Взгляд I. 83-й псалом как основа толкования.
Иносказательное значение львиных образов.
Взирая на резное убранство Димитровского собора и пытаясь понять мысли, которыми руководствовались каменотёсы в своей работе, на что нам опираться, из чего исходить? Конечно же, из Священного Писания. Поэтому в название статьи вынесен первый стих 83-го псалма, а самый псалом положен в её основу.
Почему этот псалом? В суточном богослужебном круге чтением 83-го псалма начинается так называемый 9-й час, которым завершается весь круг. И в то же время, присоединяясь к вечернему Богослужению, 9-й час начинает этот круг, поэтому в современной церковной практике его можно назвать соединительным молитвословием суточного Богослужебного круга. Взятый же нами 83-й псалом открывает этот час. Впрочем, любой другой псалом мог быть взят за основу при толковании резьбы Димитровского собора, потому что во многих стихах Псалтири слышны её отголоски. Вернее сказать иначе - в резьбе собора нашли выражение и запечатлены в камне стихи Священного Писания.
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Начинается 83-й псалом, и таким же - возлюбленным - предстаёт Димитровский собор.
Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Трудно переводима на русский язык, но совершенно понятна мысль Псалмопевца. До скончания души, даже до смерти желает он во дворы Господни.
Сердце мое и плоть моя возра́довастася о Бозе жи́ве (Пс. 83:2). Возра́довастася, значит возрадовались. Глаголы в церковнославянском языке имеют помимо единственного и множественного чисел, также форму двойственного числа, и о единении двух главных человеческих сил - душевных и плотских - выраженном в глаголе возрадовастася, следует поговорить особо, чтобы хоть как-то понять непонятные композиции каменного декора. Что, например, значат, и зачем изображены на стенах христианского храма многочисленные улыбающиеся львы, или «кисунчики», как ласково назвала их блогерша ZnichKa http://znichka.com/post114728649/?
Вот одна из таких очаровательных кисок. Обратите внимание на её хвост. Он у льва (или львицы?) ещё только зацветает, и прежде поджат под себя, как у провинившейся собачки, а потом уже из поджатого состояния, взмывает вверх.
А у этой киски хвост не только процвел, но дал целых три отростка. И, может, по причине особо пышного хвоста его руки, т.е. лапы умильно сложены на груди, а улыбка может быть названа блаженной. Со сложенными таким крестом руками изображается на иконах преподобная Мария Египетская, великая грешница, ставшая великой святой, и означает этот крест - предание себя в руки Божии. С руками, сложенными таким крестом, полагается во гробе усопший. В ру́це Твои, Господи, предаю дух мой, Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй мне, аминь. Со сложенными так руками (правая сверху, левая снизу) подходят христиане ко святой чаше Причащения.
А этого лёвика улыбку можно назвать игривой. И обратите внимание на положение его лап. Лошади с таким бегом, т.е. с односторонним передвижением ног называются иноходцами.
А здесь нечто неописуемое словами. Радость выше крыши, и хвост больше самого владельца (или владелицы?). И опять нечто игривое, даже, по-моему, чересчур.
А этого как назвать? Довольство написано, вернее, выбито на его мохнатой морде. Мощный, статный, степенный, первостатейный, могучий... Могу́щие, покаряйтеся...... Это слова мефимо́нов. В буквальном переводе с греческого «мефимон» значит «с нами». Могу́щии, покаряйтеся, яко с нами Бог. А́ще бо па́ки возможете, па́ки побежде́ни будете, яко с нами Бог. И и́же а́ще совет совеща́ете, разорит Господь, яко с нами Бог. И слово, е́же а́ще возглаго́лете, не пребудет в вас, яко с нами Бог. Эти и другие стихи пророка Исаии (гл. 8) поются за богослужением на особо торжественных службах. Могу́щие это могучие. И вельможа означает того, кто «вельми может». Много может вельможа. Но зачем у этого вельможного льва лапа поднята как и у предыдущего? У того правая, а у этого левая?
А этот лев улыбается просто от простоты души, и хвост у него знатный. Даже свисает один из побегов, наверное, под тяжестью произросших плодов.
А этот скачет от радости.
А этот, что называется, осоловел от той же радости и тихо поёт. Но пора уже спросить, почему они все такие радостные? Да всё потому же: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Об этом стихе мы хотели поговорить, но отвлеклись на рассматривание барельефов. Затем и отвлеклись, что убедиться, что псалом и резьба перекликаются. О Боге радуются изображенные животные. О Бозе, значит, в Боге, для Бога, ради Бога, через Бога они веселятся. И хвосты у них так замысловато протянуты из-под животов вверх, чтобы указать на что? На их смиренный и покладистый нрав.
Но разве бывают у зверей цветущие хвосты? То, что мы видим на барельефах - ветвящиеся и плодоносящие хвосты львов - чудо Божие. И для чего оно нам показано? Не для того ли, чтобы утвердить в мысли, что не своими силами спасается верующий, обретая радость в Господе, но Его чудодейственной силою. Однако, чтобы действовала эта сила в человеке и приносила чудесные духовные плоды любви, радости, мира (ср. Гал. 5:22) ему нужно предоставить Богу сокрушенное и смиренное сердце (ср. Пс. 50:19).
Рассматривая львиные изображения, мы несколько раз задавались вопросом: лев? львица? он? она? И совершенно напрасно задавались. Разве только львов и львиц изображали создатели барельефов? Разве только зооморфные картины, как выражаются учёные, хотели нам показать Христовы каменотёсы? Разве не стремились они донести до взирающих на произведения их рук иные смыслы и знания? Разве не хотели они рассказать нам о другой жизни, вход в которую лежит через храм, и в которой, как говорит её Создатель, не женятся и не посягают? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20:34-36).
Вообразите себе сложность задачи каменотёсов: донести до тех, кто Евангелия не читал и Псалтири не слышал, эти Христовы слова. И как они её решают? Простите, опять-таки через хвосты. На димитровских барельефах что у львов, что у львиц, без разницы, хвосты поджаты под себя. О чем это говорит? Не о том ли, что мы прочли выше? В воскресение ни женятся, ни посяга́ют, но яко ангели Божии на небеси́ суть (Мф. 22:30).
(Продолжение следует)