itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Великий мастер слова и образа

К 145-летию со дня рождения И.С. Шмелёва

Александр Сергеевич Пушкин 
0
3164
Время на чтение 34 минут

Мудрый завет И.С. Шмелёва: «Закрыты человеческие судьбы; в явлениях жизни, случайных и незначительных, таятся порой великие содержания, будь осторожен в оценках; в трудную минуту испытаний не падай духом, верь в душу человека: Господний она сосуд», - многое объясняет в характере мировидения и творческих устремлениях самого писателя. В традициях этого завета рассматривается в статье творческий путь «великого мастера слова и образа», «художника страдающего и поющего сердца»1 как называл Шмелёва И.А. Ильин.

Истоки творчества любого писателя во многом связаны с той сказочной «страной», которая называется «Детством», т. е. с теми условиями, в которых формируется будущий художник. Жизненная и творческая биография Шмелёва - ярчайшее тому подтверждение.

Иван Сергеевич Шмелёв родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в семье московского подрядчика строительных работ. «Ранние годы, - писал Шмелёв в автобиографии, - дали мне много впечатлений. Получил я их «на дворе!»2.

На замоскворецкий двор отца писателя каждую весну стекались сотни рабочих - строителей и ремесленников, со своими обычаями, сказками, преданиями, песнями, красочно богатым языком. «Слов было много на нашем дворе - всяких. Это была первая прочитанная мною книга - книга живого, богатого и красочного слова», - вспоминал писатель. Всё это жадно впитанное мальчиком в детстве и отрочестве возникает затем на страницах его книг. «Двор наш, - подчеркивал Шмелёв, - для меня явился первой школой жизни - самой важной и мудрой. Здесь получались тысячи толчков для мысли. И всё то, что теплого бьётся в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками, и добрыми для меня, ребёнка, глазами».

Другим важным источником постижения национальной жизни, красоты и богатства родного языка стала для Шмелёва русская литература. Рано возникшее у будущего писателя «чувство народности, русскости, родного» окончательно утвердили и закрепили Пушкин, Достоевский и Л. Толстой, которых он называл высочайшими вершинами национальной культуры.

Трудно переоценить воздействие на формирование личности Шмелёва православной веры, Церкви. «Сильнейшее влияние на мою духовную сторону оказало и церковное воспитание»3, - признавался он в одном из вариантов автобиографии. Семья Шмелёвых отличалась здоровым консерватизмом устоявшихся правил, привычек и взглядов, заботой о сохранении традиций и обычаев русской старины. Здесь свято чтили религиозные праздники, строго соблюдали посты, читали духовные книги, ежегодно ходили на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру.

Писать Шмелёв начал ещё в гимназии. В его архиве сохранилось немало стихотворений, рассказов и даже романов, свидетельствующих о серьезном намерении овладеть тайнами словесного мастерства. В них звучат симпатии к простому человеку, изображены сельские интеллигенты - «верные радетели» за интересы крестьян (роман «Два лагеря», рассказы «Думы», «В пересылке» и др.). О первых литературных опытах писатель с добродушным юмором поведает позднее в рассказах «Как я стал писателем!», «Музыкальная история», «Как я ходил к Толстому» и др.

Годы учебы на юридическом факультете Московского университета (1894-1898) прошли у Шмелёва под знаком глубокого интереса к русской литературе и истории. Его также «увлекали и естественные науки, и Михайловский, и Сеченов, и сельское хозяйство, и электричество. Заканчивая Тимирязева, я открывал историю Соловьева и Ключевского, за ними бросался к Эдгару По, к дебатам по философии, читал Библию и всё новое, что появилось в литературе. Была жажда знания и переживаний».

В 1897 году появляется первая книга писателя - путевые очерки «На скалах Валаама», явившаяся результатом его свадебного путешествия в знаменитый Валаамский монастырь. Обезображенная цензурой книга не имела успеха, и Шмелёв оставляет писательскую деятельность почти на десять лет. Много позже, в 1935 году, писатель вновь возвратился к воспоминаниям о своём юношеском паломничестве и создает очерк «Старый Валаам», где восславит древнюю цитадель русского православия, духовные и трудовые подвиги её насельников.

После университета и воинской повинности Шмелёв девять лет служил чиновником в Московской и Владимирской губерниях. Это время обогатило его знанием провинции. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни, - писал он в автобиографии. - Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство»4. Немаловажно и то, что в этот период Шмелёв живет в близости к природе. Поэтому не случайно, что импульсом, побудившим его снова взяться за перо, стало впечатление от летящих к югу журавлей. Об этом его созданный после длительного перерыва рассказ «К солнцу» (1905), предназначенный для детей.

Интенсивный творческий рост Шмелёва начинается с первой русской революции. «1905 год поднял меня, - признавался писатель. - Новое забрезжило передо мной, открыло выход давящей тоске и заполнило образовавшуюся в душе пустоту». Произведения писателя этого времени характеризуются прежде всего углублением социально-нравственной проблематики.

Герой рассказа «Вахмистр» (1906) жандармский служака Тучкин, который никогда прежде не задумывался над социальными вопросами, отправившись в один из бурных дней 1905 года «наводить порядок», впервые нарушает приказ. Увидев на революционной баррикаде своего сына, он отказывается служить в полиции. Старый купец Иван Кузьмич («Иван Кузьмич»), наблюдая за действиями «смутьянов», начинает сомневаться в прочности, как ему казалось, устоявшегося порядка вещей. Потеряв веру в старую жизнь и не укрепившись в новой, открывшейся ему на миг «правде», о которой говорят участники митинга, герой рассказа оказывается на распутье: «Почва ушла из-под ног, и всё разлетелось как дым»5.

Действительность воспринимается Шмелёвым в этот период творчества, как «громадная лаборатория, где всё кипит, распадается и создается». Обращаясь в произведениях к изображению «устоявшейся и застоявшейся» жизни, писатель повествует о том, как патриархальный быт, на первый взгляд прочный и незыблемый, стал «ползти по швам, коробиться и распадаться», как полукустарные предприятия мелких хозяйчиков, вроде Захара Хмурова из повести «Распад» (1907), энергично прибирают к рукам дельцы «американской хватки». Тема «распада» в произведениях Шмелёва имеет не только социальный, но и нравственный смысл: новые хозяева жизни, идущие на смену российским «рыцарям первоначального накопления», оказываются ещё более хищными и аморальными, чем их предшественники.

Характер творчества Шмелёва 1908-1911 годов свидетельствует о том, что в трудное для русской литературы время он остался верен реализму, оказавшись в одном ряду с теми художниками слова, которые продолжали отстаивать демократические принципы искусства, сохранять его национальные традиции. Письма, статьи писателя полны гнева против упадочной литературы. Шмелёв ратует за твердое следование заветам русских классиков, за такую литературу, которая «должна ободрять, звать к свету, к бодрости». В противовес тем писателям, которые изображали народ хамом и дремучем зверем, Шмелёв выдвигает свою концепцию национального характера, показав ум, трудолюбие, талантливость, патриотизм, высокие духовные и нравственные качества русского человека. Творческое кредо писателя предельно кратко и точно выражено в рассказе «Переживания» (1911): «В гримасах жизни находить укрытую красоту». К этому стремится герой произведения, художник, вплотную столкнувшись со сложностями повседневного существования. Поиск и обнаружение красоты, спрятанной в толще ординарной, нередко грубой жизни, станет доминантой творчества Шмелёва.

Произведения писателя 1910-х годов объединены раздумьями о жизни и судьбе русского народа. При вполне понятной художественной неравноценности произведений этих лет их отличает умение Шмелёва на конкретном социально-бытовом материале ставить философские, нравственные вопросы о смысле жизни, о назначении человека. В повестях и рассказах предстает впечатляющий образ провинциальной России с её необъятными далями, живописной природой, с бедным, но исполненным непочатых здоровых сил народом. Реалистическое искусство писателя обогащается символической многозначностью деталей, эпизодов и картин, психологической точностью, ёмкостью метафор.

Первой в ряду таких произведений стала небольшая лирико-философская повесть «Под небом» (1910), в которой самобытно воплощены размышления писателя о неразрывности жизни человека (образ крестьянина-охотника Дроби), природы и социального бытия. Природа в повести - активный катализатор духовных и нравственных качеств личности. Именно в естественном общении с нею, в душевной раскованности и осознании своей причастности к её мудрой силе и простору стихийный философ Дробь обретает ту «силу духа», которая заставляет рассказчика, городского врача, человека высокого интеллекта искать его общества. Природа несёт в себе идеалы добра и правды, потому что в ней наиболее полно проявляются законы «светлого Неба».

Одним из вершинных произведений дореволюционного творчества Шмелёва является повесть «Человек из ресторана» (1911), выдвинувшая его в ряды крупнейших писателей-реалистов Серебряного века. Ни в одном из своих прежних произведений писатель не достиг такой остроты и художественной выразительности в изображении противоречий жизни, не показал так глубоко и ярко драматизм судьбы простого человека, сложность его социального сознания и духовных исканий, как в этой повести.

Критика того времени не случайно сравнивала повесть Шмелёва с произведениями Гоголя и Достоевского, посвященных страданиям «бедных людей». Действительно, идея защиты человеческого достоинства «униженных и оскорбленных» стала в «Человеке из ресторана» стержнем, организующим всё произведение. Она определила его сюжетно-композиционную структуру, выбор и группировку персонажей, исповедально-сказовую форму повествования, создающую иллюзию звучащей, спонтанно произносимой речи и позволяющую преломить события личной и общественной жизни сквозь «магический кристалл» души героя.

Перед нами развертывается драматическая «одиссея» официанта фешенебельного ресторана Якова Софроновича Скороходова, вынужденного изо дня в день, говоря его языком, «потрафлять» капризам спесивых посетителей, безропотно сносить их высокомерие и пьяный кураж. Повествуя о перипетиях судьбы лакея, писатель поднялся до больших социальных обобщений: «За жизнь я взял ресторан, и за служителя жизни - лакея, - писал он Горькому. - Хотелось выявить слугу человеческого, который по своей специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни... Словами и переживаниями Скороходова я хоть отчасти передал думы и переживания людей его лагеря, слуг жизни, его правдой - их правду»6.

Герой Шмелёва - характерный образ задавленного жизненными обстоятельствами и воспитанного в трепете перед «сильными мира сего» «маленького человека», наделенного от природы отзывчивым сердцем, незаурядным умом и обостренным чувством справедливости. Автор внимательно, с большим художническим тактом прослеживает сложность душевных движений своего героя, глубоко проникая в его внутренний мир. Более всего старый официант негодует на безнравственность общества. Скупыми, но выразительными штрихами рисует писатель посетителей ресторана: влиятельных жуликов, ловкачей, пройдох, похотливых сластолюбцев и приспособленцев.

Писатель показывает, что чем выше стоит каждый из них на социальной лестнице, тем низменнее и циничнее причины лакейства. Ресторанной прислуге, лакеям по профессии противостоят в повести «холуи по призванию», которые гнут спины не ради куска хлеба, а «из высших соображений». Скороходов наблюдает, как важный господин с орденами стремительно юркает под стол, чтобы раньше официанта поднять упавший у министра платок, как «образованные и старцы с сединами и портфелями», «жёны из благородных семейств» предаются изощрённому разврату в «секретных номерах» - «и все знают, и притворяются, чтоб было честно и благородно!». Именно упадок нравственности, «насмеяние над душой» более всего волнуют героя повести. Лейтмотив его дум и стремлений - тоска и боль по отсутствующей доброте и справедливости, по одухотворенности человеческого существования.

Скороходов отличается высокими моральными качествами. «Жизнь без соринки» - таково его нравственное кредо. Примеров его исключительной честности, добросердечности, порядочности в повести немало. По благородству души Скороходов, «человек», т. е. лакей по профессии, оказывается в ресторане среди его многочисленных посетителей, лакеев по своей сущности, едва ли не единственным Человеком в самом высоком смысле этого слова. Это подчеркнуто самим названием повести, имеющим двойной смысл - и профессиональный, и оценочно-моральный.

Жизнь Скороходова - непрерывная цепь унижений и бед. Однако в этих его «хождениях по мукам» есть и существенный позитивный момент. Продолжая традиции своих предшественников в изображении «маленького человека», Шмелёв в новых исторических условиях развивает и углубляет их. Бедность и страдания обездоливают Скороходова. Но они же помогают освобождению его сознания от духовного рабства, способствуют росту чувства собственного достоинства и внутренней свободы. «Один только результат остался, проникновение наскрозь», т. е. способность понять подлинные ценности жизни, распознать лицемерие и фальшь, в какие бы одежды они ни рядились», - так формулирует в финале повести главную суть своего духовного прозрения «маленький человек» Яков Скороходов, чьи поступки и мысли контролируются глубоким религиозно-нравственным чувством: «Добрые-то люди имеют внутри себя силу от Господа!..» [1, с. 150].

Не отвергая правды революционеров, к которым принадлежит и его сын Николай, Скороходов высшей правдой считает религиозную, которую открыл ему старик-торговец, спасший Николая от рук жандармов: «Вот это золотое слово, которое многие не понимают и не желают понимать»[1, с. 150]. Старый официант уверен: «Сила от Господа... Ах, как бы легко было жить, если бы все понимали это и хранили в себе» [1, с. 150]. Обретение православной истины дало Скороходову силы нравственно противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам, духовно возвыситься над ними. В этом суть его внутренней эволюции. Так социально-бытовая повесть Шмелёва обогащается глубинным религиозно-философским смыслом. От «Человека из ресторана» тянутся нити к «Лету Господню», «Богомолью» и другим произведениям Шмелёва, пронизанным христианскими мотивами.

Высокие художественные достоинства повести «Человек из ресторана» обусловили её небывалый успех. В единой высокой оценке сошлись критики самых различных направлений и школ. Ещё при жизни автора это произведение было переведено на двенадцать европейских языков.

Творчество Шмелёва 1912-1917 годов характеризуется прежде всего тематическим многообразием. Чуткий и внимательный наблюдатель жизни, он в этот период ещё глубже и многограннее отражает ее в своих повестях и рассказах. Но о чём бы ни писал Шмелёв: о разоряющихся дворянах или о красоте природы, о предприимчивых дельцах или о судьбах интеллигенции, - народ, его жизнь, его думы и помыслы, чаяния и надежды по-прежнему остаются для него на первом плане. Даже в тех произведениях, где образы простых людей занимают небольшое место («Весенний шум», «Поденка» и др.), они, благодаря ёмкому смысловому наполнению, нередко становятся идейным центром повествования, определяют движение сюжета, расстановку действующих лиц, изображения их дальнейших судеб.

Поражение революции 1905-1907 годов углубило недоверие Шмелёва к социальным способам переустройства жизни и побудило обратиться к поэтизации вечных сущностных ценностей: природы, любви, красоты, к художественному воссозданию «обыденной жизни обыкновенных людей», подробностей их повседневного существования. Писатель был убежден, что без изображения быта как конкретной формы проявления бытия не может быть настоящей литературы, волнующей сердца и умы читателей. Но изображение быта нигде не превращается у него в самоцель, а служит наилучшей обрисовке среды и характеров, выявлению, по его словам, «скрытого смысла творящейся жизни». «Как бы я ни взлетал, я не оторвусь от земли, и запахи родного во мне пребудут, - писал Шмелёв Л. Андрееву 28 февраля 1915 года, - и, имея дело с самыми реальными фактами, с самой обыденной жизнью, я <...> будил мысли порядка высшего <...> Везде стараюсь болеющее в душе тащить через осязаемые, видимые, простые и близкие формы»7. Пропущенные через призму творческой индивидуальности бытовые подробности превращаются у Шмелёва в значительные художественные обобщения, получая философское и психологическое толкование. Писатель рассматривал быт экзистенциальный процесс, соединяющий человека с вечностью.

Утверждение высоких духовных и нравственных качеств личности является основным в произведениях Шмелёва. Воссоздавая определенные этические ситуации, повседневно-житейские по своему уровню и масштабу, писатель обращается к проблемам совести, чести, милосердия, трудолюбия. Внутренняя свобода личности связывается у Шмелёва с освобождением её от власти «заедающей среды», от духовного рабства.

«Росстани», «Виноград», «Волчий перекат», «Карусель», «Лес», «Поездка», «Друзья», «Как надо» - в этих произведениях отчетливо выражена позиция писателя, умеющего чутко вслушиваться в сложный и вечный ритм бытия. Герои повестей и рассказов - люди духовно свободные от жажды корысти и наживы, честные и чистые сердцем, верные в любви и дружбе, привыкшие довольствоваться малым, просто и с достоинством принимающие и невзгоды и радости.

Человек органично включается писателем в космос бытия. Жизнь в близости к земле, к её первозданной мудрости, среди людей душевно щедрых и чистых - вот в чём, по Шмелёву, смысл истинного существования. Герой повести «Росстани» (1913), одного из его лучших произведений, бывший крестьянин, а затем богатый владелец банного и подрядного дела Данила Степанович Лаврухин на исходе дней оставляет суетливую московскую жизнь и приезжает умирать в родную деревню Ключевую. Здесь, в тихой патриархальной деревеньке, он обретает самого себя, открывает в себе подлинно человеческие черты, которые были заглушены в нём суетой повседневных забот, - щедрость, доброту, любовь к «ласковой тишине росистых июльских зорь», к «тихим солнечным дождям с радугами», к существованию в счастливой слиянности с природой и простыми людьми. Больной и немощный, Данила Степанович находит в себе силы бродить по окрестностям, радостно старается припомнить давно забытое: пение птиц, название растений, грибов, невинные детские забавы и друзей юности, которых он растерял в бурной суете городского многолюдья. «И было ему радостно учить ротастого белобрысого Степана (слугу. - А.Ч.) всему своему деревенскому прошлому, которое помнил ещё и рад был, что помнил <...>. Молодыми радующими глазами смотрело на него всё, точно потерял было он всё это, а теперь неожиданно нашел опять» [1, с.181].

Простота строения фразы, ритмичность, плавность интонаций, акварельная нежность словесного рисунка, неяркие чистые краски в изображении природы сообщают повествованию задушевность, которая отличает многие произведения Шмелёва, но в повести «Росстани» приобретает особую выразительность. Персонажи этого произведения писателя несут в себе светлое ощущение гармоничной целесообразности Божьего мира, нерасторжимого единства в нем всего сущего, высокого смысла творящейся жизни и ее вечного круговращения. Смерть у Шмелёва лишена мистического ореола и роковой тайны, она закономерна и необходима в общем круговороте бытия, и потому похоронный молитвенный хор во время похорон Данилы Степановича «сбивается на песню».

Значительное место в раннем творчестве писателя занимают произведения о Первой мировой войне. Как и большинство русских художников слова, Шмелёв воспринял войну с патриотических позиций. Эти настроения отразились в первых рассказах созданного им в 1914-1915 годах цикла «Суровые дни»: «На крыльях», «На пункте», «Под избой», «Лошадиная сила», - герои которых смотрят на начавшуюся войну как на «страшно важное, трудное дело. Сделать его нужно - не отвернешься». Однако патриотизм автора и его персонажей нигде не перерастает в шовинизм. Их отношение к войне продиктовано прежде всего болью за свою страну, в которую ворвался враг. Воспевая мужество и патриотизм народа, Шмелёв безоговорочно осуждал жестокую бойню. Поэтому главное в «Суровых днях» - изображение войны как величайшего общенационального бедствия.

Гибнет «в неизвестном далеком поле, куда не найти дорог» друг детских лет автора Женя Пиуновский, юноша «с сердцем мужественным и честным» («У плакучих берез»). Обречен на медленную смерть в результате контузии молодой крестьянин Мирон («Мирон и Даша»). Одноногим инвалидом возвращается к матери-старухе Василий Грачев («Лихой кровельщик»). Неизбывно горе деревенского мужика из рассказа «На большой дороге», внезапно узнавшего о гибели сына-артиллериста. Рассказы сборника, явившиеся результатом наблюдения Шмелёва над жизнью деревни военной поры, ярко запечатлели драматический поворот в судьбе народа. Писатель правдиво передает трагедию обездоленных и осиротевших крестьянских семей, выразительно рисует «мокрые, темные, пустые поля, тоскующие под ветром», с чувством щемящей грусти описывает «забытые маленькие шеренги крестцов нового хлеба, золотящиеся по вечерам в просторах бурых полей». Быт деревни военных лет воспринимается как сложное проявление «жуткой и красивой пестроты», «в дегте и сусали, в неслышных криках, в зажатых стонах и беззаботности». Изображение «пестроты» повседневного существования служит вдумчивому исследованию бытия, воссозданию картин жизни народа в один из драматичных моментов его истории. Строгое, сдержанное повествование насыщенно лирическими раздумьями автора, стремящегося подойти к изображению войны с нравственно-этических позиций. Шмелёв показывает читателю духовную силу русских мужиков и баб, помогающую им выстоять в трудную годину. Персонажи цикла каждый по-своему воплощают «всю тяжелой жизнью выученную, мудрую, болеющую Россию, скорбящую и всё же непоколебимую».

Мысль о кровавой жестокости войны звучит и в других произведениях этих лет. Писатель повествует о том, как на страданиях и бедах народа наживаются толстосумы вроде капиталиста Карасева («Забавное приключение») или приказчика Чугуна («На большой дороге»), разбогатевших на спекуляции и поставках военному ведомству армейского снаряжения. Герой повести «Лик скрытый» офицер-фронтовик Сушкин, столкнувшись с теми, кому «с войной повезло», убеждается в справедливости слов своего знакомого, капитана Шеметова: «А моя Россия, мой бедный народ... он меньше всего виноват в этой "мясной" вакханалии» [1, с.352].

События февраля 1917 года Шмелёв встретил с воодушевлением. В качестве корреспондента газеты «Русские ведомости» он едет в Сибирь встречать политкаторжан, выступает на митингах и собраниях в поддержку демократических преобразований и за созыв Учредительного собрания. Он ратует за такое политическое устройство России, где, как он писал сыну, «все бы могли, не давя друг друга, честно и законно отстаивать свои интересы»8. Эти мысли нашли воплощение в цикле его художественных очерков «Пятна», печатавшихся в «Русских ведомостях» в мае- августе 1917 года.

Октябрьскую революцию Шмелёв прежде всего не принял по причинам нравственным, как жестокий обман народа и нагнетание классовой ненависти. «Из сложной и чудесной идеи социализма, - пишет он сыну, - идеи всеобщего братства и равенства, возможного лишь при новом, совершенно культурном и материальном укладе жизни, очень отдаленном, сделали заманку - игрушку-мечту сегодняшнего дня - для одних, для массы, и пугало для имущих и вообще для буржуазных классов»9. Тем не менее писатель эмигрировать не собирался.

В мае 1918 года Шмелёв переезжает в Алушту, где он купил небольшую дачу с клочком земли. Здесь он создает повесть «Неупиваемая Чаша» (1918) - щемяще-светлое сказание о жизни, а точнее, о житии крепостного иконописца-самородка Ильи Шаронова, его трудной судьбе, духовном и творческом подвижничестве, результатом которого явилось создание им иконы, ставшей чудотворной.

Прекрасно передает писатель красоту церковной живописи, отмеченной знаком особой святости. В православном понимании икона есть окно в горний мир, поэтому шмелёвский герой с удивительной ясностью воплощает в своих творениях то, что наполняет его душу - видение Высшей Силы. В год, когда на полях России закипела братоубийственная война, писатель своей повестью-поэмой воззвал к идеалам великой христианской любви, к Красоте как Божественной Благодати, которая только и может спасти мир, преобразив духовно человека.

Несмотря на голод и лишения, Шмелёв намеривался надолго обосноваться в Алуште, работал, вынашивая серьёзные замыслы. Всё изменила ужасная трагедия с сыном. Любовь Шмелёва к единственному сыну Сергею была безмерной. Он относился к нему более чем с отцовской нежностью, буквально дышал над ним. Когда Сергей, студент Московского университета, оказался на фронте, он писал ему нежные письма, дышащие тревогой, любовью и заботой.

С началом гражданской войны сын писателя был мобилизован в деникинскую армию и служил в Туркестане, где вскоре заболел туберкулёзом. По приезде осенью 1919 года в Алушту в отпуск Сергей был призван непригодным к строевой службе и оставлен при местной караульной роте. Он отказался эмигрировать с остатками врангелевских войск, поверив в обещанную амнистию. 3 декабря 1920 года двадцатипятилетний Сергей Шмелёв прямо из больницы был увезён чекистами в Феодосию и там в начале 1921 года расстрелян без суда и следствия.

Страдания отца описанию не поддаются. Возвратившись в Москву, он обращается в ВЧК, в правительство, к Луначарскому, требует расследования обстоятельств дела, но все безрезультатно. По настоятельной просьбе Шмелёву выдают на четыре месяца визу для поправки здоровья за границей. По приглашению Бунина он с женой в конце ноября 1922 года едет в Берлин, а затем в Париж, где и решает остаться. «Я хорошо знаю, - пишет он своему старому знакомому издателю и критику Н.С. Клестову-Ангарскому, в августе 1923 года, - что не случись со мной этой страшной неправды, я никогда бы не ушел из России»10. «Доживём свои дни в стране роскошной, чужой. Всё чужое... Всё у меня плохо - на душе-то»11, признается он Куприну. От этой нестерпимой боли и тоски писателя спасала только работа. Безмерное горе личной утраты, память о потерянной и униженной родине, робкая надежда на её возвращение - вот чем насыщены произведения Шмелёва 1920-1940-х годов.

В первых зарубежных произведениях - «Солнце мертвых», «Каменный век», «Про одну старуху», «На пеньках» - Шмелёв пишет о жестокости революционных властей, о гибели России. Ярче и талантливее всего это выразилось в произведении «Солнце мертвых» (1923), которое автор назвал эпопеей. «Солнце мертвых» - трагическое повествование о красном терроре, «история гибели жизни», как подчеркнул сам писатель. Пространственный масштаб сюжетного содержания в произведении небольшой. Он намеренно ограничен рамками южного «беленького городка с древней, от генуэзцев, башней». Сам городок не назван, но ряд топонимов (названия близлежащих гор, дорог и т. п.) подсказывает, что события происходят в Алуште. Писатель типизирует изображаемые явления и события, и за трагедией городка предстает вся «земля родная кровью святой политая». «Это теперь повсюду, - пишет автор. - Курортный городок у моря... - это ведь только пятнышко на бескрайних просторах наших, маковинка, песчинка».

Эпопея «Солнце мертвых» в основе своей документальна: Шмелёв повествует о реальных фактах и реальных людях. Но реалии превращаются в большие обобщения. Автор убежден, что изображенное им «имеет отношение к человечеству». С большими или меньшими подробностями писатель излагает факты голодной смерти или убийств обитателей городка: известного ученого-лингвиста, детишек, доктора, зверей, птиц. Не случайно в названиях многих глав фигурирует слово «конец» («Конец павлина», «Конец Бубика», «Конец доктора» и т. д.). Автор нередко прибегает к ретроспективному изображению событий по принципу «было - и стало». Ретроспектива приобретает символический характер: время как бы течет вспять, в первобытные времена. Вырождение человеческой души, торжество жестокости и насилия приводят автора к мысли, что «вернулась давняя жизнь пещерных предков».

В художественной системе произведения очень значителен образ солнца. Он - древнейший в искусстве и всегда олицетворял обновление природы, красоту земледельческого труда, материнства, развитие жизни. У Шмелёва солнце - символ гибели жизни. Убиты не только люди - убита природа. Трагедия России воспринимается автором и его героями как конец света: «Подходят страшные времена из Апокалипсиса...».

Писатель рассматривает мир во всей его полноте и нерасторжимости. Героями книги наряду с людьми являются птицы и животные: коровка Тамарка, «бродяга павлин», «черный дрозд на сухой рябине», индюшка, три курочки. Это мир, несущий добро и красоту.

Миру природы родственны положительные образы-персонажи: доктор Михаил Васильевич, молодой писатель Борис Шишкин, профессор филологии Иван Михайлович, дети Ляля и Володичка, учительница Прибытко, «праведница-подвижница» Таня, неугомонная Мария Семеновна, почтальон Дрозд и другие. Их судьбы, внешний и внутренний облики описаны с разной степенью детализации. Одним из них писатель посвящает специальные главы, другие являются сквозными образами всего произведения, третьи появляются в одном или нескольких эпизодах. Но все персонажи воплощают в себе христианские начала: доброту, милосердие, смирение. Из описаний многочисленных человеческих судеб в «Солнце мертвых» складывается эпопея общей народной судьбы, проникнутая трагическим пафосом.

Миру людей противопоставлен мир нелюдей. У них давно убита душа, поэтому писатель намеренно не индивидуализирует их, даже в большинстве случаев не называет по именам, давая суммарные характеристики: «те, которые убивать ходят», «мутноглазые», «скуластые», «толстошеи» и т. п. Будучи физически сильными, здоровыми, зверино-энергичными, они давно уже стали духовными мертвецами. Их поступки с позиций элементарной морали не имеют никакого оправдания, поэтому писатель ни в одном из них не находит проблесков человечности. Они «страшнее хищников» и предстают в произведении как персонифицированное зло.

Образ зла имеет в книге многоликий характер: и реальный, и мифологический. В произведении ощутимы народно-поэтические традиции, переосмысленные автором. Отталкиваясь от реального исторического факта (глава новой власти в Крыму Бела Кун, выполняя волю Троцкого, отдает приказ «помести Крым железной метлой»), писатель создает образ Бабы-Яги с железной метлой. Это демоническая сила, которая умерщвляет невинных людей, превращает Россию в пустыню, в «мертвую тишину погоста».

Традиции устного народного творчества проявляются и в названиях некоторых глав («Нянины сказки»), и в авторской манере повествования («Жил-был у бабушки серенький козлик»). Но «сказки» в шмелёвском произведении несут в себе страшное, жизненно достоверное содержание: о том, как убили знаменитого профессора («вот и рассказал тебе сказочку»), как у семьи Прибытко украли козла Бубика, последнюю надежду не умереть с голоду, и т. п.

Апеллируя к духовным традициям народа, к христианским представлениям о добре и зле, писатель с помощью фольклорных образов рисует апокалиптические картины гибели жизни, в которой властвуют силы преисподней. Эти силы стремятся уничтожать все живое и тем самым лишить человечество памяти. Но память неуничтожима. Её сохраняет природа, предметы, вещи: «страшное вписала в себя» близлежащая гора КушКая: «Время придет - прочтется».

«Солнце мертвых» - глубоко трагическое произведение. «Более страшной книги не написано на русском языке»12, - отозвался о ней А. Амфитеатров. И все-таки автор верит в великое Воскресение народа и Родины: «...Я верю в чудо! Великое Воскресение - да будет!» «Этот кошмарный, окутанный в поэтический блеск документ эпохи»13, как назвал «Солнце мертвых» Т. Манн в письме к Шмелёву от 27 января 1926 года, сразу же стал известен в Европе, так как произведение было переведено на многие иностранные языки. Со словами одобрения и признательности к Шмелёву обратились Р. Роллан, К. Гамсун, Г. Гауптман и другие всемирно известные писатели и деятели культуры.

«Солнце мертвых» находится в одном типологическом ряду с такими произведениями русской эмигрантской и советской литературы 1920-х годов, как «Щепка» В. Зазубрина, «Окаянные дни» И. Бунина, «Зверь из бездны» Е. Чирикова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «В тупике» В. Вересаева, «Тихий Дон» М. Шолохова.

Эта книга - реквием по России, одно из лучших художественных творений Ивана Шмелёва.

Волновало и мучило писателя не только положение человека в революционной России. С глубокой грустью повествует он о несчастной доле русских эмигрантов, выброшенных смерчем революции из родной страны. Влачит жалкое существование не нужный никому в Европе представитель древнего дворянского рода Бич-Бураев, «бывший студент, бывший офицер, забойщик, теперь бродяга», направляющийся в Париж к знакомому полковнику, ныне сторожу гаража (рассказ «Въезд в Париж», 1925). «Уверяю вас, что я в самом подлинном смысле бывший», - говорит герой рассказа «На пеньках» (1924). Некогда известный ученый-искусствовед, член европейских академий, он оказался не нужен советской власти. Исповедь профессора Мельшаева насыщена выразительными деталями, воссоздающими драматическую панораму жизни в послереволюционной России, где, по его словам, правит «рой завистливой, ущемленной и наглой бездари». После шестилетнего мучения под властью «новых творцов жизни» профессор бежит во Францию. Но не нужен он и здесь, за рубежом.

Широкая картина русской предреволюционной и особенно эмигрантской жизни нарисована в романе «Няня из Москвы» (1937). Рассказ ведется от лица старой русской женщины Дарьи Степановны Синицыной, волею судьбы оказавшейся в эмиграции. Её рассказ обращен к конкретной слушательнице, знакомой ей по дореволюционной Москве, барыне Медынкиной, и строится как непринужденная беседа за чашкой чая. Писатель правдиво воссоздает атмосферу богемного быта и разгула, в который кинулась в канун первой мировой войны русская либеральная интеллигенция. В воспоминаниях героини-повествовательницы немало эпизодов о праздной жизни семьи Вышгородских и их многочисленных друзей. Всю жизнь прожившая в няньках и хорошо узнавшая своих хозяев, она не скупится на крепкое словцо в их адрес. Как живые, предстают в ее рассказе честолюбивый хозяин дома врач Вышгородский, мечтающий о портфеле министра в правительстве Керенского, привыкшая жить на широкую ногу его супруга и их своенравная дочь Катенька.

Революция изображается писателем как трагедия, беспощадным катком прокатившаяся по всей стране, в том числе и по семье Вышгородских. Умирают родители, Катенька с няней, оставшись вдвоем, переживают страшный голод в Крыму и не менее ужасные унижения в Константинополе, куда после долгих мытарств попадают обе женщины.

Основное внимание в рассказе Дарьи Степановны уделено их с Катенькой жизни за рубежом: в Париже, Индии, Америке. Куда бы ни бросала их судьба, везде им встречаются «бывшие» русские люди: «Графа видала, несметный богач был, а мне полсапожки чинил в Константинополе. А генерал посуду со мной мыл». Впрочем, как убеждена повествовательница, «не страшно нищими стать, страшно себя потерять». Таких потерявших себя людей тоже немало на страницах шмелёвского произведения.

Роман характеризуется занимательностью интриги: война, революция, козни соперницы препятствуют соединению любящих друг друга молодых людей - Кати, ставшей популярной актрисой, и Васи Коврова, бывшего офицера белой армии. Лишь благодаря усилиям няни всё в итоге кончается благополучно. Героиня романа предстает как носительница бытового русского благочестия, религиозной и национальной совести. Символичность образа няни писатель выразил словами Катеньки: «Ты моя иконка».

Судьба Дарьи Степановны драматична. Сквозь внешне спокойный рассказ о мытарствах по «заграницам» отчетливо пробивается неизбывная тоска простой тульской крестьянки, невесть зачем оказавшейся на чужбине, по родной сторонушке: «На солнышко гляжу - и солнышко-то не наше словно, и погода не наша, и... Ворона, намедни, гляжу, на суку сидит, каркает... совсем, будто, наша ворона, тульская!.. Поглядела, - не та ворона, не наша... У нас в платочке».

В этом произведении Шмелёв выступает мастером сказового повествования. Писатель выразительно передает речь героини, насыщенную пословицами, поговорками, мудрым и метким народным словом: «горе-то одного рака красит», «одна слеза катилась, другая воротилась», «память старая - наметка рваная, рыбку не выловить, а грязи вытащить» и т. п. Поистине, среди русских писателей сказовое мастерство Шмелёва не имеет себе равных.

С годами Шмелёв все сильнее чувствовал острую ностальгическую боль по потерянной родине, и это побуждает его создавать пронзительные пейзажи-настроения «с запахом пролитой печали», поражающие своей высокой лирикой: «Этот весенний плеск остался в моих глазах - с праздничными рубахами, сапогами, лошадиным ржаньем, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем. Остался живым в душе, с тысячами Михаилов и Иванов, со всем мудрёным, до простоты-красоты душевной, миром русского мужика, с его лукаво-веселыми глазами, то ясными как вода, то омрачающимися до черной мути, со смехом и буйным словом, с ласковой и дикой грубостью. Знаю, связан я с ним довека. Ничто не выплеснет из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни... Вошло - и вместе со мной уйдет» («Весенний плеск», 1925) [2, с.109-110].

Тоска писателя по родной земле порождает у него страстное желание воссоздать ее облик в своих произведениях. С конца 1920-х годов он уходит в воспоминания детских лет, обращается к изображению прошлого.

Во многом событиями личной жизни насыщен роман Шмелёва «История любовная» (1927), поэтичнейший, подсвеченный мягким авторским лиризмом рассказ о первой любви пятнадцатилетнего гимназиста Тони. Переболев любовью-страстью, любовью-эросом, юный герой находит счастье в чувстве истинном, глубоком и нежном. Повествование от первого лица позволило автору показать внутреннюю борьбу Тони с самим собою, преодоление им греха, постепенное духовное выздоровление.

Автобиографический характер присущ и вершинным книгам Шмелёва - роману «Лето Господне» (1927-1931, 1934-1944) и повести «Богомолье» (1930-1931). «В них, - отмечал писатель, - я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце... Россию, которая заглянула в мою детскую душу»14.

В романе «Лето Господне» мастерски и любовно выписаны сцены и эпизоды повседневной жизни замоскворецкого двора средней руки купцов Шмелёвых. Обитатели «нашего двора» строят мосты и карусели, иллюминируют Москву к праздничным дням, возводят леса для ремонта и строительства жилых домов, храмов и т. д. Автор поэтизирует и сакрализует трудовую деятельность, которая, по его убеждению, есть исполнение каждым человеком Божьего предначертания.

«Лето Господне» - это мир русского бытового благочестия, где православный трудовой и годовой циклы взаимосвязаны и взаимодополняются. Время произведения строится на основе церковного календаря. Кольцевая композиция романа отражает годовой цикл православных праздников: Рождество, Великий пост, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение, Покров, снова Рождество...

С ходом православного календаря сцеплены буднично-бытовые дела жителей «нашего двора». Великим постом запасают на лето лед. На Преображение снимают яблоки, в канун Иван-Постного солят огурцы. После Воздвиженья рубят капусту. Так возникает цельный мир повседневной жизни «светлого царства русского», где все связано и взаимодополняемо, все находится в нерасторжимом единстве.

Произведение Шмелёва пронизано православным духом, христианским мировидением. Текст романа, начиная с его названия, включает цитаты из Священного Писания, религиозных песнопений и молитв. Великолепно производит писатель красоту и благолепие церковных служб, их высокую, многоплановую символику.

«Наш двор» - самое дорогое, священное место для героев романа, православных русских людей. В каждом его уголке они чувствуют присутствие Бога. Автобиографическому герою кажется, что «на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшне, и на погребце, и везде. И все для него, что делаем». Жизнь каждого человека всецело подчинена двум взаимосвязанным великим началам - Небу и Земле - такова шмелёвская дихотомическая картина мира, изображенная в этом произведении.

«Лето Господне» строится как рассказ ребенка, в которого искусно перевоплощается взрослый повествователь. Окружающий мир одухотворен взглядом семилетнего Вани, который доверчиво всматривается в его таинства полными любви и радости глазами. Как справедливо отметил И. Ильин, «с тех пор как существует русская литература, впервые художник показал эту чудесную встречу - мироосвящающего православия с разверстой и отзывчиво-нежной детской душой»15. Юный герой постигает жизнь в традициях Православия, любя и одухотворяя все сущее. Мир в его восприятии предстает просветленным, в котором «ничего не страшно» и «всем хорошо». Изображение национальной жизни в произведении раздвигается не территориально (почти все действие происходит на «нашем дворе»), а исторически и духовно - в глубину православного быта и памяти.

Память в представлении писателя - категория религиозно-нравственная, так как позволяет человеку ощущать себя наследником прошлого и осознавать ответственность за будущее, за весь Божий мир. Не предавать забвению исстари установленные и многократно проверенные временем нравственные правила и законы, а неукоснительно соблюдать их - в этих традициях воспитывается автобиографический герой. «Со старины так», «так уж исстари повелось», «так повелось с прабабушки Устиньи» - не раз повторяет наставник Вани старый столяр Горкин, который терпеливо проводит мальчика по лабиринтам жизненного и духовного опыта, помогает войти в литургическую жизнь Церкви. Свою первейшую задачу Горкин и отец Вани видят в том, чтобы сохранить и передать мальчику память обо всех хороших людях и продолжать, приумножая, их добрые дела. В вечной связи поколений автор видит основу духовного обогащения человека и нации.

Философско-эстетическому воплощению проблемы родовой и исторической памяти способствует крестообразный хронотоп произведения, горизонтальная линия которого представляет собой земное время, быстротечное, а вертикальная ось - время вечное.

Но жизнь в изображении писателя - это не только праздники и радости, хотя слово «радость» - одно из ключевых слов произведения. Трехчастная композиция романа, имеющего подзаголовок «Праздники - Радости - Скорби», подводит читателя к событиям горестным, но неизбежным, главное из которых - болезнь и смерть самого дорогого для Вани человека - отца. Вместе с тем шмелёвская концепция бытия оптимистична. Его герои убеждены в существовании вечной и бесконечной жизни. Горкин и Ваня верят, что в горнем мире их ждут «и Христос, и прабабушка Устинья» и многие-многие другие люди, достойно прошедшие свой земной путь. Сцену похорон отца мальчика и всё произведение в целом венчает православный тропарь, дающий надежду на жизнь вечную, на бессмертие души.

В повести «Богомолье» размышления писателя о своеобразии жизни дореволюционной России и путях духовно-нравственного воспитания человека дополняются идеей богомолья, т. е. спасения души. В этой книге, как отмечал И. Ильин, Шмелёв «утверждает и показывает», «что русской душе присуща жажда праведности и исторические пути и судьбы России осмысливаются воистину только через идею "богомолья"»16.

В произведении рассказывается о путешествии Вани, Горкина и некоторых других жителей «нашего двора» в Троице-Сергиеву Лавру. По сюжетно-композиционной структуре «Богомолье» своеобразно воскрешает в прозе XX века один из распространенных жанров древнерусской литературы - жанр хождений («хожений») на поклонение святыням. Двенадцать глав этой повести раскрывают душу ребенка, его взгляд на мир, рисуют русскую природу и людей, с которыми сталкивается мальчик, эстетически воплощают идею соборности.

Основной хронотоп произведения - хронотоп дороги, топос пути - не только выявляет глубину и многообразие жизни, раскрывающейся перед ребенком во время паломничества, но и «движение» его сердца, направленного на постижение сути и духа русского православия.

Своеобразие тематики, особый угол авторского зрения - внимание к внутреннему миру ребенка, а через него - к окружающему миру, единство авторского сознания и сознания автобиографического героя служат в романах «Лето Господне» и «Богомолье» реализации главной задачи писателя - выявлению непреходящих жизненных ценностей: Истины, Добра и Красоты. Картины семейно-бытового уклада «нашего двора» пронизаны растворенными в художественной ткани этих произведений напряженными авторскими раздумьями о России, её исторических путях и судьбах и достигают размаха лирико-философского эпоса, подводя читателя к постижению высших законов бытия.

О золотой поре детства и отрочества, незамутненной радости первого открытия мира Шмелёв повествует в созданных в 1930-е годы автобиографических рассказах. Одни из них - «Небывалый обед», «Мартын и Кинга», «Лампадочка», «Страх» - продолжают тематику «Лета Господня». Другие рассказывают о гимназических годах Вани («Как я покорил "немца"») и его первых «писательских опытах» («Как я стал писателем», «Музыкальная история», «Как я ходил к Толстому», «Первая книга»). Третьи акцентируют внимание читателя на образах тех людей, с которыми сталкивает автобиографического героя жизнь («Как я встречался с Чеховым»).

Общая лирическая тональность этих произведений та же, что и в «Лете Господнем» - чувство сожаления по ушедшим годам, по старой России, канувшей в Лету вечности, сыновняя благодарность родной земле и людям, несущим в детском сердце свет доброты.

Середина 1930-х - 1940-х годов - очень трудное для Шмелёва время, обусловленное тяготами войны, скудностью существования, болезнями, уходом из жизни родных и друзей - матери, жены, К. Бальмонта, А.И. Деникина, несправедливым обвинением писателя кем-то из недоброжелателей в коллаборационизме, «поводом» для которого послужила публикация в издававшейся в оккупированном Париже эмигрантской газетенке пронемецкого направления «Парижский вестник» четырех очерков и рассказов о старой России.

Последним крупным произведением Шмелёва явился роман «Пути Небесные», который можно смело назвать итогом его художественных исканий.

Нетрудно заметить, что концепция мира и человека обусловлена в произведениях зрелого Шмелёва единством двух начал - материального, бытового и духовного, религиозного. Православие Шмелёв называл купелью русской литературы. Он не раз подчеркивал, что «истинное искусство глубинно религиозно»17. Свою задачу как писателя он видел в том, чтобы «обожить» искусство, создать «новую эстетику». С годами это стремление крепло, определив своеобразие творческих исканий писателя, их религиозно-онтологическую направленность.

В этом смысле роман «Пути Небесные» стал новым словом в истории русского классического романа. Это не только «опыт духовного романа», как определил его жанр сам автор. Творчески наследуя и развивая традиции русских писателей-классиков, прежде всего Достоевского, Шмелёв явился одним из основоположников нового художественного метода - духовного реализма18.

Созданный на основе подлинных фактов, роман «Пути Небесные» повествует о сложном пути к Богу главных его героев: инженера-механика В. Вейденгаммера и его гражданской жены Дарьи Королевой. В произведении, в котором, по определению автора, «земное сливается с небесным», всесторонне показана сложная жизнь человеческой души, ведомой Божественным Промыслом, и напряженная борьба с силами зла. В восьмидесяти семи главах двухтомного произведения с живостью и яркой образностью развертывается история того, как молодая женщина силой ясновидящей любви и православной веры приводит героя-атеиста к постижению Высшей истины.

Образ Дарьи Королевой - новый в русской литературе тип воцерковленного человека. Процесс воцерковления сложен, писатель не упрощает его, обстоятельно показывая борьбу «духа и плоти», преодоление героиней и ее избранником греховных соблазнов, напряженную духовную брань.

Суть того, что происходит с героями, отражают названия глав романа: «Искушение», «Прельщение», «Помрачение», «Грехопадение», «Вразумление» и т.п. Герои произведения проходят трудный путь духовного развития через нравственное падение, очищающее страдание и искреннее сердечное покаяние. В результате сложной внутренней работы, переоценки ценностей они приходят к твердому, выстраданному убеждению, что постичь смысл бытия можно только с помощью православной веры.

Для воплощения религиозных идей и представлений писатель использует форму и жанр традиционного любовного романа, но насыщает его новым содержанием. С помощью «истории любовной» он проводит мысль о провиденциальном в жизни человека, о том, как ведет его по земным путям к путям небесным Божий Промысел и какова роль самого человека в выборе этих путей.

Важнейшими смысловыми и жанрообразующими элементами шмелёвского духовного романа являются также знамения, предопределения, вещие сны, чудеса. Четкий занимательный сюжет, великолепный образный язык, мастерство композиции - неотъемлемые качества данного произведения. Его важнейшие религиозно-философские идеи реализованы на житейски достоверном материале, щедро вбирают бытовые приметы эпохи.

Вторую книгу романа «Пути Небесные» писатель завершил в январе 1947 года. Действие третьей части должно было происходить в Оптиной пустыни. Наряду с изображением дальнейшей жизни главных героев произведения Шмелёв предполагал рассказать о русских монастырях и православных старцах, их роли в отечественной культуре и в духовном водительстве народа.

Для того, чтобы глубже постичь атмосферу монастырской жизни, а также поправить здоровье и укрепиться душою, старый, одинокий, больной писатель, только что перенесший операцию на желудке, принимает решение поселиться в православной обители Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От в 140 километрах от Парижа.

24 июня 1950 года Шмелёв отправляется в путь. Но вечером того же дня по приезде в монастырь умирает от сердечного приступа.

Смысл свершившегося объяснила одна из насельниц обители, монахиня Феодосия: Шмелёв «приехал умереть у ног Царицы Небесной под Её Покровом»19. Так промыслительно завершился жизненный и творческий путь выдающегося писателя, одного из корифеев русской литературы XX столетия.

Как справедливо заметил Валентин Распутин, «Шмелёв, может быть, самый глубокий писатель русской послереволюционной эмиграции, да и не только эмиграции... Писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души. Его «Лето Господне», «Богомолье», «Неупиваемая Чаша» и другие творения - это даже не просто русская литературная классика, это, кажется, помеченное и высветленное самим Божьим духом»20. С этим выводом невозможно не согласиться.

Анатолий Петрович Черников, доктор филологических наук, профессор, г. Калуга

Примечания

1. Ильин И.А. Одинокий художник. (Составление, предисловие и примечание В.И. Белова). М., 1993. С. 120, 125.

2. Шмелёв И.С. Автобиография / Публикация А.П. Черникова // Русская литература. Л., 1973. № 4. С. 142.

3. ОР РГБ. Фонд 387. Карт. 10. Ед. хр. 1.

4. Шмелёв И.С. Автобиография. С. 145.

5. Шмелёв И.С. Собр. соч.: В 5 т. М., 1998-2000. Т. 1. С. 14. Далее произведения И. Шмелёва цит. по этому изданию с указанием тома и страницы.

6. Письмо И.С. Шмелёва А.М. Горькому от 28 декабря 1910 г. Архив А.М. Горького // ИМЛИ, КГ-П-89-2-9.

7. Русская литература. Л., 1971. № 3. С. 133.

8. ОР РГБ. Фонд 387. Карт. 9. Ед. хр. 23.

9. Там же.

10. РГАЛИ. Фонд 24. Оп. 1. Ед. хр. 74.

11. Цит. по кн.: Куприна К.А. Куприн - мой отец. М., 1979. С. 240-241.

12. Амфитеатров А.В. Страшная книга // Возрождение. Париж, 1926. 16 ноября.

13. Цит. по кн.: Кутырина Ю.А. И.С. Шмелёв. Париж. 1960. С. 45.

14. См.: Кульман Н. Ив. Шмелёв. «Лето Господне» // Россия и славянство. Париж, 1923. 1 июня.

15. Ильин И.А. Указ. соч. С. 121.

16. Там же. С. 127.

17. Памяти И.С. Шмелёва. Мюнхен, 1956. С. 322.

18. См. об этом подробнее: Черников А.П. Проза И.С. Шмелёва: Концепция мира и человека. Калуга, 1995.

19. Шмелёв Ив. Свет вечный. Париж, 1968. С. 375.

20. Лепта. 1991. № 4. С. 155.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: Великий мастер слова и образа

Вот, где подлинные Русские.
М.Яблоков / 06.10.2018, 05:25

4. Ответ на 2., Lucia:

подлинной ценностью России являются не мнимые достижения большевиков, а те люди, которые им не покорились

Сильно!
М.Яблоков / 05.10.2018, 15:57

3. Re: Великий мастер слова и образа

Письмо Ивана Шмелёва господину Оберу, защитнику русского офицера Конради*, как материал для дела. Сознавая громадное общечеловеческое и политическое значение процесса об убийстве Советского Представителя Воровского русским офицером Конради, считаю долгом совести для выяснения истины представить Вам нижеследующие сведения, проливающие некоторый свет на историю террора, ужаса и мук человеческих, свидетелем и жертвой которых приходилось мне быть в Крыму, в городе Алуште, Феодосии и Симферополе, за время с ноября 1920 по февраль 1922 года. Все сообщенное мною, лишь ничтожная часть того страшного, что совершено Советской властью в России. Клятвой могу подтвердить, что все сообщенное мною — правда. Я — известный в России писатель-беллетрист, Иван Шмелев, проживаю в Париже, 12, рю Шевер, Париж 7. I. — Мой сын, артиллерийский офицер 25 лет, Сергей Шмелев — участник Великой войны, затем — офицер Добровольческой Армии Деникина в Туркестане. После, больной туберкулезом, служил в Армии Врангеля, в Крыму, в городе Алуште, при управлении Коменданта, не принимая участия в боях. При отступлении добровольцев остался в Крыму. Был арестован большевиками и увезен в Феодосию «для некоторых формальностей», как, на мои просьбы и протесты, ответили чекисты. Там его держали в подвале на каменном полу, с массой таких же офицеров, священников, чиновников. Морили голодом. Продержав с месяц, больного, погнали ночью за город и расстреляли. Я тогда этого не знал. На мои просьбы, поиски и запросы, что сделали с моим сыном, мне отвечали усмешками: «выслали на Север!» Представители высшей власти давали мне понять, что теперь поздно, что самого «дела» ареста нет. На мою просьбу Высшему Советскому учреждению ВЦИК, — Всер. Центр. Исполнит. Комит — ответа не последовало. На хлопоты в Москве мне дали понять, что лучше не надо «ворошить» дела, — толку все равно не будет. Так поступили со мной, кого представители центральной власти не могли не знать. II. — Во всех городах Крыма были расстреляны без суда все служившие в милиции Крыма и все бывшие полицейские чины прежних правительств, тысячи простых солдат, служивших из-за куска хлеба и не разбиравшихся в политике. III. — Все солдаты Врангеля, взятые по мобилизации и оставшиеся в Крыму, были брошены в подвалы. Я видел в городе Алуште, как большевики гнали их зимой за горы, раздев до подштанников, босых, голодных. Народ, глядя на это, плакал. Они кутались в мешки, в рваные одеяла, что подавали добрые люди. Многих из них убили, прочих послали в шахты. IV. — Всех, кто прибыл в Крым после октября 17 года без разрешения властей, арестовали. Многих расстреляли. Убили московского фабриканта Прохорова и его сына 17 лет, лично мне известных, — за то, что они приехали в Крым из Москвы, — бежали. V. — В Ялте расстреляли в декабре 1920 года престарелую княгиню Барятинскую. Слабая, она не могла идти — ее толкали прикладами. Убили неизвестно за что, без суда, как и всех. VI. — В г. Алуште арестовали молодого писателя Бориса Шишкина и его брата, Дмитрия, лично мне известных. Первый служил писарем при коменданте города. Их обвинили в разбое, без всякого основания, и несмотря на ручательство рабочих города, которые их знали, расстреляли в г. Ялте без суда. Это происходило в ноябре 1921 года. VII. — Расстреляли в декабре 1920 года в Симферополе семерых морских офицеров, не уехавших в Европу и потом явившихся на регистрацию. Их арестовали в Алуште. VIII. — Всех бывших офицеров, как принимавших участие, так и не участвовавших в гражданской войне, явившихся на регистрацию по требованию властей, арестовали и расстреляли, среди них — инвалидов великой войны и глубоких стариков.
Lucia / 05.10.2018, 14:59

2. Re: Великий мастер слова и образа

Отвечая на анкету «Русские писатели и политические деятели о 10-летии Октябрьского переворота», Шмелёв решительно отвергает допустимость устроения родины (после падения власти коммунистов) на какой-либо смеси «белых» и советских позиций: «Ни о социализме, ни о “советчине” не может быть и речи. Когда большевизм падет, социализм и “советчина” останутся ненавистнейшими из всех политических систем»xlii. Та же мысль звучит и в статье «Драгоценный металл» (1925). В ней писатель горячо возражает тем, кто призывает видеть в революции не только «вулканическую лаву», но и «драгоценный металл», с которым эмиграция призвана «сплавиться» и так «засыпать ров», разделивший русское общество. На это суждение Шмелёв отвечает, что подлинной ценностью России являются не мнимые достижения большевиков, а те люди, которые им не покорились
Lucia / 05.10.2018, 14:59

1. Автору спасибо!!

Уважаемый Анатолий Петрович! Спасибо огромное за эту интереснейшую публикацию. Пожалуйста, продолжайте на "Русской народной линии" публиковать и другие Ваши работы. С глубоким уважением, Валерий Новоскольцев http://www.stihi.ru/avtor/valery31
Koordinator / 04.10.2018, 23:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Черников
«Души моей поймите голос тайный»
О литературно-эстетических взглядах великого князя Константина Константиновича Романова, Патриота и Поэта, президента Императорской Академии наук в дни его 160-летнего юбилея
13.08.2018
Родина, Человек, природа в произведениях И.С.Соколова-Микитова
Памяти русского советского писателя и журналиста
15.05.2018
Подвижники
Светлой памяти Ивана Васильевича Киреевского
20.03.2018
Диверсия против России и патриотизма
Вместо заслуженной благодарности Олег Анатольевич Платонов получает угрозы о суде над ним
06.03.2018
«Так же будет струиться Ока...»
Образ «малой родины» в поэзии Станислава Куняева
02.03.2018
Все статьи Анатолий Черников
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 17:27
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40