- Николай Владимирович, естественно, первый вопрос о названии галереи, почему вы связали его с грозным царем? По мнению еще многих, личностью крайне противоречивой, если не сказать деспотической...
- ХVI век - это время сотворения России. И заметьте, хула на русского царя исходит с Запада как раз со средних веков, стоило там только почуять русскую силу. И бесполезно доказывать, что Иван Грозный (позволю называть его так, ибо и сам царь называл себя Иваном, а не Иоанном) за 50 лет царствования «загубил» людей в 10 раз меньше, чем Екатерина Медичи за одну Варфоломеевскую ночь, что царь молился за спасение душ даже отъявленных грешников занося их в свой синодик, в то время как в цивилизованной Европе на казни уголовников продавали билеты словно в театр, а копия декларации Прав Человека и гражданина (также как и Французской Конституции) переплетена в человеческую кожу... Нет, все равно мы для Запада варвары, а Запад - светоч демократии и гуманизма!
Сакральность и величие Ивана IV Васильевича проявилось в трех ипостасях. Помазанник Божий. Собиратель земель. Великий молитвенник. Вот и ответ: почему Грозного на Западе ненавидят. Ненавидят за создание российского государства, за укрепление православной веры, за то, что не поддался уговорам папских легатов занести в страну католичество. И сегодняшняя логика оппонентов проста: если удастся очернить царя Ивана IV, то в глазах молодежи потеряет всякую ценность и время его правления. А ведь время Ивана IV стало эпохой выхода России на международную арену и формирования имперской идеологии, при нем началось невиданное доселе продвижение страны на восток и запад. Это именно при последнем Рюриковиче, Иване Грозном, Московия стала называться Россией - мощной державой, не считаться с которой Европа при всем желании уже не могла. Царь Иван, полвека занимавший трон, стал символом эпохи.И теперь эту эпоху пытаются у нас отнять...
- Но православная вера на Руси уже твердо стояла и при прежних Рюриковичах, что нового привнес Грозный?
- Опыт правления Ивана Грозного есть ключ к пониманию русской государственной идеи. Его правление ознаменовалось становлением Православного Царства, основой которого стали духовность и государственность. На этой основе Грозный создал мировую державу, аналогов которой не было и нет в мировой истории.
Однако Иван Грозный был не только правителем с мировой известностью, при котором Русь стала одним из главных фигурантов мирового исторического действия, но и ... замечательным мыслителем-богословом. Об этой стороне личности «Грозного Царя» известно до обидного мало, хотя он, без сомнения, входил в число самых выдающихся православных «любомудров» - и не только XVI века. Это - удивительный феномен: ни до, ни после Ивана Грозного никто из правителей не достигал подобных высот философского знания.
По мысли Ивана Васильевича, основой русской жизни, ее стержнем является соборная ответственность перед Богом, а не ответственность друг перед другом, порождающая требование прав и забвение обязанностей. «Перед Богом, - говорил Царь, - у человека нет прав, есть лишь обязанности, общие всем, и это объединяет народ в единую Соборную личность». Неизвестно, каким путем Иван IV обрел это самосознание, но в том, что оно характеризовало его духовный облик весь период правления, не приходится сомневаться.
- Но как же быть с кровожадностью Грозного царя? С умученными митрополитом Филиппом, игуменом Корнилием... Забыть? Простить?
- Сначала о пресловутой «кровожадности» Ивана Грозного. Судите сами. До наших дней дошли поименные списки всех поминаемых царем. Полный синодик Ивана Грозного 1583 года содержит 3470 имен. В нем вы прочтете имена почивших и, очевидно, близких Царю детей, монахов, священников, князей, крестьян. Среди них, скорее всего, есть имена казненных, включая уголовных преступников, но сколько их в этом списке - никто не определит точно. Утверждая смертный приговор суда в отношении осужденного изменника, Грозный Царь милостиво заботился о его будущем - спасении души. В этом синодике нет упоминания о митрополите Филиппе и игумене Корнилии как о казненных, и к этому факту мы еще вернемся.
Посмотрим на дело о «Новгородском погроме». Известно, что богобоязненный Иван Васильевич пожертвовал 1100 руб. Соловецкому монастырю на поминовение «753 душ новгородцев». Вспомним, что стрельцы тогда получали жалованье 1-2 руб. в год, и станет понятна щедрость царя. А если мы вспомним, что тогда в Новгороде свирепствовали повальные болезни, то и увидим причину поминовения 753 душ новгородцев.
А что мы видим из заморских источников? Число утопленных в Волхове новгородцев посланник английской королевы Д. Горсей определил в 700 тыс. человек (!). В то время как там не жило и 70 тысяч... Достоверные свидетельствао числе казней новгородских еретиков говорят о 120 казненных по суду человек.
Миф о Грозном-«отцеубийстве» сейчас уже развенчан и вердикт окончательный: к смерти сына Иван Грозный никакого отношения не имеет, сын Иван был отравлен врагами отца. Однако, кто первым распространил эту клевету? Ба, знакомые всё лица: папский легат Антонио Поссевино, не сумевший склонить Ивана Грозного к унии с католиками, английский торговец Джером Горсей, католический хронист и секретарь польских королей Р. Герберштейн. Не странно ли: ни один из обвинителей очевидцем описываемой истории не был, не имел на руках ни единого достоверного документа или факта, однако слаженным хором они на весь мир раструбили: Грозный - деспот, не только мучитель своей страны, он - убийца собственного сына! А не в том ли дело, что не одолев крепнущую Россию в открытом столкновении, заклятые враги решили нанести русскому государю более коварный и жестокий удар, навеки пригвоздив его к позорному столбу истории?Личная драма Ивана Грозного - смерть сына - немедленно и кощунственно была ими использована для очернения неугодного царя.
В вину Ивану Грозному ставят также убийство святителя Филиппа. На самом деле святитель Филипп погиб от рук заговорщиков в сущем сане 23 декабря 1569 г., а Малюта Скуратов, спешно посланный Иваном Грозным для его спасения, застал митрополита Филиппа уже бездыханным в Тверском Отроче монастыре...
«Святому Царю Иоанну не нужно оправдываться, - проповедовал светильник Церкви Николай Гурьянов. - Совесть его перед Богом и Церковью чиста: он хранил Господом врученное Царство и Церковь от врагов и ереси жидовствующих». Пора прислушаться к словам великого старца...
- Какие деяния Ивана Грозного Вам кажутся наиболее важными для страны?
- Многого не охватишь в беседе, поэтому отвечу кратко:
- подготовлена основа для введения патриаршества на Руси (первый Патриарх Московский и всея Руси Иов возведен на святительский престол при сыне Ивана Грозного - Царе Федоре Ивановиче);
- возведено свыше 40 каменных церквей, деревянным церквам счета нет - тысячи; основано свыше 60 монастырей;
- при непрерывных войнах население выросло с 2,5 до 4,5 млн. человек в Европейской России, а всего до 12 млн. человек;
- впервые в русской истории создана система Земских Соборов для решения государственных вопросов;
- прошел Стоглавый Собор, не утративший своего значения до настоящего времени;
- проведена административно-судебная реформа;
- основано книгопечатание, первая печатная книга «Апостол» издана в Москве;
- создана первая в России музыкальная школа - консерватория в Александровой Слободе;
- создан Лицевой Свод - государственная летопись;
- построено 155 крепостей и 300 новых городов;
- основана государственная почта, создано 300 почтовых станций - ямов.
Введены:
- суд присяжных, по Судебнику Ивана Грозного в городах и волостях запрещалось судить без народных представителей («на суде быть дворскому и старосте и лутчим людям»).
- бесплатное начальное образование (церковные школы);
- местное выборное самоуправление вместо воевод;
- регулярная армия и первая в мире военная форма - у стрельцов (к концу правления Ивана Грозного Россия могла выставить 500-тысячную армию).
А также создан первый военный флот - Каперская флотилия и монашеский орден воинов опричников. Рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов); Иван Грозный запретил отдавать деньги в долг под проценты, что закреплено в форме канонической нормы права: деньги давати без росту и хлеб без насыпи (глава 72-я Стоглава).
Иван Васильевич продолжил дело своего отца и деда по собиранию земель. При нем вдвое увеличилась территория России, присоединены Царства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Ногайское, часть Северного Кавказа. Вся Европа стала меньше одной России. Труды Иоанна Васильевича завершили сложение России - сложение столь прочное, что и восемь лет злополучной Смуты (1605-1613), новые боярские измены, походы самозванцев, католическая интервенция и церковный раскол не смогли разрушить его.
- В Вашей галерее «Мир иконы» представлены работы современных иконописцев самых разных школ, потрясающи иконы в окладах золотного шитья, иконы выполненные на эмали... А есть ли вещи, связанные с самим Грозным?
- Нелишне напомнить, что традиции современной иконописи восходят ко временам Ивана Грозного. Именно он устранил хаос, утвердив через Стоглавый Собор каноны написания икон.И не случайно галерею украшают двухметровая скульптура и бюст Ивана Грозного (скульптор Игорь Кондратович), выполненные в мастерских нашей компании «Бронзовое чудо». Огромное живописное полотно «Иван Грозный» было написано для галереи художником Игорем Токаревым.
Специально для галереи написана двухметровая икона «Церковь воинствующая». Образ праведного царя, входящего в горний Иерусалим, и ныне магически воздействует на зрителей.
- Кроме икон в галерее выставлено много других изделий: скульптуры святых ирусских царей, предметы церковного искусства...
- Да, они сработаны руками талантливых мастеров нашей компании «Бронзовое чудо» и служат той же цели: показать, что православная культура является тем фундаментом, которая дает народу духовный стержень и крепит тысячелетнюю историю государства. Для многих посещение галереи, а у нас, например, окормляются военнослужащие Президентского полка, стало не только увлекательной экскурсией в мир искусства, но и своеобразным окном в иной, духовный мир.
- Вопрос прагматический, но не рекламный: можно ли в галерее купить понравившуюся икону или вещь?
- Конечно. Задачу этой выставки я вижу не только в православном просвещении, но и в том, чтобы любой светский человек мог бы здесь купить икону или сделать заказ на роспись по своему желанию, приобрести образы (скульптуры) святых для дома, для подарка близким людям и друзьям. Господь вложил талант в руки наших мастеров! А они подкрепили его трудом, стараясь, чтобы каждая вещь получилась неповторимой, чтобы она несла свет людям. И мы будем рады, если эта красота украсит чей-то дом. Пусть и его жилье наполнится духовным светом...
- И в завершение беседы: Ваши пожелания читателям «Русской народной линии»?
- Боюсь показаться пафосным, но, тем не менее, наша жизнь - не сама по себе. Мы потому и живы, что впитали от прадедов духовную силу, чтобы в свою очередь передать ее потомкам. Будет силен дух - будет сильна и Матушка-Россия!
Духовность и Государственность, - вот слагаемые русской национальной идеи, утвержденные в царствование Ивана Грозного! И я хочу, чтобыныне с вашей помощью эта идея превратилась в национальную идеологию...
Адрес галереи «Мир иконы»: Москва, Павелецкая набережная, д.2. тел.8 (495) 259 5505
1. Re: Духовность и государственность - в этом смысл русской национальной идеи