«Я живу в России. Я люблю Россию и своё дело тоже.
Я не приемлю понятие «эта страна» - так может говорить только мерзавец.
Я не понимаю тех, которые говорят «этот народ». Так выражаться может только безумец.
Есть и будет всегда святая Русь - моя страна, и всегда будет мой народ».
Кто-то назвал её русской Мерилин Монро, что, на мой взгляд, не совсем верно. По популярности и красоте - да, но в остальном это два несовместимых внутренних мира, ибо русская актриса - это актриса без сравнения!
Стоит ли говорить, что место, занимаемое Татьяной Дорониной в современной культуре нашей страны, уникально. В день юбилея не лишним будет напомнить о том большом её вкладе в защиту истинной культуры от разрушителей, вклад, который трудно переоценить сегодня.
Творческая биография актрисы непроста. Её родителями были простые люди, приехавшие в северную столицу из ярославской деревни. У Тани бала дружная замечательная семья, родители прожили душа в душу шестьдесят лет, стараясь помогать и другим людям. Стоит ли удивляться, откуда у простых людей рождаются талантливые дети. Её отец, Василий Иванович, кроме профессии повара, которую любил, был мастером на все руки: мог построить избу, пахать, косить и сеять, водить мотоцикл, был отличным слесарем. Так это естественно, что у талантливых родителей, обязательно должен появиться хоть один выдающийся ребёнок в семье. Сколько мы знаем знаменитостей, которыми гордится Россия, выходцев именно из «простых» крестьянских семей!
Рано научившаяся читать, Таня уже не могла обходиться без любимых книг, страстно полюбила стихи и, к тому же была награждена от природы музыкальным слухом. Родители купили ей гитару и с тех пор Таня с гитарой не расставалась.
Итак, юная Таня Доронина поняла, что театр - это её призвание и счастье на всю жизнь. Она успешно прошла экзаменационные испытания в Московских театральных вузах, но остановила свой выбор на Школе-студии МХАТ.
После окончания МХАТа, вместе с мужем Олегом Басилашвили Татьяна Доронина поехала в Ленинград, в знаменитую Александринку. Начался актёрский трудовой путь, принесший Татьяне Дорониной не только славу, но и трудные испытания. Через несколько лет, после неудачного брака, Басилашвили скажет в интервью: «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр... У неё был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться... Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором нашего развода...».
Понять Олега можно, ведь когда с тобой рядом находится столь яркий человек, постоянно стремящийся к совершенству и много работающий над собой, то надо либо пристраиваться к трудному ритму яркого дарования и помогать ему во всём, либо завидовать и соревноваться, делая несносной совместную жизнь. Брак распался.
Затем состоялась знаменательная встреча с большим художником - Товстоноговым, который пригласил Татьяну в свой театр. В БДТ Татьяна Доронина проработала всего шесть сезонов, она считала счастьем работать под руководством лучшего режиссёра страны, которым был Товстоногов, играла главные роли...Этот театр и этот режиссёр, по мнении многих знатоков театра, сделали Доронину великой актрисой.
Затем поступило приглашение из МХАТа, но Татьяна Васильевна отказалась. Приглашение было сделано по настоянию министра культуры Фурцевой. Позже, проработав во МХАТе, Доронина записалась на приём к Фурцевой и рассказала, как она тоскует по Ленинграду. Но, видимо, судьбой так уже было определено, что через полтора десятка лет МХАТом будет руководить женщина и это окажется благом для театрального искусства. Мудрая Фурцева как будто предчувствовала, что грядут изменения, и к ним надо быть готовыми. Увы, открывая новое здание МХАТа на Тверском бульваре, в 1973 году Екатерина Фурцева не знала, что именно на этой сцене через год будут прощаться с нею.
В Москве, Татьяна Доронина, после оглушительного успеха фильмов «Старшая сестра» и «Три тополя на Плющихе», стала очень популярной киноактрисой. В кино Татьяна Доронина сыграла не так уж и много - менее двадцати ролей, но ни одна из них не стала проходной.. Но поистине культовым стал фильм «Три тополя на Плющихе».
Через некоторое время Товстоногов приезжает в Москву, приглашая Доронину обратно в театр, со словами: «Вам замены нет». Но она не вернулась, о чём по собственному признанию жалеет, считая, что сделала одну из самых больших глупостей в жизни. Затем, большим театральным событием станет спектакль, поставленный Ефремовым «Дульсинея Тобосская с Дорониной в главной роли. Но, она покидает МХАТ, перейдя в Театр им. Маяковского.
В этом театре Доронина сыграет несколько блестящих ролей в спектаклях: «Кошка на раскалённой крыше» Т.Уильямса, «Беседы с Сократом» Э.Радзинского, «Аристократы» Н.Погодина, «Она в отсутствие любви и смерти» Э.Радзинского.
Затем - возвращение на сцену МХАТа и очень мало ролей в спектаклях. Доронина переживает настоящий кризис, за которым последовало « большое событие» - Разделение МХАТа.
Причины разделения, конечно, нужно искать в перестройке. В стране назревали перемены, весьма долгожданные для «сильных мира».
Итак, с 1 октября 1987 года решением Министерства культуры СССР театр на Тверском бульваре стал называться МХАТом им.Горького, художественным руководителем которого коллектив выбирает Татьяну Васильевну Доронину. В Камергерском переулке появился МХАТ им.Чехова, под руководством Олега Ефремова.
Надо отметить, что в наше время имеется много театров, которыми руководят актёры, кстати, мужчины. Но ни одному из них, даже большим и знаменитым артистам , не пришлось работать в атмосфере нескрываемой вражды и недоброжелательства со стороны либеральных СМИ и прочей либеральной публики.
А Татьяна Доронина смогла выстоять!
Злые критики пишут, что «Доронинский театр будто законсервировал ушедшее время, а спектакли лишены современных примет и современного подхода эстетики к классике». Ох, как нам хорошо знаком ваш «современный» подход эстетики! Уже и в зубах навяз своими выкрутасами, лишёнными подлинной эстетической мысли!
И напрасно витийствуют заказные критики: МХАТ им Горького посещает настоящая элита страны: культурная, творческая и научная. Именно Ваш театр любил посещать В.Г.Распутин, приезжая в Москву.
А то, что каждый уважающий себя учитель ведёт своих учеников на Ваши спектакли, так это здорово! Дети после спектакля В.Розова «Её друзья» выходят с из зала с мокрыми глазами, не стыдясь слёз! Розов с его гуманизмом - вечен!
Уважаемая Татьяна Васильевна! Поздравляем Вас с Юбилеем!
Знайте, что каждый Ваш спектакль мы смотрим с замиранием сердца, ибо Вы - актриса, которой по праву гордится вся Россия.
Нина Ивановна Черепенникова, член Союза писателей России
2. Re: Актриса на все времена
1. Браво, безподобная!