Верные ступени к Царской России

Беседа с автором книг о верноподданных, не предавших Царственных Мучеников

Ольга Чернова 
100-летие революции 1917 года 
0
06.12.2017 510

Газета «Православный Крест» открыла постоянную рубрику «Верноподданные», в которой публикуются статьи о придворных, лицах свиты, учителях и других приближенных святой Царской Семьи, самоотверженно служивших Ей как в мирное, так и в трагическое революционное время. При подготовке этих материалов используется книга православного автора из Санкт-Петербурга О. В. Черновой. Недавно редакции удалось лично познакомиться и побеседовать с Ольгой Васильевной. Публикуем материал из газеты.

***

- Ольга Васильевна, расскажите, пожалуйста, о Ваших Царских книгах.

- Первая, небольшая книга о людях, сохранивших верность Царственным Мученикам, - «Верные до смерти. О верноподданных Государя», была выпущена в 2007 году питерским издательством «Сатисъ». В 2010 и 2017 годах в московском издательстве «Русский Хронографъ» вышла вторая - «Верные. О тех, кто не предал Царственных Мучеников», включающая повествования о 30-ти персонажах. В начале 2018 года предполагается ее третье издание, исправленное и дополненное двумя новыми главами.

- Как и почему у Вас возникла идея писать о преданных Царской Семье людях?

- В нашем спальном районе Санкт-Петербурга, в Купчино, не было храма. И в 1999 году с целью его строительства образовалась инициативная группа, духовником которой стал известный и любимый многими питерцами отец Николай Мочалкин († 2013). В 2000 году мы получили статус прихода, возвели чудную часовню в Русском стиле, собирали средства на церковь - во имя преподобного Серафима Вырицкого, первую в России после его прославления. Послушание у каждого было свое, - я стала проводить паломнические поездки (благо, опыт имелся: прежде работала в Петергофе). Конечно, ездили в Вырицу, к мощам святого. А дорога туда идет мимо Павловска и Царского Села (г. Пушкин) - известнейших Царских резиденций, которые обязательно входили в программу и о которых я рассказывала паломникам. С каждой новой экскурсией интерес к прежним владельцам этих усадеб возрастал, информации становилось все больше (к этому времени уже появились книги православных авторов). В Царском Селе главной темой моего повествования стали Государь Мученик и Его Семья. То, что о Них открылось, было настоящим потрясением. И дало импульс к дальнейшему поиску и изучению материалов об их жизни.

- А раньше, до поездок, Вы уже как-то соприкасались с Царской темой?

- Думаю, у каждого Русского человека рано или поздно пробуждается интерес к Императорской России и ее Государям. У меня он был достаточно поверхностным, но когда начались паломничества и экскурсии, то по долгу службы понадобилось углублять и расширять знания - чтобы все участвовавшие в поездке проникались темой. А люди собирались очень разные - и по уровню образования, и по возрасту, и по отношению к Царской России.

- А почему Вас привлекло окружение Царственных Мучеников?

- Если можно, отвечу цитатой из своей книги: «Непереносимо тяжело углубляться в историю последних месяцев жизни Царской Семьи. Вокруг Государя - трусость, измена, ложь. Тех, кто предал - много. Тех, кто мучил, издевался и убивал - много. И потому так хотелось узнать о других, немногих, кто остался верен до конца. Утешиться тем, что Семья не осталась в полном одиночестве, что рядом были люди, которые скрасили и разделили с Ними страдания последних семнадцати месяцев жизни...» (Здесь и далее цит. по: Верные до смерти. О верноподданных Государя. СПб., 2017).

Однажды неожиданно для себя обнаружила, что в книгах отмечаю закладками те страницы, где сведения касаются свиты и слуг, разделивших с Царской Семьей их скорби. Решила, что это стоит продолжить уже вполне сознательно. И продолжила...

Первая статья о верных была опубликовала в журнале «Град духовный» (замечательное издание, жаль, просуществовало лишь несколько лет) и посвящена полковнику Евгению Степановичу Кобылинскому.

- Как Вы считаете, что двигало этими людьми? Ведь не одно чувство долга?

- Мнение, что Царские слуги и свита просто выполняли свой долг, однажды прозвучало от священноначалия. Поэтому, вероятно пока у нас прославлен лишь доктор Боткин (лейб-медик Семьи Императора Николая II, убитый 17 июля 1918 г. вместе с Царственными Мучениками; канонизирован в лике страстотерпцев решением Архиерейского Собора РПЦ 3 февраля 2016 г. - Примеч. ред.).

Безусловно, верные честно исполняли свои обязанности. Но дело в том, что когда у них появлялась возможность избежать смерти или притеснений, ради святой Семьи они не только предпочитали претерпеть все эти страдания: заключение - свободе и смерть - жизни, но каждый из них стремился принять на свои плечи краешек Их Креста...

Это и тот же врач Евгений Сергеевич Боткин, знавший, что оставляет своих детей круглыми сиротами и поручивший их Единому Богу; и воспитатель Цесаревича Пьер Жильяр, и учитель Чарльз Сидней Гиббс, швейцарский и английский подданные, которые возвращению на Родину предпочли страшную для иностранцев Сибирь; и фрейлина молодая графиня Анастасия Васильевна Гендрикова, которая была счастлива, что успела вернуться в Царское Село вовремя и пойти под арест вместе с Царской Семьей; и генерал Илья Сергеевич Татищев, с благодарностью принявший предложение Государя сопровождать Его в ссылку; и матросы Климентий Нагорный и Иван Седнев, закрывавшие собой Царских Детей...

- В чем, как Вы считаете, прежде всего состоял их подвиг?

- Всех этих людей объединяли самоотречение, жертвенность и готовность к тому поступку, выше которого нет - положить жизнь свою за други своя.

Хотя, безусловно, все они прошли через внутренние борения. Любой человек боится страданий, смерти. У всех есть инстинкт самосохранения. Верные - не исключение. Но они, нисколько не обманываясь в собственной участи, сумели преодолеть этот естественный страх, за что достойны глубочайшего уважения и прославления.

Причем далеко не все обладали стальной душой и волей. Например, Анна Степановна Демидова (комнатная девушка Императрицы Александры Феодоровны, - примеч. ред.), ужасно боявшаяся большевиков, едет в Екатеринбург с Царской Семьей, хотя имела возможность отказаться. Вместе с Ними она претерпела все испытания, вплоть до страшного конца в Ипатьевском доме.

- А в чем, по-Вашему, природа такого самоотречения? Как люди к этому приходили?

- Природа, на мой взгляд, - в чисто Русском жертвенном служении и любви к Помазанникам Божиим как к Самому Богу.

- Т. е. тут некое сакральное восприятие Царской власти?

- Так она и есть сакральная на самом деле! И верноподданные не представляли, как можно относиться к ней иначе. Полковник Кобылинский, начальник Отряда особого назначения по охране Царской Семьи в Тобольске, не поверил своим ушам, когда услышал, что некий рядовой Дорофеев способен ударить Государя.

Для человека той эпохи чье-то намерение поднять руку на Священную Особу Императора означало (что уже зачастую непонятно нашим современникам) покушение на святое, кощунство и богохульство. А это, как известно, ведет к самым мрачным последствиям для человеческой души и для страны в целом. Предупреждение: Не прикасайтесь к Помазанным Моим (Пс. 104, 15), - было отброшено и забыто. Но свято место пусто не бывает: Русские души, потерявшие благодать, заполнил «Интернационал»...

- Получается, верные имели особое отношение к Царской Семье - духовное?

- Да, не зря же Царя на Руси величали Батюшкой. Он был отцом для своих подданных, в нем сосредоточились и любовь к миллионам вверенных ему людей, и высшая справедливость.

Внутреннее единение между Царскими Мучениками и верными спаяло их в одну большую семью, в которой сословные и прочие различия не мешали стать духовно равными и близкими. Приведу два показательных случая.

Идеально вышколенный камердинер Государыни Алексей Андреевич Волков дважды нарушил строжайший дворцовый этикет и даже этого не заметил (как и сама Императрица). Обратила внимание и рассказала об этом подруга Александры Феодоровны - Юлия Ден: «Волков вошел к Государыне бледный, с трясущимися руками и, не дождавшись, как полагалось, пока обратится к нему Императрица, совершенно забыв об этикете, воскликнул: „Император на проводе!" И для Государыни в тот момент гораздо важнее было то, что сказал Волков, а не то, что сделал, потому что Она, как 16-летняя девочка, бросилась бежать к телефону».

И второй момент - когда в Александровском дворце арестовывают ту же Юлию Александровну Ден и Анну Александровну Танееву (Вырубову) (фрейлина, ближайшая и преданнейшая подруга Императрицы, - примеч. ред.). Больную Анну Александровну везут в инвалидной коляске. Навстречу, также в коляске, Волков везет Государыню, чтобы попрощаться. Обе они рыдают, и Александра Феодоровна указывает на Небо: «Там и в Боге мы всегда вместе». И тут Алексей Андреевич тоже со слезами произносит: «Анна Александровна, никто как Бог!» При каком еще Дворе могло произойти подобное? Только там, где существовало истинное равенство и истинная любовь - во Христе.

- Следующий вопрос: что нам может дать информация о верных? Получается, Вы на него уже отчасти ответили: они возвращают нам правильное отношение к Монархии. Насколько сегодня это актуально?

- Весьма! Потому что нынешние враги Веры и Отечества продолжают разрушать православное представление о Царской власти. Нам внушают, что Царем может быть любой. Что Сталин, Путин и прочие - это якобы фактически монархи... Но должно понимать, что Царская власть - нечто иное. Ни вождь, ни президент не тождественны Православному Самодержцу. А нас пытаются уверить в том, что можно просто, грубо говоря, посадить кого-то на трон - и все устроится...

Модная ныне параллель между Государем и Сталиным (которую, к несчастью, поддерживают и люди, называющие себя православными) как двумя монархами - кощунство и поношение: и убиенного Государя, и всех прославленных и непрославленных новомучеников.

- А еще чему образы верных, на Ваш взгляд, могут нас научить, - особенно нашу молодежь?

- Думаю, даже не столько тому, чтобы быть, как они - преданными, хранить честь, держать свое слово и т. п. Это прописные истины, известные со школы. Скорее, верные помогают правильно увидеть и понять Государя. То, каким был Царь, перед которым, по слову П. Жильяра, преклонялись даже вконец огрубевшие и опустившиеся солдаты-охранники. Самый оболганный при жизни и после смерти, Он и сейчас, уже прославленный в лике святых, подвергается лжи и клевете. Этой мутной волне, которая никак не спадает, мы обязаны противостоять - так, как нам это дает Господь. В меру сил и возможностей. И лучший пример здесь - свидетельство верных, - и принявших смерть, и выживших.

Вопрос отношения к Царю Николаю II - это вопрос отношения к Царской России в целом, поскольку Он ее олицетворяет. Особенно важно понять это молодежи, которой придется строить будущее. От них зависит, какой станет Россия. Подобной ли строенной большевиками, где «лес валили - щепки летели» и «умри ты сегодня, а я - завтра». Или вновь Российской Империей, в которой действительно права человека уважали и защищали. И мать цареубийцы Ульянова могла не бояться, что ее вместе с другими чадами и домочадцами лишат права переписки, а тем более средств к существованию.

Рассмотрите, например, групповые фотографии участников Великой (Первой мировой) войны - впереди их ждали сражения. А значит - гибель, ранение, страдания, потери... Но поражает то, что практически на всех снимках глаза у людей - веселые и спокойные... И где они, эти веселые глаза, на послереволюционных фото?!

- Значит, через верных мы должны прийти к Царю. А поскольку он - воплощение всего лучшего в нашей истории, то через Царя мы придем к Царской России, захотим ее возрождения?

- В идеале - да. Но выбор, как всегда, есть у каждого.

Только хорошо бы помнить слова одного из вождей «Союза Русского Народа» - Н. Е. Маркова: «Тем, кому Россия монархическая ненавистна, им ненавистна вообще Россия, ненавистна живая, действительно бывшая Россия, им люба Россия будущего, Россия воображаемая, Россия мнимая. Какова будет эта воображаемая Россия и вообще будет ли она - я не знаю, но я знаю, что тысячу лет жила, росла и благоденствовала живая великая Россия, Россия-Монархия».

- Познакомившись с Вашей книгой, понимаешь, что о большинстве ее героев сведений крайне мало, в открытом доступе практически нет. Люди о них ничего не знают, не интересуются... Возникает вопрос, точнее, почти вопль: почему?!

- Это понятно - они не на слуху. Данные о верных действительно скудны, - мы и знаем о них только потому, что их озарила Голгофа Царственных Мучеников. Пока, как уже сказано, наиболее известен и прославлен Церковью только доктор Боткин... Информацию приходилось собирать по крупицам; мне помогло то, что по профессии я - библиограф и умею искать и систематизировать материал. Да и целью было не столько изложение биографий, сколько осмысление характеров и обстоятельств их подвига. Они же все очень разные: простые служащие и матросы, и высокообразованные военные и врачи, высшая аристократия...

Я не сомневаюсь, что они - святые. И верю, что придет время, когда будут написаны их жития и в храмах им будет молиться вся Православная Россия.

Они жили!

Творили добро и умерли в забвении.

Они сделали свое и ушли

В неведомую страну.

Молодые они были или старые,

Богатые или бедные?

О них известно только одно - они были

Преданными и верными...

На земле их имена не осияла слава,

Но на Божиих Небесах

Книга имеется с именами их,

И место уготовано там

Для всех, кто угодил Господу своему.

+ + +

Как храмы, строятся души у нас.

Вот резьбы прекрасный узор,

Там икону увидит взор,

Темную раму, которая скажет

Правду святую иль чудо покажет.

Каждая малость со всем сливается,

Все изменяет, к чему прикасается.

Красоту или шрам оставляя на нас.

(Из «Духовного дневника» Царицы Мученицы Александры Феодоровны)

Беседовала Серафима Смолина

Источник: газета «Православный Крест», № 23 (191) (от 1 декабря 2017 г.)

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Адель.Re: О книге "Верные...."

Огромное спасибо автору книги О.Черновой! Дарю её друзьям.

Деля / 28.06.2018 13:48

2. Re: Верные ступени к Царской России

Огромная благодарность О.Черновой за книгу! Дарю её всем друзьям.

Деля / 28.06.2018 13:39

1. Re: Верные ступени к Царской России

Большое спасибо Дорогой Редакции РНЛ и первоисточнику за эту публикацию!

Загрузка...
Ольга Чернова
Верные ступени к Царской России
Беседа с автором книг о верноподданных, не предавших Царственных Мучеников
06.12.2017
О матросах Иване Седневе и Климентии Нагорном
Глава из книги «Верные. О тех, кто не предал Царственных мучеников»
02.02.2017
Фрейлина Рита, воспитатель Жильяр и учитель Гиббс
Из цикла "Великие души России". Первые статьи напечатаны в журнале "Град Духовный", - 2005 г, N 1
24.02.2006
Все статьи Ольга Чернова
100-летие революции 1917 года
Гибель мифов – уроки от Владыки
Размышления о документальном фильме митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи: Российский урок»
22.04.2021
В.И. Ленин: «Мы, старики, до революции не доживем».
10-я серия фильма «Гибель империи. Российский урок»
08.04.2021
Карл фон Клаузевиц: «Россия может быть побеждена
лишь действием внутренних раздоров». 9 серия «Гибель империи...»
06.04.2021
Лорд Палмертон: «Как трудно жить на свете,
когда с Россией никто не воюет». 8-я серия фильма «Гибель ...»
05.04.2021
Генерал фон Людендорф: «Наше поражение казалось
неминуемым». 7-я серия фильма «Гибель империи. Российский урок»
03.04.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
01.08.2021 12:38
«Власть на Украине захватили националисты»
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
01.08.2021 12:09
Фальстарт встречи антихриста, или Давай бояться вместе
Новый комментарий от Валерий
01.08.2021 10:47
БесогонTV «Того ли мы стыдимся?»
Новый комментарий от грешник Вова
01.08.2021 09:25
Следком против оскорбления ветеранов и матерщины
Новый комментарий от Владимир Петрович
01.08.2021 08:46
Земля Императора Николая Второго
Новый комментарий от грешник Вова
01.08.2021 08:22
Победы спортсменов и поражение страны
Новый комментарий от учитель
01.08.2021 06:29