Национальная идея: от теории к практике

Взгляд из Минска

Бывший СССР 
0
931
Время на чтение 20 минут

«Научная истина не бывает ласково-гладкой,

удобной для всех, она горяча и угловата, она жжет и ранит.

Так и будем за нее держаться, невзирая на ожоги и раны,

в том числе и на собственных руках.»

Я.И. Трещенок

В условиях глобализации только сильная идеология и соответствующая ей национальная идея способны защитить государственный организм и сохранить независимый путь развития. На основании консолидирующей общество национальной идеи можно «формировать события» и моделировать такие геополитические тенденции, которые выведут нашу страну в авангард общеевразийских процессов. Однако до настоящего времени как в Беларуси, так и в России действуют определенные конституционные ограничения в отношении идеологии. Они не способствуют утверждению национальной идеи, важность которой неоднократно подчеркивалась на уровне Главы государства. Так нужна ли адаптация Основного закона к современным геополитическим реалиям? Этот вопрос требует серьезного обсуждения.

Идеология - душа нации

Идеология государства - это душа нации, ценностно-мировоззренческая основа общества, которая формирует смысл существования государства и его граждан. Разрушение этой основы, выбивание из нее узловых ценностных идеалов и мировоззренческих образов является угрозой национальной безопасности. Поэтому государственная идеология должна выполнять роль «антивирусной программы», предохранять ценностно-мировоззренческую систему и самосознание народа от воздействия информационных вирусов и ложных смыслов.

Еще в начале ХХ века французский интеллектуал Копен-Албанселли писал о том, что «Душа народа заключается в его традициях, в его вековых преданиях; эти традиции являются истинными источниками народной жизни. Как ищут деревья своими корнями плодородную почву, сплоченную из пластов давно упавших листьев, так и народ живет теми духовными устоями, которые создались от доблести, геройства, стремлений, страданий и надежд предшествовавших поколений... Поэтому, когда хотят убить душу народа, а, следовательно, убить и самый народ, стоит только разомкнуть живущее поколение с прошлым, т. е. изгладить из памяти народа его предания и заветы, внушить ему презрение и ненависть к его старине, подобно тому, как достаточно подрубить у дерева корни, дающие ему для питания растительный сок, чтобы умертвить его» [1].

В этой связи идеология призвана сохранять связь поколений и преемственность государственного курса. Она обеспечивает единство народа и общую цель движения к высшим смыслам, без которых общество обречено на деградацию, а народ на вымирание.

Национальная идея - судьба государства

Национальная идея, судьба государства, имеет метафизический характер. Известный российский философ В. Соловьев писал, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [2, с. 127]. Он же поставил и фундаментальный вопрос: «Есть ли зло только естественный недостаток, несовершенство, само собою исчезающее с ростом добра, или оно есть действительная сила, посредством соблазнов владеющая нашим миром, так что для успешной борьбы с нею нужно иметь точку опоры в ином порядке бытия? Этот жизненный вопрос может отчетливо исследоваться и решаться лишь в целой метафизической системе» [3].

Формируя национальную идею, государство определяет свою судьбу в системе координат «добра» и «зла». В такой системе национальная идея трансцендента. Она выходит за рамки материальных смыслов или, точнее, находится в иной плоскости бытия, духовной сфере жизни общества. Национальная идея раскрывает цивилизационно-историческое предназначение государства, его миссию и роль в мировой истории.

В теологической трактовке, история государства представляет собой высшую волю Творца, как в отношении жизни человеческого сообщества в целом, его коллективной судьбы, так и в отношении судьбы индивидуальной. Метафизический характер национальной идеи свидетельствует о наличии «национального духа». В американской геостратегии он рассматривается еще с конца 1930-х годов как один из основополагающих факторов силы государства [4]. Современная информационно-психологическая (гибридная) война направлена на ослабление духовной силы государства.

Формирование национальной идеи США и России

В целях формирования национальной идеи Республики Беларусь целесообразно изучить опыт зарубежных государств. Выделим следующие лозунги и образы будущего: «В Бога мы верим» (США), «За Веру, Царя и Отечество!» (Россия), «Земля обетованная» (Израиль), «Свобода. Равенство. Братство» (Франция), «Бог и народ» (Италия), «Бог, Честь, Отчизна» (Польша), «Один за всех - все за одного» (Швейцария), «Истина восторжествует» (Чехия).

Национальные идеи России и США являются мессианскими. Однако подходы к определению «божественной миссии» существенно отличаются. В американской геополитике прочно закрепились такие понятия, как «предопределенность судьбы», «американская судьба», «американская мечта», «мир по-американски» и др. [5, с. 135].

Теологическая доктрина «Манифест судьбы», реализуемая США со второй половины ХІХ века, определяет в качестве «божественного предназначения» США миссию по расширению свободы и демократии. В рамках этой «миссии» происходит силовая трансформация системы международных отношений, в буквальном смысле, «огнем и мечом». В этой связи в советской историографии существовал специальный термин - «поджигатели войны», который широко использовал в своих речах И. Сталин.

Русское мессианство проявилось в историософских концепциях «Третий Рим», «Святая Русь», «Катехон». Истоком данных концепций следует считать библейское определение «удерживающего», согласно которому Россия является историческим субъектом, препятствующим окончательному торжеству зла в истории. Ее миссия как государства заключается в удерживании мира от войны.

Идея «Святой Руси» прошла «боевое крещение» уже в 1380 году на Куликовом поле, когда разрозненные и разобщенные удельные княжества, ослабевшие в межусобицах и братоубийственных конфликтах, вышли с поля боя единым народом. Именно накануне битвы с Мамаем, как гласит предание, князь Дмитрий Донской обратился к преподобному Сергию Радонежскому с вопросом: «Что делать?». На что услышал в ответ: «Русь защищать».

Определение национальной идеи Республики Беларусь

Целеполагающим принципом идеологической работы в Республике Беларусь является построение сильной и процветающей Беларуси. Это и есть система координат, в которой следует определить национальную идею - решить сложную концептуальную задачу. А. Лукашенко заявил, что «Это очень серьезный вопрос. И если вы думаете, что ее нашли, то заблуждаетесь». Он подчеркнул, что пишут много хороших вещей, но эти идеи не захватят сердце, душу [6]. Глава государства обратил внимание, что национальную идею необходимо формулировать, потому что это «движение вперед» [7].

Решение поставленной задачи требует конструирования мировоззренческого образа, связывающего воедино настоящее, прошлое и будущее государства, а также осознания смысла и сопричастности индивидуальной судьбы с судьбой государства в контексте его исторического развития. Для этого необходимо определить цивилизационные истоки белорусского народа, затем сформировать образ будущего, то есть цель, к которой мы стремимся, и, наконец, определить средства для ее достижения.

Как показало многолетнее исследование автора данной статьи, разработка национальной идеи и независимый путь развития возможны только при условии понимания сущности парадигмы нового мирового порядка - прообраза будущего мироустройства, который проявляется в рамках трансформации системы международных отношений по либеральному образцу [8, с. 6].

Автор пришел к выводу о взаимообусловленности проблемы войны и мира, с одной стороны, и феномена нового мирового порядка, с другой стороны. Обратной стороной проблемы нового мирового порядка является проблема войны и мира. Данный факт позволяет не только по-новому осмыслить исторический процесс, но и осуществить поиск возможных путей мирного развития человечества.

Что происходит?

Для того, чтобы понять, что делать, нужно понять, что происходит. Справедлива точка зрения о том, что «с нами не играют, а воюют! ... Во избежание всех бед, которые могут нас настичь, мы должны объединиться, консолидироваться, понять, что вокруг происходит. Мы неоднократно уже говорили о том, что ... нужна национальная идея, объединяющая народы всего нашего Отечества. Нужна идеология, которую мы можем противопоставить идее войны, которой вооружены наши противники» [9].

Обратимся к оценкам современной мировой политики крупными учеными, мыслителями и экспертами. Советник президента России, академик Российской академии наук С. Глазьев обосновывает тезис о «мировой хаотичной войне» [10]. Профессор, доктор экономических наук В. Катасонов пишет об «эскалации необъявленной третьей мировой войны» [11]. Руководитель Независимого экспертно-аналитического центра «Эпоха» И. Попов говорит о «войне управляемого хаоса», которая представляет собой совокупность тлеющих латентных конфликтов по всему миру [12].

Вице-президент Коллегии военных экспертов, генерал-майор А. Владимиров сравнивает современную войну с радиацией, о которой все знают, и которую все боятся, «но ее никто не чувствует, она не видна и не осязаема, ее как бы практически нет; но война идет, так как люди гибнут, государства рушатся и народы исчезают. Из истории человечества в первую очередь исчезают именно те государства и народы, которые, даже погибая, упорно не замечают или не хотят замечать ведущейся против них войны. Именно так погиб СССР. Именно такая угроза все еще нависает над Россией» [13].

Известный мыслитель А. Зиновьев писал, что «Коварство войны нового типа состоит в том, что она не воспринимается как война. Более того, она преподносится в пропаганде и воспринимается массами людей как стремление избежать войны. Суть дела понимают немногие. И возможности для них сделать свое понимание широко известным ничтожны... Социальная сущность глобализации состоит в том, что это - самая грандиозная спланированная и постоянно планируемая в деталях и управляемая в основных аспектах война западного мира не просто за мировое господство, а за овладение эволюционным процессом человечества и управление им в своих интересах» [14]. В данном контексте трудно не согласиться с точкой зрения о том, что «глубокая подчиненность мировой политики транснациональной идее «нового мирового порядка» - достаточно очевидный факт для любого вдумчивого наблюдателя» [15].

Американский ученый-либертарианец У. Стилл, кандидат в президенты США 2012 года от Либертарианской партии, так охарактеризовал проект нового мирового порядка: «На протяжении столетий в глубине секретных сообществ существует древний план. Эта схема предусматривает приведение всего человечества под управление единого мирового правительства - нового мирового порядка. Данный план является настолько древним, что его результат упоминается даже в Библии - правление Антихриста, упомянутое в Откровении Иоанна Богослова... Их «правительство наций» является обманом, скрывающим, в реальности, жесткую всемирную диктатуру. Это то, куда ведет нас их новый мировой порядок, и до тех пор, пока мы не осознаем, откуда исходит угроза, наша способность противостоять ей будет несфокусированной и, поэтому, неэффективной» [16, р. 7-8].

Стилл утверждает, что конечной целью апологетов нового мирового порядка является «уничтожение Христианства». Один из идеологов нового мирового порядка, член Трехсторонней комиссии и Бильдербергского клуба З. Бжезинский подтвердил, что «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось Русское Православие» [17].

Как подтверждает наше исследование, процесс установления нового мирового порядка - это перманентная война, в рамках которой Первая мировая война, Вторая мировая война, холодная война, «война с терроризмом» и современная гибридная война являются планомерными этапами.

Эксперты также обращают внимание, что «Современная Россия находится в состоянии перманентной войны, которую с ней ведут представители наднациональных структур. Объектами поражения становятся ценности, традиции, понятия и смыслы» [18]. Причем «Острота этой необъявленной (и невидимой) «третьей мировой войны» определяется тем, что понятия национального, традиционного, суверенного, фундаментального, религиозного, являющиеся естественными идеологическими атрибутами национальных культур, становятся основным препятствием на пути мировых космополитических сил, осуществляющих глобальную оккупацию человечества» [15].

В рамках реализации проекта нового мирового порядка происходит изменение цивилизационного кода государств посредством «подмены понятий» и замены традиционных ценностей на ложные. Массированной и целенаправленной атаке подвергаются мировоззренческие основы общественного сознания. Стратегической целью транснациональных элит является создание наднациональной системы глобального управления, подконтрольной так называемому «мировому правительству».

В таких условиях фактический конституционный запрет на единую государственную идеологию в России, как считает академик А. Запесоцкий, является «вредным недоразумением» [19]. В Статье 13 Конституции Российской Федерации указано, что «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [20]. Аналогичная норма имеется и в Конституции нашей страны. Согласно Статье 4 Конституции Республики Беларусь, «Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан» [21].

Что затрудняет формирование национальной идеи в России и Беларуси?

В России, пишет российский ученый А. Молотков, «Вопрос об идеологии явно снят с повестки дня как в правительстве, так и в культурной элите общества, а деидеологизация стала одним из основных методологических принципов деятельности СМИ. Считается, что государство (и общество) не нуждается в каких бы то ни было искусственных идеологических подпорках, если оно и так работает «как часы» на основе одних чисто рыночно-экономических механизмов, - и что любая идеология может быть лишь помехой для свободной деятельности «субъектов рынка» как на уровне экономики, культуры, так, и политики. Это типичная установка либерального сознания, лукавая двойственность которого в нынешней России состоит в том, что, формально отрицая идеологию как таковую, либерализм сам стал неофициальной идеологией России. И это, криминальное, по сути, обстоятельство требует вновь поднять вопрос о государственной идеологии на уровень особого и пристального рассмотрения» [15].

Далее А. Молотков подчеркивает, что «бессознательное принятие принципов «идеологического либерализма» для общества ничуть не менее разрушительно, чем «экономический либерализм» начала 90-х, т.к. при этом разрушаются не только внешние формы государства, но и его внутренние цивилизационные основы». Он делает вывод о том, что «боязнь идеологии как таковой, как одного из «перегибов» недавнего прошлого, по-прежнему мешает обществу в его здоровой идеологической самоорганизации, в выработке целостного представления о содержании национально-государственного бытия. В этих условиях реабилитация идеологии, как важнейшего атрибута государственности, становится первоочередной политологической задачей на пути к национальному возрождению»].

Современные псевдолиберальные ценности подрывают духовные скрепы государств и заменяют подлинные идеалы на ложные. Глобалистские «либеральные» ценности - это антипод классическому либерализму. Свобода как вседозволенность и отрицание ее обратной стороны - ответственности - разрушает традиционные устои государств.

Продвигая «либерализм» как идеологию развития, глобалисты подталкивают традиционные государства к самоуничтожению. Такие «ценности» как ЛГБТ-сообщество, ювенальная юстиция и прочие разъедают национальный дух, традиции, культуру и государственность изнутри, выступают в роли «троянского коня». Потому что там, где есть международно-правовая категория «гендер», неизбежно появится и «трансгендер». Причем оба из них, согласно концепции «прав человека», могут потребовать равные права в управленческой иерархии.

В Беларуси выделяются две антагонистические идеологемы, которые создают предпосылки для роста этнического национализма. Первая идеологема позиционирует белорусский народ как русский и рассматривает такие периоды истории Беларуси, как древнерусский, литовско-польский, имперский и советский через призму единой нити общерусской историко-культурной традиции [22, с. 417 - 422]. Кроме того, имеет место и некорректно сформулированная концепция «русского мира». Вторая идеологема основана на концепции «литвинства» и теории так называемого «балтского субстрата». Согласно этой концепции отправной точкой белорусской государственности следует считать Великое княжество литовское, а «Беларусы - [это] не «восточные славяне», но славянизированные западные балты» [23, с. 2].

Сегодня в общественно-политический дискурс снова внедряется концепция Междуморья. Впервые она была озвучена маршалом Пилсудским почти сто лет назад. В 2015 году она была реанимирована президентом Польши А. Дудой. Новая редакция концепции Междуморья, как заметил А. Дзермант, призвана «объединить всех ультраправых Восточной и Центральной Европы в их борьбе против России и Европейского союза, с конечной целью создать некий новый рейх» [24]. Возможно именно по этой причине попытки «реставрации» истории наблюдаются не только в отношении Белорусской Народной Республики, но и Украинской Народной Республики.

«Что делать?»

Сегодня как никогда необходимо национальное согласие относительно образа будущего, способного консолидировать общество и предотвратить рост этнического национализма. Без данного образа, его четкой ценностно-мировоззренческой основы и геополитических контуров неизбежно возникают предпосылки для разделения общества на «своих» и «чужих» по сценарию, реализованному еще в период Гражданской войны в Российской империи.

Фактор национализма был использован с целью ликвидации СССР на заключительном этапе холодной войны в Грузии, Нагорном Карабахе, Прибалтике, Приднестровье а, затем, на Северном Кавказе и в Средней Азии. С тех пор национализм применяется для организации всех без исключения «цветных революций» и «смен режима» на постсоветском пространстве. СССР, как и Ливия при М.Каддафи, являлись геополитическими препятствиями, сдерживающими экспансию глобальной нестабильности.

Разрушившие Советский Союз силы по-прежнему опасаются возможности консолидации нового центра геополитической гравитации в Евразии, способного противодействовать планам глобалистов. Вот почему в Евразии необходимо создать мощный геополитический форпост (на платформе ЕАЭС и Союзного государства Беларуси и России) с целью предотвратить дальнейшее расширение глобального хаоса и рост этнического национализма.

Концептуальной основой национальной идеи Республики Беларусь видится образ нашей родной Беларуси как сильной и процветающей ветви на древе Восточнославянской цивилизации. Ее ценностно-мировоззренческую основу можно схематично представить так: Исток - Род - Народ - Отечество - Родина (корни) - Беларусь, Россия, Украина (ветви) - Мать - Вера - Надежда - Любовь - Семья - Долг - Честь - Совесть - Патриотизм - Служение - Мир (крона). Обозначенный смысловой ряд включает фундаментальные ценности и мыслеобразы, проецирование которых в рамках идеологической работы позволит сформировать геополитические тенденции, способствующие сохранению мира и реализации государственных интересов.

Подводя итоги

Национальная идея, как образ будущего и воплощение государственной идеологии, должна ответить на вопрос: как выжить в современном мире? Ее практическое значение состоит в обеспечении жизнеспособности и безопасности государства - военно-политической, духовной, культурной и физической, индивидуальной. Она связывает воедино индивидуальную судьбу и судьбу государства с общей судьбой человеческой цивилизации, проблемой национальной и международной безопасности.

Национальная идея перманентно присутствует в общественном сознании на протяжении всей истории государства. Она не изобретается в угоду политической конъюнктуре, как не изобретается заново математика или физика, например, и не является чем-то абстрактным, но может проявляться в многообразных концептуальных формах, в зависимости от обстоятельств конкретного исторического периода, адаптироваться, как живой организм, к условиям развития страны и постоянно изменяющимся геополитическим реалиям. В данном контексте национальная идея выступает своего рода призванием государства в лице всех его граждан и высшего руководства.

Промыслительно открывая путь развития страны, она объединяет общей коллективной судьбой всех без исключения граждан. Поэтому, для того, чтобы определить национальную идею, необходимо, в первую очередь, осознать смысл своей жизни в контексте настоящего, прошлого и будущего государства и, если не переосмыслить свою жизнь, то хотя бы ощутить ответственность и сопричастность каждого с судьбой своей страны согласно классическому постулату: «судьба и Родина - едины».

В этой связи нельзя не согласиться с выводом философа В.Соловьева о том, что «Призвание или та особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа - индивида или нации - и которая открывается сознанию этого существа как его верховный долг, - эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа, но делает она это двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места. Моральное существо никогда не может освободиться от власти божественной идеи, являющейся смыслом его бытия, но от него самого зависит носить ее в сердце своем и в судьбах своих как благословение или как проклятие» [2, с .128].

На наш взгляд, геополитическим (внешним) контуром национальной идеи Беларуси представляется евразийская конфедерация как один из возможных сценариев сохранения независимого пути развития государств ЕАЭС [25, с. 85]. Ее ядром в настоящее время является Союзное государство Беларуси и России. Концепция евразийской конфедерации, основанная на принципе «единства многообразия», представляется мощным источником социальной энергии, способствующим консолидации всего евразийского континента и сохранению мира. Обозначенная концепция евразийской конфедерации может включать и другие мирные инициативы, такие как «китайская мечта», «индийская мечта», «иранская мечта» и др.

Ценностно-мировоззренческой основой Евразийской конфедерации представляется концепция триединства Восточнославянской цивилизации, ее трех ветвей: белорусского, русского и украинского народов. Сила и будущее этих народов были и остаются в единстве. Именно духовное пространство, «Святая Русь», является последним геополитическим препятствием на пути расширения глобального хаоса. Она удерживает мир от роковой черты Апокалипсиса.

В целях сохранения независимого и преемственного пути развития Республики Беларусь целесообразно адаптировать Конституцию нашей страны к современным геополитическим реалиям. Важно закрепить в Основном законе положение о государственной идеологии, в частности о том, что политическая система Республики Беларусь формируется на основании государственно-образующей идеологии. Данный вопрос можно решить только путем Референдума. В таком случае национальная идея выйдет из области идеальной, духовной, и перейдет в сферу практической политики.

Александр Плащинский, кандидат политических наук, доцент

УДК 32.019.5

Использованные источники.

1. Башилов, Б. Масонство и русская интеллигенция / Б. Башилов // ЛитЛайф - литературный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://litlife.club/br/?b=53414. - Дата доступа: 06.03.2018.

2. Соловьев, B. C. Русская идея / B. C. Соловьев // Пространство и время. - 2010. - № 2. - С. 127-137.

3. Соловьев, B. C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории / B. C. Соловьев // Библиотека «Вехи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vehi.net/soloviev/trirazgov/index.html. - Дата доступа: 07.03.2018.

4. Spykman, N.J. America's strategy in world politics: the United States and the balance of power / N.J. Spykman. - New York : Harcourt, Brace a. Co, 1942. - 500 p.

5. Плащинский, А.А. Идейно-политические основы внешнеполитической стратегии США по установлению нового мирового порядка / А.А. Плащинский // Проблемы управления. - 2017. - № 4(66). - С. 135-142.

6. Собчак, К. Александр Лукашенко - Ксении Собчак: «Обработайте вначале свои земли, а потом идите на чужие» / К Собчак // Дождь [Электронный ресурс] . - Режим доступа: https: // tvrain.ru/teleshow/sobchak_zhivem/ aleksandr_lukashenko_ksenii_sobchak_obrabotajte_vn-368768/. - Дата доступа: 06.03.2018.

7. Большой разговор с Президентом: Независимость не оценивается никакими деньгами // БЕЛТА - Новости Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belta.by/president/view/lukashenko-3-fevralja-provedet-vstrechu-s-predstaviteljami-obschestvennosti-i-zhurnalistami-230946-2017/. - Дата доступа: 06.03.2018.

8. Плащинский, А.А. Парадигма нового мирового порядка во внешнеполитической стратегии США: формирование и развитие: монография / А.А. Плащинский; под науч. ред. С.Н. Князева. - Минск : Междунар. ун-т «МИТСО», 2017. - 292 с.

9. Василенков, Д. Мы должны проснуться, иначе нас ждет беда / Д. Василенков // Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/12/my_dolzhny_prosnutsya_inache_nas_zhdet_beda/. - Дата доступа: 06.03.2018.

10. Глазьев, С. Предотвратить войну - победить в войне : доклад Изборскому клубу / С. Глазьев // Изборский клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://izborsk-club.ru/3963. - Дата доступа: 07.03.2018.

11. Катасонов, В. Ю. О третьей мировой войне и будущих репарациях. Счет открывает Сербия / В. Ю. Катасонов // Фонд стратегической культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fondsk.ru/news/2014/10/26/o-tretej-mirovoj-vojne-i-buduschih-reparaciah-schet-otkryvaet-serbia-30123.html. - Дата доступа: 07.03.2018.

12. Владыкин, О. «Война управляемого хаоса»: уроки для России : круглый стол в редакции «Независимого военного обозрения» / О. Владыкин // Независимое военное обозрение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nvo.ng.ru/concepts/2014-10-24/1_nvo.html. - Дата доступа: 07.03.2018.

13. Владимиров, А. Не опускать руки / А. Владимиров // Авторский блог Александра Владимирова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zavtra.ru/blogs/2006-08-2323. - Дата доступа: 07.03.2018.

14. Зиновьев, А. Несостоявшийся проект : сборник [Электронный ресурс] / А. Зиновьев. - Режим доступа: // https://books.google.by/books?id=T8bCY5UKreMC&dq=Зиновьев,+А.+Несостоявшийся+проект&hl=ru&source=gbs_navlinks_s. - Дата доступа: 07.03.2018.

15. Молотков, А. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке / А. Молотков // Информационно-дискуссионный портал «Новый социализм. XXI век» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novsoc.ru/glava1-pervoy-knigi/. - Дата доступа: 06.03.2018.

16. Still, W. T. New world order: the ancient plan of secret societies / W. T. Still. - Lafayette : Huntington House Publ., 1990. - 208 p.

17. Михалков, Н. С. Культура - не надстройка! Возможно ли, расстреляв прошлое, двигаться с реформами в будущее / Н. С. Михалков // Независимая газ. - 1997. - 14 февр. - С. 2.

18. Эксперты проанализировали технологии, с помощью которых против России развернута геополитическая война // Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/politnews/2017/dekabr/22/eksperty_proanalizirovali_ tehnologii_s_pomowyu_kotoryh_protiv_rossii_razvyornuta_geopoliticheskaya_vojna/. - Дата доступа: 07.03.2018.

19. Запесоцкий, А.С. Запрет идеологии в Конституции - вредное недоразумение / А.С. Запесоцкий // Парламентская газета. Издание Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/2016/11/17/zapret-ideologii-v-konstitucii-vrednoe-nedorazumenie.html. - Дата доступа: 07.03.2018.

20. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : офиц. текст : с изм. от 30 дек. 2008 г. // Конституция Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/ 10003000-3.htm. - Дата доступа: 07.03.2018.

21. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/. - Дата доступа: 07.03.2018.

22. Зинькевич, В. «Несвядомая» история Белой Руси / В. Зинькевич. - М. : Книжный мир, 2017. - 426 с.

23. Деружинский, В.В. Тайны белоруской истории / В.В. Деружинский. - Минск : ФУАинформ, 2009. - 560 с.

24. Дзермант, А. Куда дрейфует белорусский национализм и почему это опасно для государственности / А. Дзермант // Сайт «Телескоп» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teleskop-by.org/2018/02/22/kuda-drejfuet-belorusskij-natsionalizm-i-pochemu-eto-opasno-dlya-gosudarstvennosti/. - Дата доступа: 22.02.2018.

25. Плащинский, А. А. От евразийской интеграции к евразийской конфедерации / А. А. Плащинский // Беларуская думка. - 2017. - № 12. - С. 80-86.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Плащинский
От теории к практике
Проект «Единое Отечество» как продолжение проекта «Большая Евразия»
10.05.2023
На пути к новой Ялте: контуры будущего
О необходимости «Идеологического Генштаба» при Госсовете России
11.04.2022
СНГ: что дальше?
Концепция преемственного развития как продолжение проекта «Большая Евразия»
31.03.2022
Феномен преемственности
О необходимом условии для суверенного развития и воссоединения Беларуси, России и Украины на современном этапе установления нового мирового порядка
29.07.2021
Виртуальное государство от Бреста до Владивостока
Концептуальная социальная сеть. Часть вторая
05.06.2021
Все статьи Александр Плащинский
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16