Ангел

О праведном Алексие Бортсурманском

0
1155
Время на чтение 7 минут
 

Во времена Серафима Саровского в Симбирской губернии, ныне Нижегородская область, в селе Бортсурманы служил приходской батюшка, отец Алексий Гнеушев.

 

Когда к преподобному Серафиму приходили люди из тех мест, он удивлялся: «Зачем пришли ко мне, убогому Серафиму, когда у вас свой молитвенник есть?!» - и отсылал пришедших обратно. Про отца Алексея он говорил: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте».

Много чудес Господь даровал людям по молитвам отца Алексея, с 2000 года причисленного к сонму русских святых. Я хочу рассказать об одном случае, который произошел в селе Бортсурманы.

Это было чудом с самого начала, когда в семье простых крестьян родился Ангел - чудесный ребенок, прекрасный лицом и душой. Так его все и называли, поэтому имя не сохранилось.

Где бы мальчик ни появлялся, сразу утихали споры, успокаивался гнев, а потом люди приметили, как только начнет кто-то ругаться, так сразу Ангел появится, зайдет в избу, на пороге встанет и улыбнется своей тихой улыбкой, и гнева как ни бывало, будто водой погасил. Постоит поулыбается, да и уйдет, ни слова не сказав. А на душе мир и благодать уже, и продолжать ругань не хочется.

Ни одного слова от мальчика не слышали, а любили его так, что словами не передать. Только родителям иногда он рассказывал, что ему ангелы говорили да чему Господь учил, но они не понимали, крестились на сына, как на икону, да и все. Вот так и жили.

Праздновали в селе большой праздник, отстояли службу в церкви, а потом загуляли на неделю, перепились, и закончилось все страшной дракой. И никто в суматохе не заметил, что Ангелу совсем плохо стало, будто не перенес он их злобы. Спохватились, когда мальчик умер.

Что тут началось! Весь хмель развеялся. Бабы заголосили от горя, мужики волосы на себе рвать начали. Каждый себя виноватым чувствовал, а кто больше всех буянил, тот сильней остальных теперь каялся, так что на них смотреть больно было. Да сделанного не воротишь!

Пять дней стоял гробик в доме родителей, все ходили у Ангела прощенье вымаливать, да так, что то одного, то другого без чувств на улицу выносили. От горя глаза все выплакали, хозяйство забросили. И все не могли решиться мальчика похоронить.

На пятый день на руках отрока стали появляться следы тления. Больше уже нельзя было откладывать погребение, и понесли крестным ходом гроб в церковь, только вместо пения оглашали село вопли: «Господи, виноваты мы, но зачем же ты забрал нашего Ангела!»

Панихиду служили много часов, потому что батюшка не мог слова вымолвить, у хора вместо молитв рыдания вырывались. Осиротело село без Ангела, померкло все.

И вот пришло время последнего целования. Отец Алексей должен был первым подойти и проститься с умершим, потом уже все остальные. Но батюшка медлил. Он не мог этого сделать. Старенький, согбенный, он отошел от гроба, зашел в алтарь и с воздетыми как на «Херувимской» руками, плача, обратился к Богу: 

- Боже мой, Боже мой! Ты видишь, нет у меня сил дать отроку сему последнее целование... Не попусти же меня, старца, раба Твоего, иерея, уйти из храма сего посрамленным, да не посмеется надо мною, Твоим служителем, враг рода человеческого, что я по немощи своей прервал требу сию... Не по силам она мне, Господи! Внемли стенаниям и плачу раскаявшихся, внемли страданиям родительского сердца, внемли старческому моему воплю... Не отнимай от нас отрока сего, Тобою данного нам во исправление, для вразумления, для утешения и прославления Имени Твоего Святого... Не Ты ли, Господи, сказал, что дашь все, о чем с верою будем просить Тебя! Не Ты ли, Милосердный, изрек: «Просите, и дастся вам»... Боже Праведный, в храме сем нет никого, кто бы смог подойти к отроку сему с целованием последним. Нет этих сил и у меня, старца... Боже наш, помилуй нас, услыши нас, Господь и Бог мой...

Храм затих... Отец Алексей опустился на колени перед престолом Божиим и тихо заговорил:

- Так, Господи, так, но воскреси же его, ибо Ты все можешь, Ты наш Господь и Вседержитель... по смирению, а не по гордости дерзаю...

Когда батюшка обернулся, мальчик сидел в гробе и тихо смотрел на собравшихся вокруг него людей. Отец Алексей склонился к престолу и, плача, вознес благодарственную молитву. Потом с помощью дьякона поднялся и, опираясь на его руку, сошел в храм. Что там творилось! Каждый тянулся, чтобы прикоснуться к Ангелу, и плакали все, но то уже были слезы счастья. Одна женщина хотела завязать мальчику глаза платком, он наклонился и тихо сказал ей: «Не надо», а она так на всю церковь и закричала: «Голубочек мой, ангелочек наш, не надо, так и не надо!»

Батюшка с трудом протиснулся ко гробу, взял отрока на руки, занес в алтарь и, усадив на стул, сам встал перед ним на колени и причастил его и отдал родителям. Затем сидя, от потрясения отец Алексей не мог стоять на ногах, совершил благодарственный молебен Господу и прочитал акафист Божией Матери, после чего батюшку прямо на стуле отнесли в его келью и уложили в постель. Больше недели он не мог подняться. А через три года мирно отошел ко Господу.

Не намного пережил его и Ангел, он умер через шесть лет после своего чудесного воскресения, в восемнадцатилетнем возрасте. Такие люди, как он, приходят на землю ненадолго и будто случайно, принося с собой частичку невыразимого света. А потом тихо и светло уходят на небо, оставляя по себе чистую, негаснущую память.

***

Святость - это вершина высокой-высокой горы, которая скрывается от земного взгляда в облаках. Грешный мир простирается у ее подножия, и кажется эта высь такой непреступной, что нечасто возникает желание даже просто закинуть голову и посмотреть наверх.

Отец Алексей жил как все. И не были ему чужды человеческие слабости - он пил, иногда нерадиво относился к своему служению.

Однажды батюшку разбудили среди ночи, потому что в соседней деревне умирал крестьянин. Отец Алексей рассердился, что его дергают по мелочам и больной, верно, не так болен, что не сможет подождать его до утра. Посланный ушел, а батюшка лег спать, правда, сон не шел к нему. Поднявшись, он все-таки поехал к умирающему, но застал его уже почившим. Крестьянин лежал на лавке под иконами, а рядом с ним стоял Ангел с Чашей в руках. Видение продолжалось одно мгновение, но оно изменило отца Алексея. Он бросился на колени и всю ночь молился за умершего, которого он оставил без исповеди и причастия. Домой он вернулся совершенно другим человеком. Будто в ту ночь открылась для него Гора, возле которой бессмысленно копошится наша жизнь, и с этого момента он начал долгое и трудное восхождение, уже ни разу не оступившись и не свернув с выбранного пути.

Постом, молитвою и любовью прокладывал отец Алексей себе дорогу. За советом и помощью приезжали к нему со всей округи. И даже когда по немощи батюшка уже не мог служить в церкви, он принимал всех нуждающихся у себя в келье, не перед кем не закрывая дверь.

Не раз во время молитвы отец Алексей видел Ангелов, и самого Господа и Матерь Его, разговаривал с Ними. Не раз нападали на него бесы, запугивали, мучили. Вот что было записано с его слов: «Во время ночных молитв и поклонов враг так сильно смущал его, что приподымал от земли и сильно ударял об пол, и только Божие подкрепление и защита хранили его. Когда же, по немощи телесной, он успокаивался сном, то и тут бесы не оставляли его разными пилениями; например, толкали его и кричали: "Что ты спишь? Царь идет", или: "Пожар у тебя в келье, ты погибнешь!", "Воры расхитят все у тебя". Каждый раз, пробуждаясь от таких видений, праведный иерей творил поклоны или читал Псалтирь и тем укреплял телесную немощь».

Однажды, измученный диавольскими нападками, отец Алексей молился перед образом Спасителя, чтобы Господь разлучил его душу с телом. И вдруг увидел, что по лику Божьему покатилась слеза, и услышал голос, который обещал ему венец праведный.

Из письма к игуменье Марии: «Терпи и надейся получить помощь Божию, а с ней можешь победить и все восстания врага душ человеческих. Не было бы искушений, не было бы венцов. Воина за то венчают, что он грудью стоит против врага за свое отечество. Враг же души нашей гораздо опасней всех тех врагов, которые бывают в обыкновенном сражении».

Из соседней деревни пришла Великим постом в церковь ко всенощной одна старушка. Из-за весенней распутицы - едва добралась. Служба закончилась поздно, а наутро нужно было снова идти в Бортсурманы. Вот и попросилась она переночевать у батюшки.

Проснулась бабушка посреди ночи и увидела при мягком свете лампады, что отец Алексей стоит перед аналоем и молится. Долго она не могла уснуть, все думала, как батюшка может столько молиться: сначала в храме, потом дома, утром опять пойдет на службу. Уже ноги не выдерживают, опухают, болят, едва ходят! С этими мыслями и уснула, а когда вновь проснулась, увидела, что вся келья наполнена необыкновенным сиянием, отец Алексей с воздетыми руками продолжает молиться, только стоит он уже не на полу, а на воздухе и весь светится. Перепугалась старушка и закричала. Свет погас, святой опустился на землю, подошел к ней, стал успокаивать и попросил, чтобы никому она не говорила о том, что увидела. Долго хранила она обещание и только после смерти отца Алексея рассказала своим близким о чуде, свидетельницей которого была той ночью.

Лицом святой был похож на Серафима Саровского, глаза его всегда святились миром, любовью и тихой радостью, при этом проникали в самую душу человеческую. Осталось много свидетельств прозорливости батюшки.

Небольшого роста, чрезвычайно худой, с мягким, негромким голосом, в полукафтане из грубой ткани, в лаптях, сапоги батюшка одевал только в церковь - таким запомнили односельчане святого праведного Алексея Бортсурманского.

Перед смертью батюшка очень ослабел, так что не мог уже самостоятельно подняться с постели и даже поесть. И 21 апреля 1848 года он умер. Это был ясный весенний день. Отец Алексей сидел у открытого окна и молился. Он смотрел то на икону, то на людей, которые стояли на коленях под его окном и плакали - вся площадь перед церковью заполнилась народом, пришедшим в последний раз увидеть своего батюшку. Святой благословлял их и молился за них до тех пор, пока рука его не опустилась навсегда, пока душа его не вознеслась к Богу.  

Перед смертью святой праведный Алексей всех утешал и просил не печалиться о нем. Батюшка говорил, что он не совсем уходит, и обещал помнить всех, кто его не забудет.

До сих пор к мощам святого приходят люди в Успенскую церковь села Бортсурманы и по его молитвам творятся чудеса. Каким был отец Алексей при жизни, таким же остается на небесах - добрым, любящим и отзывчивым. Ни один нуждающийся не уходит от него без помощи.

Свою трогательную заботу о людях не оставил батюшка и переселившись в Царство Небесное. Умер отец Павел Вигилянский, священник, которому передал отец Алексей свой приход, и спустя время решили поставить на его могиле памятник. И вот бортсурманский печник, Герасим Чудаков, выкопал яму и стал делать крепление, и так у него получилось, что брусья уперлись прямо в могилу отца Алексея. Ночью он явственно услышал рядом с собой голос: «Герасим, неладно ты начал твою работу». «Да, как же не ладно? - удивился печник. - Все по высшему разряду, как полагается!» Тогда голос спросил: «Что ж ты не слышал, что уже все на селе говорят: пришло время отцу Алексею выходить мощами? И если ты оставишь брусья так, как положил, то их непременно сломают и скинут памятник отцу Павлу на землю, и будет он лежать никому не нужным, и работа твоя пропадет даром!»

Слова эти так поразили Герасима, что, едва проснувшись, побежал он к матушке отца Павла и, посоветовавшись с ней, переделал крепление. И когда торжественно выносили из земли и переносили в церковь мощи святого, памятник остался стоять, так как никому не мешал.

Святой праведный отче наш Алексие, моли Бога о нас!

Память святого праведного Алексея Бортсурманского празднуется 21 апреля, 4 мая по новому стилю.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Мельникова
Сергей Александрович Есенин
Ко дню памяти
28.12.2021
«Крестный ход над Невой»
О новой книге
21.03.2021
Путь агиографа
К девятому дню кончины († 30.11.2020)
07.12.2020
Мама
Рассказ
26.02.2018
Ключ поэзии
Александр Сергеевич Пушкин
26.01.2018
Все статьи Мария Мельникова
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 19:42
Искушение Императора
Новый комментарий от Туляк
06.11.2024 19:27
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.11.2024 18:59
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Алекс
06.11.2024 18:18
О новой партии
Новый комментарий от РОНОЛ
06.11.2024 15:28
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
06.11.2024 14:53