В чужой сорочке блох не ищи, - гласит русская пословица. Лет пятнадцать назад произошёл со мной один курьёз.
До работы я добирался на маршрутке, людей в очереди на неё собиралось много. Дабы сохранить нервы, приходилось ловить частника, благо цена за проезд неизменна, - 15 рублей. Сие было несложно, главное здесь - высмотреть среди проезжавших машин попутку, подойти первым к её дверям. Получался эдакий манёвр у меня недурно.
Однажды возвращаясь домой, стал свидетелем одной истории. Пассажир, собравшись выходить, протянул водителю две десятки. Тот сказал, что сдачи у него нет, при этом нагло ухмыльнулся. Физиономия его выражала высшую степень довольства. Клиент от такого опешил, сразу сник и ушёл расстроенным, ибо хамство застало его врасплох.
Прочие попутчики просто не обратили внимания на происходящее. Посочувствовал пострадавшему издалека, но крохобора этого запомнил, дабы впредь игнорировать его тачку.
Естественно, эта история получила продолжение.
Примерно через месяц, потеряв бдительность, я оказался клиентом того самого частника, который «глумился в Жигулях». Незаконченный гештальт, подумал я, обнаружив в кармане две бумажки по 10 рублей.По-видимому, ситуация повторяется, разруливать которую придётся уже мне. Выбор невелик: промолчать, либо отреагировать на хамское поведение. Не корысти ради действую, а токмо для справедливости, куда уж без неё, родимой, русскому то человеку.Негоже идти на конфликт из-за мелочи, но дать отпор зарвавшемуся субъекту за нанесение морального ущерба надобно. Здесь нужен удар, а потом катарсис.
В голове промелькнула фраза из фильма: «Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию». Посмеялся над сравнением, потом рассудил: не буду обращать внимания. На каждый чих не наздравствуешься.Или предвосхитить возможный инцидент, например, отдать деньги и небрежно бросить: «Сдачи не надо!» То бишь, уподобиться невеже, каковым считаю своего оппонента. Словами убедить взрослого человека вряд ли удастся. Очевидно, этот типичный сшибало только уверится в правильности поведения. Стоит ли вообще ввязываться? Двое попутчиков дремлют, видимо, дома не выспались. А третий, тот, кто крайний, боковой, ишь как увлечённо читает. Нашёл себе избу читальню.
Значит, пустить всё на самотёк? Ведь считаю себя православным христианином. Вот так и проходим мимо, равнодушием да трусостью попуская твориться злу в этом мире. Да ещё убеждаем себя, дескать, должно со смирением встречать разные искушения. Как там, в Нагорной проповеди: «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».(Мф. 5, 40). В данном же случае этот частный собственник не собирается выяснять отношения. Это у меня претензии к его моральному облику.
Мелькнула мысль просто помолиться, но непонятно куда делась. Вместо неё возникли варианты, как вернее пристыдить нашего извозчика. Добавить ещё пятёрку сверху, мол, на бедность? Грубовато, да и мелочи больше нет, не сотенную же ему давать. Напомнить вежливо о совести - рассмеётся в лицо. Для решения задачи требуется одновременно осадить, но не осудить.
Вот любопытно, как обозначить ту грань, где заканчивается смирение, и начинается попустительство? Сначала стоит разобраться, какое желание у меня преобладает, - причинить добро этому типу или сбить с него спесь. Это просто, надлежит проверить, насколько мирно я настроен. Надобно избавиться от раздражения, иначе получу вред от своих разрушительных эмоций. Предположим, сумею найти нужные слова с миром в душе, то, «приобрету брата своего».(Мф. 18, 15). Для этого желательно соответствующее духовное состояние, иначе бессмысленно начинать. Для начала попросить прощения, прости мол, друг, за личную неприязнь.
Ага, щас, может ещё пол в салоне помыть? Делать больше нечего, как исправлять чужие изъяны. За другого вписаться, ещё куда не шло. В сложившейся ситуации получается слишком мелочно, улыбка, видите ли, не понравилась. Может у него воспаление лицевого нерва, а я тут с мировой гармонией. Лучше отступиться от бедолаги и подумать о своём несовершенстве. Если он действительно хам, достаточно удержаться от осуждения. Святитель Игнатий Брянчанинов так пишет: «не покусись остановить его немощною рукою твоею». Вот я молодец! Уже готов признать себя слабым, лишь бы соскочить со скользкой темы.
Теперь понятен распорядок действий: Я стараюсь возвести себя в мирное устроение, расплачиваюсь с водителем, посылаю ему мысленно мир и любовь. Уж сколько имею, недостаток последних покроет денежный эквивалент. Главное - помолиться, непременно молча.Правильное решение нашёл, но неудовлетворённость остаётся. Вот кабы после моего взгляда, исполненного духовных переживаний, на лице водителя появились бы признаки смущения, тогда другое дело. Вот и разгадка. Мне важен результат - здесь и сейчас.
Несколько ошеломленный столь однозначным выводом, я некоторое время ехал без всяких мыслей. Потом вспомнил выражение из записей священника Александра Ельчанинова, что нет случайных встреч, каждый человек посылается нам Богом. Пора подытожить: конечно, пользу я получил, ибо, прежде чем «обратить грешника от ложного пути», сыскал в себе недостатки.
Показалась моя остановка, прошу остановиться и протягиваю плату за проезд своему приобретённому брату, тот оборачивается...
А это был не он!