Как расчеловечить с помощью кино на примере одного кинофестиваля

0
384
Время на чтение 5 минут
Общество в целом подвергается влиянию кино и изменяется вследствие этого влияния. В России, например, еще в 1916 г. министр внутренних дел А. Н. Хвостов выступал в поддержку государственной монополии на кинематограф, считая, что кино должно быть средством воспитания населения. И в советское время кино стало таким средством воспитания и идеологического влияния на общество.

Сегодня каждый из нас отмечает, что кинематограф как одно из средств массовой информации влияет на «политическую и социальную жизнь - как во благо, так и во зло».

То, что кино является средством воспитания и влияния на зрителей, налагает на создателей кинофильмов определенную ответственность, в том числе и нравственную, «поскольку они могут направлять род человеческий на добрый или дурной путь, знакомя его с информацией и оказывая на него воздействие» (Декрет о средствах массовой коммуникации). Многие современные деятели киноискусства, к сожалению, не задумываются или неправильно понимают эту ответственность, создавая кинопроизведения, порождающие нравственные проблемы. 

 Во многих современных фильмах отрицается существование или неизменность нравственных норм. Иногда идеей всего фильма может быть оправдание безнравственного поступка героя.

Есть фильмы, в которых утверждается, что зло всегда торжествует над добром, или что наш мир лежит во зле. Они не предлагают никакого идеала и не дают никакой надежды.

Показ насилия в кино давно уже стал средством привлечения и развлечения зрителей. Режиссеры стараются делать сцены насилия реалистичными и шокирующими. В боевиках «положительные» герои безжалостно убивают противников, не нисходя до сомнений о справедливости своих действий. Насилие в кино, показываемое для развлечения зрителя, является, по моему убеждению, грехом, побуждая зрителя относиться к насилию легкомысленно и даже совершать акты насилия. Подобного содержания фильмы обманывают зрителя, выдавая преступление (убийство, насилие физического и сексуального характера) за добродетель. 

Хочется обратить внимание на еще одну важную проблему современного кино: пренебрежительного отношения к институту семьи. В фильмах предстают неприглядные образы мужа/жены, близких родственников. При этом нас исподволь стараются убедить в том, что сегодня семья другая, она не обладает теми качествами, которые присутствовали в ней раньше. Это уже не родовая общность людей, в которой царит дух любви, взаимопомощи и взаимопонимания. А наличие в фильмах сцен фривольного поведения мужа и жены, легкомысленного отношения к браку и воспитанию детей должно приучать нас к тому, что семья не является священной ценностью людей.

Еще одна проблема - это культура бесстыдства, насаждаемая показом сексуальных сцен и обнаженного тела. Эта культура, на словах «раскрепощая» современного человека, пытается уничтожить в нем стыдливость, охраняющую его внутренний мир и тайну его любви, отказывающуюся показывать то, что должно быть сокрыто от посторонних глаз.  

Замечаю, что в современных фильмах присутствует отрицание существования или неизменность нравственных норм. Иными словами, кинематограф может нести как добро, так и зло.

Способствует ли современная киноиндустрия воспитанию молодых россиян? Из детства помню, что центральным образом советского кино был образ честного активного гражданина, патриота, добросовестного работника, порядочного семьянина, т.е духовно-нравственной личности. И к этому идеалу  стремились мы - советские школьники.

Каков же образ современного киногероя? Согласно некоторым источникам, современные подростки видят в качестве героя «подростка из новостроек, который сражается с государством». Действительно, современный киногерой - отнюдь не законопослушный честный гражданин, это бунтарь, а порой даже преступник.

По результатам опроса, проводимого в общеобразовательных школах, получены следующие данные: подростки предпочитают смотреть комедии (71%), боевики (60%), триллеры, ужасы (53%). Увлеченность фильмами жанра «хоррор», «триллер», «боевик» не может не повлиять на формирование в этом возрасте эмоционально-волевой сферы подростка. Замечено, что более чем у трети учеников после просмотра некоторых фильмов возникает желание шокировать окружающих, а у каждого 10-го - желание нанести вред кому-то или чему-то. Мне этот факт в какой-то степени служит объяснением возникающей необузданной жестокости в детской и молодежной среде.

Однако, вернусь к деятелям кино. Какова их позиция, есть ли чувство ответственности за выращенные плоды своего труда на ниве киноискусства?

Мне довелось познакомиться с целым рядом существующих проектов кино для детей. Это международный детский фестиваль кинопритч «Мы сами снимаем кино» (А.Костюченко, Е.Бреднева), народный проект «Киноуроки в школах России» (авторы В.Меркулов, Е.Дубровская), «Детский КиноМай» (Л.П.Евтушенкова)...Все эти проекты способствуют созданию и продвижению в молодежной среде фильмов, в которых заложены наши отечественные историко-культурные традиции, наша любовь к Родине, к семье, уважение к старшим, стремление к справедливости, милосердие.

Но есть и другие фестивали, другие проекты. Например, Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «В кругу семьи», который проходил с 8 по 14 июля во второй раз в городе Ярославле и Ярославской области.

 Подбор фильмов для просмотра в кругу семьи меня огорчил своим подбором сюжетов. Предлагаю и вам составить свое мнение. Вот примеры некоторых из фильмов, предлагаемых организаторами для просмотра детям и их родителям.

Кино помимо всего обладает эффектом, который в психологии известен как «психическая индукция». Этот термин заимствован из физики. Психическое индуцирование- способность людей копировать или лучше сказать, заражаться, индуцироваться поведенческими реакциями другого человека. (Большой медицинский словарь).

Какие же образы скопировали дети, молодежь, семьи, просмотрев эти фильмы? Какими идеями заразились, что приняли для себя невольно, неосознанно? Изнасилованные девушки, девушки на содержании, родители после развода, страшные матери, биологические матери, а в довершении, потусторонние миры.

Не сомневаюсь, что устроители фестиваля преследовали благие цели. А получилось, видимо, как всегда.

Надо всегда помнить, что кинематограф обладает огромным потенциалом влияния на умы и сердца людей, особенно, детей и молодежи в силу возрастных особенностей развития. Кино и телевидение выполняют функции и более сложного воздействия на зрителя, они диктуют ему образ жизни, образ чувств, модели психологических и социальных моделей, систему мировоззрения.  На важную черту кинематографа указывает режиссер Д. Джармуш: «что бы ты ни делал в кино, ты всегда выбираешь, что показывать, и в этом смысле все равно манипулируешь зрительным восприятием реальности, как бы диктуя ему, что реально, а что - нет». Когда дети смотрят фильмы, то им хочется подражать тем героям, которые у них вызывают симпатию. Поэтому, каждый фильм, который мы предлагаем к просмотру в детской и молодежной среде, по моему твердому убеждению, должен находиться на высоком морально-нравственном уровне. Важность кино, как инструмента воспитания традиционной системы ценностей у современной молодежи, неоспорима.

Н.Ю.Склярова, кандидат педагогических наук, советник ректора МПГУ

Иван-Чай
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Юрьевна Склярова
Без заблуждений: о ситуации с ФГОСами
Стать опорой министру О.Ю.Васильевой в борьбе - дело чести педагогического сообщества
26.04.2018
О некоторых последствиях проекта «5-100»
Ассоциация «Глобальные университеты» и российские вузы
29.10.2017
Все статьи Наталья Юрьевна Склярова
Последние комментарии
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Тимофеев Александр
21.12.2024 19:30