Нравственность в личной жизни человека и человеческом сообществе является фундаментальным фактором. Это признается всеми формациями человечества. Однако, понимание места нравственности в определении пути развития общества неодинаково. Оно зависит от господствующего в данном периоде времени мировоззрения.
Материальный взгляд на мир отдает место нравственности только лишь в стимулировании процесса построения светлого вещественного будущего. Здесь нравственность ставится в один ряд с развитием научно-технического потенциала, совершенствованием систем управления обществом, экономикой и финансами. Такой взгляд на место нравственности в обществе утопичен и неэффективен.
Иное понимание места нравственности в религиозном мировоззрении. Оно основывается на более точном и верном источнике - Божественном Откровении. Поэтому сколько бы не силился воинствующий человеческий разум в попытках реализовать альтернативную модель ценностных взаимосвязей, он будет терпеть неудачу.
Немаловажно иметь правильное понятие о нравственности.
В материалистическом понимании нравственность это набор нравов (интересов) человека и их нужно учитывать и удовлетворять для спокойствия в обществе и ощущения комфортности. Реализацию этого мышления мы сейчас наблюдаем в рамках процессов глобализации. В его основе поверхностным взглядом наблюдается свобода, а при более пристальном рассмотрении - вседозволенность - один из столпов либерализма.
В православном религиозном понимании нравственность - это совокупность правил, определяющих поведение человека. Причем эти правила не плод философских изысканий умов человеческих. Они написаны на скрижалях сердца человеческого Самим Творцом. Эти правила являются Конституцией мироздания. Следование им влечет гармонию с Творцом и мирозданием. Их нарушение обращается против человечества шаткостью моделей мироустройства, враждой между сообществами людей вплоть до кровопролития, мятежностью мира и враждой Божиего творения против человека.
Таким образом, говоря о роли нравственности мы должны говорить о месте Божественного Откровения в жизни человека и общества. Современная Россия, как и большинство некогда православных стран и народов, по отношению к Богу и Его Откровению находится в удручающем состоянии. Россия наших дней стесняется Христа ради преуспеяния в мире, в котором только плотские страсти, зрелища и культ потребления. Большое количество крещеных русских людей является фактором, не располагающим Бога по отношению к нашей матушке - Руси, а, наоборот, еще более отвращающим по сравнению с народами, не исповедающими нашего Господа.
Причина - в превращении подлинного воцерковленного Православия в некое светское мировоззрение, некую современную идеологию. Я уже слышал от чиновников из высших эшелонов власти понятие светское православие. При внимательном изучении этого феномена становится очевидным, что эта идеология враждебна по отношению ко Христу и Его Церкви, а ее носители не рабы Божии, готовые всегда творить Его Волю, а, осознано или нет, слуги диавола.
От этого мерзкого падшего духа и вся их оффшорная нравственность. Светское православие это извращенная эссенция истинного Православия. Оно наряду со сродными себе католичеством, протестантизмом и прочими ересями, есть тот самый апокалиптический песок (который некогда был Камнем), на который оказалось удобно выйти из моря людских страстей и пороков семиглавому змею с десятью рогами.
Светское православие предполагает соблюдение внешних форм, обрядов и разнообразных особенностей в культуре и быту, привнесенные на протяжении тысячелетия в жизнь России. В рамках этой религиозно-идеологической диверсии (иначе и не скажешь) против Святой Руси предполагается говорить не о Пасхе Христовой, не о Рождестве Христовом и т.д., а о Пасхе, Рождестве... Церкви в этом рукотворном культе отводится только роль органов социального умиротворения и, по возможности, сотрудничество с собесом.
Сакральная ценность Церкви Христовой обществом напрочь отвергается. Эта ценность в Таинстве Евхаристии и особом понимании смысла жизни нынешней и будущей. Светское православие отводит вере значение святого угла с занавеской: когда трудно мне, тогда открою угол, обращусь к Богу и Он обязан мне помочь. Затем занавес закрывается и творю все, что я хочу. А особая нравственность, которую проповедует Церковь, это все батюшки придумали. Ничто не должно препятствовать комфортности жизни, это аксиома последователей светского православия.
Жертвенность только от избытка. Позиция Церкви по тем или иным вопросам для них это не Божественный Глас, а жуткое мракобесие и вопли назойливых консерваторов в рясах.
А к чему призывает Церковь Христова? «Не любите мира ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2, 15-17).
Исполняющий волю Божию пребывает вовек. Вот закон человеческого счастья и благополучия общества. Нравственность, проистекающая из Чрева Самого Бога, животворит и удовлетворяет все потребности. Эта нравственность заключается в таком коротком принципе: Мне нравится то, что нравится Богу. Остальное противно мне.
Но как же далеки сердца современных людей и их нравы от Божественной нравственности! А отсюда и все беды и нестроения в обществе. Своекорыстие современного человечества прикрывается личиной светского этикета. Жертвенность евангельская, когда человек готов всего себя без остатка отдать ближнему, совершенно стала не присуща современным человеческим сообществам.
Нужно отметить диавольскую гениальность создателей и реализаторов идеологии светского православия. В эту идеологему вписывается человек со всеми его страстями и похотями при кажущейся близости к Богу. В случаях, когда чиновники разного уровня услышат позицию Церкви, которая не укладывается в их собственное понимание, или в общепринятую обществом схему мышления, приходится с болью слышать такие слова: я тоже верующий и православный, все то, что Вы говорите, это Ваше внутреннее дело, а мы живем в государстве многоконфессиональном и многонациональном и обязаны подчиняться гражданскому законодательству. Красиво сказано, но не по внушению Святого Духа. Сами того не понимая, этими словами христиане-чиновники еще дальше отлучают себя от Христа и Его Церкви.
А ведь на самом деле современное российское законодательство уже более 10 лет содержит ряд неприемлемых для части православных верующих положений, вытеснивших многих из них за грань социальной и общественной жизни. Эта тенденция носит прогрессирующий характер.
Все те христиане, кто во всей полноте стремится исполнить волю Божию должны понимать, что переустроить мир на Божественный лад мы не в силах. О непреодолимом порабощении мира злом свидетельствует нам Священное Писание. Лишь Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа искоренит в человечестве зло и установит жизнь по Божественным установлениям. Но мы можем и должны свидетельствовать миру о его несовершенствах и прилагать имеющиеся возможности для сожительства членов Христовой Церкви с языческим миром. Ведь по-евангельски праведно живущие православные христиане - залог благополучия мира и продолжения его существования. Ради продления лет жизни человечества, мира и нашего Отечества мы пытаемся донести до всех ветвей власти, что они, принимая те или иные решения, должны учитывать два важных момента:
- смысл жизни православных граждан не в земных ценностях, а в вечных;
- Священное Писание как свод законов жизни стоит несоизмеримо выше для православных, чем светская Конституция, кодексы и федеральные законы.
Если государство и дальше будет игнорировать эти моменты, то конфликтность религиозных убеждений православных и требований гражданского законодательства войдет в стадию неприкрытых гонений.
Сейчас уже имеется много фактов нарушений прав верующих, связанных с неприятием различных новшеств в законодательстве. Пока они выглядят со стороны как недоразумения. Но и они прокатываются катком по жизни конкретных людей. Эти православные граждане хотят жить, учиться, работать, пользоваться своими конституционными правами, работать на благо своего Отечества, воспитать своих детей в православно-патриотическом духе для блага Родины. Они переживают за неудачи своего народа и радуются успехам России. Но некоторые требования законодательства ставят перед ними тяжелейший выбор: или быть полноправным гражданином, или остаться верным Богу и Его Слову, но частично или полностью потерять возможность реализовывать свои права в обществе.
Многие тысячи православных верующих не приемлют для себя СНИЛС и ИНН. Не могут их принять и ими пользоваться. Также эта часть верующих считает для себя недопустимым подписывать согласие на обработку персональных данных, что лишает их практически всех прав. Ведь на практике согласие на обработку персональных данных сейчас берут буквально на каждом шагу. Не приемлемым для себя считают они и использование банковских карт.
По всем этим вопросам высказывался Архиерейский Собор 2013 года и подтвердил актуальность высказанной на нем Позиции Архиерейский Собор 2017 года. Эти неприемлемости признаны Церковью как религиозно мотивированные. Казалось бы, реакция государства предсказуема. И действительно. Обещали учесть позицию православных верующих. Но прошедшие почти 5 лет показали, что власть в России и не думала прислушиваться к Церкви. Как только протесты верующих нарастают, государственная власть делает некоторую уступку верующим. Доверчивость православных заставляет их поверить в благонамеренность чиновников в высших эшелонах власти. Но в определенный момент, когда никто не ожидает, они делают семимильные шаги в области внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь. Совершенствуя жизнь либеральной части общества, власть отбрасывает православных как изгоев общества в каменный век.
Особо хочу отметить ту часть православных верующих, которые из-за кощунственных виньеток и незаполненной графы «личный код» в паспортах, считают невозможным для себя их принять. Уже сейчас жизнь в своем Отечестве для них невыносима. Неужели государству так трудно пойти на уступку верующим, изменить графику и убрать ненужную графу? На денежных купюрах чиновники меняют все, что желают, регулярно. А в паспорте не хотят по диавольскому упрямству. Видимо они рассуждают так: это же не для либералов или членов ЛГБТ-сообществ, а для православных мракобесов. Обойдутся, пусть вымирают. По крайней мере, так это выглядит со стороны рядовых православных граждан.
Общество должно знать, что многие православные христиане России не будут исполнять требования гражданского законодательства, вступающие в противоречия со Священным Писанием и их религиозными убеждениями, даже перед лицом смерти. Настойчивость государства по этим вопросам приведет только лишь к совершенной потере Божиего благословения над Россией и такому кровопролитию во всем мире, которого еще не было от сотворения мира.
В заключение резюмирую. Переустройство мира и, в частности, нашего Отечества на принципах Божественной нравственности крайне желательно сердцу, любящему Бога, но утопично. Обществу для своего же собственного благополучия нужно лишь соблюдать свободу исповедания православной веры и законодательно защитить право гражданина жить в соответствии со своими религиозными убеждениями. Казалось бы, Конституция России гарантирует такое право своим гражданам. Но судебная практика и мое взаимное общение с федеральными судьями вскрыло одну важную проблему. При отстаивании верующими в судах своих нарушенных прав из-за отказа исполнить что-либо из гражданского законодательства по религиозным убеждениям, судьи обязаны руководствоваться не Конституцией, а Федеральными законами, ссылаясь на прерогативу Конституционного суда, принимать решения о нарушении конституционных прав. Обращаться в Конституционный суд простым гражданам очень неудобно и, скорее всего, бесперспективно.
Крайне необходимо для защиты от дискриминации верующих людей, чтобы в соответствующие Федеральные законы были внесены поправки. В соответствии с этими поправками высказываемая религиозной организацией, зарегистрированной Министерством юстиции, позиция как соответствующая религиозным убеждениям должна стать основанием для принятия решения судами в пользу верующих граждан для обеспечения конституционного права жить и действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.
Протоиерей Леонид Власов, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы города Сочи
5. Re: Божественная нравственность - залог существования человечества
4. Re: Божественная нравственность - залог существования человечества
3. Re: Божественная нравственность - залог существования человечества
2. Re: Божественная нравственность - залог существования человечества
1. Re: Божественная нравственность - залог существования человечества