ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
Наверное, каждый из нас может вспомнить, когда в первый раз в храме (а может и вне) особенным образом коснулось сердца какое-то невидимое озарение, благодатная волна, неизъяснимо сладостное ощущение, которое мгновенно изменяет тебя всего... Со мной это произошло, в Питере, когда я в церковь не ходил, и хоть крестили еще в раннем детстве, веры осознанной не имел.
И как-то забрел, один, гуляя августовским деньком, между вступительными экзаменами, в Никольский Морской Собор (еще не знал, что он так называется), поставил свечу. Тогда и - запечатлелось как в кадре - перед иконой Николая Чудотворца вдруг неожиданно растаяло сердце...
Это было в первый месяц пребывания в Питере, тогда еще Ленинграде, после дембеля ютились мы втроем в маленькой служебной комнатушке у друга и земляка моего сослуживца Миши Морозова, рядом с Мариинским театром. Приехали мы поступать в ЛГУ, я на журфак, Мишка на философский, удачно попав на перелом сроков службы от 3 до 2 лет: как первоклассным ефрейторам-ракетчикам нам дали возможность, отработав на бетоне дембельскую долю, уехать в июне и успеть подать документы в университет...
Нечто схожее с моим питерским эпизодом произошло через много лет, с коллегой Антониной Л., которая организовала первую городскую газету в 1990 г. и руководила ею, предоставив и мне с самого начала возможность беспрепятственно публиковать материалы по «пропаганде», как выражался другой коллега, «православия и Бога», поначалу не понимая прежним, партийным менталитетом, как это вообще возможно, но потом ничего, привык.
Однажды она пришла в наш первый кафедральный храм Сошествия Духа Святого на Апостолов (кажется, помянуть кого-то, вообще-то в церковь тогда не ходила), и вот слева, у большой иконы Николая Чудотворца (а канун рядом), вдруг растаяло сердце и полились сами слезы... Тоня мне об этом как-то рассказала, а я порадовался.
Так что Чудотворец Николай ежедневно и беспрестанно по всему миру приводит людей ко Христу. Самыми разными способами.
Вспоминаю и Баку, где в соборе Рождества Пресвятой Богородицы к иконе Николая Чудотворца, под сенью, слева от солеи, постоянно приходят азербайджанские девушки и женщины, часто с детьми, они горячо молятся Святителю, и верят, что он поможет... Как и Богородица, в образе «Достойно есть», тоже под сенью, справа от солеи. В этом соборе, у Матери Божией, когда-то еще младенцем меня крестили, это дорогое для меня место.
«Микола - бурхан»,кстати, был включён калмыками-буддистами в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков... Другой буддийский народ России - буряты - отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.«Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: „батюша Михола", или же по-монгольски „Саган - Убукгун" (вики). Подобное отношение к Николаю Чудотворцу, как мы знаем - у многих народов мира.
***
А мое воспоминание о первой встрече с Чудотворцем, как ни парадоксально, всегда рядом по времени с кадром шашлычной, неподалеку, на Садовой, у моста, которую мы тогда иногда посещали, и было там хорошо и весело, и уютно, дым коромыслом, звон и звяк пивных кружек с «ершом», беззаботность и расслабляющее благоденствие, в котором, казалось, пребывала тогда вся страна, щедро (уж в столицах точно) питаемая из «египетских котлов» социалистического жизнеустройства... До поры - мы еще не ведали - до времени.
ОБОЙДИ ТЫ РУССКИЙ КРАЙ...
«Говорит Господь с престола,
Отворив окно за рай:
«О мой верный раб Микола,
Обойди ты русский край.
Защити там в чёрных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют...»
Сергей ЕСЕНИН.
***
Во многих семьях хранятся предания о явлениях Николая Угодника людям. И в магаданских в том числе. Слушательница воскресной православной школы (для взрослых) Вера Голенкова поведала историю, рассказанную ей матерью, Наталией.
Дело было еще до войны, до коллективизации, в одной из деревень Татарии. У Натальи была подруга Анна, у которой муж сильно пил. У них не так давно родился ребенок, было ему на то время одиннадцать месяцев. Анна очень страдала от супруга, пропивающего все деньги, и когда тот однажды уехал в город, на рынок, и пришло известие, что он загулял там и спустил все последнее, Анна с отчаяния взяла веревку и решила повеситься. Подошла к поветью, вдруг рядом старичок благообразный появился и говорит: «Раба Божия Анна, очнись, что ты делаешь, у тебя ребенок плачет». И исчез. Анна осталась жива, а потом, попав в церковь, в райцентре, узнала на иконе спасителя «старичка» - это был Николай Угодник...
В одном магаданском доме хранился небольшой металлический образок св. Николая. Вот что рассказывала о нем Татьяна Лисачкина, работавшая юристом в Водоканале: «Эта икона у нас с 1942 года. Дедушка с бабушкой были москвичи, работали на военном заводе, который эвакуировали в Куйбышев (Самару). Приехали, карточная система, голодно, к тому же и обворовали. Стали менять вещи на продукты. Маме было тогда 13 лет, вчерашняя пионерка. Как-то дед, ее отец отравился пшеном с рынка, и мама, бабушка моя, послала Аллу за город, в деревню, чтобы добыть продукты. Хоть и недалеко, одна остановка, но добиралась на поезде, другого транспорта не было. А от станции к деревне пешком через степь...
Заходит она в первый дом, предлагает вещи, в обмен на крупу и масло. «У нас нет, детка, спроси у шабров». Алла не знала, кто такие «шабры», так с расспросами дошла до околицы, где одна старушка объяснила, что «шабры» - это значит соседи, и дала ей продуктов.
Дело уже клонилось к вечеру, бабушка вручила Алле образок Николая Чудотворца и сказала: «Иди, молись, и не бойся». Молиться научила так: «Господи, Никола Милостивый, спаси и помилуй меня, Ангелы, Сыны Божии, молите Бога за меня». Взяла в одну руку иконку Николы, в другую сумку, вышла за село, направилась к станции.
Уже смеркается, страшновато девчушке, дорога через степь, никого нет. И вдруг видит Алла - прямо на нее бежит стая собак, каких-то странных, больших, облезших. Перепугалась, застыла, глаза закрыла, только молитву горячо шепчет: «Господи, Никола Милостивый, спаси!..». Подбежала первая собака, обнюхала, отбежала, ногу задрала... За ней вторая, третья - как по команде. Ситуация курьезная, но тринадцатилетней девчонке в степи было страшно и жутко.
Когда открыла она глаза, собак уже не было. Поспешила дальше, и вдруг из-за бугорочка как бы поднимается человек в солдатской шинели. «Девочка, куда ты бежишь?». Алла сказала. «А ты волков не видела?»... «Каких волков? - спрашивает Алла. - Собаки какие-то большие были...». Посмотрел на нее мужчина задумчиво, головой покачал. «Петь умеешь?» - «Да». - «Запевай!». Взял он ее за руку, и быстро-быстро к станции, там на поезд, до самого дома довел, на удивление бабке и деду...
Их уже нет на этом свете, и мамы Аллы нет, а иконку Святителя Николая и молитву бережно хранит семья Татьяны. Верят, что сам тогда явился на помощь Угодник Божий... Не единожды чувствовали в доме Лисачкиных попечительство и скорую помощь Чудотворца, по молитве к нему.
Знаменательно, что именно в Самаре (где они осели) произошел удивительный случай, «стояние Зои», и Татьяна помнила глухие разговоры старших о том.
Писали о происшествии и газеты (в духе времени, естественно), как выразился один из представителей власти - «они все это подгадали к областной партконференции». Ну кто б сомневался...В Самарском госархиве (бывший архив обкома КПСС) хранится неправленая стенограмма этой 13-й (вот уж действительно подгадали!) Куйбышевской областной партийной конференции, которая состоялась 20 января 1956 года. Здесь можно прочитать, как тогдашний первый секретарь обкома КПСС Михаил Тимофеевич Ефремов охарактеризовал приключившееся ЧП: «В городе Куйбышеве широко распространены слухи о происшедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей партийных органов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло, начал собираться народ потому, что неумно поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил здесь руку. Тут же выставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось нашей милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию, а народ, раз так - все туда. Некоторые додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления...».
В общем, милиция оказалась во всем виновата, впрочем, «и еще кто-то».
***
Надя Линникова, учительница и художница (она сейчас в Питере), очень живая, энергичная натура, постоянно молилась Николаю Чудотворцу, в школу ли шагает или на пленэр (она и фотографировала). И вот пошла она как-то на китайский рынок (а выручал он нас в 90-е еще как), была непогода, сильный ветер, но что-то ей приспичило купить. А рынок как раз начали выводить из состояния дикости, покрывали навесы листовым оцинкованным железом. Из-за стихии работы не велись, заходит Надя на территорию, сильнейший порыв ветра, и с крыши недоделанного навеса срывается металлический лист, и прямо на нашу Надю!.. Она шла, молилась как всегда, успела охнуть - Николай, помоги! - лист мгновенно скрутился в воронку и упал прямо у ее ног. Рассек бы пополам, как ножом! - говорит она. Такую б красавицу потеряли, говорю я, она смеется.
***
В 1997 году Татьяна Лисачкина, узнав, что можно побывать на родине великого святого, съездила по путевке в Турцию. Тогда, двадцать лет назад, она была одной из первых северянок, побывавших в Мирах Ликийских, вернувшись, рассказала нам о путешествии на воскресной школе...
Таня переехала со временем в Питер, там и скончалась несколько лет назад, Царство ей Небесное, молитвами святого Николая. Образок его хранят дочь Оксана и внуки рода Лисачкиных.
ЗДЕСЬ ОН РОДИЛСЯ, МОЛИЛСЯ И СТРАДАЛ
Сам я попал в Турцию в первый раз, можно сказать случайно, хотя ничего, как известно, случайно не происходит.
Был я в северном отпуске в Москве, оставалось еще время, дочь посоветовала: слетай в Турцию, тебе понравится. Это был 2011 год. Я так и сделал, сразу взял горящую путевку в ближайшем турбюро, куда есть - и попал в Бодрум, на запад, побережье не Средиземного, но Эгейского моря. Вылет послезавтра, вечером узнал, по Интернету, что там автобусные экскурсии в Эфес и Иераполис - Паммукале, где принял кончину апостол Филипп после проповеди Евангелия с апостолами Варфоломеем и Иоанном Богословом и сестрой Мариамной... Это был подарок!
Я уже писал об этой поездке, но тогда же, неожиданно «распечатав» для себя Турцию, вернувшись в Москву, отложил все другие дела, взял еще одну путевку, теперь уже в Анталию - оттуда были экскурсии в Миры Ликийские, ныне Демре.
И вскоре вторично оказался на земле древней Византийской империи, скрытно таящейся в подпочве нынешней Турции. Отель у Бодрума именовался «Акация», теперь же, в окрестностях Кемера - «Ларисса»... Уже через пару дней автобус мчал нас по экскурсионному маршруту Кекова - Демре - Миры.
Не буду здесь описывать красот Кековы - полузатопленного острова, тянущегося параллельно побережью, на котором находился город Симена. Жак- Ив Кусто снимал здесь один из фильмов своей подводной Одиссеи... В изумительно-прозрачных изумрудных водах мы видели останки жилищ и храмов, а на склонах, крутых и пологих - пасущихся коз, среди зарослей, укрывающих следы древних, разрушенных землетрясениями построек...На некоторых стенах - выбитые в камне кресты...
После Кековы, наконец, автобус следует к долгожданной цели - в Демре, Миры Ликийские. Ныне это небольшой городок... Выходим из автоковчега - впереди виднеется скульптурный памятник Святителю Николаю, где он изображен с детьми, в стиле турецко-туристического реализма... Первым делом группу подводят к «Иконному Центру церкви Святого Николая» (это по договоренности с компанией, которая обеспечивает тур, в обязательном порядке, также, как в завершение экскурсии, уже под вечер - остановка на винзаводе, с дегустациями и затовариванием). В обширном магазине чего только нет, красота, но цены, конечно, кусаются... Как оказалось в дальнейшем, какие-то иконочки можно было купить подешевле на открытых лавках по пути или возле церкви. Но это уж кому как по карману.
Как всегда, воображаемая, «книжная» картинка представляемого храма (места, святилища, как и в нынешнем Иерусалиме), сразу осыпается при виде реалий, являющихся после многовековых изменений - разрушений первоначальных объектов, их перестроек. Время, будто во мгновенье совершая свой многовековой бег, открывает нам сегодняшний «артефакт» совсем не в древне-евангельском формате, увы. (Кстати, уместно было бы перед поездками, особенно на Святую землю, предупреждать и подготавливать к
этому людей, впервые ступающих на нее).
В 2000 г. Южный округ Москвы подарил Демре памятник св. Николаю работы скульптора Григория Потоцкого. В течение нескольких лет он украшал одну из центральных площадей города. Однако в 2005 г. местные власти распорядились демонтировать русский памятник св. Николаю, а на его место водрузили пластиковую статую Санта-Клауса...В декабре 2008 года пластиковая фигура исчезла, а на ее месте появился новый памятник Николаю Чудотворцу работы турецкого скульптора. Что касается памятника Григория Потоцкого, то его установили непосредственно перед входом в базилику св. Николая, где он пребывает до настоящего времени, встречая и благословляя всех, кто приходит к нему.
Храм, где гробница Святителя, находится как бы в небольшой низине, чтобы пройти, предъявляем билетик-ваучер (красивый, на память), и вот - сама церковь, с виду будто перестроена - недостроена, в металлических конструкциях. Поворот налево, и вот статуя Святого - здравствуй, отче Николае, благослови!
Уже потом будем возле нее фотографироваться, а пока экскурсовод приглашает пройти по небольшому металлическому трапу вовнутрь... Сразу поражают отчасти сохранившиеся древние фрески...Но главное - здесь дух самого Николая Чудотворца, здесь невидимые, но реальные его следы, запечатленные в вечности.
Примерно к 300-му году Святитель стал архиепископом, как полагают историки, когда начались гонения Диоклетиана, он был заключен в тюрьму в 302 году, его, как и всех гонимых наших братьев, принуждали к отречению от Христа, подвергали истязаниям и пыткам... Во узах он пробыл десять лет или более, и лишь в 311 (или 313) году снова вернулся на кафедру, где и оставался до конца земной жизни.
Эти сведения приводят в своей книге известный исследователь, историк, писатель-агиограф А.В.Бугаевский и архимандрит Владимир (Зорин), («Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Великий Чудотворец: его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим, латинским и славянским рукописям». М.2001).
К ней мы еще обратимся, также как к аналогичному исследованию диакона Дионисия Куприченкова «История мощей святителя Николая Мирликийского», в котором также предпринята основательная попытка систематизировать и рассмотреть в хронологическом порядке сведения о перенесении мощей, описанные в средневековых хрониках, в сопоставлении с археологическими данными и обстоятельствами исторических перемен того времени в Ликии, Бари и Венеции.
***
Мира при служении архиепископа Николая была центром Ликийской области в Малой Азии, которая возникла за несколько веков до Р.Х. как колония во время великой греческой колонизации. Потому население было преимущественно греческим. Как мы знаем, территория Малой Азии, где ныне располагается Турция, была просвещена светом Евангелия апостолами Христовыми, его непосредственными учениками. Об этом повествуют «Деяния святых апостолов».
А рассказывая о последнем, невольном путешествии в 60 г. апостола Павла во узах на суд к кесарю, Лука пишет, что они, после первой остановки в Сидоне, «приплыли в Кипр по причине противных ветров», и - «переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него» (Деян., 27, 5-6).
Остатки Андреатической пристани, гавани Мир Ликийских в устье реки Андрокос, сохранились доныне. В одном турецком справочнике (для наших туристов) говорится, что на лувийском языке (на нем говорили и жители Трои) Андриаке означало «Богиня Мать» или «Мужчина Богини Матери» (но в этой книжке ошибка на ошибке).
Император Адриан, который правил империей со 117 по 138 г., приезжал в Анталию, здесь была его зимняя резиденция. В Андриаке, рядом со средним входом в зернохранилище сохранились высеченные в камне портреты Адриана и его жены Сабины... Кроме того, что он известен как путешественник и строитель, он был, как ныне говорят, нетрадиционной ориентации. Его «возлюбленного», юношу Антиноя после загадочной смерти (утонул или утопили тогдашние «гомофобы») по приказу императора причислили к богам, было изготовлено множество его статуй и изображений, до сегодняшнего времени их насчитывается порядка пяти тысяч (!), гораздо более, чем других знаменитых и гораздо более выдающихся римлян.
Мало того, придворные астрономы присвоили имя Антиноя одному из созвездий, оно упоминалось вплоть до XIX века, но ныне, слава Богу, отменено, а то бы висело над нами!.. (Кстати, утонул Антиной в Египте после пребывания в Палестине, где Адриан решил на месте Иерусалима, еще лежавшего в развалинах с 70 года, построить новый город под названием Элия Капитолина, а на месте разрушенного храма Соломона воздвигнуть храм Юпитера Капитолийского. Языческие храмы были затем поставлены на местах распятия и погребения Христа).
Именно Адриан был инициатором мученической, садистской казни христианок, святых девочек Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
***
«Археологические раскопки в Ликии,- сообщает А.В.Бугаевский,- предпринятые в XIX-XX вв., хорошо согласуются с географическими, топографическими и другими сведениями, содержащимися в древнейших житийных памятниках... Сохранились не только храм, построенный свт. Николаем Мирликийским, но и место встречи святого со стратилатами - Плакома, площадь в андриакском порту, покрытая плитами. На ней в древности был расположен рынок, остатки которого видны и в наше время. Ныне гавань Андриаки заболочена и порт давно прекратил свое существование, но значительные объемы многих зданий прекрасно сохранились. Среди них огромное зернохранилище («гранарий»), построенное при императоре Адриане, каменные цистерны, акведук, несколько храмов и целый ряд портовых и других построек. По предположению историка А.Ю. Виноградова, именно в это зернохранилище был капитанами выгружен хлеб в «Деянии о хлебовозах» (когда в голодающую Ликию по молитве св. Николая привезли неожиданно пшеницу - С.Р.)... Хорошо сохранились и остатки зданий древней Патары...Весьма интересны археологические находки, подтверждающие повествование архим. Михаила в древнейшем тексте жития свт. Николая о храме Артемиды, который превосходил всех их [другие)... Большая надпись на камне из Родиаполиса (ок. сер. II в. по Р.Х.) так восхваляет ликийского мецената Опрамоаса: «В городе Миры, разрушенном землетрясением [141 г. по Р.Х.], он воздвиг святилище Элевтеры, [то есть Артемиды], самое прекрасное и большое в Ликии, а также устроил празднество и игры в честь богини и самодержца. Святилище Артемиды часто изображалось на ликийских монетах времен императора Гордиана III (238-244) в виде дистильного или тетрастильного храма».
***
Святитель Андрей Критский говорил, в похвальном слове: «Величаю тебя, митрополия Ликийская, ты стяжала пастыря чадолюбивого, ты приняла на голову свою дорогой и нетленный венец. Кто это? Николай, в нуждах предстающий с небесными утешениями, неукоснительный защитник в обидах, великий в чудесах и страшный в явлениях, спасающий невинных от погибели, разрушающий сновидениями неправедные предприятия. Блажен ты из городов, Миры! Ты вмещаешь в недрах столь великого благодетеля. «Приидите, пойдем светом» его (Ис.2,5),и «поживем в сени его» (Плач.4,20)».
Он писал это в VIII веке, когда Миры уже регулярно подвергались разбойным нападениям с моря, разграблялись и постепенно приходили в упадок.
В 792 году халиф Гарун Аль-Рашид (легендарно облагороженный персонаж «1001 ночи») отправил своего начальника флота Хумейда сначала на разграбление острова Родос, а потом в Миры, именно с целью разорить, осквернить гробницу Святителя Николая, которого почитали христиане. Однако ничего у него не получилось - была взломана, по преданию, другая гробница, находившаяся рядом. А когда святотатцы отплыли от берега, на море поднялась сильная буря, потопившая почти все суда, на которых они прибыли в Миры.
Семь с половиной веков мощи святителя Николая хранились под спудом в Сионском храме в Мирах, прославленные от Господа благодатным истечением целебного мира. В XI веке, который стал переломным для Церкви, Византийская империя пришла в состояние упадка... Это было время опустошительных набегов турок-сельджуков на греческие владения в Малой Азии. При этих нашествиях жестоко истреблялось местное население, разрушались христианские святыни.
Византийский хронист писал, к примеру, о времени Михаила Парапинака (1071-1078): «При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто».
В 1077 г. на отторгнутых от Византии землях захватчики образовали в Анталии Конийский (Иконийский) или Сельджукский султанат. (Лишь в 1190 г. во время Третьего крестового похода, который возглавлял император Фридрих Барбаросса, город был освобожден, но не надолго). В Иконии, напомним, проповедовал во время первого и второго путешествий апостол Павел, здесь была образована одна из древнейших христианских общин, это родина святых мучениц Феклы и Параскевы-Пятницы.
1087 ГОД: БАРИЙЦЫ ПРИБЫВАЮТ В МИРЫ
«В XI в.,- пишет о. Дионисий Куприченков, цитируя свидетельства из различных источников, - обстановка в Византийской империи была неблагоприятна для христиан. Византийский престол после смерти Василия II (1025 г.) занимали слабые, часто сменявшиеся императоры; как раз в это время восточной империи стали грозить серьёзные опасности...
Это вынуждает христиан, жителей Мир, переселяться в более безопасное место, находящееся в трех километрах от старых Мир. В самом же храме остаются служить только несколько монахов. В 1086 г. святитель Николай «явился в видении трем человекам, приказывая им объявить жителям города Миры, которые, боясь турок, ушли отсюда на гору, чтобы они возвратились жить и стеречь город, или знали, что он переселится в другое место». Однако жители не вняли предупреждению своего Великого покровителя...
1087 г. в городе Бар, святитель Николай явился во сне честному и благоговейному священнику и велел: «Иди и скажи людям и всему собору церковному, чтобы они пошли и взяли меня из Мир и положили в городе этом, ибо не могу там пребывать на месте пустом. Богу так угодно». Сказав это, «святитель стал невидим». Утром в церкви священник поведал клиру и народу о своем видении. Все бывшие в церкви, услышав о видении их пастыря, радостно воскликнули: «Господь послал теперь Свою милость на людей и город наш, ибо удостоил нас принять мощи Его святого Угодника Николая».
Для исполнения воли Чудотворца «...итальянцы спешно и тайно подготовили целую морскую экспедицию».
Баряне отправились за драгоценными мощами на трех судах. Имена участников экспедиции записаны на пергаменте, который хранится в сокровищнице Никольской базилики Бари. Опасаясь, что кто-нибудь другой сможет их опередить, барийцы предусмотрительно решили скрыть цель своего путешествия под видом торговли зерном и для этого нагрузили свои корабли пшеницей.
Первым делом караван из трех судов направился в Миры в Ликии. Барийцы послали в разведку матроса под видом паломника, который сообщил, что «в крепости, где находится базилика святого, немало турок; умер начальник гарнизона, и собрались хоронить его». Барийцы сразу направили свои корабли в порт Святого Симеона в Антиохии, где узнали, что венецианцы направляются в Миры с целью забрать тело св. Николая. Надеясь опередить их, баряне решили немедленно завершить своё предприятие.
11 апреля 1087 г. сорок семь барян, хорошо вооружившись, отправились в храм Святого Сиона, где находились мощи свт. Николая. Добравшись до церкви и спрятав оружие, они «со смирением» вошли в храм, в котором находилось четверо беззащитных сторожей-монахов. Одни из барийцев обратились с просьбой к монахам о выделении им части мира (манны) от мощей святителя Николая, другие стали молиться, изображая паломников. В конце концов путешественники открыли монахам свой план - перенести мощи чудотворца в Апулию. Возможно, сперва монахи не восприняли намерение посланников из Бари всерьез. Они сказали, что Святой никому никогда не позволял переносить его останки в другое место; даже императору Василию Македонянину пришлось отказаться «от намерения перенести в Константинополь». «Святый исповедник Божий не попустит вам взять его», - отговаривались монахи.
Барийский пресвитер по имени Луп держал в руках стеклянный сосуд, который монахи храма наполнили миром от мощей. Он решил принять участие в переговорах со сторожами и поставил флакон на верх невысокой колонны у алтаря. Во время спора отец Луп по неосторожности задел сосуд, и тот с «великим треском» упал на мраморный пол, но не разбился. Пришельцы увидели в этом знамении благоприятный знак выражения воли Бога и святого Угодника, якобы святитель сказал им: «Вот могила, в которой я лежу, возьмите мое тело и идите к людям в Бари, которым я буду покровительствовать и защищать».
Барийцы решили сменить тактику уговоров, решив, что «добрый обман никому не вредит». Они солгали монахам, заявив: «Вы должны знать, что, когда папа из Рима пришел к нам в город Бари, в сопровождении многих архиепископов, со свитой священнослужителей и мирян, он сам послал нас в эти земли перенести священное тело. Он сделал все это, потому что святитель Божий явился ему во сне и просил, чтобы перевезли его в наши земли».
Когда апулийцы достали из-под своих плащей оружие, монахи осознали всю серьезность намерений гостей. Один из монахов стал медленно отступать к дверям, желая оповестить жителей Мир о происходящем, но барийцы заранее заблокировали выходы из церкви.
Сторожа связали, и некто по имени Матфей (возможно, лидер), приставил нож к горлу монаха, угрожая смертью, если тот не укажет местонахождения мощей. Монах отвечал ему: «Скорее умрем, нежели дадим взять святого». Другой сторож, желая избавить собрата от смерти и понимая, что сопротивление бесполезно, сказал: «Сын мой, почему ты несправедливо напал на нашего брата?.. Многие пытались завладеть мощами, но не смогли. По всей видимости, пришло время исполнения обещания, которое дал святитель год назад».
Услышав это, итальянцы попросили рассказать им о видении святого Николая, бывшего в 1086 г. трем жителям Мир. Барийцы расценили это как еще одно основание для переноса останков Великого святого к себе на родину. Служитель храма указал Матфею отверстие в полу, из которого монахи извлекали «кисточкой святую влагу». Барийцы поняли, что это то место, где находятся мощи святителя Николая. Матфей спрятал свое оружие и, взяв железный лом, стал бить в мраморный пол...».
***
Есть свидетельства в древнейших документах - и их подробно анализирует о. Дионисий Куприченков, что святитель Николай был похоронен рядом с церковью Св. Сиона, в которой служил. Дату смерти о. Дионисий указывает, ссылаясь на А. В. Бугаевского и архим. Владимира (Зорина) - 19 декабря 335 г. На погребение его «собрались епископы Ликийской страны со всем клиром» и народ из разных городов». (Обычай погребать в храмах возник уже после кончины Святителя, в конце IV - нач. V в.в., и был узаконен после Карфагенского собора в 419 г.) Потом над мощами была воздвигнута часовня - мартирий, разрушенная во время сильного землетрясения 529 г.
А в IX в., когда император Василий I Македонянин, ратовавший за восстановление почитания икон и мощей святых, захотел перенести мощи мирликийского пастыря в Константинополь - он был остановлен неведомой силой, при этом «сильно разозлился» (вероятно, восприняв это как умаление его царского достоинства) и повелел запечатать мощи в саркофаге под пол часовни, придела церкви Св. Сиона - чтобы никто не смог их забрать...
Соответственно, и барийцы извлекли их не из саркофага, который ныне в Демре, а выведав, под угрозами, где они на самом деле хранятся, взломали пол и там только под плитой обнаружили саркофаг с мощами...(Позже оставшаяся, примерно пятая часть мощей была обретена венецианцами, причем принесены они были в Венецию только в 1101 году, после возвращения из Первого Крестового похода).
***
«Было решено,- продолжает о. Дионисий,- что бесценный груз на борт возьмет команда, в которой состоял Матфей. Капитан выбранного судна и его команда поклялись, что они обеспечат полную сохранность мощей Святого Николая и не будут предпринимать каких-либо действий «без общего решения всех участников» экспедиции». (Всего их было 62 - С.Р.).
«Как сказано в Троицком списке жития, отмечает Куприченков, два монаха из храма остались в Мирах, а двое поднялись на борт «и идоста с мощьми святаго Николы и поидоша в Бар град».
Как только итальянцы «разместили мощи с великим благоговением в очень маленьком деревянном ящике» и начали отдаляться от берега, они увидели бегущих к берегу моря жителей Мир, которые рыдали и бросались в море, хватались за весла с криками: «Отдайте отца нашего и господина нашего!». Барийцы пытались «успокоить» местных жителей тем, что им остался гроб, полный святой влаги от мощей святителя, и чудотворная икона святого Николая. «Теперь воля его уйти отсюда, чтобы и другия части мира просвещать». Жители Мир вернулись в ограбленный храм и обнаружили, что некоторая часть оставалась погруженной в миро. Опасаясь новых нападений и грабежей, они приняли решение снова сокрыть святые останки под пол, что и было выполнено».
Да, мирликийские христиане, для которых это событие было драматическим, с плачем и скорбью провожали уплывавшие в далекую Италию мощи Святителя... О том, сколь велика эта святыня, барийцы еще раз убедились на обратном пути, когда вынужденно причалили из-за штормящего моря на ночлег близ Патар - города, примерно в семидесяти километрах от Мир, где явился на свет Божий Николай.
Они три дня не смогли сдвинуться с места, пока пять человек, похитивших частицы святых мощей, не возвратили их (после того, как всю команду обязали клясться на Евангелии).
Что тут сказать?.. Промыслом Божиим, мощи не могли оставаться в Бари (учитывая неизбежное мусульманское завоевание территории), а вот «механика» исполнения воли Божией грешными людьми - это уж по нашим, часто отнюдь не святым и не благочестивым наклонностям и представлениям...
***
Слабеющая год от года в политическом и военном плане Византия несла потери не только в Малой Азии. Еще незадолго до рассматриваемых событий юг Италии, Апулия со столицей в Бари находились в юрисдикции Константинопольских Патриархов, т.е. в ойкумене Православия.
О.Дионисий пишет: «С 1016 г. южная часть Италии, принадлежащая Восточной Римской империи, стала подвергаться норманнским набегам: «В 1027 г. с согласия императора Конрада II было основано первое норманнское поселение». А в 1071 г. герцог Роберт Гюискар закончил захват южноитальянских областей, «завоевав последнюю византийскую крепость - Бари», что привело к потере влияния города в регионе как столицы византийской провинции в Южной Италии. В связи со сменой политического управления епископ Бари Андрей переходит от Константинопольского патриарха под юрисдикцию Римского папы».
***
Отмечает о. Дионисий и такое немаловажное обстоятельство, проливающее свет на мировоззрение и нравы тогдашних западных христиан: «В Европе к концу XI в. усилились призывы на борьбу с неверными. Рассказы возвращавшихся пилигримов вызывали в религиозно настроенных массах западных христиан сильное негодование против сельджуков и сожаление об участи города Миры. На Западе понимали, что христианские святыни в Византии обречены на поругание и уничтожение. Поэтому европейцы, особенно после раскола 1054 г., во время путешествий на Восток считали нормальным похитить святыню и вывезти её к себе на родину. Стремление к захвату как можно большего количества реликвий было не только религиозным рвением, но и политическим расчетом. В Средневековье считалось престижно иметь в родном городе мощи множества святых, которые таким образом становились покровителями города. Они оберегали граждан и были гордостью государства. Никто не обращал внимание на то, каким образом мощи приобретены, главное - ими владеть, а святой будет покровительствовать тому, кому они принадлежат» (выд. мной - С.Р.).
НЕ ОСТАВИЛ МИРЫ ДУХОМ...
Вот уже почти тысячу лет Миры, нынешний город Демре находится под властью турок. Большая часть древних Мир занесена песком и илом Средиземного моря и реки Мирос (и церковь еще в XIX в. едва виднелась), поверх заносов ныне стоят постройки.
Сегодня Церковь святителя Николая Чудотворца, как разъясняет Е.Старшов в книге «Православные святыни юга Турции», представляет комплекс, который состоит как бы из трех частей. Первая - это раскопки древнего храма Артемиды, который был отчасти разобран, отчасти перестроен при возведении христианской церкви... А рядом - руины, относящиеся к IV-V векам, которые и являются останками той церкви, где служил и был погребен великий святитель. Сохранились стены храма, остатки росписей и мозаик...
Рядом с этими руинами - более поздняя постройка, ориентировочно VIII века. Ее восстанавливали император Константин Мономах в ХI в., а в более позднее время - русские цари Николай I и Александр II. Но всякий раз, по причинам сложных отношений с мусульманской Турцией, возражений местного греческого епископата, перипетиями международной обстановки эти работы прерывались и не были довершены...
Для нас, пилигримов, паломников (под видом туристов) важно, что сохранился саркофаг, несущий следы событий тех времен, с выломанной стенкой (она прикрыта оргстеклом). При всех спорных вопросах, именно к нему сегодня приезжают паломники, и конечно же, Николай Чудотворец, духом пребывающий в этом родном своем пространстве, подает по старанию, трудам, по любви и по вере людей благодатную помощь (как везде и повсюду) - и через эту гробницу, и через молитву от сердца, произнесенную в любом месте древних полуразвалин... Как говорится в каноне Святителю - «Отечество свое, Миры Ликийские, не оставль духом, во премирный град Барский преславно телесем пренесесе, архиерею Николае...».
Вот к этому саркофагу мы все, после обзорной экскурсии по храму, и устремляемся. Как всегда в подобных поездках, гид оставляет минимум времени побыть наедине со святынями - через полчаса сбор у автобуса, до которого быстрым шагом идти еще несколько минут.
Ну, как есть, первым делом, надо выстоять очередь и приложиться к саркофагу. Во - вторых - оставить при этом Николаю записку-прошение, без этого никак (а щель народ всегда найдет!). Хотя ведь понимаешь, что он и без записок все знает и слышит. И все же, и все же...аз, грешный, выпрашиваю листочек из блокнота у соседки, начинаю писать на колонне, больше негде, но как назло, ручка шариковая скользит как по промасленой бумаге, хотя она нормальная и шершавая - не пишется!.. Господи, помилуй, Николай, помогай! - время-то бежит. Наконец что-то изобразилось, но только отчасти, как бы недопроявленно (там проявится!), а очередь к саркофагу подходит, скорей туда!
И уже, приложившись к саркофагу и шепча молитву-прошение, чувствуешь будто - конечно, Святитель слышит. Это мгновение дается, кажется, всем, кто обращается с мало-мальскою верою, я это видел по женщинам, которые были рядом. Поэтому после Мир появляются свидетельства, подобные этому:
«Николай Угодник помог!!! Когда мне было 35 лет, решила я забеременеть вторым ребенком, со здоровьем никогда проблем не было, и думала, что проще, месяц, два, и будет у меня лялька. Не тут - то было, в течении года беременность не наступала, проверилась сама, проверила мужа, сказали это возраст уже не подходящий. В 2012 году мы полетели в Турцию, в город Демре, в храм, где служил Николай Угодник при жизни. Там мы помолились и просили Николая Угодника послать нам ребенка. А я пообещала, если родится мальчик, назову его Николай. И вот не прошло и года, как я забеременела. На тот момент мне было уже 38 лет, и будучи беременной, забыла о своем обещании. Когда Малыш был еще у меня в животе, я дала ему совсем другое имя. А родила его 19 декабря! На Николу зимнего, и врач просто уговаривал меня назвать сына Николаем! Вспомнила о своем обещании! Теперь растет у меня маленький Николушка!!! Ксения».
***
Пройдясь еще по храму после этого (так хотелось бы постоять, помолиться близ престола, да и вообще побродить здесь и рядом, но увы, регламент экскурсии неумолим), поспешил к нашему пронумерованному автобусу... По пути - несколько лавочек на открытом воздуха - здесь иконы, статуэтки св. Николая, и на христианский, и на турецкий лад, Ноэль Баба, мешочки с землей из церкви с изображением Деда Мороза.
(Напомним, что обычай отождествлять св. Николая с Дедом Морозом появился в средневековой Европе. Первоначально именно от имени Николая, в воспоминание помощи его трем девицам, которых он спас от нищеты и поругания, дарились в Европе подарки детям в день почитания святителя по церковному календарю - 6/19 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах святой Николай был заменён в качестве персонажа, вручающего подарки, на Младенца Христа, а день вручения подарков был перенесён на период рождественских ярмарок, то есть 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом, если в Англии в XVII веке возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям доныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай. В Северной Америке Синтерклаас превратился в Санта-Клауса (в Новом Амстердаме, основанном голландцами в 1650-х годах, будущем Нью-Йорке) - образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми деталями и коммерциализировался).
***
Далее мы отправляемся к исторической части Мир, к уникальным гробницам в скалах, единственным в своем роде. В них некогда покоились останки жителей процветавшего союзного Родосского государства, в которое входила и Ликия (V в. до Р.Х.)...
Без сомнения, эти гробницы видел и обозревал архиепископ Николай...и наверняка говорил, как ложны языческие верования в загробную жизнь, когда рядом с умершим укладывались те вещи, с которыми он привычно жил, дабы они служили ему в загробном мире... В обязательном порядке - монета в рот, плата за услугу (как сейчас повсюду, даже в школе), - чтобы Харон перевез через реку Стикс из жизни земной в иную. И еще медовая лепешка в руку, для трехглавого пса Цербера, охраняющего вход в царство мертвых.
Впрочем, одно бесспорно и положительно, что не было атеистов тогда, и язычники знали, что по ту сторону жизнь человека продолжается, только вот как? Ведь и христианин уходит в мир иной с богатствами, но эти «сокровища» невещественны...
Гробницы высечены в скалах, друг над другом, как многоэтажный дом для мертвых. Чем выше гробница, тем состоятельней был покойник. Так же и по площади - есть однокомнатные, а есть из нескольких помещений. К верхним поднимались по выбитым в камне лестницам...На некоторых сохранились изображения (воины... мужчина с тремя сыновьями), а на одной гробнице надпись: «Москос любит Филисту, дочь Демитроса».
Помяни их, Господи, ради чистой их любви...
Сейчас гробницы совершенно пусты, только закопченные стены и потолки, еще, наверное, со времен грабителей. Я зашел в две - три пещеры, это особенная, на ощущение, пустота, и она не нейтральная, а «отрицательная», будто томящая душу.
Только капелька любви, оставшаяся в надписи, согрела сердце.
Такую же пустоту я однажды ощутил, когда был на Крымском побережье в 1996 г. перед поездкой в Иерусалим, с дочерью в доме отдыха. Однажды на какой-то экскурсии, мы попали в древний языческий храм. Большой и пустой, какая-то особая, никчемная пустота этого объемного пространства - зачем, для чего!? Эта пустота языческого космоса, инфернальная, лишенная благодатного присутствия Духа...
Здесь же, рядом с мирскими гробницами - хорошо сохранившийся древний театр, вмещавший до десяти тысяч зрителей. При подходе к нему - фрагмент фронтона с изображением масок. Акустика удивительная - наверху хорошо слышно, о чем говорят туристы внизу, на сцене. Это благодаря полукруглой форме греческого амфитеатра. Он был отстроен, также как и город, после землетрясения 141 года. Помогал в этом финансами нам уже знакомый Опраомас из Родиаполиса - об этом извещает надпись, расположенная на входе в театр. Достойный, наверное, был гражданин, пример для олигархов.
29 рядов, сиденья из камня, плюс шесть верхних, на стене за ними - имена зрителей, которым принадлежат места. Можно представить, сколько поколений, тысяч и тысяч людей приходили сюда, с семьями и друзьями, ведь театры были центрами городской жизни, здесь не только шли представления, различные форумы и зрелища, бои гладиаторов - в этих театрах казнили христиан, выпуская на них зверей...
Сейчас над этими сквозящими напластованиями веков, времен, эпох, с выбитыми в камне письменами висит немая пустота.
***
Второй раз побывал я у Святителя в Мирах в позапозапрошлом 2015 году, взяв короткую, семидневную путевку в один из кемерских отелей, чтобы специально съездить к Николаю... На этот раз в качестве экскурсовода был мужчина, молодой, крепкий турок Махмуд (имя изменено, чтоб не вычислили).
Когда мы отправились, он рассказал о себе - работал на стройке в России, потом учился, по-русски изъяснялся вполне сносно. Мне понравилось, как он говорил о грядущем визите нашем к Николаю Чудотворцу - с благоговением и почтением. Сам он мусульманин. Он напомнил, что женщины в храме должны был с покрытыми головами, и нельзя туда входить в шортах, это нехорошо. Нельзя громко разговаривать, кричать, смеяться. «Николай все слышит!» - сказал Махмуд убежденно.
Он, видать, насмотрелся на наших и иностранных экскурсанток, и вдохновенно продолжал, что женщина должна быть целомудренной и скромной, «не наглой», уточнил он, это нехорошо.
Наши дамы, только что живо обсуждавшие красоты цветущих помидорных плантаций, которые, по множеству их вокруг, были предыдущей темой Махмуда (проезжали город помидоров, Кумлуджу), притихнув (и притухнув), слушали душеполезные наставления турка-мусульманина Махмуда, а я с грустью думал, что вот такой-то живой веры, убежденности нам многим не хватает...
Потом Махмуд добавил, иллюстрируя мысль о последствиях неблагоговейного отношения к святыням, что один их экскурсовод, тоже мусульманин, даже лишился дара речи, онемел у саркофага Святителя. Почему? - наверное, что-то не так говорил людям о Николае...
Тут уж я онемел, и когда мы приехали, специально подошел к Махмуду, уточнил, оказалось, что этот самый онемевший не мог говорить не день, не два, а где-то больше пяти лет (!), и только потом вернулся к нему дар речи, и он написал за это время книгу о святом Николае, который, наверное, являлся ему, скоро должен ее издать. Это было, напомню, в 2015-м, три года назад, так что возможно, книга эта необычная уже появилась.
Я же поведал тогда Махмуду, пользуясь случаем, о том, что произошло некогда в Самаре с девушкой Зоей, когда она кощунственно начала танцевать с иконой Чудотворца, не дождавшись своего ухажера по имени Николай...Он солидарно поцокал языком, покивал.
НЕОЖИДАННОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ
Да, воля Божия может извещаться и воплощаться и через язычников, и через ослицу Валаамову, и через врагов Христовых. Напомним, что обретение и перенесение проходило в формах, вызывающих неоднозначную оценку. В турецкой книжке, которую я упоминал, авторы пишут ревниво (и без оглядки на историю), повествуя о храме в Мирах: «...Толпы людей напоминают об останках Святого Николая, вывезенных грабителями в Бари. Подумайте, где должны покоиться останки Святого? Воровство - это грех, признанный всеми религиями. Отчего же останки Святого Николая не возвращаются на родину. Это невозможно понять...».
Наше путешествие в Бари началось неожиданно, отнюдь не с благочестивых мечтаний и планов (мы и думать об этом не думали) - но как бы с некоторого недовольства по другому поводу ... В ноябре 2014 года (кажется, 10 числа), после текущего заседания оргкомитета по проведению очередных региональных Рождественских чтений, мы по традиции устроили чаепитие, и за оным, не в первый раз начали ворчать - не все, в основном журналисты, в силу профессиональной неуспокоенности - на то, какая неудобная дата выбрана для Чтений, 19 декабря, в день памяти великого и самого любимого и почитаемого нашим народом святого - Николая Чудотворца, Николая Угодника! Оно, с одной стороны, Чтения как бы под его покровительством, но с другой - мы не сможем побывать в этот день на главном богослужении Церкви - Божественной литургии, помолиться ему «лицом к лицу»! Мы все - и священники, и сотни участников... То-есть праздник, в его главной ипостаси, как бы проходит мимо. Говорили об этом епархиальному начальству, ведь вполне можно на неделю раньше провести Чтения, но увы, что-то не складывалось...
Что ж - коль решено, и архиерей благословил нынче на эти дни, принимаем со смирением, роптать нельзя, буди на все воля Божия. И таким образом, поворчав, посетовав и повздыхав (епископ был в отъезде), мы, закончив чаепитие, разошлись - кто еще на работу, а кто по домам. Исполнять со смирением все положенное и порученное. Ибо, как известно, смиренным подается благодать, а не бодающимся...
Через день раздался звонок на работе. Звонила боевая подруга и коллега Людмила Ловцова, гендиректор (уже 25 лет) православного телеканала «Охотский ряд», который сама и организовала когда-то. Она в то время была советником правящего архиерея (а я числился сопредседателем информационно-издательского совета при епархии).
- У меня новость, ты крепко сидишь на стуле?.. Только что позвонил Владыка из Москвы и сказал, что Патриарх благословил группу из нашей епархии на поездку в Бари, на праздник Николая Чудотворца, вот так, поздравляю!.. Поездка бесплатная, благотворительная, только до Москвы дорога за нами!
Вдох - выдох:
- ... А кто поедет?
- Он сам сформирует группу, всех понемногу, но сказал, что ты тоже.
- Ну...спасибо! И тебе подарок на день рождения! (Люда появилась на свет 19 декабря).
Мы, сознавая, конечно, свое недостоинство и убожество, восприняли это однозначно как чудо. Будто сам Николай, услышав наши стенания, воздыхания и ворчания, сделал всем нам такой подарок - побывать в день его праздника на литургии в самом Бари, рядом с ним! Это было невероятно!..
Ну а потом, как положено, надо было предпринять определенные труды, чтобы оправдать это доверие. Чтения переносились на неделю раньше (вместо 19-20 декабря на 12-13), надо было ускорить подготовку всей работы, менять кой-какие документы, переинформировать народ и гостей, и т.д. и т.п. Но все эти хлопоты совершались уже под знаком будущей радости.
Тогдашние наши XV Чтения были, как и все в РПЦ (в Москве они прошли 15 января 2015 г.), посвящены 1025-летию Крещения Руси: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». С докладом на эту тему выступил один из приглашенных епископом неожиданных гостей - диакон Корсунской епархии РПЦ МП Августин Соколовский, доктор богословия, преподаватель догматического и сравнительного богословия Фрибургского университета (Швейцария). В чтениях наших приняли также участие писатель, известный проповедник и миссионер протоиерей Андрей Ткачев («Нравственные ценности в эпоху глобализации»), Ирина Яковлевна Медведева, директор института демографической безопасности, писатель, публицист, драматург («Неучтенный фактор национальной безопасности»), писатель Виктор Николаев, лауреат Большой литературной премии России, автор известной книги «Живый в помощи (записки афганца)» («Мораль. Нравственность. Современность»).
Напомню: в декабре 2014 года сохранялась тяжелая обстановка в Новороссии, на Донбассе, повсюду продолжались бои... Они тоже были проверкой и подтверждением абсолютной правоты и истинности цивилизационного выбора России. Вся страна дышала тогда этим, день начинался с фронтовых сводок, как там Донецк, как там наши?..
***
Как выяснилось по приезду Архиерея, нашей епархии обозначили группу в 25 человек. В нее вошли несколько священников и церковнослужителей, представители приходских храмов (документы, визы готовились в срочном порядке, успевали только те, у кого уже имелись загранпаспорта), среди них - и преподаватели Университета, учителя, было предложено ехать и некоторым первым лицам из власти, но возможность нашел только тогдашний мэр областного центра Сергей Абрамов (ныне руководитель Областной Думы), и поездку эту он вспоминает, как все мы, с благодарностью... Всего же в паломническом туре 17-20 декабря приняло участие более двухсот человек духовенства и мирян трех епархий РПЦ...