Некоторые аспекты международной деятельности Русской Православной Церкви в 1943-1948 гг.

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
477
Время на чтение 5 минут

После 1943 года гонения на Русскую Православную Церковь со стороны советского государства были на некоторое время в основном прекращены. Открывались вновь поруганные храмы, из мест лишения свободы, из действующей армии к местам церковного служения возвращались священнослужители. Уже к началу Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь, несмотря на все попытки атеистического государства ее уничтожить или хотя бы разъединить, осознала себя единым целым.[1] Тем более укрепила это ощущение церковного единства прошедшая за годы Великой Отечественной войны перемена в церковно-государственных отношениях.

После 1943 года Церковь стала играть и роль лица Советской России перед лицом мирового сообщества в религиозном вопросе, что стало особенно важным в послевоенной ситуации.[2]Даже создание Совета по делам Русской Православной Церкви было позитивным шагом, так как через него Церковь получила возможность более-менее полноценного диалога с государством. Однако вряд ли правомочно охарактеризовать 1943-1945 гг. как время «церковного расцвета» в России. Хотя вынашивались даже планы проведения в Москве Вселенского Собора Православной Церкви, государство финансировало зарубежную деятельность Московской Патриархии, получившей возможность открыть духовные учебные заведения, начать издательскую деятельность. Хотя Советским правительством финансировались в определенном объёме древние Православные Патриархаты.

Но в то же время не изменилось отношения к Церкви со стороны государства в принципе; предпринимались попытки новых гонений на неё как при жизни И.В. Сталина, так, и особенно, после его смерти.

В 1948 году прошли торжества, посвященные 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви, в которых приняли участие делегации Константинопольской, Антиохийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Польской, Албанской и Армянской Церквей. Торжества проводились при поддержке Советского правительства, желавшего установить доминирующее положение Русской Церкви в православном мире.[3]

Русская Церковь недолго играла одну из центральных ролей в «большой политике» советского руководства - с осени 1943 по лето 1948 гг. В этот период она являлась одним из важнейших инструментов реализации наступательной стратегии СССР, осуществления попытки установить доминирующее влияние в послевоенном мире.

Так, докладывая в ЦК ВКП (б) о поездке Святейшего Патриарха Алексия I в Румынию в июле 1947 года, заместитель председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Белышев писал, что «поездка Патриарха Алексия в Румынию превратилась в своего рода триумф Русской Православной Церкви».[4] Поездка Патриарха Алексия в Румынию имела большое значение для укрепления дружественных отношений между Румынией и Советским Союзом и способствовала выработке единого мнения двух Православных Церквей по вопросам предстоящего совещания глав Православных Церквей в Москве».[5]

Основными направлениями международной деятельности Московской Патриархии в эти годы были переводы в свою юрисдикцию всех русских заграничных приходов, обеспечение поддержки христианскими конфессиями в восточно-европейских странах режимов народной демократии, борьба с Ватиканом и утверждение своего первенства в Православии и даже во всем христианском мире[6].Например, как докладывал председатель Совета по делам РПЦ при СМ СССР Г. Г. Карпов в ЦК ВКП(б) Д. Т. Шепилову, 5 июля 1948 года на церковных торжествах, посвященных 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви и на совещании глав автокефальных Православных Церквей мира в Москве должны быть приняты резолюции по вопросам: осуждение антихристианской и антидемократической сущности капитализма; отказ Православных Церквей от участия в Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей, созываемой 22 августа 1948 года в Амстердаме; о церковном календаре; об англиканской иерархии.[7]

Как следует из этого же документа, имевшего гриф секретности, процессы усиления Русской Православной Церкви встречали большое сопротивление со стороны зарубежных политических сил, оказывавших влияние на церковных иерархов, о чем достаточно прямо писал Г.Г. Карпов: «Приезд делегаций из-за границы в Москву начался 3 июля сего года. Сегодня выяснилось, что Сербской делегации во главе с патриархом Гавриилом правительство Югославии запрещает вылетать в СССР, против чего протестует патриарх Гавриил.  <...> Принимая во внимание установленные связи митрополита Стефана с английской миссией в Болгарии, становится ясно, что Вселенский патриарх и Греческий архиепископ Дамаскинос[8]    действуют по указаниям англичан»[9]  Также в документе отмечалось, что «...Патриархи Иерусалимский Тимофей, Александрийский Хризостом и Кипрский архиепископ Макариус (все трое по национальности греки), как и следовало ожидать, на совещание не приезжают»[10].

 Изменение государственной  политики в религиозной сфере происходило в зависимости от необходимости в использовании Церкви в государственной пропаганде, как внутри страны, так и за рубежом. При этом для международных и внутренних политических акций использовалась исключительно Патриархия, епархии в этот процесс включены не были.  Кризис церковно-государственных отношений, оформившийся к 1943 году, не мог быть преодолен без пересмотра всей государственной политики в отношении Церкви. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, желание хорошо выглядеть перед союзниками, а в послевоенное время - желание использовать церковный потенциал в международной политике - все эти меркантильные и сиюминутные задачи, которые решало Советское Правительство, не могли стать фундаментом для подлинного церковного возрождения в России. Перед Церковью, инфраструктура которой была разрушена десятилетиями гонений, ставилась непосильная задача - стать центром мирового православия и противовесом Ватикану. Естественно, что она была невыполнима, и государство в основном потеряло интерес к Церкви, как инструменту в мировой политике. В то же время бывшие союзники СССР по антигитлеровской коалиции стали уделять Православным Церквям, находящимся в государствах, на которые они могли оказывать серьезное воздействие, повышенное внимание, целью которого были модернизация и раскол мирового Православия.

 


[1]    Anna Dickinson. Quantifying Religious Oppression: Russian Orthodox Church Closures and Repression of Priests 1917-41 // Religion, State & Society. Vol. 28. № 4. 2000. P. 333.

[2]    Anna Dickinson.  A Marriage of Convenience? Domestic and Foreign Policy Reasons for the 1943 Church State "Concordat" // Religion, State & Society. Vol. 28. № 4. 2000. P. 337.

[3]    РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132, д. 8, л. 32, 45-47.

[4]    РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125, д. 506, л. 136.

[5]    РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125, д. 506, л. 138.

[6]    Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 305

[7]    РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132, д. 8, л. 46.

[8]    Имеется в виду архиепископ Афинский и всея Эллады Дамаскин (1891-1949).

[9]    РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132, д. 8, л. 46-47.

[10]   РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132, д. 8, л. 46.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Александрович Федотов
Последний председатель Ивановского облисполкома,
первый губернатор Ивановской области
04.06.2025
«Духовник земли Ивановской»: вспоминая
архиепископа Амвросия
29.03.2025
Когда его жизненный путь завершился, многие
стали осмысливать, какое влияние он оказал на их жизни
24.03.2025
Церковное возрождение
35 лет отделяют нас от событий, когда на следующий год после празднования Тысячелетия Крещения Руси в Советском Союзе начал набирать силупроцесс открытия храмов 
10.01.2025
Все статьи Алексей Александрович Федотов
Бывший СССР
Европеизация, вышедшая боком
Или в чем был прав Эдуард Лимонов
12.06.2025
«Я – государственник»
У русского народа государство является высшей ценностью
12.06.2025
День памяти Великого князя Михаила Александровича
Сегодня мы также вспоминаем военачальника П.Х.Витгенштейна, участника Крымской войны А.П.Андреева, мать первого русского космонавта А.Т.Гагарину
12.06.2025
Годовщина падения Константинополя
Сегодня мы также вспоминаем Царевну-Мученицу Татиану, графа П.М.Апраксина, полководца И.И.Дибича-Забалканского, генерала Н.Д.Тимофеева и церковного историка Н.Д.Тальберга
11.06.2025
«Хельсинки-75»
Попытка урегулирования этнических конфликтов в Европе
10.06.2025
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Борцам за ценности традиционные!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
12.06.2025 11:14
Провокация разыграна словно по нотам
Новый комментарий от Могилев на Днепре
12.06.2025 10:30
День России: Что будем праздновать?
Новый комментарий от РОНОЛ
12.06.2025 10:28
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от С. Югов
12.06.2025 10:23
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Русский танкист
12.06.2025 10:19
Синод РПЦЗ наступает на те же грабли?
Новый комментарий от С. Югов
12.06.2025 09:51
«Чтобы мы не вымирали»
Новый комментарий от Русский человек
12.06.2025 07:53