«Так же будет струиться Ока...»

Образ «малой родины» в поэзии Станислава Куняева

Александр Сергеевич Пушкин 
0
977
Время на чтение 11 минут

Окончание 2017 года выдалось «урожайным» для круглых дат у известных русских писателей, актеров, ученых и общественных деятелей. Всем им желаю здравствовать и еще долгие годы радовать нас своим творчеством. Мне не хотелось бы, чтобы стихало чествование наших прекрасных юбиляров, стражников русского духа. Поэтому сегодня представляю свой взгляд на одну только грань творчества Станислава Юрьевича Куняева, одного из юбиляров.

Русская поэзия второй половины ХХ - начала ХХ1 века в её лучших образцах направлена на глубинное освещение сложных вопросов бытия, ищет новые пути познания человека и общества во имя нравственного очищения и упрочения жизни. Авторы стремятся органически связать в единое целое современное и вечное, личное и общественное, общечеловеческое и национальное. Поэзия гражданских чувств сопрягается в подобных произведениях с тонкими интимно-лирическими интонациями и постановкой больших философских проблем о счастье, смысле жизни, извечной борьбе добра и зла, о месте и роли человека в современном неспокойном мире. Эти проблемы широко и своеобразно освещают в своем творчестве многие поэты наших дней. Одним из них является Станислав Куняев - видный представитель современной русской поэзии.

Станислав Юрьевич родился 27 ноября 1932 года в г. Калуге, в этом городе над Окой прошли его детство и юность. В Калуге он учился в средней школе № 9. «По материнской линии, - вспоминает С. Куняев, - моя родня происходит из калужских деревень Лихуны и Железняки. Дед был сапожником, а бабка - крестьянкой. Она и растила меня до войны (покамест мать с отцом учились и работали в разных концах нашей страны), то в деревенской избе на высоком берегу Лихунки, то в калужской квартире - в тихом, заросшем уголке старого города, недалеко от Загородного сада...» (1). Поэт приезжает в Калугу по несколько раз в году, черпая на своей «малой родине» вдохновение и силы для дальнейшего творчества. И не случайно, что именно Калуге, в которой вырос и вместе с которой пережил военное лихолетье и трудные послевоенные годы, С. Куняев щедро воздает в своем творчестве. Таковы его произведения о Калуге и родных калужских просторах «Калужская хроника», «Затосковав по дому, по семье...», «Полжизни прошло на вокзалах...», «Природа и бетон», «Так же будет струиться Ока», «Над темным лугом, над Окой...», «Сладко брести сквозь январскую вьюгу...» и многие другие.

Свое первое стихотворение «Землепроходцы», давшее затем название целому сборнику, С. Куняев опубликовал почти полвека назад, в 1956 году. В 1960 году был издан в Калуге под тем же названием первый сборник его поэтических произведений, сразу привлекший внимание широкого читателя и авторитетной критики, охарактеризовавшей его как «добрый запев» молодого автора. Сейчас Ст. Куняев - главный редактор журнала «Наш современник», автор свыше 30-ти стихотворных сборников, книг публицистических и литературных статей «Свободная стихия» и «Огонь, мерцающий в сосуде», за которую он в 1987 году был удостоен звания лауреата Государственной премии России, соавтор монументальной монографии о жизни и творчестве Есенина и других произведений.

Войдя в большую литературу в период энергичного распространения так называемой «громкой» или «эстрадной» поэзии, С. Куняев отдал ей определенную дань. К началу шестидесятых годов его имя оказалось в первых рядах создателей этого стилевого течения.

Но прошло совсем немного времени и С. Куняев делает существенный поворот в своих творческих поисках, вплотную обратившись к теме Родины и природы. Вместе с такими поэтами, как Н. Рубцов, А. Передреев, В. Соколов, Н. Тряпкин, В. Фирсов, он активно включается в создание другой стилевой ветви современной поэзии, которая получила в критике наименование «тихая лирика». Искренняя, выстраданная любовь к России, к ее природе и людям, раздумчивость интонаций, доверительность поэтического голоса - таковы основные черты этой поэзии. При всей общности творческих исканий поэтов этой группы, каждый из них является создателем собственного поэтического мира. Что касается С. Куняева, то, отдав дань в своих ранних поэтических опытах эстетике открытого поэтического слова, поэт в своем зрелом творчестве стремится к созданию таких произведений, которые бы вызывали читателя на глубокие совместные размышления, делали его соучастником художественной мысли. Отсюда и новое, по сравнению с первыми произведениями, качество гражданственности в его стихах: она не декларируется напрямую, как в «громкой лирике», а как бы растворяется в поэтическом тексте, пронизывая его образную ткань, становится определяющим настроением и глубоко осознанным мироощущением.

Ораторское, публицистическое начало, столь явственное в ранних стихах С. Куняева, обрело многозвучие, окрасив в особые тона его любовную, исповедальную лирику, заставляя его вновь и вновь писать об очаровании и сложностях «тайной связи природы, родины, семьи».

Постоянно варьируя эти мотивы, С. Куняев в своих произведениях размышляет о Родине, о месте человека на земле, о природе и состоянии человеческой души. Широкое лирическое движение в соединении со «скрытой теплотой патриотизма» придает лучшим стихотворениям поэта масштабность и простор. Время и человек сливаются в них воедино. Ощущение связи этих двух начал - одна из главных черт поэзии С. Куняева.

Воссоздавая в своих произведениях сложную судьбу Родины, драматические и трагические события, современником которых он был - Великую Отечественную войну, послевоенную жизнь, периоды «оттепели», «застоя» и «перестройки» - писатель вместе с тем поэтизирует и радостные, светлые стороны жизни, выражает надежду на лучшую долю народа, населяющего великую страну. Гамма этих настроений выразилась, например, уже в первом крупном произведении С. Куняева - поэме «Калужская хроника» /1968-1975/, представляющей собой своеобразную повесть в стихах с картинками городского быта, природы, этнографическими зарисовками, с частыми лирическими отступлениями и с четко обрисованным психологическим портретом лирического героя - центрального персонажа произведения. Связывая прошлое и современность, поэт с помощью деталей быта и жанровых сцен показывает движение народной жизни, социальную и индивидуальную психологию русского человека. Характерна в этом плане сцена в церкви Покрова, написанная в традициях русской лиро-эпической поэзии, с развернутой картиной массового действия, сопровождаемого лирико-философскими выводами автора:

А над грядою спин согбенных

Гудел красиво баритон:

- За упокой всех убиенных - и далее -

Список их имен.

Но в душах скромного прихода

В обломках горя и войны

Жила не только боль народа,

Но гнев мятущейся страны.

Лирический герой поэмы и других произведений С. Куняева - плоть от плоти народа; он горд и счастлив неотделимостью своей судьбы от судьбы родины. Это человек активного действия - волевой, с ясно осознанной далью, но вовсе не прагматик, а с большой душой, со способностью к критической самооценке и к углубленному самоанализу. Преданность Родине, ее судьбе, ее народу для него - мерило человечности, показатель истинной ценности человека.

Свою первостепенную задачу лирический герой поэзии Куняева видит в том, чтобы жить всеми радостями и бедами, заботами и делами своей страны и своего народа, - всем тем, что зовется Жизнью:

Родина встречает гололедом

Нежной стужей, золотым народом,

Синим ветром, облаком седым...

Надо припадать к ее заботам,

Листопадам, ливням, ледоходам,

К древним судьбам, к планам молодым.

В этом - основа миропонимания, гуманизма и нравственности героев его произведений, стержень характеров и поступков, их нравственная состоятельность в топосе национального бытия.

Встреча с калужской землей - землей детства и юности - благотворна для поэта, ей он посвятил немало очень нежных и взволнованных поэтических строк.

В первых стихотворениях это вполне конкретные образы-воспоминания: Калуга, низкий берег Оки, стынущая река, ведомый только поэту «почерневший ларек» и беспечно-сладостное настроение юности, когда властная сила молодости звала из дому, чтобы погрузиться в широкий внешний мир калужских улиц и окружающей природы:

Как сладко было пропадать,

С утра по улицам слоняться,

Слова и звуки бормотать,

Над низким берегом склоняться,

Смотреть, как темная Ока

Неторопливо остывает,

Как ветер листья раздувает

У почерневшего ларька.

Образ устойчивого в своих извечных константах мира непременно включает у Куняева реку его детства - легендарную Оку, воплощающую уже в раннем его творчестве онтологически значимую одухотворенную сущность бытия.

Стихотворение «Как в далекие годы опять» тоже посвящено воспоминаниям и мироощущению, рожденному встречей с родной землей. Радость общения с весенней природой, как в юности, объемлет поэта - он «оглушен» ею, растворяется в буйном потоке чувств, бесшабашного счастья, когда можно упасть на землю и глядеть без конца вокруг, впитывая в себя и грачиный гомон, и трели синиц, и запах росы на траве и шелест окской волны. Лирический герой не отделяет себя от мира людей: от радости встречи с родиной его «тропа» вновь перевернулась... « к человеческим вечным заботам», к деятельности, к созиданию, которые оставляют добрый след на земле. В этом видит назначение человека его лирический герой.

В стихотворении «Опять высокая вода» поэт вновь обращается к теме родной земли. Два временных периода: отроческих и теперешних лет поэта как бы объединяются в цикличности, повторяемости жизни природы, обозначенной многократным повтором лексемы «опять». Автор воссоздает конкретные картины, реальные предметы скорого разлива, знакомые с детства: высокая вода, большое половодье, в котором «весенняя Ока достигла крайнего сарая и затопила берега», изгородь, плотину, стога сена, «всю ширь от края и до края».

Картина ледохода с его стремительным движением осознается поэтом как своеобразная параллель с жизнью человека, философски осмысливается неразделимость внутренних нитей, связывающих человека и природу. И потому лирический герой в порывах весеннего ветра угадывает свои собственные мысли о вечной «тесной связи природы, родины, семьи».

Поэтике С. Куняева свойственны резкие контрасты: «Синие звезды меж черных ветвей//Черные ветви средь белого сне...». В своих произведениях он освещает проблемы подлинных и мнимых ценностей, много пишет о нелегких судьбах России и родной культуры, продолжая и развивая лучшие традиции отечественной классики: «Живую воду поэзии надо черпать из двух рек - Жизни и Традиции» (2), - убежден поэт.

В стихотворении «Непонятно, как можно покинуть...» поэт осознает свое родство со своей страной как родство кровное. Судьба страны - это судьба лирического героя. Все беды и радости Отчизны, ее трагедии и счастье поэт считает своей кровной участью. Забыть свою любовь, боль народа - войну, которая прошла через сердце каждого человека, может только отступник, «душу вывернувший» и потерявший память.

Это произведение - страстное объяснение в любви отечеству, без которой нет и не может быть Человека и той высокой гражданственности, которую несет в себе лирический герой С. Куняева.

Непонятно, как можно покинуть

Эту землю и эту страну,

Душу вывернуть, память откинуть,

И любовь позабыть, и войну...

Я люблю эту кровную участь,

От которой сжимается грудь.

Даже здесь бессловесностью мучусь,

А не то чтобы там где-нибудь!

Многочисленны и многоаспектны стихотворения С. Куняева экологического цикла «Собаку переехала машина...», «Березы нет. Есть только пень...», «Почему рассердился народ», «Экологический роман» и другие никого вряд ли кого могут оставить равнодушными: боль поэта, его тревога за судьбу нашей природы и самого человека, его физическое и нравственное выживание отзываются тревогой и болью в душах читателя, будоражат мысль, включают в авторские раздумья и заставляют вместе с поэтом искать ответы на сложнейшие вопросы нашего времени.

Рисуя простую, неброскую красоту родной природы, С.Куняев с болью пишет о том, как человек бездумно губит среду своего обитания, как научно-технический прогресс, могучая техника в руках бездуховных людей превращается нередко не во благо, а в погибель для природы.

Стихотворение «Березы нет. Есть только пень» - своеобразный ключ к циклу экологических стихов С.Куняева, некий символ противоречий и дисгармонии в отношениях человека и природы.

Законы природы - это законы жизни, и потому корни срубленного дерева продолжают «к теплу и солнцу день и ночь» качать живительный сок. Но добытый «трудом» корней сок больше не нужен природе, и он превращается в бессмысленную пену: срубив дерево - сгубив «вершину рода», рука человека уже посеяла смерть!

«Почему рассердился народ?» - стихотворение-размышление. Поэт внимательно всматривается в происходящее вокруг. Не добро, а зло видит он вокруг: изводят леса, отравляют реки, коптят небо.

Любое хищничество несовместимо с понятием доброты, браконьерство убивает душу человека и ведет к нравственной деформации. И неслучайно в одном ряду в стихотворении стоят фразы: «глушат рыбу» и «глушат водку».

Маленькое, но глубокое по мысли и чувству стихотворение «С каждым годом беднее земля» представляет собой развернутое сравнение гибнущей природы с близким больным человеком, которое раскрывает и щемящую боль поэта, и его огромную любовь к родной земле.

Пушкинское сравнение поздней осени с «бедняжкой», «чахоточной девой», которая «жива еще сегодня, завтра - нет», вызывает чувство грусти: придет весна - и природа вновь возродится в буйстве жизни. У Куняева - сравнение трагично, это прощание навсегда, навек, при котором «дрожь пробегает по коже»:

Глубокие раздумья о взаимоотношениях человека и природы С.Куняев вложил в стихотворение, посвященное Валентину Распутину и его «Матере» - символу уничтожаемой земли. Мысли о погибающей земле, о человеческом очерствении болью отдаются и в сердце поэта С.Куняева. «Матера» в его стихотворении - символ боли любого человеческого сердца, потому что в огромном космическом мире у каждого есть «своя Матера», «своя Ока», своя привязанность и любовь, своя «маленькая родина», свои память и корни, что дают человеку силы на всю его жизнь и потому не дано ему разлюбить «судьбы ее непостижимо вещей».

Лирический герой стихотворения ощущает свою вину и беспомощность, невозможность противостоять могучему насилию над природой, но боль потери так остра, так человечна, что не хватает слов, «чтобы вымолвить все то, что, через край, переливаясь, в синей бездне тает».

Боль о Матере ведет поэта к печальным раздумьям о гибели планеты - «зеленой земли, нежно закутанной в синий покров». Образ Земли в произведении реален, конкретен, пронизан нежностью человеческого восприятия: это земля прохладной реки, шумящей травы, темного бора, стучащего в окно свиристеля, сини утреннего света и любви с ее тревогами и нежностью. Но над всем эти миром, таким прекрасным и таким хрупким, уже нависло вселенское зло уничтожения. Как контраст живой трепетной красоте земли возникает образ смерти, он «в черной межзвездной пыли», в резких контрастах «ледяных раскаленных миров», в хлещущем «мертворожденном» ветре и в пропасти - «разверстой щели».

Трепетно и призывно звучит в творчестве поэта обращенная к современному человеку и к нашему динамичному времени предостережение-просьба:

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу - прислушаться ко мне;

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощаду,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

Значительным событием в культурной жизни страны явилась трехтомная книга мемуарной прозы С.Ю. Куняева «Поэзия - судьба - Россия», вышедшая из печати в самом начале ХХ1 столетия.

В напряженные, исполненные, неподдельные любви и тревоги за судьбу Отчизны раздумья русской литературы мощно вливается страстный, искренний голос поэта С.Ю. Куняева. Это его весомый вклад в борьбу за нашу духовность и национальную идентичность.

Примечание

1. Куняев С. Поэзия. Судьба. Россия. В 3-х кн. Кн.1. М., 2001. С.12.

2. Куняев Ст. Свободная стихия. М., 1979. С.10. Станислава Куняев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Черников
Великий мастер слова и образа
К 145-летию со дня рождения И.С. Шмелёва
02.10.2018
«Души моей поймите голос тайный»
О литературно-эстетических взглядах великого князя Константина Константиновича Романова, Патриота и Поэта, президента Императорской Академии наук в дни его 160-летнего юбилея
13.08.2018
Родина, Человек, природа в произведениях И.С.Соколова-Микитова
Памяти русского советского писателя и журналиста
15.05.2018
Подвижники
Светлой памяти Ивана Васильевича Киреевского
20.03.2018
Диверсия против России и патриотизма
Вместо заслуженной благодарности Олег Анатольевич Платонов получает угрозы о суде над ним
06.03.2018
Все статьи Анатолий Черников
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35