За последние несколько лет тема гражданственности и патриотического воспитания российской молодежи стала одной из ключевых в педагогическом и общественно-политическом дискурсе.
Для жизнеспособности общества и его прогрессивного развития гражданская позиция молодого поколения, её социально-политическая активность и духовно-нравственная ориентация крайне важны. Какие ценности принимает, а какие отвергает современная молодежь, как они соизмеряются с ценностями предыдущих поколений, осуществляется ли преемственность традиций - это те важные вопросы, без ответа на которые, думается, не решить проблемы формирования гражданственности. Выбор в качестве предмета обсуждения национальной идентичности, а точнее, причин ее деформации, продиктован ее мощным влиянием на политическое поведение.
В свое время Президент В.В. Путин поручил Общероссийскому общественному движению «Народный фронт «За Россию» подготовить предложения по формированию российской гражданской идентичности, провести обсуждение вопросов, касающихся духовно-нравственного воспитания личности и создания условий для ее развития. Ориентация на формирование у молодого поколения общероссийской гражданской идентичности - способности соотносить себя с гражданской общностью, с её ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к ней, видеть в себе гражданина своей страны - определяет достижение основного результата современного образования: воспитания ответственного гражданина России.
На мой взгляд, важным признаком (детерминантой) гражданской идентичности, которая обуславливает ее особенности, является мировоззренческий приоритет личности. На нем формируется то или иное мировоззрение, миропонимание, то есть представление о мире в образах и в лексике человека. Миропонимание присутствует на бессознательных уровнях психики народа, находя свое отражение в народных традициях, песнях, эпосе, в общественной нравственности. Сформированное мировоззрение определяет не только то, как человек будет воспринимать окружающую его действительность, но и направление его гражданской активности.
Основой мировоззрения и, как следствие, миропонимания являются родовая генетика, бессознательные уровни психики, или как говорят психологи «коллективное бессознательное» народа. Этот термин в 20 веке ввел в психологию крупнейший психолог, психиатр и философ Карл Густав Юнг. В недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, т.е. кроме личных свойств, унаследованных у родителей, живут в человеке и свойства его далеких предков («память предков»).
У каждого народа свои культурные устои, культурные архетипы, та первооснова, те фундаментальные черты, которые роднят самых разных людей, живущих в одной стране и говорящих на одном языке. И если не принимать во внимание опыт архетипов, если пренебрегать традициями, то это может привести к тяжелейшей патологии личности. Глубину последствий такого пренебрежения «коллективным бессознательным» в деле воспитания гражданственности и патриотизма раскрыли в своих трудах известные российские ученые, мыслители К.Д. Ушинский, Н.Я. Данилевский, Н.И. Пирогов, И. А. Ильин и др.
Сегодня это звучит для нас, граждан России, особенно актуально, ибо в результате перемен последних десятилетий архетипические основы нашей культуры оказались под угрозой слома, и это не могло не сказаться негативно на психике людей вообще и детей в первую очередь.
Ребенок - это не «табула раза», не чистый лист. Даже когда у детей нет личного социального опыта, у них есть «коллективное бессознательное».
В русской (российской) культуре (православной) существуют следующие установки (на уровне бессознательной психики у каждого человека, живущего в России): взаимопомощь, общность, патриотизм, смещение акцентов с физиологии на идеальное, сверцеломудрие.
Как же формируется мировоззрение человека и его гражданственность? Основными факторами формирования, на наш взгляд, являются: семья, система образования, СМИ.
Начну с последнего. СМИ сегодня - важнейшее средство формирования мировоззрения людей, а следовательно, и гражданской идентичности. Согласно теории социального научения люди приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения, которые демонстрируются и пропагандируются современными СМИ (телевидение, интернет, сетевые технологии), и которые входят в противоречие с традиционными ценностями. Посредством СМИ происходит манипуляция общественным сознанием. Можно выделить два основных признака информационного, психологического порабощения народа, изменение гражданской идентичности посредством СМИ.
1) Навязывание народу чужой культуры: языка, искусства, мыслей, чуждых традиций и обычаев, чужих героев, чуждых праздников, духовности, чуждых вероучений, религиозных практик, идеологии сект, иного образа жизни.
2) Дискредитация, уничижение, высмеивание, искажение, забвение нашей родной культуры: языка, искусства, истории, спорта, игр, обычаев, традиций, наших героев, праздников, духовности, нашего образа жизни.
Наши дети впитывают западную систему ценностей с потребительской психологией и культом денег, идет перепрограммирование, перекодирование сознания молодых людей, что безусловно влияет на их гражданскую идентичность, деформируя ее.
Следующее, в последние годы усилилось недовольство общества образованием. Поскольку, стали очевидны пагубные последствия проведенной за 20 лет реформы российской системы образования, ее переориентация по «западному образцу» без учета и сохранения отечественной педагогической школы. Среди причин: утраченная роль воспитания, проблемы с профессиональной профориентацией, излишняя вариативность, постепенное перемещение в сферу услуг, падение авторитета учителя, родителя, делающее невозможным реализацию многих необходимых аспектов образования. Таким образом, утрачивается государственная единая система образования, которая воспитывала нравственных личностей, качественных специалистов и которая обеспечивала то, что мы называем сегодня духовным суверенитетом - это традиционная для народа система ценностей, благодаря которой наше общество сохранилось как уникальная цивилизация. Без духовного суверенитета не может быть обеспечена национальная безопасность.
«Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?» - задаётся вопросом министр образования О.Ю. Васильева. - Чего не должно быть сейчас - не должно быть размытости воспитания, добра и зла, черного и белого, "да" и "нет". Когда эта размытость есть, получается размытость всего остального: и чувств, и поступков, и наших воззрений, и наших действий».
Наблюдается кризис института семьи и семейного воспитания, нивелируется понятие «любовь», «верность», заменяется понятием «сексуальность», вместо любви взаимопользование. Понимание свободы как возможности беспрестанно развлекаться и наслаждаться. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного характера.
Как результат, гражданская идентичность и патриотизм в понимании современных молодых людей - это только внешняя составляющая, не имеющая ни корня, ни глубины. К чему это приводит? На сознательном уровне молодежь впитывает западную систему ценностей, массовую культуру с ее поверхностностью, ориентацией на потребление и гедонизм. А на бессознательном - происходит протест против того, что их глубинная родовая память опознает как недолжное, чужеродное, и происходит столкновение, «сшибка», внутренний конфликт, который выражается в невротической симптоматике, в невротическом поведении. Отсюда рост и обострение страхов, неврозов, повышение тревожности, агрессивности, психических заболеваний и суицидов в молодежной среде. Эти мысли подтверждают и результаты последнего исследования психологического состояния студенчества.
Сегодня у 40% студентов социально-психологическая адаптивность является недостаточной. Эти студенты имеют те или иные невротические качества, такие как:
- высокий уровень тревожности;
- инфантилизм, эмоциональная неустойчивость,
- страхи, высокий уровень раздражительности.
Среди них есть студенты с депрессивными состояниями, студенты «группы риска». Сравнивая с результатами прошлых лет, можно говорить, что невротизация и психологическая неустойчивость молодых людей возрастает с каждым годом, возрастает трансформация самосознания молодежи в их отношении с миром, что, безусловно, сказывается и на гражданском самосознании.
Что же касается субъективной значимости и доступности различных общечеловеческих ценностей у студентов, то можно сказать, что наиболее привлекательными для опрошенных студентов являются такие ценности как счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и здоровье (физическое и психическое здоровье). И хотя, расхождения между значимостью и доступностью различных ценностей у студентов не достигают критического порога, однако наблюдаются тенденции переживания внутреннего конфликта, т.е. ощущения заблокированности, нереализованности, относительно ценностей «счастливая семейная жизнь», «материально-обеспеченная жизнь», и тенденции переживания внутреннего вакуума, т.е. пресыщения, обесценивания некоторых сфер жизни.
В частности, в 2017 году были озвучены результаты исследования ценностных ориентаций российского студенчества ««Портрет российского студенчества: по результатам социологического опроса». Выборка была осуществлена в 109 российских вузах.
В ходе соцопроса у молодых людей часто всплывала фраза "я хочу самореализоваться». Вроде бы здорово: человек смотрит в будущее. Но студенты вкладывают в это слово другой смысл: я хочу путешествовать, я хочу красиво выглядеть, быть интересным человеком, иметь друзей, а государство должно сделать так, чтобы у меня все это было. Студенты хотят красиво жить в сильной и богатой стране, но напрочь не видят, что у каждой медали есть оборотная сторона. То есть, рассуждая здраво, не хотят ничего предпринимать... Идеалы красивой и богатой жизни без проблем.
Выявлена пролонгированная стадия так называемой агрессивной инфантильности среди молодежи под лозунгом «Нам все должны». В молодежной среде не привито желание скромно и добросовестно работать и жить на благо своей семьи и Отечества. Думается, что в проявлении агрессивной инфантильности - наш явный перекос в воспитании и обучении «лидеров, талантливых, креативных» на фоне общей тенденции к индивидуализации процесса образования. Он и способствует проявлению высокого показателя иждевенческих настроений среди молодежи.
Вот так характеризует эти показатели представитель НИУ ВШЭ - главного реформатора системы образования России, В. Касамара, заведующая лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ: «Выросло поколение вполне рыночное. У них ценности рыночные. Вот такие они хорошие потребители!»
Однако, у нас, педагогов, эти показатели, в отличии от представителей ВШЭ, радости не вызывают.
Гиперопека привела к инфантильности детей. Более того, в целом жизнерадостные студенты имеют большое количество страхов и тревоги о завтрашнем дне. 66 процентов юношей и девушек боятся угрозы мировой войны, 69 процентов - обеспокоены неопределенностью будущего нашей страны, а 55 процентов тревожатся из-за угрозы разрушения современной цивилизации.
Как показывают наши глубинные экспертные опросы, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Лишь 1/3 из числа всех опрошенных студентов смогли достаточно четко идентифицировать себя в системе координат современного идеологического и идейно-политического спектра.
Анализируя вышеизложенные данные, можно утверждать, что после вступления на путь рыночного и демократического развития Россия, как и большинство стран мира, попала в сферу распространения глобальной массовой культуры с ее поверхностностью, ориентацией на потребление и гедонизм. Влияние ценностей этой культуры сегодня на российское молодое поколение настолько велико, что она отодвигает в сторону традиционные авторитеты - семью, церковь, мораль, равно как спектр нормативных ограничений, связанных с ними, выставляя на передний план ценности потребления и удовольствия.
Возвращаясь к вопросу о гражданской идентичности молодежи России, следует обратить внимание на перечисленные основные детерминанты, обуславливающие изменения в мировоззрении и миропонимании подрастающего поколения. Принимать конкретные меры по оздоровлению ситуации в сфере воспитания детей и молодежи, в сфере образовательной и семейной политики государства.
Во-первых, если говорить в целом о формировании гражданской идентичности для молодого поколения, то одной из главных задач, мне представляется - это воссоздание единого образовательного и воспитательного пространства. Пространства, основой которого является наше отечественное педагогическое наследие, фундаментальность образования, воспитание в национально-культурных традициях российского народа, системность и целенаправленность воздействия. Стратегом политики образования в стране должно выступать министерство образования, как это и было всегда. Методическое сопровождение отдать не НКО и непрофильным вузам, а профессионалам - педагогическим вузам страны.
Во-вторых, значимым является государственная поддержка и укрепление традиционной семьи.
В-третьих, об учителе. Сегодня престиж профессии учителя остаётся недостаточно высоким. Министр О.Ю. Васильева сказала, что одной из основных своих задач считает укрепление престижа профессии педагога и повышение качества педагогического образования. «Моя важнейшая забота - педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач.»
Государству удалось в течение нескольких лет изменить отношение к статусу и карьере военных, аналогичные программы необходимо предпринять в сфере педагогической карьеры. В частности, одно из важнейших условий высокого педагогического профессионализма- создание реальных стимулов и возможностей для самообразования, личного и профессионального развития и самосовершенствования. Ведь роль воспитателя и педагога, его активность и ответственность за последствия тех воздействий, с которыми он обращается к своим воспитанникам - одна из отличительных особенностей отечественной системы образования.
Смею надеяться, что обозначенные в данном исследовании причины деформации гражданской идентичности российской молодежи и меры по их преодолению будут интересны педагогическому сообществу в деле восстановления позиции по воспитанию гражданственности подрастающего поколения. Ведь национальная идентичность и традиция составляют тот исторический капитал, который гарантирует устойчивость России в современном мире.
Наталья Юрьевна Склярова, Московский педагогический государственный университет, к.п.н., советник при ректорате
2. Ответ на 1., Lucia:
1. Re: Основные детерминанты деформации гражданской идентичности российской молодежи