДНР Александра Захарченко и назначения сроков выборов до последнего момента ожидалось, что и на этот раз Европе удастся оказать давление на Россию или сторговаться с ней и выборы будут отложены или отменены.
По крайней мере, у Европы оставался шанс указать на то, что нынешняя киевская власть недоговороспособна и попросить Владимира Путина не обострять ситуацию проведением выборов в Донбассе до смены президента и состава Верховной Рады в Киеве. Мол, с новой украинской властью, возможно, удастся договориться.
Однако Россия не стала ждать смены власти в Киеве и не поддалась ни уговорам, ни угрозам со стороны Европы и США. Выборы в Донбассе стали Рубиконом, перейдя который Российская Федерация обозначила новую позицию по украинскому вопросу.
Можно только догадываться, какие из многочисленных антироссийских действий со стороны европейских стран и США дали основания для ужесточения позиции высшего политического руководства России. Было ли это следствием ухудшения отношений с Европой, на которые европейские страны пошли по приказу из Лондона в связи с карикатурным «делом Скрипалей». Привели ли к этому шагу решения Стокгольмского арбитража, обязавшего «Газпром» содержать Украину, потому что ее, видите ли, жалко. Стали ли причиной тому действия Вашингтона по уничтожению Украинской Православной Церкви, руками своей клиентелы из Фанара. Или главной причиной, по которой Россия поставила европейских и заокеанских партнеров перед новой реальностью, стало само убийство Александра Захарченко, которое московские следователи расследовали, но результатов с указанием конкретных виновных пока не огласили.
Впрочем, к чему гадать? Европейским и американским партнерам уж точно известно, какие их шаги привели к тому, что от компромисса с Европой, к которому удалось склонить Владимира Путина в 2015-м, Россия перешла к «пониманию», с которым, отнеслась к выборам в ЛНР и ДНР.
Именно так прокомментировал ситуацию с выборами пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков:
«Мы относимся с пониманием. Речь идет о двух республиках, которые отторгнуты Украиной и находятся в состоянии полного эмбарго. Минские соглашения не реализуются украинской стороной. В этих условиях и при условии опасности возобновления силового сценария этим республикам ничего не остается, как самоорганизовываться в целях обеспечения собственного существования, жизни и социальных обязательств перед людьми, которых бросила их страна»
А что, мол, остается жителям Республик, если Украина сама не хочет их возвращения в свой состав и не предпринимает ничего в плане выполнения минских соглашений.
И страны всей Европы, США, даже НАТО, руководители которого сочли нужным высказаться, могут сколько угодно заявлять, что выборы они эти не признают, однако новая политическая реальность такова, что для урегулирования кризиса украинскому руководству придется садиться за стол переговоров с представителями Республик, демократично избранными 11 ноября.
Другого пути для разрешения ситуации Россия не видит.
И для тех, кто его все-таки видит и находит возможным силовой метод возвращения Донбасса в Украину, Российская Федерация посылает другие сигналы, внешне далекие от политической плоскости. Так, стало известно, что в Ростовской области, в 70 км от границы с Украиной будет построен новый военный аэродром.
Еще одним наиважнейшим моментом стала дата проведения выборов в Донбассе. Голосование в Республиках было назначено на 11 ноября, именно в тот день, когда все мировые лидеры, в том числе и Петр Порошенко, и лидеры европейских стран, дававшие некие гарантии по исполнению минских соглашений три года назад, собрались в Париже по случаю окончания Первой Мировой войны и могли посмотреть в глаза тому, кому давали гарантии, а он им, в свою очередь.
И на этом фоне в совместном заявлении глав Франции и Германии о том, что «выборы незаконны и состоялись вопреки многочисленным призывам международного сообщества», имеет значение лишь то, что выборы состоялись.
Во время самой же встречи мировых лидеров в Париже было совершенно не похоже, чтобы лидеры европейских стран или, к примеру, США, неохотно общались с Владимиром Путиным или выказывали ему какие-то сигналы неприятия.
Вот Петр Порошенко попал в Париже в комичную ситуацию, когда, несмотря на видимые усилия, не был замечен Дональдом Трампом и не удостоился рукопожатия. Экспресс-переговоры с Меркель и Макроном, на которой стороны обсудили ситуацию с выборами в Донбассе и даже, по словам Порошенко, похвалили Украину за «ответственное отношение» к договорным обязательствам, ситуацию не изменили. Откровенное пренебрежение Трампа к самому Порошенко и отсутствие видимого интереса к этой теме ничего хорошего Украине не сулят.
Проведения выборов в Донбассе в этот день - это не просто символический шаг, это козырная карта, которую Владимир Путин выложил на стол перед мировым сообществом и перед европейскими «партнерами», показав, что терпению России настал конец.
Очевидно, что попытки уговорить Россию и на этот раз повлиять на Республики и отложить выборы были, и оказались они неудачными.
Именно поэтому так оживились и европейские лидеры и сам Порошенко по вопросу введения в Донбасс миротворцев. Сначала Меркель приехала в Киев, потом Порошенко заручился поддержкой Лукашенко и Эрдогана.
Однако выборы прошли, и Москва может предложить лишь обсудить вопрос введения миротворцев с избранными лидерами Республик.
Очевидно, что рычагов давления на Россию по вопросу Донбасса у европейцев не осталось - все возможные ресурсы израсходовали по «делу Скрипалей», ничего для себя не выиграв при этом.
Москва же, разрешив Республикам сделать очередной шаг по укреплению государственности, перешла в наступление и оставила открытыми для себя весь спектр возможностей для других шагов.
Заявления европейцев о том, что выборы противоречат минским соглашениям, не имеют значения, потому что сложившаяся ситуация все равно не оставляет для них других возможностей, кроме как искать компромисс с Россией именно в рамках тех самых минских соглашений.
А вот дальнейшее неисполнение этих соглашений со стороны Украины оставляет возможность для Москвы признать Республики, раздать их жителям российские паспорта, или продолжать их использовать как важнейший фактор влияния на внутриполитическую ситуацию на Украине, то есть использовать как плацдарм для контрнаступления на территории, которые были отданы под влияние ЕС и США после «евромайдана».
Ловушка заключается в том, что исполнить минские соглашения украинские власти не могут, даже если бы захотели. Петр Порошенко, пытающийся опереться на крайне националистические круги, на какие либо шаги, открыто дискредитирующие его перед националистами, в преддверии выборов пойти не может. Иначе может и до выборов не досидеть.
Даже если его сменит более договороспособная и ориентирующаяся на Европу Тимошенко, провести решения по минским соглашениям через нынешний состав Верховной Рады она не сможет. А до выборов следующего состава следующей осенью, еще очень много чего в стране может произойти.
Позволив украинскому режиму отрастить силовую поддержку в виде многотысячной армии нацистов, для удержания власти путем террора, европейцы тем самым закрыли Украине путь к реализации минских соглашений. Любой власти для принятия и легализации пунктов «минска» придется теперь преодолевать сопротивление нацистов. Или самих же нацистов перед этим зачистить. А это на сегодняшний день сделать будет очень и очень непросто. И по замечаниям аналитиков, ещё неизвестно: кто кого, на самом деле, зачистит. Власть, опирающаяся на олигархические круги, а другой на Украине быть не может, уничтожит тех, кто обеспечивает силовой диктат над обществом, или нацисты, с одобрения обнищавшего и озлобленного населения, устроят-таки правый переворот.
Выхода из «минского тупика» в обозримом будущем не предвидится.
Республики Донбасса в этих условиях обзавелись законно избранной властью, которая обладает полнотой влияния на внутреннюю ситуацию и полномочна представлять население Донбассе на любом международном уровне. Что бы ни случилось с Украиной.
А с ней, при нынешнем состоянии экономики и политической ситуации, может много чего случиться.
Международный аспект прошедших выборов трудно переоценить. В отличие от референдумов о независимости Республик, которые воспринимался международным сообществом как незначительный эксцесс, вследствие геополитического наступления Европы и США на украинском направлении, выборы 11 ноября приобрели самостоятельное политическое значение мирового уровня.
Эти выборы обсуждались, причем по инициативе противников из числа европейских стран, в Совете Безопасности ООН. Государственный департамент США счел необходимым обратиться к населению Донбасса с просьбой их игнорировать. Европейский Союз, поправ приверженность к декларируемым демократическим принципам, которые везде насаждает, заявил об их недействительности. Вообще мало кто по поводу этих выборов не высказался. Особенно стоит отметить в этом ряду НАТО. НАТО это вообще-то оборонительный военный союз. И Украина в этот союз не входит. Заявление руководства НАТО о непризнании выборов в Республиках Донбасса само по себе международный нонсенс. Никто нигде и никогда не рассматривал НАТО как организацию, уполномоченную признавать, или не признавать, какие угодно выборы.
Декларация Североатлантического альянса по этому поводу должна означать, ни много ни мало, что проведя выборы в своих Республиках, жители Донбасса напали на это самое НАТО, или создали угрозу для входящих в него стран.
Всеми этими заявлениями сделавшие их стороны только увеличили международное значение и политическую составляющую выборов.
Выборы, которые политически ничтожны, не могут стать главной темой международной политической повестки Совбеза ООН и причиной заявлений со стороны даже НАТО, которого они вообще не касаются. Получилось точно как в кино: «Я три дня за вами гналась, чтобы сказать, как вы мне безразличны».
Можно констатировать, что не в последнюю роль именно негативная позиция международных покровителей украинского режима, наряду с запугиванием со стороны СБУ, и обеспечила значительную часть явки на выборы в Донбассе. Фактически, каждый, кто пришел на избирательный участок, таким явным образом выразил свое отношение к заявлениям США, Европы, «международного сообщества», угрозам со стороны представителей украинской власти, да и к самой Украине.
Прошедшие при огромной явке выборы стали ответной международной декларацией позиции всего населения Донбасса. Декларацией, которую ни отрицать, ни игнорировать невозможно.
Внутриполитические аспекты прошедших выборов также имеют важнейшее значение. Оба победивших кандидата, а в настоящее время уже избранные главы ЛНР и ДНР, в предвыборной риторике на первое место поставили отношения с Россией.
Именно этот аспект и обеспечил поддержку населения не только им, но и самому процессу выборов. Массовое участие в голосовании жителей Республик, у которых, честно говоря, есть все основания впасть в политическую апатию, стало ясным и явным сигналом для всех политических сил и в Российской Федерации.
Обозначение политической ориентации на Москву, выраженное в явной поддержке выражающих «российский курс» глав Республик, стало заменой той части референдума о самоопределении, которая не была проведена в мае 2014-го года.
Не будет преувеличением сказать, что именно явная поддержка со стороны Администрации Президента Российской Федерации обеспечила беспрецедентную явку на выборы и поддержку на них кандидатуры Дениса Пушилина в Донецкой Народной Республике. Можно сказать, что доверие ему со стороны населения было оказано авансом, как кандидатуре, поддерживаемой Москвой, в надежде на более активное участие Российской Федерации во внутренней ситуации в Республике, укрепление экономических и политических связей ДНР с Россией.
В Луганской Народной Республике действующей администрации в предвыборный период удалось показать полный контроль над политической ситуацией, отсутствие острых конфликтов и общественный консенсус.
В плане взаимодействия с Российской Федерацией обе Республики продемонстрировали приемлемую управляемость. И это важно, учитывая, что и в ЛНР при Плотницком, и в ДНР при Захарченко, имели тенденции к политической, управленческой и экономической «самостийности», на фоне которой у Москвы возникали вопросы, куда деваются средства и гуманитарная помощь, направляемые в Республики.
В настоящий момент и в самой Российской Федерации наблюдаются проблемы с управляемостью ситуации в некоторых регионах. Приобретать к тому еще и малоуправляемые, гордые и «самостийные» регионы во внешней зоне влияния сулит больше проблем, чем политических выгод, при немалой стоимости, и не окупает связанных с этим международных проблем.
И все же, если отвлечься от фанфар и грома салютов, стоит отметить, что до перелома ситуации в украинском кризисе, а, значит, и в судьбе Донбасса, еще очень далеко.
Упомянутая раздача российских паспортов и признание ЛНР и ДНР, вожделенные для населения Донбасса, в настоящий момент, очевидно, не соответствуют целям руководства России на украинском направлении. Со стороны Российской Федерации такие шаги стали бы закреплением ситуации в ее нынешнем виде, с Республиками в существующих границах и отсутствием надежды на продвижение своего влияния на остальную территорию Украины в обозримом будущем.
Хотя Москва явно придерживается тактики заморозки ситуации на данном этапе, выходить из сложившейся ситуации ей некуда, кроме как в геополитическое наступление. Когда для этого сложатся подходящие условия.
Сдавать или «сливать» Донбасс в Украину, чего опасаются критики российской политики и противники выборов в имевшем место формате, для России попросту невыгодно.
Западу нечего предложить Москве взамен за сдачу Донбасса.
Обещанные со стороны США очередные санкции в отношении России даже в формулировке Госдепа содержат требования передачи Украине не только Донбасса, но и Крыма, что для руководства Российской Федерации неприемлемо.
Разрешение со стороны Москвы на проведение выборов - это ясный сигнал Европе, что и с ней торг, за счет уступок со стороны России, закончен.
Донбасскому плацдарму предстоит в ближайшем обозримом будущем продолжать играть свою роль в продвижении влияния России на другие регионы Украины.
Очевидно, что в настоящий момент ЛНР и ДНР не представляют собою «витрины» такого влияния и внутренняя экономическая ситуация в Республиках, условия жизни населения, не являются настолько уж привлекательными для остального населения Украины.
Причиной тому, прежде всего карательная операция украинской власти в отношении жителей Донбасса, носящая откровенно террористический характер.
Однако и при условии её продолжения России выгодно повышение уровня жизни населения в Республиках, развитие их собственной экономики и усилия со стороны Москвы в этом направлении, вероятно, будут увеличиваться.
Также, возможная смена власти на Украине, если на что и дает надежду России и населению Республик, так это на прекращение боевых действий и террористических обстрелов, что резко помогло бы нормализировать жизнь в ЛНР и ДНР.
И все же ситуация политической неопределенности в дальнейшей судьбе Луганской и Донецкой Народных Республик будет продолжаться еще некоторое время. До момента полной реализации целей российского высшего политического руководства в отношении территории и населения Украины или до того, как в Москве будет признано целесообразным закрепить достигнутый результат.
Если учесть, что в настоящий момент в мире уже не попахивает, а ужасно смердит порохом и мировое сообщество, очевидно, на всех парах мчится к новой мировой войне, не исключено, что судьба Украины, и вместе с ней и Донбасса, будет решена уже по ее результатам.