14 апреля выдающемуся русскому музыканту, Народному артисту РСФСР Михаилу Васильевичу Плетнёву исполняется 65 лет. Он родился в г.Архангельске в 1957 году, а в 13- летнем возрасте поступил в Московскую Центральную музыкальную школу и учился у Е.М.Тимакина, которого Михаил Плетнёв называет «учителем с большой буквы.» Именно ему он обязан свободным владением инструмента, умением, которое так поражает слушателей. После школы он поступает в Московскую консерваторию в класс Я.Флиера, затем учится в аспирантуре Московской консерватории, в классе Л.Власенко. Михаил Васильевич, в разговоре с искусствоведом С.Бэлзой, отметил: «все мои педагоги принадлежали Игумновской школе, которая происходит от Бетховена: Бетховен-Черни-Зилоти-Игумнов-Тимакин-Флиер-Власенко – вот ряд пианистов, происходящих от этой школы».
О феномене музыканта Плетнёва рассказывает его коллега и друг, концертмейстер Российского национального оркестра и поэт Алексей Бруни, который учился вместе с Михаилом Плетнёвым в ЦМШ: «Помню, как он ставил на пюпитр сборники этюдов Лешгорна, Черни, Мошковского и играл их целыми тетрадками, причем так, будто он это сто лет играет – легко, блестяще, виртуозно, в запредельных темпах, да еще с юмором, поскольку любил на ходу что-нибудь присочинить».
Безусловным является и тот факт, что Михаил Плетнёв стал достойным продолжателем школы великих пианистов прошлого и его победа на 6-м Международном конкурсе П.И.Чайковского в 1978 году убедительное тому доказательство. Ещё совсем молодым Плетнёв становится обладателем нескольких престижных международных премий. Было множество побед и в России. В результате, за свою многолетнюю творческую деятельность и за большой вклад в развитие отечественной культуры он получает звание Народного артиста РСФСР, становится четырежды лауреатом Государственных премий РФ и неоднократно награждается орденами «За заслуги перед Отечеством». Также он является членом Совета при президенте РФ по культуре и искусству.
Не будет преувеличением сказать, что Михаил Плетнёв является лучшим пианистом современности. Его выступлений ждут все сцены мира. И когда этот великий пианист выходит к зрителям, в зале воцаряется благоговейная тишина, ибо прочтение всех великих музыкантов выдающимся русским пианистом всегда уникально: оно захватывает слушателей новизной понимания композитора и его мыслей, выраженных в произведении. Плетнёв часто открывает что-то неизвестное и новое в жизненных отношениях композиторов: он это слышит и передаёт эти настроения нам, слушателям и любителям классической музыки. У Плетнёва это получается восхитительно, но, неоспоримо и то, что за этой блестящей игрой стоит труд, труд и ещё раз труд.
«Михаил Плетнев не вписывается ни в какие стандарты. У него сердце и ум соединены вместе. Он музыкант одновременно интеллектуальный и эмоциональный. После конкурса Чайковского мы записали с ним все концерты Чайковского в Лондоне с Лондонским филармоническим оркестром, и он произвел на всех громадное впечатление». Так говорит известный дирижёр Владимир Федосеев.
В своих интервью, которые очень интересно слушать, Михаил Васильевич много рассказывает о жизни тех композиторов, музыку которых он играет. Беседы с искусствоведом С.Бэлзой обнаруживают Плетнёва как умного и разносторонне образованного человека: его хочется слушать и слушать, ибо он рассуждает не банально. А его рассуждения помогают любителям классической музыки глубже понять произведения великих композиторов.
Чуткий музыкант, он знает, как влияют косвенно ( иногда и прямо) на музыку композиторов страдания, мысли и чувства. И старается отразить наиболее полно это понимание своей игрой. Столь глубокое проникновение в музыкальный материал получается далеко не у каждого пианиста. В этом Плетнёву помогает его великолепное владение инструментом. Это стоит дорогого, потому что к такому исполнению лежит только единственный путь: постоянная работа над своим мастерством.
Отсутствие внешних эффектов и особая сдержанность пианиста, погруженного в исполняемую им музыку, отличают манеру игры Плетнёва. Ему не до эффектных, поз: он весь в музыке исполняемого им композитора, в музыке, которую он хочет максимально донести до слушателя. И как всегда, слушатели, оказавшиеся в данной конкретной сфере, вдруг начинают узнавать через игру Плетнёва о композиторе что-то для себя новое. Стоит только почитать восторженные отзывы об игре Михаила Плетнёва в Интернете. Он открывает неизвестные глубины даже в самых, казалось бы, простых произведениях. Эпитеты: «блестящий», «выдающийся», «уникальный» и, наконец, «великий» - это всё о Михаиле Плетнёве. Слушатели отмечают в своих отзывах «фантастический уровень владения роялем» и «филигранную технику», «яркую эмоциональность из души», «глубоко прочувственное и пережитое исполнение».
Дирижёр - другая ипостась уникальной личности Михаила Плетнёва. Плетнёв – основатель и художественный руководитель РНО (Российского национального оркестра), основанного им в 1990 году. Плетнёва дирижёра отличает сдержанность жестов, он не любит, красивых эффектов и поз, он весь погружен в музыку. Видна его одержимость и глубокое проникновение в исполняемое произведение. И, конечно же, просматривается тесный контакт с музыкантами: его одухотворённое лицо завораживает и настраивает оркестрантов. РНО – желанный гость в любой стране.
Плетнёв как великий пианист и дирижёр – явление в мировом музыкальном мире. Любая его интерпретация музыкальных произведений становится событием. «Пиковая дама» в постановке дирижёра Плетнёва на сцене Большого театра это подтверждает. Плетнёв по его словам, «проложил свою маленькую тропку к музыке Чайковского». Так глубоко проникать в ткань музыкальных произведений Чайковского дано только Плетнёву, а его блестящая техника, служащая ему подспорьем, открывает нам нового Чайковского. Так, слушатель открыл для себя простоту и сложность «Детского альбома» П.Чайковского. А его фортепианные транскрипции балетов этого композитора просто великолепны!
Михаил Плетнев еще и композитор. Денис Мацуев вспоминает: « На 50-летний юбилей я исполнял его Квинтет с флейтой, скрипкой, альтом и виолончелью: какая это феноменально тонкая, грациозная музыка, с глубоким сюжетом в духе Шостаковича! Конечно, он еще не оценен как композитор по достоинству. После концерта мы сидели всю ночь и слушали записи Николая Голованова. Это икона для Михаила Васильевича, он ориентируется на Голованова в своем творчестве. И для меня он тоже открыл этого уникального дирижера».
К этому можно добавить, что Михаил Плетнёв имеет несколько собственных сочинений.
Как и свои прошлые юбилеи (60-летие и 65-летие) пианист встречает не в России. Судя по афишам, у него в эти дни предстоят гастроли в Германии.
Неустанная работа стоит за спиной каждого великого пианиста, так что пожелаем Михаил Васильевичу беречь свое здоровье и силы для себя и для слушателей всего мира, которые всегда рады его выступлениям. А российская аудитория, особенно нетерпеливо ждёт концертов своего выдающегося соотечественника.
Многая Вам лета, Михаил Васильевич!
Нина Ивановна Черепенникова, член Союза писателей России