Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!

Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира.Часть 1

 

 

 

Взгляд I. 83-й псалом как основа толкования.

Иносказательное значение львиных образов.

 

Взирая на резное убранство Димитровского собора и пытаясь понять мысли, которыми руководствовались каменотёсы в своей работе, на что нам опираться, из чего исходить? Конечно же, из Священного Писания. Поэтому в название статьи вынесен первый стих 83-го псалма, а самый псалом положен в её основу.

 

Почему этот псалом? В суточном богослужебном круге чтением 83-го псалма начинается так называемый 9-й час, которым завершается весь круг. И в то же время, присоединяясь к вечернему Богослужению, 9-й час начинает этот круг, поэтому в современной церковной практике его можно назвать соединительным молитвословием суточного Богослужебного круга. Взятый же нами 83-й псалом открывает этот час. Впрочем, любой другой псалом мог быть взят за основу при толковании резьбы Димитровского собора, потому что во многих стихах Псалтири слышны её отголоски. Вернее сказать иначе - в резьбе собора нашли выражение и запечатлены в камне стихи Священного Писания.

 

Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Начинается 83-й псалом, и таким же - возлюбленным - предстаёт Димитровский собор.

 

Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Трудно переводима на русский язык, но совершенно понятна мысль Псалмопевца. До скончания души, даже до смерти желает он во дворы Господни.

 

Сердце мое и плоть моя возра́довастася о Бозе жи́ве (Пс. 83:2). Возра́довастася, значит возрадовались. Глаголы в церковнославянском языке имеют помимо единственного и множественного чисел, также форму двойственного числа, и о единении двух главных человеческих сил - душевных и плотских - выраженном в глаголе возрадовастася, следует поговорить особо, чтобы хоть как-то понять непонятные композиции каменного декора. Что, например, значат, и зачем изображены на стенах христианского храма многочисленные улыбающиеся львы, или «кисунчики», как ласково назвала их блогерша ZnichKa http://znichka.com/post114728649/?

 

  Вот одна из таких очаровательных кисок. Обратите внимание на её хвост. Он у льва (или львицы?) ещё только зацветает, и прежде поджат под себя, как у провинившейся собачки, а потом уже из поджатого состояния, взмывает вверх.

 

 А у этой киски хвост не только процвел, но дал целых три отростка. И, может, по причине особо пышного хвоста его руки, т.е. лапы умильно сложены на груди, а улыбка может быть названа блаженной. Со сложенными таким крестом руками изображается на иконах преподобная Мария Египетская, великая грешница, ставшая великой святой, и означает этот крест - предание себя в руки Божии. С руками, сложенными таким крестом, полагается во гробе усопший. В ру́це Твои, Господи, предаю дух мой, Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй мне, аминь. Со сложенными так руками (правая сверху, левая снизу) подходят христиане ко святой чаше Причащения.

 

 

 А этого лёвика улыбку можно назвать игривой. И обратите внимание на положение его лап. Лошади с таким бегом, т.е. с односторонним передвижением ног называются иноходцами.

 

 А здесь нечто неописуемое словами. Радость выше крыши, и хвост больше самого владельца (или владелицы?). И опять нечто игривое, даже, по-моему, чересчур.

 

  А этого как назвать? Довольство написано, вернее, выбито на его мохнатой морде. Мощный, статный, степенный, первостатейный, могучий... Могу́щие, покаряйтеся...... Это слова мефимо́нов. В буквальном переводе с греческого «мефимон» значит «с нами».  Могу́щии, покаряйтеся, яко с нами Бог. А́ще бо па́ки возможете, па́ки побежде́ни будете, яко с нами Бог. И и́же а́ще совет совеща́ете, разорит Господь, яко с нами Бог. И слово, е́же а́ще возглаго́лете, не пребудет в вас, яко с нами Бог. Эти и другие стихи пророка Исаии (гл. 8) поются за богослужением на особо торжественных службах. Могу́щие это могучие. И вельможа означает того, кто «вельми может». Много может вельможа. Но зачем у этого вельможного льва лапа поднята как и у предыдущего? У того правая, а у этого левая?

 

 

 А этот лев улыбается просто от простоты души, и хвост у него знатный. Даже свисает один из побегов, наверное, под тяжестью произросших плодов.

 

 А этот скачет от радости.

 

 А этот, что называется, осоловел от той же радости и тихо поёт. Но пора уже спросить, почему они все такие радостные? Да всё потому же: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Об этом стихе мы хотели поговорить, но отвлеклись на рассматривание барельефов. Затем и отвлеклись, что убедиться, что псалом и резьба перекликаются. О Боге радуются изображенные животные. О Бозе, значит, в Боге, для Бога, ради Бога, через Бога они веселятся. И хвосты у них так замысловато протянуты из-под животов вверх, чтобы указать на что? На их смиренный и покладистый нрав.

 

Но разве бывают у зверей цветущие хвосты? То, что мы видим на барельефах - ветвящиеся и плодоносящие хвосты львов - чудо Божие. И для чего оно нам показано? Не для того ли, чтобы утвердить в мысли, что не своими силами спасается верующий, обретая радость в Господе, но Его чудодейственной силою. Однако, чтобы действовала эта сила в человеке и приносила чудесные духовные плоды любви, радости, мира (ср. Гал. 5:22) ему нужно предоставить Богу сокрушенное и смиренное сердце (ср. Пс. 50:19).

 

Рассматривая львиные изображения, мы несколько раз задавались вопросом: лев? львица? он? она? И совершенно напрасно задавались. Разве только львов и львиц изображали создатели барельефов? Разве только зооморфные картины, как выражаются учёные, хотели нам показать Христовы каменотёсы? Разве не стремились они донести до взирающих на произведения их рук иные смыслы и знания? Разве не хотели они рассказать нам о другой жизни, вход в которую лежит через храм, и в которой, как говорит её Создатель, не женятся и не посягают? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения  (Лк. 20:34-36).

 

Вообразите себе сложность задачи каменотёсов: донести до тех, кто Евангелия не читал и Псалтири не слышал, эти Христовы слова. И как они её решают? Простите, опять-таки через хвосты. На димитровских барельефах что у львов, что у львиц, без разницы, хвосты поджаты под себя. О чем это говорит? Не о том ли, что мы прочли выше? В воскресение ни женятся, ни посяга́ют, но яко ангели Божии на небеси́ суть (Мф. 22:30).

(Продолжение следует)

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Священник Георгий Селин
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 5
09.05.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Димитровский собор и Нотр-Дам де Пари
23.04.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 3
12.04.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 2
27.03.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира.Часть 1
25.03.2018
Все статьи Священник Георгий Селин
Последние комментарии
Путину не удалось «перезагрузить» Шваба
Новый комментарий от Коротков А. В.
28.01.2021 11:23
Меры борьбы с эпидемией в России и Европе
Новый комментарий от Коротков А. В.
28.01.2021 11:17
Прививка: день четвёртый
Новый комментарий от Коротков А. В.
28.01.2021 11:12
Маски фанатизма
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
28.01.2021 10:54
В США назначается новый начальник России
Новый комментарий от Коротков А. В.
28.01.2021 10:35
«Интересное кино…»
Новый комментарий от NNNN
28.01.2021 10:14