Глава раскольнического "Киевского
Патриархата" Филарет Денисенко заявил 6 декабря о том, готов встречаться с
комиссией Московского Патриархата по преодолению украинского раскола, но не на
условиях присоединения к УПЦ МП, а на условиях объединения.
Если внимательно прочитать текст последнего заявления Филарета, то оно является
иллюстрацией к словам великого старца протоиерея Николая Гурьянова, который в
1992 году говорил, что Филарет в конце жизни покается, но вернуться в Церковь
ему не дадут. Последнее сообщение Филарета словно междустрочный сигнал об этом,
о том, что униатствующая группа во главе с Евстратием Зорей не дает ему
вернуться в Церковь, как утверждает известный православный журналист В.Анисмимов, шантажирует его. А это - причина
встречаться вопреки шантажу и дезинформациям униатствующих русофобов, но твердо
стоять на православных позициях о том, что "каноническая автокефалия УПЦ
МП", на которой из-за шантажа униатствующих русофобов пока настаивает
Филарет -это отступничество от Православия, это -уния.
Важно понимать, что сама идея "Киевского Патриархата", автокефалии УПЦ, в том числе "канонической", носит антиправославный, униатский характер. И создание Комиссии по переговорам с отделившимися от Церкви группами - прекрасный повод миссионерски свидетельствовать об этом тем заблудшим братьям, которые искренне хотят разобраться - в отделившихся сообществах есть разные люди. Тем более, согласно "Определению" Собора, к переговорам могут быть подключены консультанты. А это могут быть такие люди, как академик Петр Толочко, историк Александр Каревин. Я считал бы полезным и свое участие. Почему бы и нет? Скоро, кстати, выйдет и мой новая книга по этой проблематике : "Русская Православная Церковь как последняя крепость Исторической Руси".
Отдельного разговора требует рассмотрение истоков идеи отдельной от Москвы западнорусской или украинской церкви. Собственно, идея отдельной от Москвы Западно-Русской митрополии с целью постепенного ее подчинения Ватикану была впервые выдвинута в 15 веке отступником от Православия Московским митрополитом Исидором, изгнанным из России и возведенным в Ватикане в кардинальское достоинство.
В XVII веке в католических кругах разрабатывается новая идея, призванная не допустить консолидации русского народа и усиления влияния Русской Православной Церкви, что было бы гибельным для с трудом сколоченной Брестской унии и трещавшей по швам Речи Посполитой.
Сами униаты признают, что проект создания "Киевского Патриархата" был изобретен в Ватикане. Имеется в виду именно католический Патриархат восточного обряда (Рим создал свои униатские "патриархаты" в противовес Православным патриаршим кафедрам - Антиохийской и Иерусалимской и др.)- в 1996 г. на симпозиуме "400 лет Брестской унии. Критическая переоценка", состоявшемся в г. Нейменген, Голландия, доктор Фрэнсис Томпсон (Антверпенский университет, Бельгия) утверждал, что униатский митрополит В. Рутский направил в 1624 г. в Рим план создания униатского Киевского Патриархата. Согласно этому плану "после избрания Патриарха, он и его епископы - коллеги принесут присягу Святому Престолу, а верующие постепенно приспособятся к новому положению. Эту схему, которую с известной долей справедливости прозвали "благочестивым мошенничеством", Рутский направил в Рим в 1624 г.» (400 лет Брестской унии. критическая переоценка. М. Издание Библейско-Боголовского ин-та. 1998). Все это как нельзя более актуально - всем должно окончательно). стать ясно, откуда проекты "Украинской Поместной Церкви", "украинской автокефалии", "канонической", или "неканонической", "Киевского Патриархата" и т.д.
Уникальным документом, также подробно иллюстрирующим, кто стоит за проектом украинской автокефалии, является записка униатского митрополита Андрея Шептицкого, публикуемая ниже.
В 1912 году, в преддверие первой мировой войны, Шептицкий составил для Австрийского императора записку следующего содержания:
«Как только победоносная Австрийская Армия вступит на территорию Русской Украины, нам предстоит решить тройную задачу- военной, правовой и церковной организации края...для того, чтобы эти области возможно полнее отторгнуть от России...
Церковная организация:
Эта организация должна бы преследовать ту же цель: возможно полнее отделить украинскую церковь от русской.
Не касаясь вероучений... следовало бы издать ряд церковных постановлений ( например, украинская церковь изъемлется из ведения петербургского синода, запрещается молиться за царя, предписывается молиться за его Величество (австрийского императора. К. Ф.), соответственные (великорусско-московские) святые вычеркиваются из календаря...
Все эти декреты могли бы от имени «митрополита Галицкого и всей Украйны» постановить все то, что было бы соответственным и согласным с основаниями восточной церкви, традициями митрополии и было бы одобрено военной администрацией.
Как митрополит, я мог бы это сделать, так как, согласно постановлениям восточного церковного права и традициям моих предшественников, я имею право, одобренное Римом, осуществлять архипастырскую власть во всех этих областях...
Известную часть епископов, уроженцев Великороссии, а также тех, которые не подчинятся этим распоряжениям, можно будет устранить, заменив их другими, исповедующими украинские и австрийские убеждения.
Рим впоследствии согласился бы с этими постановлениями и назначениями. Одобрят их и восточные патриархи, оплаченные правительством...
Таким путем единство украинской церкви будет сохранено или создано, и отторжение ее от русской будет прочно и основательно установлено. Канонические основы для такого образа действий приемлемы с точки зрения католической, а с точки зрения восточноправославной - законны, логичны и не требуют объяснений (?! - К. Ф.).
Признание всего этого я мог бы провести в Риме, или, вернее, я
уже в значительной степени все подготовил...»
Что касается страхов перед присоединением к УПЦ МП, то православная сторона
предлагает православным малороссам (таково историческое имя украинцев,
означающее не маленькое, а центральное положение в русском мире), не просто
присоединение к УПЦ МП, а грандиозные просторы активнейшего миссионерского
действия на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви, когда
малороссы крестили Сибирь (св.Иоанн Максимович, Софроний Иркутский, Павел
Тобольский), стоили общерусское образование и просвещение (Киево-Могилянские
Отцы, св.Димитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский), фактически управляли всей
Русской Церковью (при Петре Первом было только 2 архиерея -великоросса во всей
РПЦ).
Следует отметить, что идеология национально-политического
единства Южной и Северной России была выработана в большей степени именно в
Киеве. Венцом ее стал знаменитый киевский "Синопсис", написанный
предположительно Киево-Печерским архимандритом Иннокентием Гизелем (во второй
половине XVII в.). Эта книга переиздавалась около 30 раз и стала первым учебным
пособием по русской истории. Согласно "Синопсису",
"русский", "российский", "славянороссийский"
народ - един. Он происходит от Иафетова сына Мосоха (имя последнего сохраняется
в имени Москвы), и он "племени его" весь целиком. Именно
"Синопсис" утверждает главенство суздальско-владимирских князей после
разорения Киева татарами.
По "Синопсису", Россия - едина. Ее начальный центр - царственный град
Киев, Москва - его законная и прямая наследница в значении общего
"православно-российского" государственного центра. Весь русский народ
един, и временное отделение его части от России в другие государства (Польшу и
Литву) "милостью Божией" завершается воссоединением в единое
"государство Российское" (И.И. Лаппо. Идея единства России в
Юго-Западной Руси. - Прага, 1929).
В результате воссоединения 1654 года уроженцы Киева и Львова, начиная с XVIII
века, сделались хозяевами положения на церковном, научном и литературном
поприще России.
Еще более красноречиво участие Северо- и особенно Юго-Западной Руси в создании
общерусского литературного, "книжного" языка. Смело можно сказать,
что участие это - преобладающее: грамматика, лексика, орфография и первые
церковно-славянские и русские словари созданы во Львове, Киеве и Вильне.
Какова же была языковая ситуация в середине ХVII в. в Юго-Западной Руси? Она
обрисована в грамматике Иоанна Ужевича (1643 г.). В ней описывается
"Lingua sacra" или "словенороссийский язык" (так именовался церковно-
словянский) - высокий книжный язык, язык богослужения и богословия, lingua
slavonica или "проста мова"-гражданский , светский литературный и деловой
русский язык, и "lingua popularis" - диалектная речь. (БА.Успенский
"Краткий очерк истории русского литературного языка (ХI -ХIХ в.в.) М, 1994).В
Киеве в 1627 г. "протосингел от Иерусалимского патриаршего престола и
архитипограф Российския церкви" ученый монах, подлинный энциклопедист того
времени Памва Берында издает толковый словарь "Лексикон словенороссийский
или слов объяснение". В нем "руская" речь (в послесловии к
Киевской Постной Триоди 1627 г. Берында называет "просто мову"
"российской беседой общей"), противопоставляется народным диалектам -
"волынской" и "литовской" мове. Кодификация
"словенороссийского" языка была произведена в основном в Киеве,
Львове и Вильне. "Грамматика" Мелетия Смотрицкого стала учебником
церковно-славянского языка для всей Русской Церкви буквально на века.
"Проста мова" стала основой общерусского литературного языка'
"...Действительно, "проста мова" не оказала почти никакого
влияния на современный украинский и белорусский литературный языки... Однако,
на историю русского литературного языка "просто мова" как компонент
юго-западнорусской языковой ситуации оказала весьма существенное влияние.
Достаточно указать, что если сегодня мы говорим об антитезе
"русского" и "церковнославянского" языков, то мы следуем
именно югозападнорусской, а не великорусской традиции... Это связано с тем, что
условно называется иногда "третьим южнославянским влиянием", т.е.
влиянием книжной традиции Юго-Западной Руси на великорусскую книжную традицию в ХVII в.: во второй половине ХVII вежа это влияние приобретает характер массовой
экспансии югозападнорусской культуры на великорусскую территорию"
(Б.А.Успенский "Краткий очерк истории русского литературного языка
(ХI-ХIХ в.в.) М, 1994).
"Говорят, что Петр Великий гражданскую печать выдумал, а, оказывается, он,
просто-напросто, заимствовал ее у галичан у прочих малорусов, которые
употребляли ее еще в ХУ1 в. Заголовки многих грамот и статутов, виденные мною в
Ставропигии, начерчены чисто нашими гражданскими буквами, а текст, писанный в
ХVI в. - очевидный прототип нашей скорописи и наших прописки елисоветинских и
екатерининских времен". ("Галичина и Молдавия. Путевые письма Василия
Кельсиева, С-Петерб., 1868).
Что касается диалектов - "волынской", "литовской" и многих
других мов, то о "целесообразности" создания на их основе местных
литературных языков лусше всего сказал замечательный галицко-русский историк
Денис Зубрицкий в своем письме к М.А.Максимовичу: "...Ваши мне сообщенные
основательные и со систематической точностью изданные сочинения - откуда идет
русская земля, и исследование о русском языке читал я с величайшим любопытством
и вниманием. Вы опровергли сильным словом мечтательные утверждения писателей и
выдумки как о происхождении народа, так и о русском языке, которые мне всегда
не нравились... Что касается до наречий русского языка, то их бесчетное число)
внимательный наблюдатель, странствуя по русской земле, найдет почти в каждом
округе, даже в каждой деревне, хотя и неприметное различие в произношении,
изречении, прозодии, даже в употреблении слов, и весьма естественно. По
исчислению г-на Шмидель Litterarisce Anreiger 1882 г. есть 1 14 наречий
немецких столь одно от другого расстоящих, что немец Друг друга никогда не
разумеет, но язык есть всегда немецкий, и невзирая на сие, ученые немцы в Риге,
Берлине, Вене и даже в Страсбурге употребляют в книгах и общежитии лучших
обществ одно словесное наречие. Я бы желал, чтобы и русские тем примером пользовались..."
(Путями истории, Т.2. Изд. Карпато-русского литературного общества, Нью-Йорк,
1977).
Так что современные "украинские националисты"- это
никакие не националисты, а униатские нигилисты, уничтожающие все то, что веками
создавала Киевская Русь. Подлинные украинские националисты -это общерусские
ирридентисты (иррирдента-воссоединение), такие, как святые Киево-Печерские
отцы, арх.Иннокентий (Гизель), Памва Берында, русский гетман Богдан
Хмельницкий, православные лидеры самого большого в Российской Империи Волынского
Союза Русского Народа и Святейший Патриарх "Великой, Малой и Белой
Руси" Кирилл и Блаженнейший митрополит Онуфрий.
В свою очередь, навязываемое либеральными, светскими и околоцерковными, кругами,
"коллективным чапнинокураевым", решение о предоставлении Русской
Православной Церковью "канонической автокефалии" УПЦ МП в обмен на
"преодоление раскола в украинском православии" в случае
принятия будет невосполнимым поражением Русской Православной Церкви и
России, полностью обесценит победы России в Крыму и в Сирии, ибо сделает проект
"Украины как антиРоссии" необратимым и состоявшимся. Этот проект
будет претендовать также на Кубань и Воронеж (Кубань была заселена запорожскими
казаками, считавшими себя русскими, но признание "ереси украинства"
меняет суть дела и делает потерю Кубани делом времени).
Но Святейший Патриарх Московский, Великой, Малой и Белой России,Кирилл, много
раз противостоял давлению компрадорских кругов, выстоит и в этот раз, ответит и
на самую лукавую демагогию о "необходимости автокефалии УПЦ во имя
преодоления раскола".
Раскол в Малороссии преодолим только одним путем- миссионерским
"контрнаступлением" Русской Православной Церкви , раскрытием
"русской правды" и лжи "ереси украинства" - историческая
правда является "термоядерным оружием" Русской Церкви, в век
интернета и прочих информационных технологии даже в условиях тоталитарного
русофобского режима в Малороссии она может и должна быть донесена до каждого
гражданина Украины и эта правда "взорвет сознание"
"зомбированных" ложью "украинства" миллионов русских
людей,и они обратят свой гнев на обманщиков!
Миссионерский диалог с отделившимися от Церкви необходим для "приобретения
заблудших" (св.Григорий Богослов), но именно как диалог правды,
пробуждения православного сознания и совести, открытия глаз, "взрыва"
навязанных антиправославной пропагандой стереотипов, а не лукавых
сделок или "новых экуменических моделей" по идеологи униатской
"укрокефалии" Кириллу Говоруну, "любовь" без истины -это не
добродетель Христовой любви!
1. Re: «Каноническая автокефалия» УПЦ МП - это уния!