Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Самый таинственный и близкий святой

Станислав  Рыжов, Русская народная линия

21.12.2017


Из повести о путешествиях в Миры Ликийские и Барград. Часть 2 …

Часть 1

Бари (Барион, Бариум) - одно из древнейших поселений Европейского континента, есть предположение, что люди обитали здесь еще три с половиной тысячи лет назад, в Vв. до н.э. здесь жили греки, в эпоху колонизации группа городов Южной Италии именовалась «Великой Грецией», о Бари говорят Гораций и Тацит, затем побережьем овладели римляне в ходе борьбы с Пирром (тем самым, который остался в истории «пирровой  победой»), рыбацкая гавань Бариума упоминается в 181 г. до н.э.

       В 109 г. по Р.Х. через Бари, как транзитный пункт проходила Траянова дорога - важнейший торговый путь на Грецию, Египет и Малую Азию... В IX веке власть над городом захватили сарацины, которые создали здесь Барийский эмират и заложили крепость, завоеванную затем византийцами, а потом, в 1071 г. норманнами, варягами. В ходе борьбы между папами и императорами город не раз переходил из рук в руки, был частью Неаполитанского королевства. В состав единой Италии он вошел в 1860 году.      

Бари с высоты птичьего полета.

 

Ныне население Бари  насчитывает 325 тысяч человек, причем меньше всего теперь именно греков, только 0,5% (итальянцев 96%,албанцев 2%,иммигрантов из Африки примерно 1%). 

В Бари много следов и памятников средневековья, и эта его затаенная история особенно чувствуется ночью, в пустынных, полуосвещенных улочках...

Современный Бари разделен на старый и новый город (начало ему положил Неаполитанский король Мюрат, бывший маршал Наполеона и его зять). Большинство памятников находится в старом городе, в т.ч. Базилика, романский собор Сан - Сабино XII в., замок норманнов, перестроенный императором Фридрихом II Барбароссой. В городе есть также Национальный археологический музей, картинная галерея.

 

 ИЗ  ПЕРМИ НА  ПОВОЗКЕ. КАК  РУССКИЕ  ПУТЕШЕСТВОВАЛИ  В  БАРГРАД

Поведаем в общих чертах его историю, с помощью Михаила Талалая, который подробно рассказывает о ней на сайте Подворья.

«Надо ли разъяснять, что русские люди всегда, попав на Запад, стремились по возможности побывать у Святителя Николая в Бари, хотя сделать это было весьма нелегко. Еще за два века до стольника Толстого побывал здесь первым в 1459 г. монах Варлаам из Ростова Великого. После чудес от иконы, привезенной из Бари, он основал монастырь   близ Углича».

В исторической справке говорится, что это произошло, вероятно, в годы княжения Андрея Большого (Горяя), брата великого князя Иоанна III. По преданию,  старец-странник Варлаам, ростовский инок, отправился в Грецию, Палестину и Италию в город Бар с целью осуществить свою заветную мечту - поклониться гробу святителя Николы. Поклонившись сердечно святым мощам, он получил во сне повеление от самого великого чудотворца - приобрести на торгу святой его образ и возвратиться назад, в Россию. При этом дано было ему откровение свыше, чтобы поселиться только там, где укажет уже сам Святитель. Так дошел он до Углича, в пределах которого, в пустынном лесистом месте, и основал Свято-Никольский мужской монастырь, ради повторного ему здесь откровения от Николы-Чудотворца. Монастырь-крепость был заложен на дороге, ведущей из Углича к Борисоглебским слободам и дальше к Ростову, в живописном месте у слияния рек Улеймы и Воржехоть, в 11 км от г. Углича, где раскинулось село Улейма. Ныне это женский старообрядческий Николо-Улейминский монастырь.

1683-м годом датируется первая запись, свидетельствующая о русских паломниках: группа была означена как Moschoviti, «московиты»  (вспоминается строка А.Вознесенского - «московиты - мозговиты!»)... Очень интересно прочитать сегодня уникальные и подробные свидетельства нашего соотечественника, стольника, государственного деятеля и дипломата, одного из руководителей секретной службы при Петре I графа Петра Андреевича Толстого, дабы почувствовать, сколь нелегко было добраться тогда до Бари, и как встречали-привечали русских гостей, видя их сердечное и трепетное отношение к святыням. Он первым из наших подробно описал Базилику. Вот как об этом повествуется  в книге  «Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)», (М..»Наука»,1992), предлагаю фрагмент из главы, год 1698-й.

                                 

                                      [КОРОЛЕВСТВО ОБЕИХ СИЦИЛИЙ] [БАРИ]

  

  «... Июня в 22 день. За два часа до свету пошли мы с того места, где стояли, к городу Бару. Ветр рбыл нам способнойс и немалой, и в 3-м часу того днит приплыли мы под город Бар. И, не пошед в порту, то есть в пристанища, стояли мы против города Бару на море без якоря, для того что тот порт, еже есть пристанища, капитану, фи астрономух, и маринаром нашего фрегадона суть не знаем, и опасались в него войтить, чтоб не розбить фрегадона. А на море против города Бару якоря кинуть было невозможно, для того что в том месте дно морское каменисто и якорь не может тут задержатися. И, стоя мы на том месте, послали от себя в город Бар одного человека с практикоюц, то есть с листом, которой лист взял я себе для проезду из Рагузскаго княжества из города Дубровника. И губернатор города Бару поволилч мне в Бар ехать; и за тем позволением приехав я в Бар, стал на постоялом дворе, что по-италиянски называется астарияш. Та астариящ называется Маркандониы эди Сан Маркою, блиско пляцая. В тое астариюа' прислал ко мне барской губернатор человека, велел меня приветовать и просить о том, чтоб я к нему по времени пришел в дом.

   Того ж числа по обеде, как почелиб' благовестить на веспер, то есть к вечерне, и я пошел в римскую церковь, в которой // л. 76 об. лежат254 мощи великаго архиерея Христова Николы. У той церкви в двереха встретили меня попыб римские, которые называются каноники. Та церковь каменная, великая, зделана по обыкновению западных церквей. В той церкве настоящей престол во имя чудотворца Николыв, и иных престолов в той церкве много, как обыкновенно бытьг в римских костелах. В том же костеле много столпов каменных, на которых зделаны кругом того костелуд внутри хоры.

   Под олтарем тоее церкви в земле ниско зделана церковьж римская ж, в которойз лежат святые и чудотворные мощи великаго святилникаи Николык. В тоел церковь из вышепомяненной великой церкви два схода, в которых поделаны лесницы каменные, широкие. В той нижнейм церкве на средине зделан олтарь римской во имя чудотворца Николая, весь серебреной, литой, на котором со всех сторон зделаны из серебра образы чудес чудотворца Николын. Поверх того престола зделан осмероуголнойо амбон серебреной же, литой, в две ступени в высоту. На том амбоне поставлен образ великаго Николып поясной, вылит из серебра, правую руку имеет благословенную, а в левой руке держит святое Евангелие, зело украшено каменем изрядным: алмазы, яхонты, изумруды, лалы. Поверх того Евангелия зделаны три яблока круглые, золотые во образ чудеси чудотворцовар, как отцу трех девиц, хотящему отдати на брак скверной, три узла подал злата и от смертелнагос блуднаго греха тех трех девиц избавил.

   Под тем вышеписанным олтарем лежат в земле ниско мощи чудотворные великаго иерархат Николыу, покрыты единым каменем мраморным. На том камене зделано едино окно малое, круглое; и когда кто хощетф видеть ево святые чудотворные мощи, тот повинен войтить под престол в окно, на то устроенное, и смотретьх внизц, в то вышепомяненное малое круглое окно. А в точ окно каноник, влезши под олтарь, опустит вниз, над самые чудотворные мощи, серебреной неболшой шандал со возженною свечею на серебреной чепиш. И в то вышеписанное малое круглое окно видеть святаго чудотворца Николыщ кость от ноги, которая суть лежит вся потопленна в мире, исходящем от пресвятых ево мощей; и поверх той кости святой стоит святое миро, видом подобно чистому маслу. В тое нискость, где его святыя мощи лежат, никто не входит отнюдь; а миро святое достают той церкви канонники таким поведением: навяжут едину губу на серебреной жезл, на то устроенной, и опустят в вышепомяненное малое круглое окно со свечоюы, и тое губу, напоивши святым миром, исходящим от чудотворных мощей, выняв оттуду, выжмет в сосудэ, и паки так же чинят, и сколко потребно, столко возмет, аю миро святое никогда не оскудевает. И то святое миро каноники тое церкви требующим роздают без возбранения, кто сколко похочет взять, и без цены; и множественное число того святаго мира разбирают на всякой день приезжие молебщики, однако ж никогда // л. 77 не умаляется исходить от чудотворных мощей, и весь мир тем святым мирома чудотворец Никола призобилуетб и освящает. И всегда то святое миро в церкви чудотворцовой держит один каноник в серебреном сосуде и помазует приходящих неоскудно. Когда то святое миро раздаваемо бывает требующим и влито в скляницы, тогда являетсяв видом подобно чистой воде; и даютг приходящим то святое миро пить неоскудно.

   В той нижней церкве еще четыре престола: по сторонам чудотворцова олтаря построены по два олтаря. Ад на правой стороне у стены зделана одна шкатула деревенаяе, резной работы, золоченая, мерою в длину полтора аршина, а в ширину аршин, в высоту трех четвертей. В тойлнкатуле поставлен деревенойж ларец -- тот, в котором привезены в Бар из города Мира мощи чудотворца Николыз. иВ той нижней церкве есть 24 столпа аспидных, на которых утвержден тое церкви свод; а блиско олтаря чудотворца Николык зделаны своды изрядным мастерством из гипсу италиянскою работоюл. В той же церкве на правой стороне есть один столп желтаго аспиду, которой стоял при мощах святаго Николым в городе Мире; и по принесениин ево святых мощей тот столп приплыл морем в город Бар и ныне стоит в той же нижней церкве; от котораго столпа, сказывают католики, и ныне молитвами чудотворца Николыо бывают чудеса верующим; и огорожен тот столб железными решетками вокруг. В той же нижней церкве лампад серебреных, великих и малых, болши ста. Та нижняя церковь зделана в земле, однако ж светлость в ней изрядная: на двухп стенах зделано по четыре окна немалых, ра на третьейо стене позади олтаря чудотворцова зделано одно окно великое. Та церковь не длинна, а широка зело...

     И, как я ис того притвору хотел иттить к себе во астарию, где стоял, в то время губернатор города Бара прислал ко мне просить о том, чтоб я к нему пришел в дом, и один каноник церкви чудотворцащ Николая пошел со мною провожать меня до двора губернаторова. И как я в дом губернаторов вошел, и меня сам губернатор // л. 78 встретил на леснице и с великим почтением  принял меня до своих полат, где я с ним немного времени посидел и пошел от него до астарии, в которой стоял. И тот губернатор проводил меня из дому своего даже за ворота; и кака я от него пошел к себе, и вышепомяненный каноник проводил меня ко мне в остарию. И в том часе вышепомяненный губернатор с ыными -- гишпанскою шляхтою -- пришел ко мне в остарию, где я стоял, и сидели у меня час доволной. Потом просил меня, чтоб я у него обедал июня в 24 день, которое ево желание обещал я учинить по ево воле.

   Июня в 23 день. В пятом часу дняб пошел я паки до церкви святаго Николыв, где меня дожидались к обедне римскиег канонники. И, шед я к той церкве, купил себе два погребца со скляницами на святое миро, истекающее от мощей иерарха чуднаго Николыд, которые погребцы каноники той церкви немедленно мне наполнили святым чудотворным миром. И с тем великим даром, прочитав у чудотворцовых мощей акафист, паки пошел до астарии, в которой стоял...».

 

***

                                                          

         В том же 1698 г. побывал в Бари  и  граф Б.П. Шереметев, путешествовавший на Мальту. (Отметим, что тогда же он обрел в городке Модена икону Божией Матери, известную у нас как Косинская, по месту пребывания. Он привез ее Петру, а тот, в благодарность подмосковному селу Косину, где на озерах начинал строить флот, передал чудотворный  образ в местную церковь, где он пребывает и ныне).

В 1717 г. перед возвращением в Петербург побывал у Святителя с молитвами царевич Алексей Петрович, скрывавшийся от гнева отца в Неаполе (каноники базилики, отметили это посещение особой мемориальной доской в память о его визите). Подробно описал базилику и гробницу Чудотворца профессиональный паломник «пешеходец» В.Г. Григорович-Барский, автор ходившего в списках «Путешествия по святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся».

Настоящее восхищение итальянцев вызвало путешествие давших обет двух простых русских крестьянок, которые в 1844 году, не зная европейских языков, добрались - на своей повозке, аж из Перми! - до Бари. Несомненно, Никола Чудотворец помогал им. На обратном пути они были обласканы в Петербурге царем.

В 1852 г. в Бари  побывал великий князь Константин Николаевич, подаривший местному архиепископу бриллиантовый перстень и пожертвовавший лампаду.

А 10 ноября 1892 г. мощам своего небесного покровителя поклонился наследник престола Николай Александрович, которому суждено было стать последним царем - страстотерпцем тысячелетней православной империи. По его вкладу был выложен новый настил в крипте базилики. В музее Базилики хранится и «Царская» лампада с надписью - «за здравие Николая и Александры», предположительно, подаренная самодержцем.

Конечно же, русские паломники, которых становилось все больше, чувствовали потребность строительства в Бари  как странноприимного дома, так и православного храма, где бы можно было молиться. Один паломник из Одессы сообщал, что видел в Бари русскую богомолку, которая «чуть не плакала, что некому было отслужить акафист».

 

КАК  МИРСКИЙ  КАПИТАЛ  ПРЕВРАТИЛСЯ  В БАРГРАДСКИЙ

 

А что же Миры?.. Русские паломники, хоть и редкие, ездили также и в Ликию, благодаря писателю-пилигриму А.Н. Муравьеву, побывавшему в Малой Азии в 1850 году, где он обнаружил полное запустение святого памятного места. Муравьев начал в России широкую компанию, сбор денег на строительство подворья «для восстановления падшей обители». В 1853 году в Мирах на средства российского посла в Константинополе графа Н.П.Игнатьева был куплен участок земли  с руинами монастыря «Новый Сион» и гробницей святителя. В 1853 - 1868  года прошли работы по их восстановлению, однако это вызвало противодействие местного  греческого епископата, считавшего Миры своей канонической территорией...Война с Турцией 1877-1878 еще больше осложнила ситуацию  с русским проектом в Мирах.

В результате, в 1888 г. капитал, названный «мирликийским», был передан Императорскому Православному Палестинскому обществу (ИППО), опекавшему русское паломничество в зарубежные страны.

После трагической гибели в 1904 г. председателя ИППО великого князя Сергея Александровича наблюдения за проектом строительства Свято - Николаевского подворья взяла на себя его вдова и преемница св. великая княгиня Елисавета Феодоровна.

И вот в 1910 г., когда посол при Оттоманской Порте Н.В. Чарыков сообщил в ИППО о «безнадежности в мирликийском вопросе», он же предложил преобразовать его в «барградский», дабы, по мысли его, наша церковь в Италии «громко свидетельствовала бы о высоком благочестии Русской Православной Церкви перед лицом католического мира». Эту идею горячо поддержала св. Елисавета Феодоровна, и собранный к тому времени капитал (246 502 р.) переименовали в «барградский».

Это дало толчок к созданию в 1911 г. Барградского комитета, под высочайшим покровительством св. императора Николая II, внесшего личных 10 000 рублей. Возглавил комитет знаток древнерусского искусства князь А.А. Ширинский - Шихматов, и средства для подворья собирала вся Россия: по высочайшему повелению дважды в год, на Николу Вешнего и Николу Зимнего, во всех российских церквах устраивался тарелочный сбор на строительство в Барграде. Надо ли говорить, как откликнулся на это русский народ, любящий и почитающий Николу...

Шаг за шагом дело двигалось: посланник ИППО протоиерей Иоанн Восторгов (св. новомученик, был расстрелян в Москве в 1918 г.) уже в январе 1911 г. сообщил телеграммой об успешной покупке земли в Бари (он прибыл сюда почти секретно, опасались, наученные турецким опытом, противодействия властей и католического духовенства). Весной 1911 г. туда прибыли член комитета князь Н.Д. Жевахов и видный архитектор В.А. Покровский, одобривший место, выбранное для предполагаемого строительства (12 тыс.кв.м на виа Карбонара, ныне Корсо Бенедетто Кроче, № 130).

Заказ на проект получил молодой тогда зодчий А.В. Щусев, который строил в 1908-1912 г.г. Марфо-Мариинскую обитель, в личном архиве его сохранилось большое количество эскизов, вариантов разработок интерьеров, рабочих чертежей подворья, датированных 1912-1914 г.г. «Идеологом» построек в духе псково-новгородской  архитектуры был князь Ширинский-Шахматов, он же собирал древние иконы для иконостасов, мечтал создать в Бари первый в истории зарубежный музей русской старины. Роспись интерьеров предполагалось поручить К.С. Петрову-Водкину.

После многих трудов, наконец, 22 мая 1913 г. (в день перенесения мощей) состоялась торжественная закладка подворья. В церемонии, украшенной российским  и итальянскими флагами, участвовали городской глава Бари и президент провинции Апулии, в фундамент церкви были заложены грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли. Пришли телеграммы от Царя, от Елисаветы Феодоровны и Щусева.

К марту 1914 г. подворье было подведено под крышу, летом этого же года открылся временный приют для паломников, однако на самое малое время: в августе  странноприимница превратилась в пункт для беженцев  - русских путешественников, которые уже не могли вернуться домой обычным путем через Германию и ждали отправки в Россию морем...

Однако невзирая на начало войны, работы продолжались, вскоре была освящена нижняя церковь во имя Спиридона Тримифунтского, которого особенно почитают православные греки, и как по Божию Промыслу было воспринято 24 мая (сразу после Николы Вешнего) - объявление Италии союзницей русских «против жестоких и коварных угнетателей народов - немцев и швабов...». Барградский комитет передал подворье в пользование итальянскому Красному Кресту.

Начавшаяся революция не позволила доставить все приготовленное для Бари Ширинским - Шихматовым убранство и иконы, не смог выехать сюда и К.С. Петров-Водкин...

Стремительные события в России, революция и гражданская война поставили подворье в тяжелые условия, местной общины у Барийской церкви не было (в отличие от Рима, Флоренции и Сан-Ремо), поток паломников прервался, в результате всех этих обстоятельств  вся  масштабная русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета.

И лишь в 2008 г. решением Итальянского правительства, в результате договоренности В.В. Путина с Сильвио Берлускони, храм и подворье вернули России.

 Патриаршее подворье РПЦ в Бари

 

 

«Никола Можайский» у входа в Подворье, скульптура  Вячеслава Клыкова

 

         ПРАЗДНИК  В  БАРИ

        Народу в храме Подворья на празднично-торжественное Всенощное Бдение собралось много, все, кто был в это время в Бари...  Времени до начала службы было совсем ничего, как всегда - успеть написать записки (кто не заготовил заранее), а главное - выстоять в лавке, чтобы взять - купить иконы,  в первую очередь, конечно, Святителя Николая, исполнить кое-какие заказы, другого  времени и возможности уже не будет...

После покупок, из лавки просачиваюсь постепенно в храм, время летит быстро,  начинается утреня, звучит шестопсалмие, а вскоре - канон Святителю. Всенощное Бдение  возглавляет митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, ему сослужат епископ Касимовский и Сасовский Дионисий,  епископ Магаданский и Синегорский Иоанн, настоятель  Подворья протоиерей Андрей Бойцов, сонм священников из разных приходов России. Все мы усердно молимся и прославляем Святителя Николая словами Величания:  "Величаем Тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего". 

 

 

***

 

           19 декабря, в день праздника, мы, после «разлуки» вчерашнего дня (были в Альберобелло), снова в Базилике, там, где почивает Николай... Верхний  храм  полон, священники наши начинают исповедовать.

Вот раздается возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» и начинается Божественная литургия, которую совершает епископ Магаданский и Синегорский Иоанн, в сослужении  священников из епархий Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей.

 Непривычно видеть, как идет служба в открытом со всех сторон  алтаре...

Вот уже зазвучало под высокими сводами базилики «Верую!», на скамьях, конечно, никто не сидит, все стоят, среди кресел, что непривычно для католиков, как и для нас их сиденья... Брожение народа по храму стихает, начинается главное, евхаристический канон...«Горе имеим сердца» ... быстро летит время...вот звучат последние  ектеньи...«Святая святым!» - и мы уже все, выстроившись в длинную череду, сложив руки, идем к Святой Чаше...

Здесь чувствуешь присутствие святителя Николая рядом, его духовную  близость...Будто и он, с архиереем вместе, воздвигает Чащу и возглашает: «Святая - святым!».  (По одному из древних преданий, когда архиепископ  Николай поехал в Константинополь просить милости у императора, чтобы освободить Ликию от непосильного налога, перед встречей с ним святитель с архиереями  служили литургию. И когда во время таинства св.Николай произнес: "Святая святым!" - все в алтаре увидели, как из его уст вышло огненное пламя. «Огненными словесами» обличал он богохульника Ария...).

По окончании богослужения архипастырь обратился к молящимся с проповедью: «Особой благодарностью к Святителю Христову исполняются наши сердца: у его всечестных мощей сегодня собрались христиане из самых дальних уголков России, в том числе и из епархий Дальнего Востока. Мы верим, что и в наше нелегкое время, наполненное тревогой и искушениями, Святая Русь и христианская Европа не потеряют своего лица, устремленного в небеса. Вера в теплое заступничество святителя Николая пусть живет в сердце каждого из нас».

        В завершение владыка Иоанн обратился к приору Базилики свт. Николая Чудотворца со словами благодарности за предоставленную возможность совершения Божественной литургии у мощей великого угодника Божия.

После литургии мы все спускаемся в крипту, на молебен, одновременно и благодарственный, и на благословение пути. Последний раз поклоняемся святому месту, где  под престолом почивают мощи. Молимся, просим, благодарим  за великую милость дорогого нашего Николу!.. Тележурналисты (с «ТелеБари», из «Союза», в том числе) берут интервью у священников и паломников - мирян, уходить не хочется, но - всему свое время. Последние фотографии, последние обращения к Чудотворцу.

        Наверху, в лавке, о которой упоминал, набираем флакончики с «манной», на которых рельефные изображения Святителя и с обратной стороны: «Basilica S. Nicola Bari».В обширном дворе Базилики - потешные декоративные гвардейцы, женщины фотографируются с ними. Нас уже поторапливают - трансфер в гостиницу, сборы, уже с вещами на автобусы и поездка на торжественный прощальный обед в ресторане Orto Botaniko (в Ботаническом саду) ...

 

 

Николай, помоги, и записочку прочти!..

 

 

   ***

Эти часы пробежали быстро, и вот вскоре мы прощаемся с Бари, с его набережными и улицами из окон автобусов, следующих в аэропорт...Последний мысленный поклон Святителю, с великой благодарностью... Вечером 19 декабря самолет наш, чартерный рейс, берет курс на Москву...

В Бари, в добродушии и приветливости спокойных провинциальных людей мы как бы ощутили, почувствовали дыхание уходящей, еще старо-христианской Европы, сохраняющееся отчасти в сердцах и душах простых людей... Во многом благодаря Николаю Чудотворцу...Становится больно от мысли о «похищении Европы», о том, куда  уже влечет ее в неодолимом потоке времени коварный и злой святотатец, имя которого известно  всем.

 

 

ПОСЛАННИК  БОЖИЙ   НИКОЛАЙ

 

       

       Мы, конечно, тогда представить не могли, что спустя два с половиной года сам Святитель частью мощей  прибудет из Бари в Россию. Прибудет в то время, когда мир находится во встревоженном и неустойчивом состоянии, и земле Русской, России, где так любят его, надо сегодня укрепиться, чтобы противостоять тем силам, которые неустанно восстают на Христа и Церковь Его, помышляя разрушить главный оплот апостольской веры на земле.

       Наверно и для того явился к нам Великий Архиерей  в год 100-летия памяти  о революции, сокрушившей православную империю, чтобы в первую очередь предельно обострить, акцентировать внимание правителей государства и своих русских собратьев - пастырей  Церкви  на той огромной ответственности, которую они несут за вверенный им от Бога народ.

         Вспомним Бунина, «Окаянные дни»: «Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона, - в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев...». Только в ипостаси и роли «Емельки» сейчас - либерально-прозападная, русофобская элита, явная и сокрытая, давнишний головной недуг России. Это похуже и опаснее.

        Потому в нынешнем посещении Святого носителя Правила Веры явственно звучит в наши дни мотив защиты и укрепления Православия, как основы основ. Как это было и на Первом Вселенском Соборе (325 г.), когда архипастырь из Мир Ликийских  «огненными словесами» обличил еретика Ария... Атмосфера была такая, пишет доктор богословия, историк Церкви протоиерей Ливерий Воронов (+1995), что «по отношению к Арию и его сторонникам на Соборе были проявлены мудрая терпимость и сдержанность, хотя кощунственно звучавшие речи еретиков были подчас прямо невыносимы для слуха православных епископов. Терпеливое отношение отцов Собора, к сожалению, не только не вразумило Ария, но было даже употреблено им во зло. Усмотрев в нем как бы некое попустительство и слабость защитников Православия, Арий стал делать еще более дерзкие выпады против учения о Божестве Иисуса Христа. Видя все это, свт. Николай решился положить предел дерзости ересиарха и, встав со своего места, обратился к нему с гневной обличительной речью как к возмутителю церковного мира... Исполненная духа и силы, дышавшая правдой, речь эта напоминала собой негодующие обличения лжепастырей, исходившие некогда из уст Самого Пастыреначальника...  Отповедь свт. Николая Арию, а в его лице и всем приверженцам арианства произвела сильнейшее психологическое действие. Как бы некая электрическая искра мгновенно пробежала через все священное собрание, вывела всех из состояния какого-то тягостного оцепенения, вызванного неслыханными по дерзости речами Ария, и мобилизовала всю силу вселенского разума и чувства... С этого момента дело Ария было проиграно, мир Церкви спасен, и защитники Православия получили возможность приступить к важнейшей задаче Собора, то есть к составлению Вселенского Символа Веры...». Архиепископ Николай нанес смертельный удар арианской доктрине. 

       Пастырь Мирликийский всем существом и сердцем, исполненным Духа Святого, понимал - там, где искажается заповеданное  Самим Богом учение, там искажается образ Божий в человеке, повреждается ум его. И эта многовидная искаженность растворяется постепенно, но неумолимо год за годом, век за веком в сердцах и душах людей, составляющих сообщества и целые народы, ибо нет в этом мире ничего нейтрального, и свято место, опустевая, быстро подвергается преображению со знаком минус...

       Вся история современного западного мира, изначально православно - христианского, на протяжении последнего тысячелетия все более и более  искажавшего всячески и многообразно заповеданное Христом вероучение, - увы, к глубокой скорби нашей - показывает ныне плоды этого уже неостановимого  процесса, которому не в силах сопротивляться почти «обессоленный» католицизм вкупе с протестантами  - узаконивание содомских грехов, разрушение семьи, насаждение разврата (уже среди детей!), богохульства и вседозволенности, имморализма. С естественным и стремительно расширяющимся пленением этой дехристианизированной цивилизации  новой «религией» трансгуманизма, религией «расчеловечивания».

       К такому «переформатированию» стараются подтолкнуть сегодня и нас, с самых разных сторон. А для этого прежде всего - подорвать, разрушить духовный оплот, Православие, фрагментировать, расслабить его, не без помощи доморощенных западников, и растворить в экуменическо - языческом котле, под призывы к возвращению единства.

      Рады бы быть едиными как некогда! - но словно сегодня произнесено: « Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными; ибо какое общение праведности с беззаконием?.. Какое согласие между Христом и Велиаром?...Какая совместность храма Божия с идолами?..» (2 Кор.6,14-16).

      Не единение будет, а поглощение Православия.

 

***

      Впору вспомнить и слова первого Патриарха Русской Церкви Иова (+1607): «Доброе дело - украшать и воздвигать церкви, но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей».

       Это и случилось в 1917 году, когда  множество людей, сохраняя  внешнюю церковную  обрядность, желали, жаждали своими сердцами уже не жизни по заповедям Христовым, ради служения ближним и Отечеству, но «сладкой», в удовольствие, жизни на земле, здесь и сейчас...Что ж, «даст тебе Господь по сердцу твоему...» (пс.19). Просили - получили, а Емельки - исполнители нашлись.  «Слушай, земля: вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их...» (Иерем.6,19).

      Через самого почитаемого своего посланника Господь призывает ныне особенным, сугубым образом наш народ к возвращению в Отчий дом, укреплению в вере и верности Христу, вероятно - перед большими испытаниями и угрозами.

 

ВЕРА -  ФОРМА ЖИЗНИ, САМОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ НАШЕГО НАРОДА

 

 

Промелькнуло, что Николай Чудотворец посетил нас левым восьмым ребром. Не будем соблазняться  символикой этого числа  (обновления, «восьмого дня творения», начала вечности), главное - для всех вдруг открылось очевидное, а именно, что  левое ребро вместе с соседними, как и у каждого из нас, укрывает и защищает самое важное - сердце, источник любви и самой жизни!.. 

Приходят на память слова французского писателя Жана - Ришара Блока (+1947): «Россия - это сама жизнь», и подобные - Рильке (+1926), о том, что все страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом.

Как говорил в проповеди на «Царьграде» о. Андрей Ткачев, рассуждая о глубоких библейских корнях движения с молитвой, о  Великорецком крестном ходе, о тех, кто идет к мощам Николая, о многих десятках и сотнях тысяч людей, с молитвой и покаянием движущихся к Богу, - это неизбывные реки молитвы, море, океан молитвы, несчислимый бессмертный полк, Русь изначальная, наш народ, его боголюбивая суть...

Конечно, народ наш разный, кому-то кажется - все попрятались в свои ячейки, в личные личины, и телепаются, кто во что горазд, и нет дела до других (такую «картинку» навязывают в основном ТВ и часть центральных  СМИ). Но вот является  Угодник Божий в Россию - и миллионы людей устремляются к нему. В этом молитвенном движении народ словно возникает и выявляется - как ниоткуда!- в огромном своем неохватном масштабе, как одно целое, одна единая, необоримая христианская сила.

 Именно в движении к Богу он проявляется, становится тем народом, который изначально был Промыслом Божиим создан. И всем видно: наш народ - не познеры, серебренниковы и собчачки, вся эта болезненно - агрессивная мелкота, пока что оккупирующая культурно-информационное пространство страны - а вот этот добросердечный и неистребимый, простой, доверчивый, в чем-то детский, глубинный люд, народ  кроткий, терпящий тяготы и унижения, смиренный, но мужественный и необоримый...Народ из той страны, о которой Есенин сказал: «но люблю тебя, родина кроткая...», о котором терзалось сердце Бунина (продолжим вышеприведенную цитату): «... Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?».

Этот народ -  из столиц и из всех городов и весей, и самых глухих провинций как шел, так и идет многомиллионным Крестным ходом, видимо и невидимо, к Посланнику и Угоднику Божьему, и с ним ко Христу, у нас другого пути нет.

 И как сам Николай огненною верою доказывал веру, так и здесь мы видим, обозревая, как  «православие не доказуется, а показуется». Мы видим, что лишь вера - форма жизни, самого существования нашего народа. Ничто иное!

 Только в этом непрестанном движении к Богу - истинный, глубинный смысл нашего путешествия на земле, это движение к жизни вечной, которую чувствует и жаждет, уже участвуя, причащаясь к ней, каждое неокаменевшее сердце. «Непрестанно возводите ваши мысленные очи к Богу, и не коснется вас мучение»,- наставлял, вспомним, святитель Николай военачальников - стратилатов.

И  со словами, какими  воспевается в тропаре принесение в Бари, и мы обращаемся  к Чудотворцу - помогай, Никола, разогнать  «тьму искушений же и бед» от Отечества нашего, от всех нас, «вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш великий, Николае»!..

 

Фото Виктора Гусейнова («КП»), Андрея Иванова, автора и с интернет-сайтов.

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме