115 лет назад, 23(10) января 1903 года, в Томске родился Виталий Андреевич Грачёв - создатель лучших в мире внедорожных автомобилей военного и гражданского назначения, основатель русской конструкторской школы в этой области, лауреат двух Сталинских премий.
В молодости он служил техником в авиационных частях, работал киномехаником, несколько лет проучился в знаменитом Томском технологическом институте, но был изгнан за непролетарское происхождение (отец его, выходец из крестьян, был мелким предпринимателем). Высшего образования так никогда и не получил.
В 1931 г. безработный Грачёв по мобилизации был направлен в технический отдел строящегося автозавода в Нижнем Новгороде. Там и началась его конструкторская деятельность. Вот перечень его этапных работ.
Трёхосный пикап ГАЗ-АААА - лучший по проходимости среди всех остальных автомобилей (в т. ч. зарубежных) на Каракумско-Памирском автопробеге в 1936 г., за рулём которого был сам конструктор.
1939 год: первый в мире полноприводный ГАЗ-61 с использованием серийных узлов и деталей от «эмки», который до сего дня остаётся непревзойдённым по проходимости легковым автомобилем. Он мог подниматься по твёрдому грунту под углом 41О, по песку - до 28О, спускаться под углом 40О, преодолевать препятствия высотой 39 см, ров - до 85 см, брод - до 80 см. А «на десерт» - подъём по лестнице волжского откоса (почти 300 ступенек). В войну эта машина использовалась даже в качестве артиллерийского тягача. На фронте на ней ездили маршалы Жуков, Конев и Рокоссовский.
1941 год: небольшой армейский автомобиль ГАЗ-64 с вырезами вместо дверей (в командирском и разведывательном вариантах), успешно игравший также и роль тягача 45-мм и 57-мм противотанковых пушек. На его базе - 2-местный бронеавтомобиль БА-64 с башенным пулемётом, предназначенный для разведки и поддержки пехоты и выпускавшийся все годы войны.
1943 год: 4-местный вездеход ГАЗ-67 универсального назначения - знаменитый «козлик», ни в чём не уступавший ленд-лизовскому «виллису». Из-за нехватки заводских мощностей, занятых производством БА-64 и лёгких танков, массовое изготовление ГАЗ-67 развернулось лишь в конце войны, продолжалось до 1958 года и составило почти 100 тыс. штук. Потом на его основе (уже другими конструкторами) был разработан «председательский» ГАЗ-69.
В 1944 г. Грачёва направили главным конструктором Днепропетровского автозавода, где под его руководством впервые в СССР был создан вездеход-амфибия БАВ-485 («Большой автомобиль водоплавающий»), не имевший равных в мире по проходимости. Он мог перевозить до 28 солдат с оружием или колёсную технику (пушки, автомобили) весом до 2,5 т, легко преодолевать речные преграды и высаживать морской десант с кораблей на берег. Серийное производство БАВ продолжалось до 1963 года.
С 1951 года и до конца жизни Виталий Андреевич работал на ЗИСе (ЗИЛе) - вначале заместителем главного конструктора, а с 1954 г. начальником Специального КБ по армейским автомобилям высокой проходимости. Здесь самой знаменитой его работой стал трёхосный грузовик-вездеход, «король бездорожья» ЗИЛ-157, по прозвищу «крокодил». За уникальную проходимость, неприхотливость, простоту и надёжность его любили и военные, и геологи, и лесозаготовители. Для этого автомобиля впервые в мире была применена централизованная подкачка колёс, а задние колёса выполнены односкатными. Не зря его серийное производство продолжалось 36 лет (1958 - 1994)! Профаны, привычно ругавшие всё отечественное, пренебрежительно говорили, что ЗИЛ-157 «списан» со «студебеккера», однако профессионалы хорошо знали, что эта машина на голову выше американской практически во всех отношениях.
Другие работы В.А.Грачёва менее известны, поскольку имели сугубо военное или специальное назначение. Таковы четырёхосный ЗИЛ-134, трёхосный бронетранспортёр БТР-152 (на базе ЗИС-151), четырёхосный ракетоносец ЗИЛ-135 с поворотными передними и задними колёсами, шнеко-роторный снегоболотоход ЗИЛ-29061, разработанный по заказу С.П.Королёва и предназначенный для поиска и спасения космонавтов в труднодоступных районах.
На очередной планерке Виталий Андреевич закрасил красным карандашом последнюю неделю декабря 1978 года и сказал: «Дальше будете работать без меня». Скончался он в своей квартире на ул. Автозаводской 24 декабря 1978 года. Урна с его прахом покоится на Донском кладбище Москвы.
ГАЗ-61
БА-64
ГАЗ-67
ЗИЛ-157
БАВ-485
ЗИЛ-135
1. Re: Русские гении