itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Рецензия на сборник «Гражданская война и Нижегородский край»

100-летие революции 
0
1457
Время на чтение 8 минут
2018 год ознаменован 100-летней годовщиной начала Гражданской войны, одной из самых страшных и кровопролитных страниц истории нашего Отечества. В течение всего нынешнего года проводятся и будут проводиться многочисленные конференции, семинары, круглые столы, симпозиумы, посвященные этому юбилею. Вновь, как и встарь, столкнутся лбами непримиримые позиции – сторонников «красных» и сторонников «белых».
Вместе с тем, уже не первый год раздаются голоса о том, что, в конце концов, необходимо достичь национального примирения, прежде всего, примирения между «красными» и «белыми». Без национального единства, без национального согласия невозможно строить будущее России. С другой стороны, достижение национального примирения невозможно без ликвидации так называемых «белых пятен», без узнавания всей полноты правды о тех трагических событиях, которые имели место в нашей стране век назад.
Сборник «Гражданская война и Нижегородский край» (Гражданская война и Нижегородский край / Ред.-сост. С.А. Смирнов. Н. Новгород: «Вертикаль. XXI век», 2018), подготовленный нижегородским историческим обществом «Отчина», содержит в себе исследования, воспоминания, дискуссии, посвященные событиям столетней давности. Среди авторов сборника – известные историки, краеведы, писатели, журналисты (А.В. Беляков, Д.И. Болотина, С.В. Волков, Б.В. Никольский, С.А. Смирнов, С.В. Устинкин и др.). Многие исторические документы, касающиеся Гражданской войны, впервые введены авторами в научный оборот.
В качестве наглядного примера рассмотрим публикацию «Уренское восстание глазами очевидца». Рукопись под названием «История повстанческого движения в селе Урене и его участники», написанная неким прапорщиком, участником событий столетней давности, была найдена в поселке Макарьево Лысковского района Нижегородской области на чердаке одного из домов и теперь вводится в научный оборот. Это один из немногочисленных источников, который демонстрирует взгляд на Уренское восстание с противоположной большевикам стороны. Единственный по-настоящему объективный труд, посвященный Уренскому восстанию, был написан известным краеведом М.А. Балдиным, опубликован более двадцати лет назад и давно стал библиографической редкостью (Балдин М.А. На переломе. Из истории Варнавинского края 1917–1940. Варнавино; Н. Новгород, 1994).
Проблема Уренского восстания известна автору этих строк не понаслышке. Еще будучи ребенком, живя летом у бабушки, я неоднократно посещал Ветлужский краеведческий музей (г. Ветлуга Нижегородской области). В нем, в частности, в то время (около 1988 г.) были представлены фотографии жертв белого террора в Урене. Естественно, в советское время события, связанные с Уренским восстанием, преподносились исключительно как «Уренский контрреволюционный мятеж» с неизбежной отсюда тенденциозностью. Однако шли годы, и так или иначе горькая и более полная правда о тех трагических событиях стала все-таки пробиваться наружу. Так, некоторое время назад на Ветлужском городском кладбище усилиями почетного гражданина города Ветлуги, известной писательницей А.Я. Чадаевой на месте братского захоронения жертв красного террора был установлен памятный крест с надписью «Невинно убиенным» (см. его фото). В августе 2013 г., будучи вновь в Ветлужском краеведческом музее, я имел возможность пообщаться с местным художником и краеведом В.П. Ворониным. По его сведениям, расстрелы большевиками участников «белогвардейского мятежа» 1918 года и сочувствовавших ему производились в районе деревни Хвастово под г. Ветлугой. Но где точно производились расстрелы, никто не знает. Сам Воронин искал это место, но не смог найти. Тем не менее, предание о производившихся под Ветлугой грандиозных расстрелах большевиками передавалось из уст в уста на протяжении девяноста с лишним лет, по крайней мере, через четыре или пять человек – представителей разных поколений. Первоисточник – один из участников расстрела, который, рассказывая, бахвалился, как лично расстрелял одну девушку, учившуюся в Институте благородных девиц в Петрограде и гостившую на каникулах в Ветлуге. Согласно этому рассказу, девушка умоляла его не расстреливать, а он все равно ее расстрелял… Все это происходило в районе деревни Хвастово. Насколько правдоподобна эта конкретная история, не берусь судить. Но в видеоролике В.А. Комиссарова «Окончание фильма "Ветлужский раскол" (5-я часть)» говорится о том, что в начале сентября 1918 г. красные во главе с М.Ф. Букштыновичем, заняв Хвастовские высоты, начали обстрел города Ветлуги. Там же говорится и о том, что «в хвастовских оврагах» производились расстрелы, но место расстрелов и местонахождение захоронений расстрелянных неизвестно.
Лично общаясь с А.Я. Чадаевой, мне удалось узнать о том, что ей известно лишь примерное место производившихся у деревни Хвастово расстрелах, однако конкретное место не известно.
История распорядилась так, что сведений о жертвах красного террора в российской провинции до нас дошло очень мало. В основном сохранились устные предания, одно из которых я только что привел. Архивные документы либо утрачены, либо до сих пор не рассекречены. Немногочисленные мемуарные свидетельства очевидцев сохранились в основном усердием деятелей эмиграции в зарубежных архивах. Некоторые из них, правда, потом вернулись на историческую родину (Так, например, в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына содержатся эмигрантские воспоминания о жизни в 1930-е гг. городе Кологриве (в то время входившего в Горьковский край, с 1936 г. – в Горьковскую область) и окрестной деревне Урма (Беляев В.П. Свидетельствую о времени. Воспоминания // ДРЗ им. А.И. Солженицына. Ф. Р-385. Л. 3, 7 об., 11 об., 12–12 об., 14 об., 15 об., 17, 19–19 об., 21 об.–24 об., 26–30, 62 об.–63, 66 об.)). Исходя из всего сказанного, совершенно очевидно, что введение в научный оборот рукописи «История повстанческого движения в селе Урене и его участники» имеет огромную важность.
Мало того, в сборнике «Гражданская война и Нижегородский край» опубликован важный документ, извлеченный из архива. Это «Список участников Ветлужского восстания 29.08–5.09.1918 г.». Анализируя этот источник, мы видим, как много в нем представлено имен именитых, известных в Ветлуге людей – дворян, купцов, промышленников (Овчинниковы, Петерсоны, Чиркины и многие другие). Значительное количество поименованных в списке было расстреляно, некоторые погибли в бою, другие отсидели ив лагерях. Многие (например, П.А. Разумов) пали жертвами не красного террора в 1918 году, а были расстреляны гораздо позже, в ходе массовых репрессий конца 1930-х годов.
Вопрос о необходимости национального примирения действительно стоит очень остро. Но если говорить о примирении «красных» с «белыми», в таком случае нужно восстановить историческую справедливость и чтить память не только жертв белого террора, но и уж, по крайней мере, не менее жестокого красного террора. В «хвастовских оврагах» на ориентировочном месте большевистского расстрела нет ни креста, ни памятника, – даже точного места массовых казней мы до сих пор не знаем. На ветлужском кладбище, как уже отмечалось нами, стоит скромный деревянный крест. Зато лучшие центральные улицы старинного и славного города Ветлуги до сих пор носят имена советских деятелей, расстрелянных, убитых или смертельно раненых организаторами «Уренского мятежа» (председатель уездной ЧК С. Куликов, предуисполкома Н. Алешков, военком Д. Штурмин, упродкомиссар В. Цыганов, Н. Уколов). Тут же «красуются» улицы, названные в «честь» лидеров большевиков – Ленина, Свердлова, Урицкого и др. На Братской площади города, у памятника перечисленным большевистским деятелям, проводятся до сих пор все официальные мероприятия в городе и Ветлужском районе. Не пора ли восстановить историческую справедливость и хотя бы как-то почтить память жертв красного террора – будь то хотя бы в форме крестов или мемориальных досок на домах, где они жили (к слову заметим, что даже советская власть при всех ее недостатках в целом берегла исторический фонд г. Ветлуги; постсоветское время с его диким капитализмом окончательно «добивает» исторический центр города, стремительно разрушаются старинные дома (см. ссылка 1 и ссылка 2), так что, если не принять срочных мер, скоро, действительно, мемориальных досок уже некуда будет вешать)?..
В сборнике «Гражданская война и Нижегородский край» много материалов посвящено истории развития и идеологии Белого движения. Не вдаваясь в их подробный анализ, отметим, что само по себе Белое движение, конечно, было весьма неоднородным. Принцип «непредрешенчества», намерение отложить решение всех насущных вопросов до созыва Учредительного собрания (в том числе и вопроса о характере государственной власти), в конечном счете, на наш взгляд, явился одной из причин, способствовавших краху Белого дела. Весьма неоднозначной представляется и деятельность некоторых лидеров Белого движения (генералы М.В. Алексеев, Л.Г. Корнилов) в Феврале 1917 г., прямо или косвенно способствовавшая отречению Государя Николая II. Впрочем, этот вопрос остается предметом серьезной научной дискуссии. Состав не только лидеров, но и рядовых участников Белого движения был весьма пестр – от умеренных социалистов до убежденных монархистов. Отсутствие единства и четко выраженной идеологии, использование «помощи» иностранных интервентов, по нашему мнению, также нельзя считать положительными сторонами Белого движения.
Весьма примечательна заключительная статья в сборнике, написанная С.А. Смирновым, под названием «"Французский" подлог. О несостоятельности одной исторической параллели». Действительно, в последнее время, в связи с празднованием столетия «Великой русской революции» появился соблазн сравнивать ее с «Великой Французской революцией» и, мало того, на этом основании «реабилитировать» российскую революцию. С.А. Смирнов приходит к выводу о том, что это сравнение вполне обоснованно, и действительно большевики подчас прямо копировали действия французских якобинцев. Другое дело, что выводы из этого сравнения многие делают совершенно некорректные. С.А. Смирнов в этой связи особо подчеркивает: «Франция не чтит своих большевиков – кровавых якобинцев, а вспоминает о том относительно кратком, но обильно кровавом периоде своей истории, как кошмаре. Попытки будто бы в подражание французам обелить Ленина и его сообщников – не более, чем неуклюжий исторический подлог. И если мы и вправду хотим во всем поступать, «как у них», то должны решиться на то, что они сделали давным-давно. А именно, развенчать культ своих Робеспьеров и Фукье Тенвилей, сказав, наконец, о них всю правду. И решительно убрав одиозные имена и клички изуверов истории из названий городов, улиц, площадей, библиотек и пароходов».
Безусловно, сборник «Гражданская война и Нижегородский край» будет интересен широкому кругу читателей и займет достойное место среди литературы, посвященной трагическим событиям столетней давности. Мало того, он послужит дальнейшему развитию дискуссии, как в научных кругах, так и в обществе, посвященной выработке правильной оценки событий Гражданской войны.
Стогов Дмитрий Игоревич, кандидат исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Стогов
«Сегодня мы всецело ощущаем радость трезвенного бытия»
В Александро-Невской Лавре в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 24-й крестный ход православных трезвенников
02.01.2024
Трезвенное просвещение должно выйти на новый высокий уровень
Состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Трезвость и устойчивое развитие общества»
28.09.2023
«Вспоминая подвижников православной трезвости, мы говорим о радости воздержания»
О состоявшемся в Александро-Невской Лавре празднике в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
30.05.2023
«Трезвенническая деятельность А.Н. Маюрова и её продолжение в народе»
Состоялась онлайн-конференция, посвящённая памяти выдающегося учёного и общественного деятеля
10.04.2023
Все статьи Дмитрий Стогов
100-летие революции
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31